Введение 3
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические особенности реализации дифференцированного подхода в процессе обучения математике в инклюзивных классах 5
1.1 Понятие, сущность и методы инклюзивного образования 5
1.2 Реализация дифференцированного подхода при инклюзивном
обучении математике 18
1.3 Разноуровневые задания как средство реализации
дифференцированного подхода в инклюзивных классах 25
Вывод по Главе 1 31
ГЛАВА 2. Использование разноуровневых заданий в процессе обучения математике в инклюзивных классах 32
2.1 Методические рекомендации по отбору и использованию
разноуровневых заданий при реализации дифференцированного подхода в условиях инклюзивного обучения 32
2.2 Комплекс разноуровневых заданий для реализации
дифференцированного подхода на уроках математики в инклюзивных классах 45
Вывод по Главе 2 52
Заключение 54
Список литературы 56
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечается, что гуманизация процесса обучения является важным направлением совершенствования современного математического образования.
Инклюзивное образование занимает особое место в рамках ФГОС. Потребность обсуждения проблемы и поиска путей эффективной организации образовательного процесса после введения нового закона об образовании фактически усиливается ежедневно. Причиной этого является увеличение количества семей, которые решаются воспользоваться правом на выбор типа образовательного учреждения. Остается нерешенной главная задача образования - целостность образовательного процесса, где каждая структура вносит свой огромный вклад в адаптацию, реабилитацию и обучение детей любого социального статуса. Проблема развития инклюзивного образования является одним из сложных направлений образовательной и психологической практики, в этом и заключается актуальность данной работы.
Согласно ФГОС ОО получение детьми с ОВЗ качественного не только общего, но и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Именно инклюзивное образование наилучшим образом позволяет обеспечить социализацию детей, нежели обучение в условиях специальных коррекционно-развивающих школах. Каждый обучающийся может развиваться в своем режиме и получить доступное, качественное образование с учетом собственных возможностей, а также индивидуальных потребностей в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования: разработка комплекса разноуровневых заданий как одного из эффективных средств реализации дифференцированного подхода в инклюзивных классах на уроках математики.
Объект исследования: является процесс обучения математики в инклюзивных классах.
Предмет исследования: разноуровневые задания как средство реализации дифференцированного подхода в инклюзивных классах.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью раскрытия понятия, сущности и проблемы инклюзивного образования.
2. Раскрыть понятие дифференцированного подхода.
3. Выявить возможность использования разноуровневых заданий на уроках математики для реализации дифференцированного подхода в инклюзивных классах.
4. Сформулировать методические рекомендации по отбору и использованию разноуровневых заданий при реализации дифференцированного подхода в условиях инклюзивного обучения.
5. Разработать комплекс разноуровневых заданий для реализации дифференцированного подхода в инклюзивных классах.
Инклюзивное образование - это очень сложный и многогранный процесс, который затрагивает административные, научные и методологические ресурсы.
Для успешного решения проблемы инклюзивного образования, необходимо его активное внедрение в образовательные учреждения, дети с ОВЗ должны иметь право выбора места обучения, а оно в свою очередь должно быть закреплено в системе федерального законодательства и регламентировано на уровне практики.
В соответствии с поставленными задачами в работе на основе анализа психолого-педагогической и методической литература было раскрыто понятие и сущность инклюзивного образования, рассмотрены проблемы методы инклюзивного образования. Выявлено, что эффективность обучения при построении уроков математики в инклюзивных классах можно повысить за счет использования дифференцированного подхода. В работе рассмотрены различные подходы к понятию «дифференциация обучения», выделены и охарактеризованы уровни обучения и представлены соответствующие им типы заданий. Выявлено, что разноуровневые задания являются одним из эффективных средств направленных на реализацию дифференцированного подхода в инклюзивных классах, даны рекомендации по отбору и использованию разноуровневых заданий, выделены требования к заданиям разного уровня. И на основе полученных результатов разработан комплекс разноуровневых заданий для реализации дифференцированного подхода на уроках математики в инклюзивных классах.
Таким образом, поставленная цель исследования была достигнута, а задачи выполнены в полном объеме. Все рекомендации, выделенные в исследовании, могут найти применение в практической деятельности педагогов.
Результаты исследования отражены в публикации:
Здоровьесберегающие технологии в современном образовании: материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции 18-19 ноября 2020 г. г. Екатеринбург, Россия / Уральский государственный педагогический университет. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2020. - 1 CD-ROM. - Текст : электронный. - С. 6-10
1. Аввакумова И.А. Обобщающее повторение в школьном курсе планиметрии в условиях уровневой дифференциации учащихся. Дисс.канд.пе. наук.Екатеринбург, 2005-191с.
2. Аввакумова И.А., Холмогорова А.Ю. Здоровьесберегающие технологии в современном образовании: материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции 18-19 ноября 2020 г. г. Екатеринбург, Россия / Уральский государственный педагогический университет. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2020. - 1 CD-ROM. - Текст : электронный. - С. 6-10.
