ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕСССЕ РЕШЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ
1.1. Сущность понятия и структура познавательных универсальных учебных
действий 5
1.2. Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе работы над сюжетной
задачей 14
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
2.1. Особенности познавательной сферы обучающихся 7-9 классов 30
2.2. Требования к отбору и составлению сюжетных задач, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у
обучающихся 7-9 классов в процессе обучения
математике 34
2.3. Совокупность сюжетных задач направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 7-9 классов 39
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Перемены, происходящие в обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные и личностные потребности и интересы. Социальные запросы современного общества выводят на первый план не «знания, умения и навыки», а общекультурное, познавательное и личностное развитие обучающихся. Согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденном приказом от 17 декабр 2010 года (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644), результатами освоения
основной образовательной программы являются личностные, метапредметные и предметные требования, включающие: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения и знания. Освоение этих результатов возможно при формировании у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Вопросам формирования универсальных учебных действий (УУД) посвящены работы: А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, А.М. Кондакова, О.В.Запятой и других. В своих работах авторы выделяли структуру универсальных учебных действий, определяли их виды, рассматривали различные средства для их формирования. В процессе обучения немаловажная роль отводится познавательным универсальным учебным действиям.
Формирование познавательных учебных действий происходит в процессе обучения различным школьным предметам, в частности математике. Данный предмет характеризуется разнообразием средств, которые можно использовать для формирования познавательных УУД.
Указанные выше факты определяют актуальность выбранной темы.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: сюжетная задача, как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках математики.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать
совокупность сюжетных задач, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках математики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу и интернет ресурсы с целью определения понятия познавательных универсальных учебных действий.
2. Выявить возможности сюжетных задач для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
3. Провести анализ познавательной сферы обучающихся 7-9 классов.
4. Выделить требования к отбору и составлению сюжетных задач, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике.
5. Разработать совокупность сюжетных задач направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 7-9 классов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Основные исследования работы изложены в статье: Аввакумова И.А., Байрамова Е.В. Сюжетные задачи как одно из средств формирования познавательных УУД у обучающихся в процессе обучения математике. / И.А.
Аввакумова., Е.В. Байрамова. // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: межвузовский сборник научных работ / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2019. - С. 114119.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, формирование познавательных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью сегодняшнего образовательного процесса. Данное требование входит в результаты обучения, предъявляемые Федеральным государственным стандартом основного общего образования. Математика, как учебная дисциплина, обладает большим арсеналом средств для формирования универсальных учебных дисциплин. Это связано, в частности, с доминированием абстрактного мышления и особенностями математического языка. Так же математика обладает инструментарием в виде сюжетных задач, который позволяет приблизить решение данных задач к реальной жизненной ситуации, обеспечивая тем самым наглядное представление связи предмета с практикой. Это и обуславливает актуальность данной темы исследования. В результате проделанной работы нами:
1. Проведен анализ психолого-педагогической, методической литературы и интернет ресурсов, тем самым было уточнено определение познавательных универсальных учебных действий. Под которыми А.Г. Асмолов понимает: «сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления».
2. Выбран в качестве средства, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий, сюжетные задачи и выделены их возможности. По точке зрения Е.И.Лященко: сюжетная задача - это задача, в которой данные и связь между ними включены в фабулу; содержание сюжетной задачи чаще всего представляет собой некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни; эти задачи важны, главным образом, для усвоения обучающимися математических отношений, для овладения эффективным методом познания - моделированием, для развития способностей и интереса, обучающихся к математике.
На основе анализа литературы, выделены этапы решения сюжетной задачи: анализ задачи; поиск способа решения; выработка плана решения; осуществление плана решения задачи; взгляд назад.
Проведено сопоставление содержания этапов решения сюжетной задачи с выделенными умениями, входящими в состав познавательных универсальных учебных действий. На основе сопоставления, получен вывод: формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся возможно осуществлять на всех этапах решения сюжетной задачи.
3. Проанализирована познавательная сфера школьников 7-9 классов. На основе анализа, были выделены особенности обучающихся данной возрастной группы:
• усиливается мотивационная сфера;
• формируется умение реалистично представлять себе различные ситуации;
• формируется умение выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы;
• информация воспринимается фрагментарно (преобладает клиповое мышление);
• возрастает роль аудиовизуальных образов в мировосприятии;
• развиваются мыслительные операции: сравнение, анализ,
абстрагирование, доказательство, обобщение.
На основе выделенных психологических особенностей обучающихся 13 - 15 лет, отметим, что из умений, входящих в состав познавательных универсальных учебных действий, у данной возрастной группы школьников формируются:
• выделять необходимую информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ, сравнение объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
4. Были выделены, на основе психологических особенностей обучающихся, требования к отбору и составлению сюжетных задач направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 7-9 классов:
• фабула сюжетных задач должна соответствовать возрастным особенностям и способствовать мотивации познавательной сферы обучающихся 7-9 классов;
• в условии сюжетных задач может быть наличие недостающих, избыточных или противоречивых данных;
• сюжетные задачи должны содержать проблему;
• сюжетные задачи должны решаться разными способами;
• сюжетные задачи должны иметь возможность построения и использования нескольких математических моделей для её решения;
• условие задач не должно указывать на способы и средства её решения;
• сюжетные задачи необходимо подбирать таким образом, чтобы при её решении у обучающихся 7-9 классов развивались мыслительные
операции: сравнение, анализ, абстрагирование, доказательство,
обобщение.
5. В практической части работы разработана совокупность сюжетных задач, отвечающих выделенным требованиям к отбору и составлению сюжетных задач. Данные задачи направлены на формирование умений, входящих в состав познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 7-9 классов.
Таким образом, все задачи были выполнены и поставленная цель работы достигнута.
1. Аввакумова И.А., Байрамова Е.В. Сюжетные задачи как одно из средств формирования познавательных УУД у обучающихся в процессе обучения математике. / И.А. Аввакумова., Е.В. Байрамова. // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: межвузовский сборник научных работ / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2019. - С. 114-119.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. М.: Просвещение, 2010. 336 с.
3. Баженкова Л.И. Познавательные универсальные учебные действия в
обучении математике // Наука и школа. 2016. №1. С. 54-60.
4. Бахмутский А.Е. Содержание результатов общего образования и
деятельность учителя // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. С. 77-86.
5. Белавина О.В. Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий в средней школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. С. 151-156.
6. Богдановская И.М., Иконникова Г.Ю., Королева Н.Н. Роль современной информационно - коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков // Электронный журнал: Психологическая наука и образование . 2015. №1. С. 1-11.
7. Введение в частные методики обучения: учеб. пособие / Артемов, Семенова , Под ред. Артемова А.К. Пенза: Пенз. политехн. инт., 1982. 76 с.
8. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. 2012. №4. С. 153-160.
9. Дунилова Р.А., Бобрикова Л.Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно - методические аспекты // Эксперимент и инновации в школе. 2013. №3. С. 5-11.
10. Егупова М.В. Об основных требованиях, предъявляемых к задачам с прикладным содержанием в курсе школьной математики // Наука и школа. 2007. №3. С. 33-37.
11. Жилинская А.В. Условия развития целеполагания у старших подростков // Электронный журнал: Психологическая наука и образование. 2012. №4. С. 1 -
16.
12.Зайкин М.И. Почему так важны сюжетные задачи в математическом образовании школьников? // Инновации в образовании. 2013. №5. С. 64-68.
13.Зайцев Г.Т. Теоретические основы обучения решению задач в начальных классах: учеб. пособие. Ленинград: 1983. 98 с.
14. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М.: Академия, 2001. 288 с.
15. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент . 2010. №2. С. 11-12...