Глава 1. Методические основы формирования регулятивных
универсальных учебных действий при обучении математике 6
1.1. Сущность и структура регулятивных универсальных учебных действий 6
1.2. Наполнение элементов методической системы для формирования регулятивных
универсальных учебных действий 12
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Примеры заданий для формирования регулятивных
универсальных учебных действий 20
2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 5-6 классов 20
2.2. Примеры заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий при
изучении пропедевтического курса математики 33
Выводы по второй главе 40
Заключение 41
Литература 42
Актуальность исследования. Динамические изменения, происходящие в системе образования, привели к появлению новых требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования. Основным требованием Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают освоение определенных предметных знаний, умений и навыков в рамках конкретных дисциплин, и умения учиться.
Анализируя деятельностный состав умения учиться, отметим, что ФГОС ООО регламентирует, в частности, обязательное достижение следующих метапредметных результатов:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, контролировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, устанавливать причинно -
следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Перечисленные метапредметные результаты отражают суть регулятивных универсальных учебных действий (РУУД) [50].
Блок регулятивных универсальных действий
содействует организации обучающимися своей деятельности и содержит целеполагание, составление планов, моделирование, контроль, коррекцию, оценку, а также элементы саморегуляции.
Подходы к формированию универсальных учебных действий школьников, в том числе - регулятивных, активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, O.A. Карабановой, И.А. Володарской, Г.В. Бурменской и др. Однако для конкретных тем школьных курсов и конкретных действий, входящих в определенные умения, нет разнообразных и полных дидактических материалов.
В рамках сказанного нами выделены объект, предмет и цель исследования.
Объект исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий при изучении математики в 5-6 классах.
Предмет исследования: задания для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении пропедевтического курса математики.
Цель исследования: примеры заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении курса математики у обучающихся 5-6- х классов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и структуру регулятивных универсальных учебных действий.
2. Выделить средства, формы, содержание, методы для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении математики.
3. Выделить психолого-педагогическую характеристику обучающихся 5- 6- х классов.
4. Разработать (подобрать) примеры заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении пропедевтического курса математики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, синтез научных теорий, обобщение и сравнение);
- эмпирические (наблюдение).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы, содержащим 57 наименований. В тексте работы 4 таблицы.
Согласно проведенным аналитическим исследованиям в работе представлена структура регулятивных универсальных учебных действий, а также выделены средства, формы, содержание, методы для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении математики.
С учетом полученных результатов при интеграции психолого - педагогической характеристики обучающихся 5-6-х классов нами были разработаны примеры заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении пропедевтического курса математики.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи решены в полном объеме.
1. Аванесян, Л.К. Развитие общеучебных умений как условие успешности общего образования [Текст] / Л.К. Аванесян, И.Н. Лопухова // Начальная школа плюс До и После. - 2012 г. - № 4. - С. 17-22.
2. Анкудинова В.Ю, Арькова А.А., Семенова И.Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в пропедевтическом курсе математики // НАУКА.ОБРАЗОВАНИЕ.ИННОВАЦИИ.: материалы III международной научно-практической конференции 12.02.2019 к. -г. Анапа) - Анапа: ООО «НИЦ ЭСП» в ЮФО (Научно-исследовательский центр «Иннова»), 2019. - С. 17-23.
3. Аникеева, Н. Подросток: познай самого себя [Текст] / Н.Аникеева, Е.Киселева, И. Хромова // Воспитание в школе. - 2009 г. - №
4. - С. 54-59.
4. Барашкина, С.Б. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира [Текст] / С.Б. Барашкина // Формирование универсальных учебных действий у младших школьников: сб. науч. ст. под общ. ред. Л.Д.Мали, Н.И. Наумовой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. - 132 с.
5. Битянова, М.Р. Мониторинг УУД: шаг в будущее
педагогической профессии. Новые понятия - новые задачи [Текст] / М.Р.Битянова // Практика образования. - 2012 г. - № 1. - С. 28-33.
6. Боженкова, Л.И. Понимание и его становление при обучении
математике [Текст] / Л.И.Боженкова // Человек в современном образовательном пространстве: материалы всероссийской научно¬
практической конференции 30.09.2009 Москва / ред. Е.В. Чмыхова. - М.: Современная Гуманитарная Академия, 2009. - С. 47-55.
7. Боженкова, Л.И. Универсальные учебные действия и цели обучения математике [Текст] / Л.И. Боженкова, С.П. Беребердина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012 г. - № 1. - С. 46-51.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2018. - 464 с.
9. Божович, Л.И. Развитие мотивов учения у советских школьников [Текст] / Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.Г. Морозова // Психология в вузе: научно-методический журнал / ред. Е.И. Горбачева. - 2018 г. - № 5. - С. 36-42.
10. Василенко, Т. В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов [Текст]/ пособие для работников школ/Т. В. Василенко. - М.: Грамотей, 2013. - 32 с.
11. Витте, И.Я. Формирование у обучающихся регулятивных
универсальных действий [Текст]: из опыта работы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицей № 214
Центрального района Санкт-Петербурга // И. Я. Витте и др. - Санкт- Петербург: Свое изд-во, cop. 2016. - 75 с.
12. Волков, Б.С. Психология подростка [Текст] / Б.С. Волков. - 5-е изд. - СПб. : Питер, 2010. - 240 с.
13. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2013. - 1136 с.
14. Гиниятуллина, А.А. Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий [Текст] /
А.А. Гиниятуллина // Методист. - 2011 г. - № 9. - С. 58-61.
15. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения М.: Народное образование, 2001. — 128 с.
16. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. - 4-е изд., перераб. и допол. - СПб. : Питер, 2017. - 208 с.
17. Давыдова, Н.Н. Универсальные учебные действия: управление формированием [Текст] / Н.Н. Давыдова, О.В. Смирных // Народное образование. - 2012 г. - № 1. - С. 167-175.
18. Денисова, Т.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в 5-м классе [Текст] / Т. А. Денисова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 10. - С. 67-72.
...