Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №95353

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы55
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
250
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОГО ИНТОНИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКУ 6
1.1 Эмоциональная отзывчивость на музыку как база общего обязательного
музыкального образования школьников 6.
1.2 Психолого-педагогические аспекты деятельности обучающихся и учителя
на школьных уроках музыки 11
1.3 Пластическое интонирование как один из видов учебной музыкальной деятельности школьников 14.
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ ПЛАСТИЧЕСКОГО ИНТОНИРОВАНИЯ 28
2.1. Условия опытной работы, диагностика выявления степени
эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку 28
2.2. Содержание опытной работы по применению пластического
интонирования на уроках музыки 36
2.3. Анализ результатов опытной работы 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

Актуальность темы. Проанализировав взаимосвязь музыки и движения как основы пластического интонирования, мы выяснили, что пластическое интонирование опирается на целый ряд взаимосвязанных движений; отличается от обычных движений своей выразительностью и возможностью передать отдельные средства музыкальной выразительности; является основой музыки и движений, так как привлечение движений помогает активизировать у детей слышание музыки.
Изучив пластическое интонирование как один из видов учебной музыкальной деятельности школьников, мы обнаружили, что жест, движение, пластика обладают особенным свойством передавать эмоциональное состояние слушателя; что это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания; что это эффективный метод учебно-музыкальной деятельности школьников.
Проведенный анализ ряда учебных программ позволил нам выяснить, что основным ценностным ориентиром для пластического интонирования является формирование интонационно-слухового опыта школьников как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, направленной на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой.
Основным методическим принципом для пластического интонирования является метод «тождества и контраста», который способствует развитию у учащихся восприятия, музыкального мышления, глубины и объёма памяти, координации между слухом, голосом и движением в пластике, воображения, внимания слуха, творческого самовыражения и эмоциональности.
Выражение личностного смысла музыкального произведения является целью обучения детей на уроке музыки. Метод «пластического интонирования» способствует внедрению в урок музыки двигательной активности и направлен на активизацию процесса слушания музыки.
Однако в современной практике общего музыкального образования школьников существует противоречие между эффективностью пластического интонирования для музыкального развития школьников и недостаточной степенью его методической разработанности для практического внедрения в учебный процесс.
Проблема исследования: выявление результативных методических путей использования пластического интонирования для реализации целей и задач общего музыкального образования школьников.
Тема: «Пластическое интонирование как средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников».
Цель: Теоретически обосновать и проверить в опытной работе эмоциональную отзывчивость детей на музыку, с помощью метода пластического интонирования.
Объект: музыкально-образовательный процесс на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Предмет: методы и приемы пластического интонирования.
Гипотеза: успешность развития у учащихся эмоциональной отзывчивости на музыку с помощью пластического интонирования может быть обеспечена, если: учитель понимает сущность понятия "эмоциональная отзывчивость" как базы общего обязательного музыкального образования школьников; знает психолого-педагогические особенности взаимодействия учителя и учащихся в музыкальной деятельности; применяет научно обоснованную и проверенную на практике диагностику; владеть методами и приемами развития эмоциональной отзывчивости младших школьников путем использования пластического интонирования.
Задачи:
• выявить сущность понятия «эмоциональная отзывчивость на музыку как базы общего обязательного музыкального образования школьников;
• рассмотреть психолого-педагогические аспекты деятельности обучающихся и учителя на школьных уроках музыки;
• охарактеризовать пластическое интонирование как один из видов учебной музыкальной деятельности школьников;
• разработать диагностику выявления степени влияния пластического интонирования на процесс развития эмоциональной отзывчивости младших школьников и проверить ее на практике;
• провести опытную работу по развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку с помощью пластического интонирования;
• обобщить полученные результаты на основе анализа опытной работы.
Методы исследования: теоретические: изучение литературы, сравнение, обобщение; эмпирические: педагогические наблюдения, опытная работа.
