Социально-педагогическое сопровождение семьи, находящейся в социально-опасном положении, в учреждении социального обслуживания
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 9
1.1. Семья, находящаяся в социально-опасном положении: понятие, проблемы 9
1.2. Социально-педагогическое сопровождение: понятие, сущность,
нормативно-правовые акты 19
1.3. Теоретическое обоснование необходимости комплексного
подхода в социально-педагогическом сопровождении семей, находящихся в социально-опасном положении, в учреждении социального обслуживания 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, В УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 41
2.1. Из опыта работы ГАУСО СО «Центр социальной помощи семье и детям «Гнездышко» Кировского района города Екатеринбурга» по социально-педагогическому сопровождению семьи, находящейся в социально-опасно положении 41
2.2. Индивидуальная программа по социально -педагогическому
сопровождению семьи, находящейся в социально-опасном положении 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 9
1.1. Семья, находящаяся в социально-опасном положении: понятие, проблемы 9
1.2. Социально-педагогическое сопровождение: понятие, сущность,
нормативно-правовые акты 19
1.3. Теоретическое обоснование необходимости комплексного
подхода в социально-педагогическом сопровождении семей, находящихся в социально-опасном положении, в учреждении социального обслуживания 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, В УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 41
2.1. Из опыта работы ГАУСО СО «Центр социальной помощи семье и детям «Гнездышко» Кировского района города Екатеринбурга» по социально-педагогическому сопровождению семьи, находящейся в социально-опасно положении 41
2.2. Индивидуальная программа по социально -педагогическому
сопровождению семьи, находящейся в социально-опасном положении 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. По данным «Ежегодного государственного доклада о положении семей и детей в Свердловской области» по итогам 2018года, на социальном патронаже в центрах социального обслуживания состояло 49.5 тыс. семей, а также прошло реабилитацию 57.3 тыс. детей - что составляет 6% от общего числа детей Свердловской области. В 2017 году 47 тыс. семей находились на патронаже, реабилитацию проходили 57 тыс. детей, что составляло - 6,3% от общего числа детей области. Согласно Ежегодному докладу уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области, количество семей, находящихся в Социально-опасном положении за 2017 год составило 2984 семьи. В них воспитывается 6082 ребенка, в 2018 года 2997 семей, в них 6249 детей, в 2019 году данная цифра составила 2885 семей, в которых воспитывается 5965 детей.
Необходимо отметить, что естественный прирост в Свердловской области имеет отрицательное значение, а именно смертность в Свердловской области превысила рождаемость. Одним из факторов, обусловивших данную ситуацию можно считать неблагополучие во внутрисемейных отношениях, что создает угрозу для воспроизводства населения в целом.
- Семья, находящаяся в социально-опасном положении - это семья, где родители (законные представители) ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности по воспитанию, содержанию, обучению детей. Основными проблемами, по которым семью можно отнести к данной категории, можно назвать: употребление и злоупотребление родителями (законными представителями) спиртных напитков, наркотических веществ;
- отсутствие у родителей/законных представителей постоянного дохода, места работы;
- применение родителями/законными представителями в отношении несовершеннолетних детей физической силы;
- нежелание несовершеннолетних детей учиться, пропуски занятий в учебном заведении без уважительной причины;
- употребление несовершеннолетними детьми спиртных напитков, наркотических веществ, бродяжничество, самовольные уходы из дома, совершение несовершеннолетними антиобщественных действий и др.
При выявлении данных факторов, семья ставится на учет как находящаяся в социально-опасном положении.
Существуют нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность субъектов по оказанию социально-педагогической помощи таким семьям - Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ и др.
Задачами индивидуального социально-педагогического сопровождения семьи является предупреждение беспризорности, безнадзорности, выявление причин способствующих этому и искоренение их.
В настоящее время социально-педагогическое сопровождение семей является приоритетной задачей государства, так как качество и уровень жизни граждан, напрямую влияют на развитие страны, социально - экономические показатели страны, место Российской Федерации на мировой арене.
Социально-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении - сложный комплексный процесс, осуществляют который множество субъектов системы профилактики: семья, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательные учреждения, органы полиции, органы дополнительного образования, медицинские организации, исполнительные органы государственной власти.
Особенно важно, чтобы все субъекты имели общую цель, действовали сообща, в интересах ребенка.
