Формирование правовой компетентности младших подростков во внеурочной деятельности в школе
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших подростков 6
1.2. Правовая компетентность: понятие и структура 14
1.3. Внеурочнаядеятельность общеобразовательной организации как средство
формирования правовой компетентности 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 29
2.1 Анализ деятельности МАОУ СОШ №53 по формированию правовой компетентности младших подростков 29
2.2. Комплекс мероприятий по формированию правовой компетенции
младших подростков 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших подростков 6
1.2. Правовая компетентность: понятие и структура 14
1.3. Внеурочнаядеятельность общеобразовательной организации как средство
формирования правовой компетентности 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 29
2.1 Анализ деятельности МАОУ СОШ №53 по формированию правовой компетентности младших подростков 29
2.2. Комплекс мероприятий по формированию правовой компетенции
младших подростков 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Актуальность темы исследования. Правовое, демократическое общество, к которому стремится Россия, требует от современного человека достаточного уровня правовой компетентности, осознания им своих прав и обязанностей.
Важность усвоения школьниками правовых знаний закреплена в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Стандарт закрепляет требования к освоению основной образовательной программы в предметной области Обществознание:
• формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности.
Компетентностный подход рассматривается многими отечественными и зарубежными исследователями: Тестов В.А. [53], Сухова С.В. [52], Дегтерев В.А. [18], Файн Т.А. [55], Равен Дж. [46].
Правовая компетентность - это готовность и способность самостоятельной деятельности, основанной на знании правовых норм, а также личностных установках и признании ценности права [8]. Основные знания о праве младшие подростки получают в урочной деятельности, но для выработки у них личностной позиции, способности к оценке своей деятельности с точки зрения права, необходимо более глубокое изучение и 3
практическая деятельность, которое может быть реализовано во внеурочной деятельности, поскольку внеурочная деятельность предоставляет педагогу возможность выбора разнообразных методов и форм обучения, не имеет такой строгой регламентации как классно-урочная деятельность, а также во внеурочной деятельности может быть организовано взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде, которое дает младшему подростку опыт самостоятельного общественного действия.
Исследованием правовой компетентности занимались такие авторы как, А.В. Коротун, И.А. Зимняя. Основополагающие подходы к формированию правовой компетентности освещены в работах педагогов и ученых: Саакян М.В., Карева А.В., Безукладникова И.В. и др.
В работе введено возрастное ограничение: в рамках данного исследование будет рассматриваться формирование правовой компетентности младших подростков.
Исследования теории и практики формирования правовой компетентности младших подростков в образовательном учреждении позволило выявить следующее противоречие: между необходимостью формирования правовой компетентности и недостаточным использованием ресурсов внеурочной деятельности
Проблема исследования: как использовать внеурочную деятельность для формирования правовой компетентности младших подростков?
Объект исследования: формирование правовой компетентности у подростков.
Предмет исследования:формы и методы формирования правовой компетентности младших подростков во внеурочной деятельности.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс мероприятий по формированию правовой компетентности младших подростков во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: Формированию правовой компетентности младших подростков будет способствовать внеурочная деятельность, предполагающая использование разнообразных форм (экскурсии, деловые игры, беседы и т.д.) и методов (метод кейсов, метод экскурсий и др.).
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младшим подросткам.
2. Проанализировать понятие правовой компетентности и ее структуру.
3. Рассмотреть внеурочную деятельность общеобразовательной организации как средство формирования правовой компетентности.
4. Проанализировать опыт работы МАОУ СОШ №53 по развитию правовой компетентности у младших подростков во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, обобщение, сравнение, описание;
• эмпирические: анализ документов, тестирование, обработкаданных.
Базаисследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №53 с углубленным изучением отдельных предметов (Далее МАОУ СОШ №53).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,5 параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Важность усвоения школьниками правовых знаний закреплена в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Стандарт закрепляет требования к освоению основной образовательной программы в предметной области Обществознание:
• формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности.
Компетентностный подход рассматривается многими отечественными и зарубежными исследователями: Тестов В.А. [53], Сухова С.В. [52], Дегтерев В.А. [18], Файн Т.А. [55], Равен Дж. [46].
Правовая компетентность - это готовность и способность самостоятельной деятельности, основанной на знании правовых норм, а также личностных установках и признании ценности права [8]. Основные знания о праве младшие подростки получают в урочной деятельности, но для выработки у них личностной позиции, способности к оценке своей деятельности с точки зрения права, необходимо более глубокое изучение и 3
практическая деятельность, которое может быть реализовано во внеурочной деятельности, поскольку внеурочная деятельность предоставляет педагогу возможность выбора разнообразных методов и форм обучения, не имеет такой строгой регламентации как классно-урочная деятельность, а также во внеурочной деятельности может быть организовано взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде, которое дает младшему подростку опыт самостоятельного общественного действия.
