ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ТВОРЧЕСТВУ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА
1.1. Анализ проблемы развития мотивации к творчеству у детей
1.2. Возможности литературного клуба в развитии мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста
1.3. Теоретическое обоснование методики развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ К ТВОРЧЕСТВУ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА
2.1. Диагностические исследования исходного уровня развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста
2.2. Содержание работы по развитию мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы по развитию мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность исследования
В настоящее время преобразования в различных сферах жизни нашего общества повлияли и на сферу образования. Приоритетом становится развитие творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения глубоко затрагивают проблемы творческого развития личности, начиная с младшего школьного возраста, когда происходят её качественные изменения, связанные с формированием активной личностной позиции, развитием креативных качеств, раскрытием внутреннего потенциала личности, заданного природой и стимулированием ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития. В комплексе проблем, связанных с развитием личности младшего школьника, в качестве ключевой выделяется проблема развития у обучающихся мотивации к творческой деятельности. ФГОС устанавливает требования к освоению образовательной программы: «... к личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; и .формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям» [84]. Актуальность проблемы развития у обучающихся мотивации к творческой деятельности подчеркивается и в «Концепции развития дополнительного образования детей в РФ на период до 2025 года», где дополнительному образованию отведена роль «ресурсного мотивационного центра», «мотивирующего жизненного пространства» в реализации творческого потенциала растущей личности [40].
Большими возможностями в решении проблемы развития мотивации к творчеству у школьников обладает литературный клуб, атмосфера которого способствует вовлечению детей в творческую деятельность. Приобщаясь к познанию и понимаю этапов создания книг, дети имеют возможность знакомиться с представителями профессий книжного дела, примеряя на себя те или иные роли, тем самым формируя представление о сущности литературно-творческой деятельности. Вариативность, но в тоже время целенаправленность деятельности, применение личностно-ориентированного, деятельностного и полихудожественного подходов, исключение ситуаций неуспеха и действий, нацеленных на заучивание и запоминание, создает ощущение комфорта, позволяет активизировать личностный опыт обучающихся, соотносить творческие задачи с индивидуальными мотивами , интересами и предпочтениями и стимулирует ребенка к творческому самовыражению.
Таким образом, включаясь в непрерывную многокомпонентную деятельность по созданию собственной книги в условиях литературного клуба, у детей младшего школьного возраста также формируются важные компоненты читательской компетенции:
- мотивационный (потребности, мотивы чтения, читательский интерес);
- когнитивный (знания о тексте, чтении, знания о себе, как о читателе);
- деятельностный (совокупность прогностических умений, умений целеполагания, аналитических, интерпретационных и оценочных умений) [68, с.12].
Степень разработанности проблемы
Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности широко представлены в работах как отечественных (В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.)
Психологические исследования мотивационно-целевых процессов составляют основу для рекомендаций в сфере педагогической деятельности в исследованиях В.П. Беспалько, В.Б. Бондаревской, В.К. Вилюнаса, Д.К. Гилева, Е.С. Гобова, О.С. Гребенюка, Е.П. Ильина, М.В. Кларина, Н.Г. Морозовой, А.П. Сманцера, Г.И. Щукиной и др.
Сущность творческой деятельность, как психолого-педагогической категория нашла отражение в работах В.И. Андреева, А.И. Раева, А.Л. Гройсмана, И.Я. Лернера и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что младший школьный возраст являются сензитивным периодом в развитии и возникновении иерархии мотивов (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Н.С. Денисенкова, Н.В. Елфимова, А.Н. Леонтьев, М.В. Матюхина,
Я.З. Неверович, Е.Е. Данилова и др.). Формирование мотивационной сферы к творчеству у детей младшего школьного возраста имеет огромный резерв из - за повышенного восприятия к новым видам деятельности. Это подтверждается исследованиями Л. С. Выготского, Е.П. Ильина, С. Л. Рубинштейна, А.К. Марковой, И.П. Волкова, Н.Н. Ланге и др. Исследование мотивации творческой деятельности младших школьников имеет особую актуальность, т.к. именно в этот период происходит переход от, так называемой, «наивной» креативности к «культурной» (термин введен В.С. Юркевич).
Развитию литературного творчества младших школьников посвящены исследования Андреева К.Д., Выготского Л.С., Ушинского, В.И., Ильина Е.П., Дружинина Е.В., Архиреевой И.В., Бухаровой И.С., Кудиной Г.Н., Корсунского, Е.А., Новлянская З.Н., Валеева Г.Х., Рубинштейна С.Л., Левина В. А., Лейбсона В.И., Ананьева Б.Г. и других.