Комплексная работа органов и учреждений системы профилактики предполагает:
- определение общие цели;
- разработку индивидуальной программы реабилитации и адаптации семьи, находящейся в социально-опасном положении;
- межведомственное взаимодействие субъектов системы.
Учреждения социального обслуживания выполняют достаточно значимую роль в системе профилактики. Специалисты учреждений занимаются выявлением семей, находящихся в социально-опасном положении, выявляют их потребности, оказывают услуги в соответствии с разработанной программой предоставлению социальных услуг, осуществляют патронаж семьи, социальное сопровождение и др.
Алфавитный порядок Впервые проблемы неблагополучия семьи были затронуты в трудах Я.А. Каменского, А.М. Макаренко, Л.Н. Толстого, в настоящее время изучением данной проблемы занимаются А.Г. Грицай, А.Ю. Рыкун, А.И. Савельев, над проблемой сопровождения неблагополучных семей с детьми А.Н. Галагузов, М.А. Галагузова, А.Г. Грицай, А.В. Ершов, Л.В. Христиченко, и др.
Таким образом, все выше сказанное обусловило актуальность выбранной темы.
Противоречия исследования:
- между важностью социально-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении в учреждении социального обслуживания и недостаточной разработанностью мер для решения данной проблемы;
- между необходимостью использования комплексного подхода для осуществления социально - педагогического сопровождения и ограниченностью ресурсов (кадровых, материальных, финансовых);
Проблема исследования: каким образом осуществлять социально - педагогическое сопровождение семьи, находящейся в социально-опасном положении в учреждении социального обслуживания?
Тема исследования: «Социально-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении, в учреждении социального обслуживания».
Объект исследования: социально-педагогическое сопровождение семьи, находящейся в социально-опасном положении.
Предмет исследования: этапы социально-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении в учреждении социального обслуживания.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных, разработать и реализовать индивидуальную программу социально-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении.
Гипотеза исследования: вероятно, социально-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении в учреждении социального обслуживания будем результативным, если используется комплексный подход, предполагающий привлечение разных специалистов (социальных педагогов, психологов, педагогов, юристов, медицинских работников), оказание различных видов услуг (бытовых, медицинских, педагогических, психологических, правовых, срочных) применение разных форм (стационарная, полустационарная, на дому) и методов (социальный патронаж, профилактические беседы, консультирование, тренинги, социальный мониторинг семьи) работы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, проблемы семьи, находящаяся в социально - опасном положении .
2. Изучить процесс социально педагогического сопровождения: сущность и
его этапы.
3. Обосновать необходимость комплексного подхода в социально - педагогическом сопровождении семей, находящихся в социально - опасном положении, в учреждении социального обслуживания.
4. Проанализировать опыт работы ГАУСО СО «Центр социальной помощи семье и детям «Гнездышко» Кировского района города Екатеринбурга», по социально-педагогическому сопровождению семьи, находящейся в социально-опасном положении.
5. Разработать индивидуальную программу по социально -педагогическому сопровождению семьи, находящейся в социально-опасном положении.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение.
- Эмпирические: анализ документов, наблюдение, беседа, анкетирование, обработка данных.
База исследования: Государственное автономное учреждение социального обслуживания Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям «Гнездышко» Кировского района города Екатеринбурга».
Теоретическая значимость исследования: уточнено понятие социально-педагогического сопровождения , под которым понимается комплексный процесс взаимодействия специалиста и воспитанника (ребенок, родитель, семья), с целью исключения влияния негативных факторов на жизнедеятельность сопровождаемого, путем принятия им самостоятельных решений и принятия ответственности за свои действия в ситуациях жизненного выбора.
Уточнено понятие семьи, находящейся в социально-опасном положении, под которым понимается семья, в кризисной ситуации, где родители или законные представители не исполняют либо ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности по обучению, воспитанию, содержанию, развитию несовершеннолетних детей, при этом для исключения отрицательного влияния на несовершеннолетних детей, родителям нужна посторонняя помощь.
Обосновано использование комплексного подхода, предполагающего единую цель работы специалистов (социальных педагогов, психологов, медицинских работников, учителей и др.), принимающих участие в процессе сопровождения, применение индивидуальных мер по различным направлениям сферы жизни сопровождаемого, при этом системность для достижения единой цели - развитие самостоятельности и ответственности за свои действия сопровождаемого в ситуациях жизненного выбора.
