Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экономическое обоснование формирования тарифов на услуги предприятия в электроэнергетической отрасли

Работа №9547

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1005
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 10
1 Ценообразование в электроэнергетике 12
1.1 Цена и ее функции 12
1.2 Факторы, влияющие на цены (тарифы) в электроэнергетике 19
1.3 Методы и подходы формирования цен (тарифов) в электроэнергетике ... 24
2 Описание состояния электроэнергетики на примере предприятий Томской
области 33
2.1 Реформирование электроэнергетики 33
2.2 Характеристика состояния электроэнергетики Томской области за
период 2009-2013 гг 38
2.3 Характеристика предприятий Томской области как потребителей
электроэнергии 42
2.4 Краткая характеристика ООО «Х» г. Томск 48
3 Формирование тарифов на электроэнергию ООО «Х» 52
3.1 Анализ затрат на услуги по передаче электрической энергии ООО «Х» на
2012-2014 гг 52
3.2 Расчет и анализ среднегодовых тарифов на услуги по передаче
электрической энергии ООО «Х» на 2012-2014 гг 56
3.3 Анализ выручки и прибыли предприятия ООО «Х» на 2012-2014 гг 60
3.4 Государственное регулирование тарифов 63
3.5 Ключевые особенности реализации инвестиционной программы
развития сетей электроснабжения 69
4 Социальная ответственность 80
Заключение 91
Список литературы 96
Приложение А Организационная структура предприятия 100
Приложение Б Отчет о финансовых результатов ООО «Х» 101
Приложение В Свод капитальных вложений за 2011-2014 годы в организации в разрезе инвестиционных проектов


Электрическая энергия является самым прогрессивным и уникальным энергоносителем. Характеризуется электроэнергия тем, что она способна преобразовываться почти в любой вид конечной энергии, в то же время топливо, используемое непосредственно в потребительских установках, горячая вода и пар могут трансформироваться только в тепловую энергию и механическую энергию различного потенциала. Использование электрической энергии в производстве дает возможность активизировать технологические процессы, т.е. резко повышать скорость их протекания, обеспечивает полную их автоматизацию и компьютеризацию и высокую точность регулирования, это ведет к сокращению расхода материальных ресурсов, существенному росту производительности труда и повышению качества продукции. Одновременно отдельные прогрессивные процессы, в том числе в химии и металлургии, совсем не допускают использования каких-то других энергоносителей. Помимо этого, на стадии потребления электрическая энергия является самым экологически чистым энергоносителем [12, с. 10].
Формирование тарифной политики в электроэнергетике имеет большое значение для развития социальной сферы и экономики страны и ее отдельных территорий. В электроэнергетике механизмы и принципы разработки государственной тарифной политики требуют непрерывного совершенствования по причине появления и развития существенного частного сектора и развитием рыночных механизмов в отрасли. Данная проблема осложняется тем, что электроэнергетика - это важнейшая инфраструктурная отрасль, несущая важнейшую социальную нагрузку.
Процессы либерализации цен являются одним из актуальных и важнейших направлений формирования экономических отношений нашего государства. Интенсивно развиваются отношения федерального, регионального и местного уровней власти, в частности в области регулирования тарифов и цен. В данном контексте в процессе развития
вертикальных связей административной системы управления, органы исполнительной и законодательной власти разных уровней имеют, в некоторой мере, свои подходы к вопросу вырабатывания государственной ценовой политики. Процессы этого типа определяют необходимость развития новых принципов тарифной политики государства, развития институциональной и методической основы регулирования в отрасли, изменения системы регулирования тарифов [9].
Данная тема актуальна, так как сложность производимых реформ в энергетической сфере требует развития методических и теоретических подходов к формированию государственной тарифной политики.
Объект исследования: ООО «Х».
Предмет исследования: формирование тарифов на электроэнергию ООО «Х».
Цель работы: дать экономическое обоснование формирования тарифов на услуги предприятия в электроэнергетической отрасли.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть ценообразование в электроэнергетике;
2. описать состояние электроэнергетики на предприятиях Томской области;
3. обосновать формирование тарифов на электроэнергию ООО «Х».
Практическая значимость результатов ВКР: обосновано
формирование тарифов на электроэнергию ООО «Х».
