Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика преподавания раздела астрономии «Практические основы астрономии» в старшей школе

Работа №95410

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические и методические аспекты изучения астрономии в школе 6
1.1. Проблемы преподавания астрономии в школе 6
1.2. Формы и методы изучения астрономии в школе 14
1.3. Современное оборудование для изучения астрономии в школе 23
ГЛАВА 2. Содержание раздела «Практические основы астрономии» и
методика его изучения 29
2.1. Особенности изучения теоретического материала в разделе
«Практические основы астрономии» 29
2.2. Комплекс астрономических задач по разделу «Практические
основы астрономии» 35
2.3. Лабораторные и исследовательские работы в разделе
«Практические основы астрономии» 39
ГЛАВА 3. Организация опытно-поисковой работы и анализ ее результатов 45
3.1. Общие сведения об опытно-поисковой работе 45
3.2. Этапы опытно-поисковой работы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55

Внедрение в 2017-2018 учебном году дисциплины «Астрономия» в перечень обязательных к изучению для среднего общего образования (СОО) вызвало ряд вопросов для разных субъектов образовательного процесса. [38] Учителя, преподающие естественнонаучные дисциплины, с одной стороны, были рады увеличению количества часов, а с другой, растеряны, так как полноценной и современной учебно-методической базы в первое время почти не существовало. У администрации образовательных организаций СОО выявилась проблема в выборе учебно-методического комплекса (учебники, методические пособия, рабочие тетради и т.д.) и технического оснащения кабинета (демонстрационные модели, астрономические приборы, программное обеспечение и т.д.) для преподавания астрономии. Со стороны учащихся и их родителей возникало непонимание необходимости изучения астрономии, в большинстве случаев, старшие школьники не соотносили свои образовательные потребности и результаты обучения данного предмета.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) [47] определил ряд предметных результатов обучения для естественных дисциплин, наиболее раскрытым результатом обучения астрономии является «сформированность основ целостной научной картины мира; формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, ... этическую сферы деятельности человека». [29] Данные предметные результаты должны отражаться в ходе всего образовательного процесса изучения астрономии, в особенности в разделе «Практические основы астрономии». Вследствие того, что данный раздел изучает сферическую астрономию и включает в себя большинство понятий, затруднительных для усвоения.
Наиболее практико-ориентированным, чем остальные разделы учебника, является раздел «Практические основы астрономии» благодаря тому, что содержит те астрономические понятия, которые связаны с нашей планетой (созвездия, фазы Луны, эклиптика, календарь). Для построения взаимосвязи образовательных потребностей школьников старшей школы с результатами обучения необходимо рационально использовать теоретическое и практическое содержание раздела «Практические основы астрономии», то есть сочетать различные формы и методы обучения, беседу с лабораторными работами, словесный метод с демонстрацией наглядных моделей.
Другими словами, необходимо разработать методику преподавания раздела «Практические основы астрономии» в старшей школе.
Цель выпускной квалификационной работы: разработка методики преподавания раздела «Практические основы астрономии» для старшей школы.
Объектом исследования является процесс обучения астрономии в средней школе.
Предмет исследования: разработка теоретического материала,
комплекса задач и лабораторных работ для составления методики преподавания раздела «Практические основы астрономии» в старшей школе.
В процессе исследования была выделена следующая гипотеза: введение методики преподавания раздела «Практические основы астрономии» (особенностями которой является проведение занятий в форме: беседы, семинары, астрономические задачи, наблюдения, реализация принципа наглядности и использование сравнительного метода) позволит достичь школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, согласующихся с их образовательными потребностями в области изучения астрономии.
Для проверки данной гипотезы и осуществление цели, необходимо поставить следующие задачи:
1. Выявить основные проблемы в обучении астрономии в 10-11 классах.
2. Провести сравнить анализ различных УМК по астрономии для общеобразовательной школы.
3. Рассмотреть основные методические пособия для учителей и выделить различные формы и методы проведения уроков по астрономии.
4. На основе существующих методических рекомендаций составить список необходимого оборудования для астрономического кабинета/уголка.
5. Раскрыть особенности преподавания раздела «Практические основы астрономии».
6. Разработать свою методику проведения уроков, которая включает: теоретический материал раздела, комплекс задач, астрономические наблюдения и лабораторные работы.
7. Провести опытно-поисковую работу для исследования результативности разработанной методики.
В ходе решения исследовательских задач были использованы нижеуказанные методы исследования:
1. Анализ учебной литературы по методике обучения астрономии и учебно-методических комплексов, применяемых в образовательных организациях.
2. Моделирование процесса изучения раздела «Практические основы астрономии» в виде схем и таблиц.
3. Анкетирование учащихся и анализ результатов опроса.
4. Опытно-поисковая работа в реальном образовательном процессе.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. Первая глава содержит общие вопрос теории, которые рассматриваются в пределах темы. Во второй главе предложена методика преподавания раздела «Практические основы астрономии» для старшей школы. В третьей главе представлена диагностика эффективности сформированной методики (анкеты, их результаты, коррекция). Кроме того, работа имеет заключение и список литературных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания выпускной квалификационной работы были выделены и решены следующие задачи:
1. Рассмотрены методические аспекты преподавания астрономии в старшей школе. Выявлены основные проблемы изучения астрономии в современном обществе и некоторые пути их решения, посредством разбора, рекомендованного федеральным перечнем учебно-методических комплексов по астрономии и имеющихся современных форм и методов обучения астрономии в общеобразовательной школе. К тому же рассмотрено современное оборудование для проведения наблюдений, лабораторных и исследовательских в курсе изучения астрономии.
2. Разобрано содержание методики изучения раздела «Практические основы астрономии», которое включает в себя разбор особенностей изучения теоретического материала, системы учета знаний по темам раздела, лабораторных и исследовательских работ. Проведен методический анализ тем: «Звезды и созвездия», «Небесные координаты. Звездные карты», «Видимое движение звезд на различных географических широтах», «Годичное движение Солнца. Эклиптика», «Движение и фазы Луны», «Затмения Солнца и Луны», «Время и календарь» и результаты анализа представлены в виде таблиц 2-4.
3. Проведена опытно-поисковая работа для исследования результативности разработанной методики: составлен лист опроса для выявления образовательных потребностей учащихся и их начального уровня знаний элементов раздела «Практические основы астрономии», на основе результатов опроса были внесены коррективы в созданную методику, которая в дальнейшем была введена в образовательный процесс. В ходе контролирующего этапа опытно-поисковой работы была подтверждена гипотеза исследования данной выпускной квалификационной работы.
Составленная методика ориентирована на классы старшей школы и на студентов колледжей и техникумов 1 курса непрофильных специальностей, которые изучают астрономию на базовом уровне, также она пригодиться для составления программ элективных курсов, кружков, факультативов.