Практическая значимость исследования: предложенную программу можно использовать при осуществлении социально - педагогического сопровождения семьи, при этом инвариантной частью программы является структура программы, а вариативной наполняемость каждого из этапов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Необходимо отметить, что естественный прирост в Свердловской области имеет отрицательное значение, а именно смертность в Свердловской области превысила рождаемость. Одним из факторов, обусловивших данную ситуацию можно считать неблагополучие во внутрисемейных отношениях, что создает угрозу для воспроизводства населения в целом.
- Семья, находящаяся в социально-опасном положении - это семья, где родители (законные представители) ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности по воспитанию, содержанию, обучению детей. Основными проблемами, по которым семью можно отнести к данной категории, можно назвать: употребление и злоупотребление родителями (законными представителями) спиртных напитков, наркотических веществ;
- отсутствие у родителей/законных представителей постоянного дохода, места работы;
- применение родителями/законными представителями в отношении несовершеннолетних детей физической силы;
- нежелание несовершеннолетних детей учиться, пропуски занятий в учебном заведении без уважительной причины;
- употребление несовершеннолетними детьми спиртных напитков, наркотических веществ, бродяжничество, самовольные уходы из дома, совершение несовершеннолетними антиобщественных действий и др.
При выявлении данных факторов, семья ставится на учет как находящаяся в социально-опасном положении.
Существуют нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность субъектов по оказанию социально-педагогической помощи таким семьям - Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ и др.
Задачами индивидуального социально-педагогического сопровождения семьи является предупреждение беспризорности, безнадзорности, выявление причин способствующих этому и искоренение их.
В настоящее время социально-педагогическое сопровождение семей является приоритетной задачей государства, так как качество и уровень жизни граждан, напрямую влияют на развитие страны, социально - экономические показатели страны, место Российской Федерации на мировой арене.
Социально-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении - сложный комплексный процесс, осуществляют который множество субъектов системы профилактики: семья, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательные учреждения, органы полиции, органы дополнительного образования, медицинские организации, исполнительные органы государственной власти.
Особенно важно, чтобы все субъекты имели общую цель, действовали сообща, в интересах ребенка.
Комплексная работа органов и учреждений системы профилактики предполагает:
- определение общие цели;
- разработку индивидуальной программы реабилитации и адаптации семьи, находящейся в социально-опасном положении;
- межведомственное взаимодействие субъектов системы.
Учреждения социального обслуживания выполняют достаточно значимую роль в системе профилактики. Специалисты учреждений занимаются выявлением семей, находящихся в социально-опасном положении, выявляют их потребности, оказывают услуги в соответствии с разработанной программой предоставлению социальных услуг, осуществляют патронаж семьи, социальное сопровождение и др.
Алфавитный порядок Впервые проблемы неблагополучия семьи были затронуты в трудах Я.А. Каменского, А.М. Макаренко, Л.Н. Толстого, в настоящее время изучением данной проблемы занимаются А.Г. Грицай, А.Ю. Рыкун, А.И. Савельев, над проблемой сопровождения неблагополучных семей с детьми А.Н. Галагузов, М.А. Галагузова, А.Г. Грицай, А.В. Ершов, Л.В. Христиченко, и др.
Таким образом, все выше сказанное обусловило актуальность выбранной темы.
Противоречия исследования:
- между важностью социально-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении в учреждении социального обслуживания и недостаточной разработанностью мер для решения данной проблемы;
- между необходимостью использования комплексного подхода для осуществления социально - педагогического сопровождения и ограниченностью ресурсов (кадровых, материальных, финансовых);
Проблема исследования: каким образом осуществлять социально - педагогическое сопровождение семьи, находящейся в социально-опасном положении в учреждении социального обслуживания?
Тема исследования: «Социально-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении, в учреждении социального обслуживания».
Объект исследования: социально-педагогическое сопровождение семьи, находящейся в социально-опасном положении.
Предмет исследования: этапы социально-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении в учреждении социального обслуживания.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных, разработать и реализовать индивидуальную программу социально-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении.
Гипотеза исследования: вероятно, социально-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении в учреждении социального обслуживания будем результативным, если используется комплексный подход, предполагающий привлечение разных специалистов (социальных педагогов, психологов, педагогов, юристов, медицинских работников), оказание различных видов услуг (бытовых, медицинских, педагогических, психологических, правовых, срочных) применение разных форм (стационарная, полустационарная, на дому) и методов (социальный патронаж, профилактические беседы, консультирование, тренинги, социальный мониторинг семьи) работы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, проблемы семьи, находящаяся в социально - опасном положении .