Однако на практике проблема развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности отступает на второй план внимания педагогов дополнительного образования - руководителей литературных кружков и клубов. В качестве приоритетных выступают задачи просвещения школьников в области литературы, организации их досуговой деятельности, подготовки к различным мероприятиям и конкурсам, связанным с их исполнительской деятельностью (декламация стихотворений, театрализация литературных произведений). Ситуация многократного повторения похожих упражнений, необходимых для подготовки к выступлению, зачастую снижает у обучающихся мотивацию к творческой деятельности.
Таким образом, возникают противоречия между:
- социальной потребностью в развитии мотивации к творческой деятельности у детей и сложившейся практикой обучения, не обеспечивающей решения данной задачи;
- разработанностью теоретических оснований развития мотивации к творческой деятельности у детей младшего школьного возраста и недостаточной теоретической обоснованностью содержания этого процесса в условиях дополнительного образования;
- востребованностью возможностей литературного клуба в развитии мотивации к творческой деятельности младших школьников и недостаточностью методического обеспечения этого процесса в практике дополнительного образования.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, которая заключается в определении теоретико-методических подходов к развитию у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба.
Объект исследования - процесс развития мотивации к творческой деятельности у младших школьников.
Предмет исследования - методика развития мотивации к творческой деятельности у детей младшего школьного возраста на занятиях литературного клуба.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка в опытно-поисковой работе методики развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста на занятиях литературного клуба.
Гипотеза исследования: Процесс развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в литературном клубе будет обеспечен, если:
- будут применены деятельностный, личностно ориентированный и полихудожественный подходы, которые позволяют активизировать личностный опыт обучающихся, соотносить творческие задачи с индивидуальными мотивами, интересами и предпочтениями, приводить к творческому самовыражению детей в разных видах полихудожественной деятельности на литературной основе;
- будет разработана и реализована методика развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста, этапы которой определены в соответствии со следующей логикой: от определения индивидуальных интересов и предпочтений в выборе темы для литературного творчества - через актуализацию личностных мотивов и потребностей в процессе создания сюжета и его обыгрывания в разных видах полихудожественной деятельности - к целенаправленным действиям в создании эстетически значимого творческого продукта, связанного с самовыражением ребенка и его творческой самоактуализацией;
- будут использованы возможности литературного клуба в применении разнообразных методов обучения и форм проведения занятий, побуждающих обучающихся к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной творческой деятельности.
Достижение поставленной цели обусловливает решение ряда задач:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, уточнить понятие «мотивация к творчеству», выделить особенности процесса её развития в младшем школьном возрасте в контексте выдвинутой гипотезы;
2. Раскрыть возможности литературного клуба в развитии мотивации к творче-ству у детей младшего школьного возраста;
3. Теоретически обосновать методику развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба;
4. Проверить опытно-поисковым путем эффективность разработанной методики развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения:
- о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности
(Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- о сущности целостного педагогического процесса (В.П.
Беспалько, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.);
- исследования, посвященные развитию литературного творчества младших школьников (В.И. Андреева, И.В. Архиреевой, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Е.В. Дружинина, Е.А. Корсунского, К.Д. Ушинского и др.);
- концепции творческого развития детей (Д.Б. Богоявленской, Н.К. Винокуровой, А.А. Мелик-Пашаева, А.И. Савенкова и др.);
- теории и концепции формирования и развития мотивационной сферы личности (Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленская, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, В.Н. Мясищев, И.П. Подласый, А. Танненбаум, и др.);
- исследования и методические разработки в области развития творческих способностей (Г.С. Альтшуллер, Л.С. Выготский, М.Р. Гинзбург, М.В. Матюхина, С. А. Новоселов, С. Л. Рубинштейн и др.);
- концепция образовательной области «Искусство» на основе полихудожественного подхода развития детей [99];
- теория познания предметов искусства через самого себя (Е.П. Кабкова, З.Н. Новлянская, Н.г. Тагильцева, Л.В. Школяр и др.)
- методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.М. Матюшкина, М.Н. Скаткин, Е.Е. Туник и др.).
База исследования: начало исследования январь 2020г. «Центр развития СО-Творчество», далее - сентябрь 2020г. «Центр развития и творчества ArtSmart», дети 7-10 лет, 6 человек.
Этапы исследования.
