ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ЗАДАЧАМИ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ 6
1.1. Определение и структура регулятивных универсальных учебных
действий 6
1.2. Исследование возможности формирования регулятивных
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С различными классами геометрических задач школьного курса математики 15
Выводы по материалам главы 1 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С
ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ЗАДАЧАМИ 28
2.1. Конструкции для формулирования направленных на формирование
регулятивных универсальных учебных действий заданий к геометрическим задачам 28
2.2. Примеры заданий для формирования регулятивных универсальных
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАБОТЫ С геометрическими задачами 40
Выводы по материалам главы 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
ЛИТЕРАТУРА
В современном обществе становятся востребованными специалисты, способные непрерывно учиться, нестандартно мыслить, так как на данном этапе происходит постепенный переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и внедрении инноваций. В этой связи перед системой образования ставится новая цель: повышение образовательного и воспитательного потенциала образовательных учреждений, обеспечение формирования важнейшей компетенции личности - умения учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897) устанавливает требования к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике .
Вопросы теории и методики формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся раскрыты в работах А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчанова, Н.М. Горленко, О.В. Запятой, В.Б. Лебединцева, Т.Ф. Уше- вой и др.
Применительно к обучению геометрии вопросы, связанные с формированием различных видов универсальных учебных действий, рассматриваются в работах Л.И. Боженковой, Г.И. Саранцева и др.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы, в том числе сформированность регулятивных универсальных учебных действий (РУУД), должны быть достигнуты при обучении любому предмету с учетом его специфики, в частности, при обучении геометрии и при решении геометрических задач (Л.И. Боженкова, Е.Е. Алексеева, Л.В. Шкерина и др.).
Вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования для практики образования.
Объект исследования: процесс обучения геометрии.
Предмет исследования: задания для работы с геометрическими задачами как средство формирования регулятивных УУД.
Цель исследования: разработать примеры заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий при работе с геометрическими задачами.
На основании поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Определить понятие и выделить структуру регулятивных универсальных учебных действий.
2. Провести классификацию геометрических задач школьного курса математики, выделить этапы решения задач различных классов для исследования возможности формирования регулятивных УУД .
3. Исследовать возможность формирования РУУД при работе с геометрическими задачами путём соотнесения этапов решения геометрических задач различных классов и элементов структуры регулятивных УУД.
4. Установить на каждом этапе решения задач основные конструкции для формулирования заданий, направленных на формирование регулятивных УУД.
5. Сконструировать примеры заданий для формирования регулятивных УУД на различных этапах работы с геометрическими задачами.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы, содержащего 41 источник.
В тексте работы 7 таблиц, 1 рисунок.
Следующие публикации способствовали выбору методологии исследования:
1. Мамалыга Р.Ф., Алексеева С.К., Кузовкова А.А. Сочетание индивидуального подхода и групповых форм работы при формировании инженерного мышления у младших школьников в рамках внеурочной деятельности // Роль и место инженерных знаний в структуре общего образования. - СПб: Лингвистический центр «Тайкун», 2017. - С. 311-315.
2. Аликина Ю.Д., Кузовкова А.А., Мамалыга Р.Ф., Бодряков В.Ю. Формирование интереса к математике у обучающихся в классах гуманитарно-эстетической направленности // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2017. - С. 130-135.
3. Кузовкова А.А., Мамалыга Р.Ф., Бодряков В.Ю. Формирование познавательного интереса к математике у обучающихся в классах гуманитарно - эстетической направленности // Математика в школе. - 2018.- № 2. - С. 35-42.
Сопоставление результатов работы со сформулированными задачами позволяет заключить следующее:
1. Регулятивные универсальные учебные действия, один из новых результатов обучения, определены вслед за идеологами Стандарта как способность справляться с жизненными задачами, планировать цели и пути их достижения, контролировать своё время и управлять. На основе обобщения приведённых разными авторами перечней регулятивных умений выделена структура регулятивных УУД, компонентами которой являются действия целеполагания, прогнозирования, планирования, контроля, коррекции, оценки и элементы волевой саморегуляции.
2. Для исследования возможности формирования регулятивных УУД при работе с геометрическими задачами определено понятие, проведена классификация геометрических задач по различным основаниям. В рамках данного исследования геометрические задачи разделены на задачи на доказательство, вычисление и построение по характеру требования. Выбор классификации обусловлен возможностью выделить особую структуру решения задач каждого класса. Для геометрических задач на доказательство, вычисление и построение выделены этапы решения и их характеристики.
3. Путём соотнесения выделенных этапов решения геометрических задач различных классов и элементов структуры регулятивных УУД на основании рассмотренных характеристик доказана возможность формирования регулятивных умений при работе с геометрическими задачами.
4. Для иллюстрации реализации этой возможности на каждом этапе решения геометрических задач выделены основные конструкции для формулирования заданий, направленных на формирование регулятивных УУД.
5. Сконструированы примеры заданий для формирования компонентов структуры регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся на различных этапах работы с геометрическими задачами на доказательство, вычисление, построение.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
1. Алексеева Е.Е. Планирование учителем формирования универсальных учебных действий при обучении составлению и решению задач в курсе геометрии // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. - С. 191.
2. Алексеева Е.Е. Регулятивные универсальные учебные действия в обучении составлению геометрических задач // Н.И. Лобачевский и математическое образование в России. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. - С. 21-25.
3. Асмолов А.Г. и др. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. - 2011. - №1(5). - С. 104-110.
4. Балл Г.А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. - 1970. - № 6. - С. 75-85.
5. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 208 с.
6. Боженкова Л.И., Алексеева Е.Е. Составление задач учащимися как средство достижения предметных и метапредметных результатов при обучении геометрии // Наука и школа. - 2013. - № 5. - С. 103-107.
7. Боженкова Л.И., Беребердина С.П. Формирование саморегуляции при обучении математике учащихся общеобразовательной школы // Преподаватель XXI век. - 2010. - № 2. - С. 86-96.
8. Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 383 с.
9. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 153-160.
10. Далингер В.А. Геометрия: планиметрические задачи на построение : учеб. пособие для СПО. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 155 с.
11. Далингер В.А. Методика обучения стереометрии посредством решения задач : учеб. пособие для академического бакалавриата. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 370 с.
12. Демидова М.В. Модель формирования ключевых универсальных учебных действий обучающихся 5-7 классов на уроках математики // Вестник Марийского государственного университета. - 2018. - № 3. - С. 26-32.
13. Дичинская Л.Е. Особенности самоконтроля младших школьников как универсального учебного действия // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - № 2(4). - С. 796-800.
14. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Книга для учителя. - М. : Просвещение, 2003. - 222 с.
15. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть I : Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. - М. : Просвещение, 1977. - 110 с.
16. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть II : Обучение математике через задачи и обучение решению задач. - М. : Просвещение, 1977. - 144 с.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Смысл, Академия, 2005. - 304 с.
18. Лучко Л.Г., Таслицкая Е.М. Организация деятельности педагогов при формировании у учащихся умений целеполагания в соответствии с требованиями ФГОС // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2013. - № 2(12). - С. 94-100.
19. Махотин Д.А. Методические основы формирования УДД // Педагогическая мастерская. Всё для учителя. - 2014. - № 4. - С. 4-8.
20. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика : учеб. пособие / Ю. М. Колягин и др. - Чебоксары : Чувашский гос. ун-т им. И.Н. Ульянова, 2009. - 732 с...