2. Изучить процесс социально педагогического сопровождения: сущность и
его этапы.
3. Обосновать необходимость комплексного подхода в социально - педагогическом сопровождении семей, находящихся в социально - опасном положении, в учреждении социального обслуживания.
4. Проанализировать опыт работы ГАУСО СО «Центр социальной помощи семье и детям «Гнездышко» Кировского района города Екатеринбурга», по социально-педагогическому сопровождению семьи, находящейся в социально-опасном положении.
5. Разработать индивидуальную программу по социально -педагогическому сопровождению семьи, находящейся в социально-опасном положении.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение.
- Эмпирические: анализ документов, наблюдение, беседа, анкетирование, обработка данных.
База исследования: Государственное автономное учреждение социального обслуживания Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям «Гнездышко» Кировского района города Екатеринбурга».
Теоретическая значимость исследования: уточнено понятие социально-педагогического сопровождения , под которым понимается комплексный процесс взаимодействия специалиста и воспитанника (ребенок, родитель, семья), с целью исключения влияния негативных факторов на жизнедеятельность сопровождаемого, путем принятия им самостоятельных решений и принятия ответственности за свои действия в ситуациях жизненного выбора.
Уточнено понятие семьи, находящейся в социально-опасном положении, под которым понимается семья, в кризисной ситуации, где родители или законные представители не исполняют либо ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности по обучению, воспитанию, содержанию, развитию несовершеннолетних детей, при этом для исключения отрицательного влияния на несовершеннолетних детей, родителям нужна посторонняя помощь.
Обосновано использование комплексного подхода, предполагающего единую цель работы специалистов (социальных педагогов, психологов, медицинских работников, учителей и др.), принимающих участие в процессе сопровождения, применение индивидуальных мер по различным направлениям сферы жизни сопровождаемого, при этом системность для достижения единой цели - развитие самостоятельности и ответственности за свои действия сопровождаемого в ситуациях жизненного выбора.
Практическая значимость исследования: предложенную программу можно использовать при осуществлении социально - педагогического сопровождения семьи, при этом инвариантной частью программы является структура программы, а вариативной наполняемость каждого из этапов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящее время вопрос социально -педагогического сопровождения семей, находящихся в социально-опасном положении является актуальной проблемой, которая основной своей целью ставит вопрос воспитания последующих поколений.
Семья, находящаяся в социально-опасном положении - семья, в кризисной ситуации, где родители или законные представители не исполняют либо ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности по обучению, воспитанию, содержанию, развитию несовершеннолетних детей, при этом для исключения отрицательного влияния на несовершеннолетних детей, родителям нужна посторонняя помощь. Основные проблемы - проблема алкоголизма, наркомании, нежелания законных представителей работать, что оказывает негативное влияние на дальнейшее развитие несовершеннолетних детей.
Под социально-педагогическим сопровождением будем понимать комплексный процесс взаимодействия специалиста и воспитанника (ребенок, родитель, семья), с целью исключения влияния негативных факторов на жизнедеятельность сопровождаемого, путем принятия им самостоятельных решений и принятия ответственности за свои действия в ситуациях жизненного выбора. Процесс взаимодействия всегда носит индивидуальный характер, кроме того необходимо, чтобы сопровождаемый сам осознавал необходимость поддержки. Основные функции процесса социально - педагогического сопровождения: воспитательная, компенсаторская, стимулирующая, корректирующая. Основные принципы: принцип личностного центрирования сопровождения, принцип персонификации сопровождения, принцип конвенциальности сопровождения, принцип оптимистической стратегии сопровождения, принцип социального закаливания. Социально-педагогическое сопровождение предполагает следующие этапы: диагностический, организационный, деятельностный, аналитический.
Для осуществления социально-педагогического сопровождения целесообразно использовать комплексный подход. В работе использовано определение М.С. Бакулиной, а именно комплексный подход - способ осуществления исследовательской и практической деятельности путем создания функциональной, «внешней» целостности объектов, приемов, методов для достижения запланированного результата.