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Сделан анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мотивации младших школьников к творческой деятельности, изучены методологические подходы к решению выделенной проблемы, в результате чего определена методологическая и теоретическая база исследования. Изучен практический опыт работы в исследуемом направлении и выявлены возможности литературного клуба в развитии у обучающихся мотивации к творческой деятельности.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Осуществлена разработка и реализация методики развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба, проведена опытно-поисковая работа.
Третий этап исследования состояли в анализе результатов опытно - поисковой работы, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении магистерского исследования.
Достоверность и объективность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью логики исследования, обеспечены органическим соединением исследовательского поиска и практического процесса, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, организацией опытно-поисковой работы с
применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и за¬
дачам исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Разработана методика развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба, включающая этапы: эмоционально-ценностный - направлен на выявление индивидуальных интересов и предпочтений у детей при отражении литературных сюжетов в собственной практической деятельности (методы актуализации личностного опыта обучающихся при восприятии литературных произведений и придумывании тем для собственного литературного творчества); экспериментаторский - связан с развитием способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей в разных видах искусства (методы создания проблемных ситуаций, комбинирования, экспериментирования с материалом разных видов искусства при воплощении литературных произведений и обыгрывании собственных сюжетов); творческий - направлен на развитие способности к целенаправленным действиям при создание продуктов творческого самовыражения (методы постановки эмоционально-отношенческих задач, поэтапных открытий, широких ассоциаций).
2. Определены возможности литературного клуба в развитии у младших школьников мотивации к творческой деятельности: отсутствие жестких образовательных стандартов, что позволяет экспериментировать с художественным материалом, вводить темы, отвечающие интересам и потребностям детей, расширять временные рамки занятий для выполнения творческих заданий, которыми дети особенно увлечены, возможность варьирования форм занятий для побуждения обучающихся к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной творческой деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Уточнено содержание процесса развития мотивации к творческой деятельности у детей младшего школьного возраста, которое рассматривается как совокупность потребностей, интересов, мотивов, побуждающих обучающихся к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной деятельности по созданию продуктов творческого самовыражения в специально созданных для этого педагогических условиях.
2. Обоснована эффективность применения полихудожественного, личностно ориентированного и деятельностного подходов в развитии у младших школьников мотивации к творческой деятельности, что обеспечивает активизацию личностного опыта обучающихся, позволяет соотносить творческие задачи с индивидуальными мотивами, интересами и предпочтениями, приводить к творческому самовыражению детей в разных видах полихудожественной деятельности на литературной основе;
3. Теоретически обоснована методика развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности, учитывающая логику усложняющихся этапов творческого роста детей на основе учета их индивидуальных интересов и предпочтений, потребности в экспериментировании с материалом разных видов искусства, возможности актуализации личностного опыта в творческом самовыражении.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложено методическое обеспечение развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба, включающее творческие задания на основе разнообразных техник полихудожественной деятельности, которые могут быть использованы в образовательных организациях различного типа в системе дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования обсуждались на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, на областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов, что отражено в публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Содержание процесса развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности мы рассматриваем как последовательную реализацию этапов творческого роста детей на основе учета их индивидуальных интересов и предпочтений, потребности в экспериментировании с материалом разных видов искусства, возможности актуализации личностного опыта в творческом самовыражении.
2. Основой для разработки методики развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба являются подходы: личностно ориентированный, деятельностный, полихудожественный, позволяющие обеспечить активизацию личностного опыта обучающихся, соотнести творческие задачи с индивидуальными мотивами, интересами и предпочтениями, привести к творческому самовыражению детей в разных видах полихудожественной деятельности на литературной основе.
3. Методика развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба включает последовательно реализуемые этапы с соответствующими им методами:
I этап - эмоционально-ценностный - связан с задачей выявления индивидуальных интересов и предпочтений у детей при отражении литературных сюжетов в собственной практической деятельности (методы актуализации личностного опыта обучающихся при восприятии литературных произведений и придумывании тем для собственного литературного творчества);
II этап - экспериментаторский - направленный на развитие способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей в разных видах искусства (методы создания проблемных ситуаций, комбинирования, экспериментирования с материалом разных видов искусства при воплощении литературных произведений и обыгрывании собственных сюжетов);
III этап - творческий - реализует задачу развития способности к целенаправленным действиям при создание продуктов творческого самовыражения (методы постановки эмоционально-отношенческих задач, поэтапных открытий, широких ассоциаций).
Структура магистерского исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Основные результаты и выводы исследования.