Реализация и апробация работы: в процессе практики выполнен ряд расчетов для оценки методов ценообразования тарифов на предприятии электроэнергетики.
Методологические основы исследования: в написании работы и расчетов использовалась научная литература и интернет-ресурсы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сделаем основные выводы по результатам работы в соответствии с поставленными целями.
В широком смысле цена является экономической категорией, которая означает сумму денег, за которую продавец желает продать товар, а покупатель согласен его приобрести. Цена является инструментом коммерческой политики предприятия. Ценообразование является процессом установления цен на услуги или товары. Ценообразование в электроэнергетике - это принципы и определенные механизмы установления цен (тарифов) на электроэнергию и др.
Различаются два наиболее важных вида ценообразования: регулируемое государством и конкурентное (свободное, рыночное). Использование данных видов ценообразования находится в зависимости от модели электроэнергетики. В итоге распространяются следующие принципы ценообразования: формирование цен или тарифов на основании определения издержек и перекрестного субсидирования.
Перекрестное субсидирование - это искусственное занижение цен или тарифов для населения при помощи их повышения для промышленных предприятий, или искусственное перераспределение прибыли между различными видами функционирования в электроэнергетике.
Самая большая либерализация тарифов или цен совершается при создании конкурентной модели на предприятиях электроэнергетики. Конкурентная модель подразумевает либерализацию цен или тарифов в конкурентоспособных областях и сохранение регулирования цен в областях естественных монополий. Большая часть субъектов оптового конкурентного рынка имеют возможность выбирать из двух основных механизмов свободного ценообразования. Недостаток конкуренции на рынке
электроэнергии в пределах ее распределения и производства вызывает подозрение в некорректности выражения «рынок энергии», часто присутствующего в некоторых официальных источниках, в т.ч. и в данных Министерства энергетики РФ. Ценовая стратегия, ценовая политика организации, цена продукции - это мощные инструменты конкурентной борьбы.
Функция цены является совокупностью общих характеристик, объективно присущих цене, являющейся экономической категорией. Выделяется пять существенных функций цены: учетно-измерительная, стимулирующая, распределительная или перераспределительная, балансирующая и функция производства и размещения капитала.
Колебания тарифов на электрическую энергию заметно влияют на экономические условия как в некоторых регионах, так и в общем по стране. Изменения цены на эти товары могут идти в различных направлениях: тарифы могут повышаться, понижаться, или оставаться постоянными. Постоянный уровень тарифов на протяжении длительного периода содействует снижению скорости инфляционных процессов и экономической стабильности. Отрицательный социально-экономический эффект при повышении стоимости электроэнергии выражается в вероятном уменьшении доходов людей и повышении стоимости жизни.
В настоящее время рынок оборудования обладает целым комплексом технологий энергосбережения, введение которых довольно дорогостоящий проект с долговременным сроком окупаемости.
При регулировании тарифов (цен) используются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод сравнения аналогов, метод индексации тарифов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования по отношению к каждому предприятию, осуществляющему регулируемое функционирование, осуществляется регулирующим органом согласно методике. С 2009 г. в нашей стране стал внедряться новый метод - это метод доходности инвестированного капитала или так называемый метод «RAB- регулирование».
Во второй главе работы описано состояние электроэнергетики на примере предприятий Томской области. Основными субъектами электроэнергетики, которые образуют региональную энергосистему в Томской области считаются Томский филиал ОАО «ТГК-11», Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» Томское ПМЭС, ОАО «Томская распределительная компания» (ОАО «ТРК»), ОАО «Томскнефть» ВНК. Основными источниками электроэнергии энергосистемы Томской области являются электростанции Томская ГРЭС-2 и Томская ТЭЦ-3, которые входят в состав Томского филиала ОАО «ТГК-11», а также ТЭЦ. Электроэнергетическая система (ЭЭС) Томской области включена в состав объединенной энергосистемы (ОЭС) Сибири. Альтернативой развития электроэнергетики на газе следует считать развитие атомной энергетики и электростанций с использованием угля. Распределение электроэнергии по территории области осуществляется по электрическим сетям напряжением от 0,4 кВ до 220 кВ. Общая протяженность ВЛ 110 кВ и выше составляет 7619,5 км (в одноцепном исполнении). Основной системообразующей линией Томской энергосистемы является двухцепная ВЛ 220 кВ Томск - Володино - Парабель - Советско-Соснинская длиной более 770 км. Наряду с решением вопросов по ликвидации дефицита энергетических мощностей необходимо решение проблем по электросетевой части.