На практике комплексный подход выражается в следующем: изучение и учет интересов, потребностей и настроений людей, прогнозирование характера влияния на их поведение и самочувствие социально-политических, социально-психологических и материально-бытовых факторов; умение видеть в людях реальные личности, потребности и желания которых опосредуются их профессиональной принадлежностью, социальным статусом, бытовыми условиями и жизненным опытом, и учитывать их в практике; последовательное и рациональное применение всех имеющихся в распоряжении средств и методов воздействия на человека для активизации его физических и духовных ресурсов; осуществление контроля за ходом реализации задач для анализа и оценки действенности и своевременного внесения корректив в содержание и формы работы по сопровождению семьи.
В рамках нашего исследования была проанализирована работа ГАУСО СО «Центр социальной помощи семье и детям «Гнездышко» Кировского района города Екатеринбурга». Деятельность по социально-педагогическому сопровождению центра осуществляется по средством предоставления гражданам социальных услуг. Деятельность по предоставлению услуг центром регламентируется законодательством Российской Федерации. Деятельностью по социально-педагогическому сопровождению занимаются все специалисты центра, при этом работа по сопровождению осуществляется поэтапно и по различным направлениям: работа с несовершеннолетним, работа с законным представителем, работа с семьей в целом. Анализ ситуации в центре показал, что основная часть детей, проживающих в центре - дети из неблагополучных семей. Не всегда проводимая работа может привести к положительному результату в силу различных объективных и субъективных причин, что приводит к лишению родительских прав и передачу ребенка под опеку. Согласно проведенному анализу, в большинстве случаев дети все же возвращаются в свои биологические семьи, что может свидетельствовать о положительном результате проведенного социально - педагогического сопровождения.
В рамках исследования была предложена индивидуальная программа по социально-педагогическому сопровождению семьи, находящейся в социально-опасном положении. Были рассмотрены направления по работе с несовершеннолетним, матерью и семьей. В рамках каждого из направлений был определен набор услуг и разработаны мероприятия. Реализация программы рассчитана на 6 месяцев. При этом в реализации программы задействованы различные специалисты центра: психологи, воспитатели, педагоги, юристы и др.
При реализации программы был достигнут положительный результат, семья была снята с учета как находящаяся в социально-опасном положении, несовершеннолетний ребенок возвращен в семью.
Предложенная программа социально-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении имеет инвариативную часть - структура программы, а именно цель, задачи, этапы и направления работы, а также вариативную часть, предполагающую выбор, в зависимости от ситуации в семье, методов работы с семьей в рамках каждого из этапов, форм и набора необходимых услуг. Вариативная часть программы делает ее индивидуальной для каждой из семей, так как имеет место устранение причин и последствий возникновения проблем в каждой отдельной семье. Предложенная программа может быть адаптирована и использована для осуществления социально-педагогического сопровождения семьи в учреждениях системы профилактики, а именно в учреждениях социального обслуживания, образовательном учреждении, в работе учреждений социальной защиты и др.
Таким образом была достигнута цель исследования, а также подтверждена гипотеза о том, что планомерное осуществление процесса социально-педагогического сопровождения, в условиях нахождения несовершеннолетнего в стационаре, может иметь положительный результат.
Семья, находящаяся в социально-опасном положении - семья, в кризисной ситуации, где родители или законные представители не исполняют либо ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности по обучению, воспитанию, содержанию, развитию несовершеннолетних детей, при этом для исключения отрицательного влияния на несовершеннолетних детей, родителям нужна посторонняя помощь. Основные проблемы - проблема алкоголизма, наркомании, нежелания законных представителей работать, что оказывает негативное влияние на дальнейшее развитие несовершеннолетних детей.
Под социально-педагогическим сопровождением будем понимать комплексный процесс взаимодействия специалиста и воспитанника (ребенок, родитель, семья), с целью исключения влияния негативных факторов на жизнедеятельность сопровождаемого, путем принятия им самостоятельных решений и принятия ответственности за свои действия в ситуациях жизненного выбора. Процесс взаимодействия всегда носит индивидуальный характер, кроме того необходимо, чтобы сопровождаемый сам осознавал необходимость поддержки. Основные функции процесса социально - педагогического сопровождения: воспитательная, компенсаторская, стимулирующая, корректирующая. Основные принципы: принцип личностного центрирования сопровождения, принцип персонификации сопровождения, принцип конвенциальности сопровождения, принцип оптимистической стратегии сопровождения, принцип социального закаливания. Социально-педагогическое сопровождение предполагает следующие этапы: диагностический, организационный, деятельностный, аналитический.
