Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения математике 5
1.1. Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий 5
1.2. Возможности использования сюжетной задачи как средства для формирования
коммуникативных универсальных учебных действий 17
Вывод по главе 1 28
Глава 2. Методические особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся при работе с сюжетной задачей на уроках математики.
29 2.1. Рекомендации по организации деятельности при работе с сюжетной задачей на уроках математики, направленной на формирование коммуникативных универсальных учебных действий 29
2.2. Конспекты уроков, направленных на формирование коммуникативных универсальных
учебных действий, при решении сюжетных задач 36
Вывод по главе 2 64
Заключение 65
Литература 66
В Федеральном государственном образовательном стандарте, определяются требования к развитию личности, которое «в системе образования обеспечивается, в первую очередь, через формирование универсальных учебных действий» (УУД): личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных. [34]
В современной теории и методике преподавания в средней школе утвердился системно-деятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач.
В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. Поскольку такое взаимодействие возможно в процессе изучения различных дисциплин, в частности на уроках математики, перед учителем стоит задача в выборе средств, при организации деятельности с которыми возможно формирование умения коммуникации. Одним из таких средств является сюжетная задача. Проблемой организации деятельности при работе обучающихся с сюжетной задачей занимались следующие авторы: Д. Пойа, Л.М. Фридман, О.П. Шарова, Л.В. Шелехова и другие. В своих работах авторы рассматривали обучение поиску решения сюжетных задач, формирование познавательного интереса у обучаемых, однако на сегодняшний день открытым является вопрос формирования коммуникативных универсальных учебных действий при работе с сюжетной задачей.
Проблемой формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в разное время занимались А.Г. Асмолов, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В. Б. Лебединцев, Т. Ф.Ушева и другие. В их работах описаны различные методы, приемы и средства для формирования, что определяет актуальность выбранной темы.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: сюжетная задача, как средство формирования коммуникативных УУД у обучающихся на уроках математики.
Целью работы является разработка конспектов урока, направленных на формирование коммуникативных универсальных действий, при работе с сюжетной задачей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью выделения структуры и состава коммуникативных универсальных учебных действий.
2. Определить возможности сюжетной задачи как средства для формирования коммуникативных универсальных учебных действий .
3. Разработать рекомендации по организации деятельности обучающихся, направленной на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, на уроке математики при работе с сюжетной задачей .
4. Разработать конспекты уроков, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы было раскрыто понятие коммуникативных универсальных учебных действий. Охарактеризованы виды коммуникативных универсальных учебных действий и определен их пооперационный состав.
Раскрыто понятие сюжетной задачи и проведен анализ этапов ее решения. Проведено сопоставление пооперационного состава коммуникативных УУД и этапов решения сюжетной задачи, в результате чего получен вывод, что коммуникативные универсальные учебные действия возможно формировать на каждом этапе решения сюжетной задачи.
С учетом выделенных уровней-этапов формирования умений коммуникации, сформулированы рекомендации по организации деятельности обучающихся, направленной на формирование коммуникативных УУД.
На основе данных рекомендаций разработаны примеры конспектов урока по решению сюжетных задач для трех уровней формирования умений коммуникации (5,7 и 9 классы соответственно).
Таким образом можно считать, что все задачи, заявленные в работе выполнены, цель работы достигнута.
1. Алгебра. 7 класс / Макарычев, Миндюк, Нешков, Суворова, - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.
2. Алгебра. 8 класс / Макарычев, Миндюк, Нешков, Суворова, - М.: Просвещение, 2013. - 287 с.
3. Алгебра. 9 класс / Макарычев, Миндюк, Нешков, Суворова, - М.: Просвещение, 2014. - 271 с.
4. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Бабанский Ю. К. Педагогика. - 2 изд. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
6. Бондарева Яна Алексеевна Формирование логических умений обучающихся 5-6 классов на уроках математики // Символ науки. - 2016. - №3. С. 27-36.
7. Математика. 5 класс / Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбурд, - 31 изд. - М.: Мнемозина, 2013. - 280 с.
8. Математика. 5 класс / Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбурд, - 30 изд. - М.: Мнемозина, 2013. - 288 с.
9. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 343 с.
10. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Эксмо, 2005. - 1136 с.
11. Геометрия. 7 - 9 класс / Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, - 20 изд. - М.: Просвещение, 2010. - 384 с.
12. Горленко Н. М., Запятая О. В., Лебединцев В. Б., Ушева Т. Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. - 2012. - №4. - С. 153-160.
13. Демидова М.В. Модель формирования ключевых универсальных учебных действий обучающихся 5-7 классов на уроках математики // Вестник Марийского государственного университета. - 2018. - № 3. - С. 26-32.
14. Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения. - М.: Народное просвещение, 2004. - 352 с.
15. Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2003. - 223 с...