Теоретико-методологическая основа исследования: положения об особенностях возрастного развития младших школьников (С. В. Гагина).концептуальные идеи общего музыкального образования школьников (О. А. Апраксина, Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, М. С. Осеннева); теории эмоциональной отзывчивости на музыку (Л.С.Выготский, Т. А. Вендрова, Б.М.Теплов); теоретические положения о возможностях пластического интонирования в музыкальном развитии школьников (Т. А. Вендрова, В. В. Гракова, Л. В. Есина, В. Коэн, А. Р. Совгатова) и его роли в современных программах общего музыкального образования школьников (А. В. Заруба, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
Т. С. Шмагина).
Структура и объем выпускной квалификационной работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев взгляды ученых на сущность понятия «эмоциональная отзывчивость на музыку», мы пришли к следующему выводу:
Под сущностью понятия «эмоциональная отзывчивость на музыку» понимается способность чувствовать настроение произведения, характер, способность к переживанию образов, способность к воображению.
Формирование эмоциональной отзывчивости у детей связано с активизацией процессов сопоставления звучанию музыкальным интонациям на основе действенно-практического сопереживания содержания музыки.
Школьный возраст - это вершина детства. Ребенок сохраняет много детских качеств легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого «снизу вверх». Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Отмеченные особенности деятельности обучающихся и учителя на школьных уроках музыки играют важную роль в выборе методов и приемов применения пластического интонирования.
На основе изучения работ современных авторов, занимающихся разработкой пластического интонирования как одного из видов учебной музыкальной деятельности школьников, мы сделали следующие выводы:
1. Музыка и движение для детей являются самым доступным ресурсом человеческих ощущений, поскольку обладают возможностью прямого воздействия на эмоциональную сферу. Они первый шаг к пониманию искусства.
2. Жест, движение, пластика обладают особенным свойством передавать эмоциональное состояние слушателя;
3. Пластическое интонирование это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания.
4. Пластическое интонирование это эффективный метод учебно­музыкальной деятельности школьников.
Проведенный анализ позволил нам выяснить, что роль пластического интонирования в учебной программе «К вершинам музыкального искусства» под руководством М. С. Красильниковой, Е. Д. Критской, А. В. Зарубы весьма велика. Мы выяснили, что основным ценностным ориентиром для пластического интонирования в данной программе является формирование интонационно-слухового опыта школьников как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, направленной на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой.
Сопоставив понимание роли пластического интонирования в двух рассмотренных программах, мы обнаружили несомненную общность подходов к пониманию его роли в достижении цели музыкального образования, то есть формирования музыкальной культуры личности как части духовной культуры.
Проведенный диагностический срез показал его целесообразность в исследовании влияния использования пластического интонирования на уровень эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку. Анализ количественных данных начальной диагностики показал, что степень активности, вовлеченности учащихся в двигательные реакции на звучащую музыку, не выше среднего уровня. Качественный анализ показал, что некоторые учащиеся остались равнодушными и не приняли участие в движении. Ряд учащихся по-прежнему воспринимал задания как игру, некоторые из них начинали шалить, беспорядочно размахивать руками, не попадая в музыку, шумели и переговаривались со своими одноклассниками.
На основании полученных впечатлений мы наметили основные направления по развитию эмоциональной отзывчивости с помощью пластического интонирования на последующий период работы: для того чтобы у детей повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку, следовало:
• переносить внимание детей в процессе восприятия с сюжетных на музыкальные ассоциации и соответствующие им движения;
• привлекать репертуар, методически удобный и доступный для пластических заданий;
• использовать задания систематически;
• предлагать задания с постепенным повышением уровня сложности;
• больше внедрять такого рода задания не только при прослушивании произведений, но и при разборе новой песни;
• использовать визуальные методы обучения (видео, картинки)
• задавать вопросы о музыкальном произведении.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что проведенная нами работа по использованию пластического интонирования оказалась успешной и способствовала повышению эмоциональной отзывчивости детей на музыку. У учащихся мы видим значительный прирост по обоим критериям. В обоих классах дети стали отзывчивее и эмоциональнее откликаться на звучащую музыку, охотнее выполнять задания учителя. Их движения стали более выразительными и близкими к музыкальному образу произведения.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что успешность развития у учащихся эмоциональной отзывчивости на музыку с помощью пластического интонирования может быть обеспечена, если: учитель понимает сущность понятия "эмоциональная отзывчивость" как базы общего обязательного музыкального образования школьников; знает психолого­педагогические особенности взаимодействия учителя и учащихся в музыкальной деятельности; применяет научно обоснованную и проверенную на практике диагностику; владеть методами и приемами развития эмоциональной отзывчивости младших школьников путем использования пластического интонирования, подтвердилась.