Для осуществления социально-педагогического сопровождения целесообразно использовать комплексный подход. В работе использовано определение М.С. Бакулиной, а именно комплексный подход - способ осуществления исследовательской и практической деятельности путем создания функциональной, «внешней» целостности объектов, приемов, методов для достижения запланированного результата.
На практике комплексный подход выражается в следующем: изучение и учет интересов, потребностей и настроений людей, прогнозирование характера влияния на их поведение и самочувствие социально-политических, социально-психологических и материально-бытовых факторов; умение видеть в людях реальные личности, потребности и желания которых опосредуются их профессиональной принадлежностью, социальным статусом, бытовыми условиями и жизненным опытом, и учитывать их в практике; последовательное и рациональное применение всех имеющихся в распоряжении средств и методов воздействия на человека для активизации его физических и духовных ресурсов; осуществление контроля за ходом реализации задач для анализа и оценки действенности и своевременного внесения корректив в содержание и формы работы по сопровождению семьи.
В рамках нашего исследования была проанализирована работа ГАУСО СО «Центр социальной помощи семье и детям «Гнездышко» Кировского района города Екатеринбурга». Деятельность по социально-педагогическому сопровождению центра осуществляется по средством предоставления гражданам социальных услуг. Деятельность по предоставлению услуг центром регламентируется законодательством Российской Федерации. Деятельностью по социально-педагогическому сопровождению занимаются все специалисты центра, при этом работа по сопровождению осуществляется поэтапно и по различным направлениям: работа с несовершеннолетним, работа с законным представителем, работа с семьей в целом. Анализ ситуации в центре показал, что основная часть детей, проживающих в центре - дети из неблагополучных семей. Не всегда проводимая работа может привести к положительному результату в силу различных объективных и субъективных причин, что приводит к лишению родительских прав и передачу ребенка под опеку. Согласно проведенному анализу, в большинстве случаев дети все же возвращаются в свои биологические семьи, что может свидетельствовать о положительном результате проведенного социально - педагогического сопровождения.
В рамках исследования была предложена индивидуальная программа по социально-педагогическому сопровождению семьи, находящейся в социально-опасном положении. Были рассмотрены направления по работе с несовершеннолетним, матерью и семьей. В рамках каждого из направлений был определен набор услуг и разработаны мероприятия. Реализация программы рассчитана на 6 месяцев. При этом в реализации программы задействованы различные специалисты центра: психологи, воспитатели, педагоги, юристы и др.
При реализации программы был достигнут положительный результат, семья была снята с учета как находящаяся в социально-опасном положении, несовершеннолетний ребенок возвращен в семью.
Предложенная программа социально-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении имеет инвариативную часть - структура программы, а именно цель, задачи, этапы и направления работы, а также вариативную часть, предполагающую выбор, в зависимости от ситуации в семье, методов работы с семьей в рамках каждого из этапов, форм и набора необходимых услуг. Вариативная часть программы делает ее индивидуальной для каждой из семей, так как имеет место устранение причин и последствий возникновения проблем в каждой отдельной семье. Предложенная программа может быть адаптирована и использована для осуществления социально-педагогического сопровождения семьи в учреждениях системы профилактики, а именно в учреждениях социального обслуживания, образовательном учреждении, в работе учреждений социальной защиты и др.
Таким образом была достигнута цель исследования, а также подтверждена гипотеза о том, что планомерное осуществление процесса социально-педагогического сопровождения, в условиях нахождения несовершеннолетнего в стационаре, может иметь положительный результат.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - «Равный равному» как технология психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении (на примере социального проекта «Счастье не за горами»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022 - Социальное сопровождение семей находящихся в социально опасном положении
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Социальная адаптация семей, находящихся в социально опасном положении (по результатам методики «Оценка уровня функционирования семьи» по программе «Точка опоры» КГБУСО «Краевой кризисный центр для мужчин»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Социальная адаптация семей, находящихся в социально-опасном положении (по результатам опроса специалистов, работающих по программе «Точка опоры» КГБУСО «Краевой кризисный центр для мужчин»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Социальная адаптация семей, находящихся в социально опасном положении (по результатам опроса получателей услуг по программе «Точка опоры» КГБУСО «Краевой кризисный центр для мужчин»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Организация межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении (на примере Индустриального района города Барнаула)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - Социальная работа семьями, находящимися в социально опасном положении в Каменском районе Алтайского края: организационные аспекты
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018