В Томской энергосистеме основными потребителями электроэнергии являются потребители, относящиеся к топливно-энергетическому комплексу. Наибольший объем потребления электроэнергии имеет ОАО «Томская энергосбытовая компания» 4 144,2 млн. кВтч (61,18%). На втором месте по объему и удельному весу электропотребления находится ООО «РН-Энерго» - 1 744,2 млн. кВтч (25,75%). Остальные компании имеют незначительную долю и объем потребления электроэнергии. Электропотребление за 2012-2014 гг. меняется разнонаправлено: в 2013 г. по сравнению с 2012 г. снижется на 2,98%, а в 2014 г. по сравнению с 2012 г. растет на 0,58%. Наибольший удельный вес электропотребления имеет промышленное производство - 55,2% в 2012 г. и 54,2% в 2014 г. (уменьшение удельного веса составляет 1,0%).
Самую низкую долю имеют потребители строительного сектора (0,2% в 2012
г. и 0,3% в 2014 г.).
Преимуществом ООО «Х» перед другими сетевыми компаниями города Томска является наличие собственных электрических сетей и возможность их развития и интеграции в единую схему города за счет собственных средств. Управление компанией осуществляется на базе определенной организационно-производственной структуры. Общая численность персонала ООО «Х» на 30.04.2015 г. составляет - 752 человека.
В третьей главе работы дана характеристика формирования тарифов на электроэнергию ООО «Х». Общая сумма расходов увеличилась на 16 862,59 тыс. руб. или на 2,86% (с 588 686,64 тыс. руб. в 2012 г. до 605 549,23 тыс. руб. в 2014 г.). Это произошло, в основном, за счет роста подконтрольных расходов. Материальные затраты ООО «Х» состоят из двух составляющих, которые также выросли на 15,07%. Неподконтрольные расходы, напротив, снизились за анализируемый период на 33 871,34 тыс. руб. или на 13,43%. Плата за аренду имущества и лизинг не изменилась.
Анализ среднегодовых тарифов на услуги по передаче электрической энергии ООО «Х» на 2012-2014 гг. показал, что одноставочный тариф вырос на 46,04 руб./МВт.ч или на 7,46%. Общий рост платы за услуги на содержание электрических сетей составил 14 626,17 руб./МВт-мес (5,83%). Ставка на оплату потерь электроэнергии растет неравномерно: в 2013 г. по сравнению с 2012 г. она выросла на 1,06 руб./МВт-ч или на 0,6%, а в 2014 г. она выросла на 19,25 руб./МВт-ч или на 10,87%.
Динамика тарифов не характеризует изменение необходимой выручки предприятия, так как для расчета тарифов используются разные показатели мощности в зависимости от изменения нормативной базы по тарифообразованию в энергетике, поэтому в следующем параграфе данной работы будет проведен анализ выручки и прибыли предприятия. За рассматриваемый период выручка предприятия снизилась на 11 953 тыс. руб. или на 0,88%. При этом за период 2012-2013 гг. она уменьшалась на 46 573 тыс. руб., а за 2013-2014 гг. увеличилась на 34 620 тыс. руб. За счет того, что себестоимость продаж за рассматриваемый период снизилась больше, чем выручка выросла валовая прибыль предприятия. За рассматриваемый период в ООО «Х» наблюдается рост выручки и валовой прибыли, но снижение прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли за счет роста управленческих расходов, процентов к уплате, текущего налога на прибыль и снижения прочих доходов.
Правительству Российской Федерации в целях стимулирования сбережения энергетических ресурсов потребителями, повышения энергоэффективности, операционной эффективности и надежности работы электрических магистральных и распределительных сетей разработать и утвердить Программу развития систем коммерческого учета электроэнергии на основе «интеллектуальных приборов учета» по электросетевым организациям, предусмотрев необходимые источники финансирования, а также принять нормативный правовой акт, регламентирующий требования к приборам учета и системам коммерческого учета электроэнергии на основе технологий интеллектуального учета. Снижение эксплуатационных расходов приведет к снижению необходимой валовой выручки предприятия, что в итоге позволит снизить тариф конечного потребителя. Реализация данных инвестиционных проектов в связи со снижением тарифа несет социальный эффект для потребителей региона.
