Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХОРОВАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ В МЛАДШЕМ ХОРЕ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКУ

Работа №95354

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы46
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
280
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ХОРОВОЙ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ 7
1.1. Эмоциональная отзывчивость на музыку как главная музыкальная
способность 7
1.2. Хоровая театрализация в младшем хоре детской музыкальной школы 16
1.3. Пластическое интонирование в формировании эмоциональной
отзывчивости детей на музыку 24
ГЛАВА 2. Практика формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку средствами хоровой театрализации 29
2.1. Диагностика сформированности эмоциональной отзывчивости младших
школьников на музыку 29
2.2. Методы формирования эмоциональной отзывчивости на музыку
младших школьников в хоровой театрализации 34
2.3. Итоговая диагностика сформированности эмоциональной отзывчивости
младших школьников на музыку 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Актуальность темы. Многие педагоги (Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова и др.) и научные исследователи (В.О. Днепров, О.А. Малахова, Б.М. Теплов и др.) занимались изучением такой проблемы, как эмоциональная отзывчивость детей на музыку. Эта проблема актуальная и сегодня, так как в федеральных государственных требованиях, представленных Министерством культуры Российской Федерации ( далее - ФТ), выделены такие критерии, которые связаны с формированием и развитием эмоциональной отзывчивости детей на музыку:
• создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
• приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения;
• воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Эти критерии являются основополагающими для достижения образовательных и воспитательных целей на хоровых занятиях в людом образовательном учреждении, в том числе и в детской музыкальной школе и детской школе искусств.
Хоровое творчество сегодня испытывает влияние хоровой театрализации, когда помимо пения, хоровое произведение представляет небольшой драматический спектакль, включающий движение. Именно такая форма хоровых занятий позволяет участникам образовательного процесса эмоционально откликнуться на музыку, вникнуть в её содержание, прочувствовать её и передать задуманный образ композитора. Стоит отметить, что хоровая театрализация позволяет создать благоприятный фон, для раскрепощения и повышения уровня включенности младших школьников на хоровых занятиях. Это связано с тем, что младший школьный возраст характерен повышенной активностью и импульсивностью. Детям младшего школьного возраста просто необходимо двигаться.
Совмещение движения и пения - проблема, которая полностью не изучена и рассмотрена в немногих научных и методических источниках.
В процессе изучения этой проблемы было выявлено такое противоречие: актуальность использования хоровой театрализации для формирования эмоциональной отзывчивости и недостаточностью методических разработок по формированию эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников на хоровом занятии.
Сформулированное противоречие позволило определить проблему работы.
Проблема работы - поиск теоретических оснований и практических путей формирования эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста на хоре в детской музыкальной школе.
Сформулированная проблема помогла определить тему: «Хоровая театрализация в младшем хоре детской музыкальной школы как средство формирования эмоциональной отзывчивости детей на музыку»
Цель исследования - рассмотреть и апробировать методы формирования эмоциональной отзывчивости детей на музыку в младшем хоре в условиях детской музыкальной школы.
Объект исследования - процесс формирования эмоциональной отзывчивости детей на музыку через хоровую театрализацию в условиях детской музыкальной школы.
Предмет исследования - методы формирования эмоциональной отзывчивости детей на музыку в младшем хоре в условиях детской музыкальной школы.
Гипотеза исследования. Формирования эмоциональной отзывчивости детей на музыку в младшем хоре в условиях детской музыкальной школы будет проходить успешно если:
• включать методы: пластического интонирования, такую музыкальную деятельность, как музыкально-ритмические движения, элементы театрализации и музыкального театра;
• вводить сюжетно-ролевые игры или игры на соревнования («Ямка», «Дорожка», «Яблоко», «Котик», «На волнах», «Звонкие молоточки» и др.);
• использовать репертуар, соответствующий возрастному составу участников хорового коллектива и их вокальным и творчсеким возможностям.
В соответствии с целью исследования определены задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования;
2. Определить основные понятия: «эмоциональная отзывчивость», «хоровая театрализация», «пластическое интонирование».
3. Выявить наиболее эффективные методы формирования эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на музыку;
4. Проверить на практике эффективность выбранных методов по формированию эмоциональной отзывчивости.
Методической основой послужили идеи педагогов Б.Л. Яворского (ассоциативные движения под музыку), К. Орфа (элементарный музыкальный театр), М.А. Румер (ритмическое воспитание), В.Коэн (пластическое интонирование), О.А. Малаховой (сюжетно-ролевые игры или игры на соревнования), положения возрастной психологии о специфических особенностях развития младших школьников (Л .Ф. Обухова).
Методы исследования:
• теоретические: изучение литературы по теме и анализ работ авторов;
• практические: опытная работа, проводимая на младшем хоре детской музыкальной школы.
База исследования: МАОУ КОУ Гимназия «Арт-Этюд», город Екатеринбург.
Апробация исследования осуществлялась в процессе
производственной практики автора выпускной квалификационной работы .
Структура выпускной квалификационной работы. Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог выпускной квалификационной работы сформированы следующие выводы:
1. Эмоциональная отзывчивость является важнейшей составной часть мировоззрения личности, его жизненных устремлений, собственного «Я», внутреннего человека, определяющего нравственный облик личности и имеет многозначную трактовку. Это как одна из форм общего переживания; форма активного отклика через исполнительскую деятельность; личное отношение к музыкальным произведениям. В жизни человека эмоциональная отзывчивость очень важна и поэтому её нужно целенаправленно развивать с детского возраста, ведь это качество личности. Ребёнку в младшем школьном возрасте свойственно активно двигаться, ведь его ведущая деятельность является переходной - от игровой - к учебной. Ещё в раннем детском возрасте, слушая музыку, ребёнок невольно начинает двигаться и тем самым уже эмоционально откликается. Слушая музыкальные произведения, ученику трудно выразить в словах свои эмоции и чувства, но если при прослушивании подключить движения, то ребенок будет себя чувствовать свободнее и тем самым сможет выразить свои эмоции.
2. Классическое хоровое пение подразумевает статичность в плане движений, а сценическая игра в свою очередь основана на многих двигательных комплексах, обусловленных метроритмической структурой музыки. Хоровая театрализация выступает как связующее звено между пением и сценической игрой, позволяя классическому хоровому пению стать активным, «двигательным», живым. , что хоровая театрализация является не только компонентом эмоционального раскрепощения, активной деятельности и коммуникабельности обучающихся, но и важным составляющим по формированию навыка координации пения и движения. Формирование этого навыка происходит за счёт игровых действий обучающихся, поставленной драматической задачи. Именно хоровая театрализация способствует развитию саморегуляции и самоконтроля собственного исполнения. Так же необходимо отметить, что благодаря специфике и доступности такого вида музыкально-исполнительского искусства, у детей эффективнее происходит развитие музыкальности и музыкальных способностей - музыкального слуха, метроритмического чувства, эмоциональной отзывчивости.
3. Неотъемлемой частью хоровой театрализации является пластическое интонирование. Пластическое интонирование это - выражение музыки в жесте, её основных средств художественной выразительности
4. Хоровая театрализация является не только компонентом координации пения и движения, активной деятельности и коммуникабельности обучающихся, но и важным составляющим по формированию эмоциональной отзывчивости на музыку. Формирование этого навыка происходит за счёт игровых действий обучающихся, поставленной драматической задачи.
5. Методами формирования эмоциональной отзывчивости на музыку стали сюжетно-ролевые игры или игры на соревнования («Ямка», «Дорожка», «Яблоко», «Котик», «На волнах», «Звонкие молоточки» и др.).
6. Хоровая театрализация несёт в себе огромную ценность как метод, позволяя обучающимся быть эмоционально естественными и не зажатыми в пении и движениях. С помощью такого метода, как хоровая театрализация, можно получить правильное, красивое пение и гармоничную артистичность. Проведённое диагностическое исследование показало, что благодаря хоровой театрализации уровень эмоциональной отзывчивости у младших школьников повысился. Гипотеза подтвердилась, задачи решены.