1. Google Forms [Электронный ресурс]: URL:
https://docs.google.com/forms/ (дата обращения: 28.04.2019).
2. Hotpotatos [Электронный ресурс]: URL: http://hotpot.uvic.ca (дата обращения: 16.05.2019).
3. Kaufman III N. J. Discovering the Universe. Second edition. New York: W. H. Freeman and Company, 1990.
4. Picover Clifford A. Black holes (A travelers guide). USA, John Willey @Son. Inc., 1996. 210 p.
5. Stellarium // Stellarium Astronomy Software [Электронный ресурс]: URL: https://stellarium.org/ru/ (дата обращения: 14.05.2019).
6. Zeilik Michael. Conceptual Astronomy. USA, John Willey @Son. Inc., 1993.
7. Астрономия. Методическое пособие: 10-11 классы. Базовый уровень: учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций / под ред. В. М. Чаругина. — М.: Просвещение, 2017.
8. Астрономия.РФ [Электронный ресурс] // Общероссийский астрономический портал URL: http://астрономия.рф (дата обращения: 20.04.19).
9. Бартунов О.С., Самодуров В.А. Астрономия и Интернет: история взаимоотношений // Земля и Вселенная. 2010. № 1. С. 49-59.
10. Барышникова А.Н. Использование ИКТ на уроках астрономии в средней школе // Вопросы методологии социально-гуманитарных наук: современный контекст. - Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2018. - С. 65-67.
11. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. - 416 с.
12. Вахрушев, А.А., Окружающий мир. 2 кл. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. — Изд. 4-е, перераб. — М.: Баласс, 2015. — 144 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
13. Винник М.А. К вопросу о роли астрономического образования в обучении и развитии учащихся // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика. 2010. № 2. С. 169-173.
14. Виртуальные лабораторные работы [Электронный ресурс] //URL: http://www.virtulab.net/ (дата обращения: 07.03.19).
15. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия: учеб. для 11-го кл. сред, шк. / [Текст] Б.А. Воронцов-Вельяминов - М.: «Дрофа», 2017. - 240с.: ил...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