Так же в работе выполнен раздел «Социальная ответственность», в котором описана реализация программы КСО ООО «Х».
В результате решения поставленных задач была достигнута цель исследования, т.е. дано экономическое обоснование формирования тарифов на услуги предприятия в электроэнергетической отрасли.



1. Гражданский Кодекс РФ [Электронный ресурс] // Гарант информационно - правовой портал.- Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http//garant.ru (дата обращения: 06.02.2016).
2. Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам
по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (с изменениями и
дополнениями) // Гарант: информационно - правовой портал.- Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http//garant.ru (дата обращения: 06.02.2016)
3. О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178 (С изменениями и дополнениями) // Гарант: информационно - правовой портал.- Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http//garant.ru (дата обращения: 09.02.2016).
4. Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки [Электронный ресурс]: Приказ Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э // Гарант: информационно - правовой портал.- Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http//garant.ru (дата обращения: 02.04.2016).
5. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ // Гарант: информационно - правовой портал.- Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http//garant.ru (дата обращения: 06.02.2016).
6. Об электроэнергетике [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ (С изменениями и дополнениями ) // Гарант: информационно - правовой портал.- Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http//garant.ru (дата обращения: 06.02.2016).
7. Устав ООО «Х» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http://gorsetitomsk.ru/ (дата обращения 06.02.2016).
8. Васюхин О.В. Основы ценообразования - СПб: СПбГУ ИТМО,
2011. - 110 с.
9. Гришанов В.В. Формирование государственной тарифной политики в электроэнергетике: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / В.В. Гришанов. - Екатеринбург, 2012. - 164 с.
10. Липсиц И. В. Ценообразование: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Липсиц. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 368 с.
11. Схема и программа развития электроэнергетики Томской области на период 2015-2019 годов. - Томск, 2014. - 124 с.
12. Экономика и управление в энергетике: учебник для магистров / под общ. ред. Н.Г. Любимовой, Е. С. Петровского. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 485 с.
13. Гальперова Е.В., Кононов Ю.Д. Изменение тарифов на электроэнергию: оценка возможных последствий для экономики региона // Регион: экономика и социология, 2014. - № 2. - C. 28-37.
14. Градов А.П. «Семь кругов» проблемной ситуации по уровням управленческой иерархии // Научно-технические ведомости Санкт- Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки, 2014. - № 1(187). - С. 20-27.
15. Илюша А.В. О механизмах энергосбережения промышленных
предприятий в условиях реформирования электроэнергетики //
Промышленная энергетика, 2011. - № 10. - С. 9-11.
16. Родин А.В. Факторы, влияющие на формирование тарифной политики в электроэнергетике, и социально-экономические последствия ее реализации // Вестник МГТУ, том 14, 2011. - №1. - С. 210-213.
17. Гальцева Н.В. Особенности формирования тарифов в электроэнергетике и их влияние на функционирование рыночных систем [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/ свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус. (дата обращения 25.03.2016 г).
18. Коваль А.С. Тарифная политика как стимул к энергосбережению у поставщиков энергоресурсов [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://portal-energo.ru/articles/details/id/89 свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус. (дата обращения 29.03.2016).
19. Министерство энергетики Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://minenergo.gov.ru/ свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус. (дата обращения 30.01.2016).
20. Мироненко О.В. Совершенствование механизма
тарифообразования на услуги по передаче электрической энергии региональных сетевых компаний [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://vestnik.kstu.edu.ru/ свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус. (дата обращения 29.03.2016).
21. Нагорная Н.В. Экономика энергетики: учеб. пособие [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.aup.ru/books/m767/ свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус. (дата обращения 06.02.2016).
22. ООО «Х» Томск [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://gorsetitomsk.ru/ свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус. (дата обращения
29.01.2016) .
23. Хайкин М.М., Жукова П.С. Соотношение рыночных и нерыночных инструментов при стратегическом планировании развития национальной энергосистемы на основе ветроэнергетики [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://institutiones.com/ свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус. (дата обращения 30.01.2016).
24. Электроэнергетика России. Анализ причин роста тарифов на электроэнергию [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://energokaskad.com/2957/ свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус. (дата обращения 06.02.2016 г.).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