3. Акимова О.И. Инклюзивное образование как современная модель
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии:
Материалы междун. науч. практ. конф. / Под. Ред. С.В. Алехиной. - М.: Изд-во Мос. Гор. Психолого-пед. ун-та, 2011.
4. Беличева С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка семей группы риска / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2005. - № 2. - С. 21-32.
5. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. - М., 2000 г.
6. Борисова Н. В. Инклюзивное образование: ключевые понятия / Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. М.: Перспектива; Владимир: Транзит-ИКС, 2009. - 47 с. - ISBN 978-5-8311-0423-3.
7. Бутузов И.Г. Дифференцированное обучение - важное дидактическое средство эффективного обучения школьников/И.Г. Бутузов.-М.: Владос 2007.- С. 237.
8. Верзилова Н.И. Дифференцированный подход при обучении математике как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся.// [Электронный ресур] festival.1september.ru/articles/504920/
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология 1 2008»; М ACT; 978-5-17-049976-2.
10. Гилевич И.М. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе / И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова // Дефектология: 1995; - № 3. -. С. 39-46.
11. Гильбух Ю. З., Идеи дифференцированного обучения в отечественной
педагогике // Педагогика. 1994. №5. 11.Дахин А.Н., к вопросу о
разноуровневом обучении // Математика в школе. - 2003. - №4. - С. 39. 59
12. Голиков Н. Индивидуальная помощь, ребенку-инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении / Н. Голиков // Учитель. — 2006.-№ 1.-С. 22-24.
13. Гудонис, В. П. Незрячий в обществе: социальные меридианы / В.П. Гудонис // Мир психологии. - 2001. -№2. -С. 186-197.
14. Дайджест по инклюзивному образованию. 2010, июнь. // [Электронный ресурс]
http: //orttoHfe2 .ucoz.m/publ/rabotaiobrazovanie/daj dzhestpoinklj uzivnomuo
15. Дементьева Н.Ф Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. / Н.Ф. Дементьева, Г.Н.,Багаева Т.Н. Исаева. М.:Изд-во Ин-та социальной работы, 1996.
16. Добровольская, Т.А. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграции / T.A. Добровольская, Н.Б. Шабалина. - Социологические исследования. - 1991. -№ 5. - С. 3-8.
17. Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России / Д.В. Зайцев. Саратов: Научная книга, 2003. - 255 с. - ISBN 5-93888344-Х.
18. Зайцев Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Д.В. Зайцев // Педагогика. 2003. - №1. - С. 21-30.
19. Зотова, A.M. Интеграция ребенка-инвалида, в среду здоровых
сверстников как метод социальной адаптации./ A.M. Зотова //
Дефектология. 1997. -№ 6. -С. 21-25.
20. Иванов Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовапии / Д.А. Иванов // Завуч 2008. - №1. - С. 4-24.
21. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе». Авторы: Тим Лореман, Джоан Деппелер, Давид Харви.
22. Малофеев Н.Н. Изменение специальной школы неизбежный Всемирный процесс // Нижегородское образование. — 2010. — №3. — С. 4-9.
23. Мудрик, A.B. Социальная педагогика. - М: Академия ИЦ, 1999.
24. Нечаев М.П. Разноуровневый контроль качества знаний по математике: Практические материалы: 5 - 11 классы. - М.: 5 за знания, 2006г
25. Перова М.Н. Преподавание математики в коррекционной школе: пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ М.Н.Перова.-М.: Просвещение, 2013г.
26. Потешкина Г. В., Разноуровневые задания при реализации уровневой дифференциации обучения на уроках математики // Молодой ученый. - 2015. №11.1. - С.65
27. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Сост.: С.А. Прушинский Ю.П. Симонова. М.: РООИ «Перспектива», 2007.
28. Степаненко Е.С. Дифференцированное обучение. Что же такое
дифференциация обучения? // [Электронный ресурс]
http://stepanenko.ucoz.ru/index/0-9/
29. Федеральзый закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
30. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 01.12.2007 N 309-ФЭ).
31. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
32. Шматко, Н.Д. Новые формы коррекционной помощи детям с
отклонениями в развитии/ Т.Д. Шматко. -Альманах ИКП РАО, 2003. выпуск №7. [Электронный ресурс]
http://wvvw.ikprao.rU/almanah/7/st02.ht. обращение 23.09.2010.
33. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИРАН, 1995. ISBN.
34. Яркина Т.Ф. Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики // Т.Ф. Яркина // Институт педагогики соц. работы Рос. акад. образования, Ассоц. соц. педагогов, соц. работников Рос. Федерации. - М.: Б.и., 1997.
35. Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова И.И. Лошакова // Социологические исследования. 2003.-№5.-С.100-106.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // [Электронный ресурс] - URL:https://fgos.ru(дата обращения: 19.10.2020).