1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев; 2-е изд: Кн.1 и 2. - Ленинаград: Музыка, 1971. - 376 с.
2. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве / Б.В. Асафьев. - Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова - Арбенина. - Л.: Музыка, 1980. - 216 с.
3. Библиографическая энциклопедия. [Электронный ресурс]: http: //www.biografij a.ru/biography/vetlugina-natalya-alekseevna.htm
4. Библия. Послание апостола Иакова 3 глава [Электронный
ресурс], https://bibleonline.ru
5. Большой психологический словарь; Эмоции [Электронный
ресурс], https://psychological.slovaronline.com/2078-EMOTSII.
6. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по
ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - 2-е изд., испр. и дон / А.И. Буренина. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
7. Вендрова Т.Е. Пластическое интонирование» музыки в методике Вероники Коэн. // Искусство в школе / Т.Е. Вендрова. 1997. №1. С. 61-64.
8. Ветлугина Н.А. Методы музыкального воспитания в детском саду // Музыкальное воспитание в СССР. Ред.-сост. Л.А. Баренбойм. / Н.А. Ветлугина. - М.: Сов. Композитор, 1977. - 486с.
9. Википедия; Хор [Электронный ресурс],
https: //ru.wikipedia. org/wiki/Хор
10. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева. - М.: 1999. - 344с.
11. Днепров В.О музыкальных эмоциях: Эстетические размышления. //Кризис буржуазной культуры и музыка / В.О. Днепров. - М.: Музыка, 1972. С.99-174.
12. Есина Л.В. Пластическое интонирование музыкального образа как способ развития детского воображения. //М.: Дошкольное образование: традиции и инновации. Материалы III Всероссийской с международным участием научно - практической конференции / Л.В. Есина, 2015.
13. Жак-Далькроз. Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. - Москва: Классика- XXI: 2001. - 248 с.
14. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика / В.Л. Живов. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с.
15. Казачков С.А. От урока к уроку / С.А. Казачков. - Казань: Издательство Казанского университета, 1990. - 344 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