Можно заключить, что задачи, поставленные в работе, выполнены, а цель - достигнута.
Дальнейшие перспективы представленного в работе исследования мы видим в разработке и внедрении в практику школьных уроков музыки систематического использования пластического интонирования как одного из действенных способов достижения цели общего музыкального образования - формирования основ музыкальной культуры личности как части их общей духовной культуры.


1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2004. 336 с.
2. Апраксина О. А. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. М. : Просвещение, 1987. 207 c.
3. Булычева Н.А. Проект «Пластическое интонирование в условиях
современного урока [Электронный ресурс]: http:
nsportal .ru/shkola/muzyka/library/2013/07/22/plasticheskoe-intonirovanie-v- usloviyakh-sovremennogo-uroka
4. Вендрова Т. А. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе. 1997. № 1. С. 61-64.
5. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость/ Н.А.Ветлугина// Восприятие музыки: Сб. статей. Сост.В.Н. Максимов.- М.,1980.-219 с.
6. Волохина Л. В. Театр песни как средство музыкально-эстетического развития детей 5-7 лет // Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски: Материалы третьей научно-практической конференции студентов и молодых ученых музыкально-педагогического факультета УрГПУ. Екатеринбург, 25-26 марта 2004 г. /Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. К.П.Матвеева. - Екатеринбург, 2004. .С. 29-31.
7. Выготский, Л.С. Психология искусств. М. : Эксмо-Пресс, 2000. 296 с.
8. Гагина С. В. Музыкально-психологические характеристики учащихся
младшего школьного возраста [Электронный ресурс]:
https://infourok.ru/muzikalnopsihologicheskie-harakteristiki-uchaschihsya- mladshego-shkolnogo-vozrasta-1751822.htm
9. Глухих Л. Г. Полихудожественный подход при освоении искусства и арт- терапевтическая функция музыкального образования // Музыкальное и художественное образование детей и юношества : проблемы и поиски : материалы шестой всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, магистрантов и студентов, Екатеринбург, 25—26 апреля 2013 г. Том 1: Музыкальное образование / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. К. П. Матвеева. — Екатеринбург, 2013. С. 33-38.
10. Гракова В. В. Пластическое интонирование на уроках музыки: теория и практика [Электронный ресурс]: http://elib.bspu.by
11. Давыдов В.В. Воспитание личности // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 37-39.
12. Есина Л. В. Пластическое интонирование музыкального образа как способ
развития детского воображения [Электронный ресурс]:
https://docviewer.yandex.ru
13.Заруба А. В., Красильникова М. С., Критская Е. Д. К вершинам музыкального искусства» [Электронный ресурс]:
https://refdb.ru/look/1181382.html
14.Зубрицкая О.Н. Развитие эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на занятиях хора [Электронный ресурс]: https://kopilkaurokov.ru/muzika/meropriyatia/razvitiie-emotsional-noi- otzyvchivosti-dietiei-mladshiego-shkol-nogo-vozrasta-na-zaniatiiakh-khora- mietodichieskaia-razrabotka
15. Иванов И. И. Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки [Электронный ресурс]: http://roman.by/r-50639.html
16. Княжева М.А. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996. 32 c...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