1. Мотивация к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба представляет собой важнейшую, сущностную характеристику литературного восприятия, которая выражает способность обучающегося к литературно-творческой деятельности, воплощенной в литературно-художественных образах, на основе актуализации личностного опыта обучающихся при восприятии литературных произведений и придумывании тем для собственного литературного творчества.
2. Методологическую основу процесса развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста составляют подходы: личностно ориентированный, деятельностный и полихудожественный, позволяющие воспроизвести в педагогической работе процессы , направленные на развитие способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей в разных видах полихудожественной деятельности, через во-влечение детей в литературно-творческую деятельность, полихудожественный, открывающий возможности «перевода» ценностного содержания с языка одного искусства на другой при создании обучающимися литературно-творческих продуктов, соотносить творческие задачи с индивидуальными мотивами, интересами и предпочтениями, приводить к творческому самовыражению детей в разных видах полихудожественной деятельности на литературной основе;
3. Методика развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба включает последовательно реализуемые этапы с соответствующими им методами:
I этап - эмоционально-ценностный - связан с задачей выявления индивидуальных интересов и предпочтений у детей при отражении литературных сюжетов в собственной практической деятельности (методы актуализации личностного опыта обучающихся при восприятии литературных произведений и придумывании тем для собственного литературного творчества);
II этап - экспериментаторский - направленный на развитие способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей в разных видах искусства (методы создания проблемных ситуаций, комбинирования, экспериментирования с материалом разных видов искусства при воплощении литературных произведений и обыгрывании собственных сюжетов);
III этап - творческий - реализует задачу развития способности к целенаправленным действиям при создание продуктов творческого самовыражения (методы постановки эмоционально-отношенческих задач, поэтапных открытий, широких ассоциаций).
4. Критериями эффективности развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста являются:
- развитие интереса и эмоционально-ценностного отношения к литературному творчеству, (эмоциональная отзывчивость, наличие литературных предпочтений, стремление к цели, постоянство, критичность);
- творческое мышление (оригинальность, гибкость, беглость);
- творческие способности (активность в самовыражении через разные виды полихудожественной деятельности, понимание и самостоятельность в постановке творческой задачи, проявление инициативы в выборе вариантов ее решения и способность достигать эстетически и художественно значимого результата в продуктах собственного творчества).
5. Условия литературного клуба позволяют применять вариативные формы проведения занятий: двигательно-активные паузы, виртуальные путешествия в музеи мира с помощью мультимедиа, экскурсии в типографию, профессионально-творческая деятельность (общение с издателем, оформление обложки книги с художником-оформителем), занятия-драматизации, ролевые игры, конкурсы, выставки творческих работ, проведение литературных посиделок для детей и их родителей.
6. Результаты опытно-поисковой работы подтвердили эффективность разработанной методики развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба. Перспективы исследования связаны с созданием игры «Литературные шахматы», описанной выше в главе 2.2, для образного понимания масштабов литературных произведений, расширением возможной деятельности - введение наставничества, для большей активизации и мотивации детей к литературному творчеству - участники образовательных проектов могут стать наставниками для вновь пришедших обучающихся, расширение деятельности вне литературного клуба, «проект Литературный Екатеринбург» - литературные экскурсии- прогулки по городу для детей младшего и среднего школьного возраста.
1. Алимова, Л. Ф. Первые литературные опыты [Текст] : [литератур. развитие мл. школьников] / Л. Ф. Алимова // Филологическое образование младших школьников : сб. ст. по итогам Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф., Екатеринбург, 20-21 апр. 2010 г. : в 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - Ч. I. - С. 47-51.
2. Альтшуллер, Г.С. Алгоритм изобретения. М.: Сов.раио, 1979. - 296 с.
3. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики и творчества. - Казань.: Из-во Каз.Ун-та 1988. - 238 с.
4. Архиреева, Т. В. Развитие общего интеллекта и творческих характеристик
школьников в период с первого по второй класс [Текст] /
Т. В. Архиреева // Психология обучения. - 2012. - № 1. - С. 22-32.
5. Бензелюк, Е. И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет [Текст] / Е. И. Банзелюк // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С. 55-60.
6. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
7. Бибикова, Н. В. Развитие креативности детей в начальной школе [Текст] / Н. В. Бибикова // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 11. - С. 3-6.
8. Биричевская, Т. Б. Развитие литературного творчества младших школьников [Текст] / Т. Б. Биричевская // Начальная школа. - 2001. - № 2. - С. 86-89.
9. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.
10. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студ. высш. уч. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2014. - 320 с.
11. Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст] / Л.И. Божович // - М.: Учпедгиз, 1955. - 256с.
12. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. - М : Просвящение, 1987. - 408 - 412.
13. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2006. - №10. - с.12-13.
14. Бруно, М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Гиппократ, 1989. - С. 7-18.
15. Брушлинский, А. В. Воображение и творчество (трудности трактовки воображения) // Научное творчество/ Под. ред. С.Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М., 1967. - С. 17-22.
16. Бухарова, И. С. Проблемный подход в обучении: «выход за пределы» [Текст] / И. С. Бухарова // Начальная школа плюс Д и После. - 2014. - № 1. -С. 33-38.
17. Васильева, Л. А. К проблеме развития творческих способностей младшего школьника [Текст] / Л. А. Васильева // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 10. - С. 16-17.
18. Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству [Текст] : из опыта работы / И. П. Волков. - М. : Просвещение, 1982. - 144 с.
19. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] : психол. очерк : кн. для учителя / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. -92с.
20. Выготский, Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. М.,1982. Т.2. - С. 78-93.
21. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдов. - Москва: Педагогика. - 1991. - С. 480, с. 228.
22. Гани, С.В. Развития мотивации в младшем школьном возрасте [Текст] / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / С. В. Гани. - М. - 2009. - с. 26, С. 25.
23. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. М., 1965. С. 433—456.
24. Голоднева, Т. А. Литературное творчество младших школьников [Текст] / Т. А. Голоднева // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 6. - С. 39-41.
25. Горелышева, С. А. Конструирование метафоры как способ развития креативности личности в процессе литературного образования школьников [Текст] / С. А. Горелышева // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 1. - С. 134-140.
26. Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы [Текст] / М. И. Грабарь, К. Л. Краснянская. - М. : Педагогика, 1977. - 136 с.
27. Гридина, Т. А. Лингвистика креатива [Текст] : коллектив. моногр. / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Т. А. Гридина. - Екатеринбург : [б. и.], 2009. - 368 с.
28. Груздева, М. В. Литературная творческая мастерская как ведущая технология развития речевого творчества у дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] / М. В. Груздева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2018. - № 2. - С. 153-166. - URL :https://elibrary.ru/item.asp?id=35246271 (дата обращения: 10.08.2020).
29. Дорофеева, Г.А. Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности [Текст]: Прикладная психология. - 2011. - № 3. - 116 с.
30. Дюкарева, Л. Ю. Развитие творческого потенциала младших школьников
средствами литературной деятельности [Текст] /
Л. Ю. Дюкарева // Филологическое образование младших школьников : сб. ст. по итогам Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф., Екатеринбург, 20-21 апр. 2010 г. : в 2 ч.. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - Ч. I. - С. 66-71.
31. Жуков, Е. А. Педагогические условия развития литературно-творческих возможностей младших школьников на материале «Азбук» Л. Н. Толстого [Текст] : дис. канд. пед. наук :13.00.01 / Е. А. Жуков ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 1997. - 187 с.
32. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
33. Заплатина, Е.А. Полихудожественный подход в развитии творческой активности младших школьников (в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла) [Электронный ресурс] / Е. А. Заплатина // Информационные материалы для студентов / URL :
https://superinf.ru/view helpstud.php?id=144(дата обращения 09.10.2020)
34. Зинченко, Т. Г. Развитие речевого творчества младших школьников [Электронный ресурс] / Т. Г. Зинченко // Вестник научных конференций. - 2017. - № 6-2 (22). - С. 49-52. - / URL :https://elibrary.ru/item.asp?id=29769221 (дата обращения: 05.10.2020).
35. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы ил. - серия «Мастера психологии» / Е.П. Ильин. - Санкт Петербург. Изд.: Питер, 2002. - 512 с.
36. Кан-Калик, В.А. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе / В.А. Кан-Калик, В.И. Хазан. - M. : Просвещение, 1988. - 266 с.
37. Капица, П. Л. Некоторые принципы творческого воспитании и образования // Вопр. философии. 1971. №7. - С. 22.
38. Кедров, Б. М. Как преодолеть психологический барьер // Изобретатель и рационализатор. 1982. № 3. - С. 32-33.
39. Комский, Д. М. Теория творчества: Пособие для студентов и учителей. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ин-та. 1993. - 78 с.
40. Концепция развития дополнительного образования детей
(утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р) //Информационный правовое обеспечение «Гарант» / URL:
http://base.garant.rU/70733280/#friends(дата обращения: 13.07.2020).