Исследованием правовой компетентности занимались такие авторы как, А.В. Коротун, И.А. Зимняя. Основополагающие подходы к формированию правовой компетентности освещены в работах педагогов и ученых: Саакян М.В., Карева А.В., Безукладникова И.В. и др.
В работе введено возрастное ограничение: в рамках данного исследование будет рассматриваться формирование правовой компетентности младших подростков.
Исследования теории и практики формирования правовой компетентности младших подростков в образовательном учреждении позволило выявить следующее противоречие: между необходимостью формирования правовой компетентности и недостаточным использованием ресурсов внеурочной деятельности
Проблема исследования: как использовать внеурочную деятельность для формирования правовой компетентности младших подростков?
Объект исследования: формирование правовой компетентности у подростков.
Предмет исследования:формы и методы формирования правовой компетентности младших подростков во внеурочной деятельности.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс мероприятий по формированию правовой компетентности младших подростков во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: Формированию правовой компетентности младших подростков будет способствовать внеурочная деятельность, предполагающая использование разнообразных форм (экскурсии, деловые игры, беседы и т.д.) и методов (метод кейсов, метод экскурсий и др.).
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младшим подросткам.
2. Проанализировать понятие правовой компетентности и ее структуру.
3. Рассмотреть внеурочную деятельность общеобразовательной организации как средство формирования правовой компетентности.
4. Проанализировать опыт работы МАОУ СОШ №53 по развитию правовой компетентности у младших подростков во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, обобщение, сравнение, описание;
• эмпирические: анализ документов, тестирование, обработкаданных.
Базаисследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №53 с углубленным изучением отдельных предметов (Далее МАОУ СОШ №53).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,5 параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Таким образом, изучив теоретическую литературу и проведя опытно-поисковую работу по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам. Большое значение в формировании правовой компетентности имеетименно младший подростковый возраст. За основу была взята классификация А.А. Лесковой, определяющая младший подростковый возраст как 11-12 лет (5-6 класс). Все изменения, происходящие в данный период, позволяют человеку стать полноценной личностью. В младшем подростковом возрасте появляется ощущение взрослости, а также способность анализировать абстрактные явления, философские идеи, младшие подростки задаются вопросами нравственности и морали, а также могут рассматривать несколько точек зрения с выбором, какой из них придерживаться. Именно поэтому младший подростковый возраст является важным периодом для формирования правовой компетентности.
Изучить сущность понятия правовой компетентности было нашей следующей задачей. Рассмотрев различные подходы к данному понятию, мы пришли к выводу, что правовая компетентность - это совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами. Структура правовой компетентности состоит из трех компонентов: когнитивный, поведенческий и мотивационно-ценностный. Данная компетентность, формируемая в процессе правовой подготовки школьников, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую в себя не только знания, умения, способности, ценностные установки, индивидуальные способы поведения младших подростков, но и освоение способов, и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в ежедневной жизни, в процессе социальной практики.
В рамках следующей задачи была рассмотрена внеурочная деятельность младших подростков как средство формирования правовой компетентности. Под внеурочной деятельностью мы понимали образовательную деятельность, осуществляемую в отличных от классно-урочных занятий формах, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Целесообразность использования ресурсов внеурочной деятельности в формировании правовой компетентности обуславливается тем, что она, в отличие от классно-урочной системы обучения не регулируется строгими рамками, имеет более широкий выбор форм и методов обучения, способствует формированию познавательной активности младших подростков.
Следующая задача нашего исследования заключалась в анализе деятельности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №53 г. Екатеринбурга по формированию правовой компетентности младших подростков. Было выявлено, что мероприятия по формированию правовой компетентности младших подростков не носят систематический характер, не взаимосвязаны между собой и чаще приурочены к каким-либо датам (9 мая, День защитников Отечества и т.д.), что позволяет говорить о недостаточном использовании возможностей внеурочной деятельности в формировании правовой компетентности младших подростков.
Так как правовая компетентность состоит из трех компонентов, нами была проведена диагностика каждого из них. В диагностике приняли участие 103 человека - ученики 6-ых классов. Для диагностики когнитивного компонента была использована методика «Знаешь ли ты» В.В. Люкина, которая показала средний уровень сформированности данного компонента правовой компетентности.
Для диагностики мотивационного компонента правовой компетентности мы использовали методику «Ценностные ориентации» М.
Рокича. Обобщив полученные результаты данной методики, мы выявили, что обучающиеся 6-ых классов МАОУ СОШ №53 не выделяют право как одну из наиболее важных жизненных ценностей, таким образом, мы можем говорить о низком уровне сформированности мотивационного компонента правовой компетентности у младших подростков.
Для определения уровня сформированности поведенческого компонента были изучены статистические данные о количестве обучающихся, которые состоят на внутришкольном учете или учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Данные показали, чтоиз параллели шестых классов на внутришкольном учете состоят 23 человека, двое состоят на учете в КДН. Также на шестиклассников имеются докладные записки от учителей, свидетельствующие о нарушениях дисциплины и правил поведения учащихся. Это свидетельствует о среднем уровне сформированности поведенческого компонента правовой компетентности.
Таким образом, проанализировав деятельность МАОУ СОШ №53 по формированию правовой компетентности, мы сделали вывод, что когнитивный компонент правовой компетентности сформирован на среднем уровне, мотивационно-деятельностный компонент - на низком уровне и поведенческий компонент - на среднем уровне. Полученные в ходе исследования данные стали основанием для разработки комплекса внеурочных мероприятий, направленного на формирование правовой компетентности младших подростков в МАОУ СОШ №53, что и являлось нашей следующей задачей. Нами был разработан комплекс внеурочных мероприятий для 6-ых классов, направленный на формирование правовой компетентности младших подростков и проведено 3 мероприятия: игра- викторина «Путешествие в море права», классный час «Права и обязанности человека и гражданина» и участие в районном конкурсе «ЮИД - за порядок на дороге: начни с себя!».
Таким образом, поставленные в исследовании задачи были решены, а его цель достигнута.
Изучить сущность понятия правовой компетентности было нашей следующей задачей. Рассмотрев различные подходы к данному понятию, мы пришли к выводу, что правовая компетентность - это совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами. Структура правовой компетентности состоит из трех компонентов: когнитивный, поведенческий и мотивационно-ценностный. Данная компетентность, формируемая в процессе правовой подготовки школьников, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую в себя не только знания, умения, способности, ценностные установки, индивидуальные способы поведения младших подростков, но и освоение способов, и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в ежедневной жизни, в процессе социальной практики.
В рамках следующей задачи была рассмотрена внеурочная деятельность младших подростков как средство формирования правовой компетентности. Под внеурочной деятельностью мы понимали образовательную деятельность, осуществляемую в отличных от классно-урочных занятий формах, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Целесообразность использования ресурсов внеурочной деятельности в формировании правовой компетентности обуславливается тем, что она, в отличие от классно-урочной системы обучения не регулируется строгими рамками, имеет более широкий выбор форм и методов обучения, способствует формированию познавательной активности младших подростков.
Следующая задача нашего исследования заключалась в анализе деятельности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №53 г. Екатеринбурга по формированию правовой компетентности младших подростков. Было выявлено, что мероприятия по формированию правовой компетентности младших подростков не носят систематический характер, не взаимосвязаны между собой и чаще приурочены к каким-либо датам (9 мая, День защитников Отечества и т.д.), что позволяет говорить о недостаточном использовании возможностей внеурочной деятельности в формировании правовой компетентности младших подростков.
Так как правовая компетентность состоит из трех компонентов, нами была проведена диагностика каждого из них. В диагностике приняли участие 103 человека - ученики 6-ых классов. Для диагностики когнитивного компонента была использована методика «Знаешь ли ты» В.В. Люкина, которая показала средний уровень сформированности данного компонента правовой компетентности.
Для диагностики мотивационного компонента правовой компетентности мы использовали методику «Ценностные ориентации» М.
Рокича. Обобщив полученные результаты данной методики, мы выявили, что обучающиеся 6-ых классов МАОУ СОШ №53 не выделяют право как одну из наиболее важных жизненных ценностей, таким образом, мы можем говорить о низком уровне сформированности мотивационного компонента правовой компетентности у младших подростков.
Для определения уровня сформированности поведенческого компонента были изучены статистические данные о количестве обучающихся, которые состоят на внутришкольном учете или учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Данные показали, чтоиз параллели шестых классов на внутришкольном учете состоят 23 человека, двое состоят на учете в КДН. Также на шестиклассников имеются докладные записки от учителей, свидетельствующие о нарушениях дисциплины и правил поведения учащихся. Это свидетельствует о среднем уровне сформированности поведенческого компонента правовой компетентности.
Таким образом, проанализировав деятельность МАОУ СОШ №53 по формированию правовой компетентности, мы сделали вывод, что когнитивный компонент правовой компетентности сформирован на среднем уровне, мотивационно-деятельностный компонент - на низком уровне и поведенческий компонент - на среднем уровне. Полученные в ходе исследования данные стали основанием для разработки комплекса внеурочных мероприятий, направленного на формирование правовой компетентности младших подростков в МАОУ СОШ №53, что и являлось нашей следующей задачей. Нами был разработан комплекс внеурочных мероприятий для 6-ых классов, направленный на формирование правовой компетентности младших подростков и проведено 3 мероприятия: игра- викторина «Путешествие в море права», классный час «Права и обязанности человека и гражданина» и участие в районном конкурсе «ЮИД - за порядок на дороге: начни с себя!».
Таким образом, поставленные в исследовании задачи были решены, а его цель достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Формирование правовой компетенции старших подростков во внеурочной деятельности в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование толерантности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Становление гражданской позиции младших подростков в
условии туристско-поискового отряда
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ» КАК
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Развитие правовой компетентности у субъектов образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В «ГРУППЕ РИСКА»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017