41. Кохичко, А. Н. Использование символических аналогий в литературном творчестве младших школьников [Текст] / А. Н. Кохичко // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 9. - С. 43-45.
42. Красноперова, Е. О творчестве [Текст] / Е. Красноперова // Одаренный ребенок. - 2015. - № 5. - С. 108-111.
43. Креславская, Т. А. Категории креативной педагогики в контексте обучения младших школьников [Текст] / Т. А. Креславская // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 11. - С. 76-82.
44. Кудина, Г. Н. Соотношение успешности детского творчества и понимания искусства младшими школьниками в условиях специально организованного обучения литературе. Проблемы методов исследования [Текст] / Г. Н. Кудина // Психологическая наука и образование. - 2001. - № 4. - С. 71-80.
45. Кудина, Г. Н. Детское творчество и развитие литературных способностей [Текст] / Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская // Советская педагогика. - 1987. -
№ 7. - С. 43-46.
46. Кудина, Н. Г. Литература как предмет эстетического цикла [Текст] : метод. разраб. 1 кл. Ч. 1 / Г. И. Кудина, З. И. Новлянская. - М. : Центр альтернатив. педагогики искусства, 1990. - 162 с.
47. Кудрявцев, В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка
[Электронный ресурс] // Первые чтения памяти В.В. Давыдова. 1998. URL: http: //www.experiment.lv/rus/biblio/pervie_4tenij a/p4_kudrj avcev_ 1. htm (дата
обращения 18.09.2020).
48. Н.Г. Куприна, Н.Г. Реализация воспитательного потенциала искусства в условиях дополнительного художественного образования [Электронный ре-сурс] / Н. Г. Куприна, Э.Д. Оганесян // Монография, 2019 - с.151, С. 23. - URL :http: //elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12013/1 /mon00123. pdf (15.11.2020).
49. Литвиненко, Л. И. Творческие задания на уроках литературного чтения [Текст] / Л. И. Литвиненко // Начальная школа плюс До и После. - 2009. -№ 5. - С. 52-53.
50. Лук, А. Н. психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127 с.
51. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта // Соч. в 7-ми т. Т. V. - М., 1958. - 558 с. с. 272.
52. Мартынцева, В. М. Вклад уроков литературного чтения в развитие литературно-творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] / В. М. Мартынцева // Педагогический поиск. - 2017. - № 5. - С. 13-17. - URL :https://elibrary.ru/item.asp?id=29215498 (дата обращения: 09.09.2020).
53. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.
54. Мильман, В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. - 1987. - № 5.
55. Морозова, С. Э. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения [Текст] / С. Э. Морозова // Начальная школа. - 2010. - № 11. - С. 29-31.
56. Никитченков, А. Ю. Ознакомление младших школьников с особенностями бытования русского устного народного творчества [Текст] / А. Ю. Никитчен-ков // Детское чтение: содержание, организация, функции : сб. науч. ст. / Волгоград. гос. пед. ун-т ; сост. Л. В. Долженко. - Волгоград, 2006. - С. 81¬85.
57. Никифорова, Т. Н. Одно из средств нравственного воспитания [Текст] : дет. литератур. Образование / Т. Н. Никифорова // Начальная школа. - 2008. -
№ 7. - С. 20-21.
58. Новлянская, З.Н. Понять другого. Детское литературное творчество и формы его презентации [Текст] / авт. предисл. С. Н. Фетисова ; материал подгот. З. Н. Новлянская // Искусство в школе. - 2013. - № 2. - С. 57-63.
59. Оаро, Е. Держись и пиши. Бесстрашная книга о создании текстов. / Е. Оаро.
- Москва : Издательство АСТ, 2019. - 256 с. - (Нонфикшн Рунета).
60. Ожиганова, Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности [Текст] / Г. В. Ожиганова // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22, № 2. - С. 75-85.
61. Опарина, Н.А. Развитие литературных способностей младших школьников
[Текст] / Н. А. Опарина // Начальная школа. - 2017. - № 5. -
С. 44-46.
62. Петровский, А. В. Общая психология - М .: Просвещение, 1976. - 479 с.
63. Подласый, И.П. /Педагогика:100 вопросов - 100 ответов: уч. пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС - пресс, 2004. - 365с.
64. Полина, Т.Н. Творчество младших школьников на уроках литературного чтения [Текст] / Т. Н. Полина // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 8 - С. 57-61.
65. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 280с. [Электронный ресурс] / URL: http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogic/articles/234/potrebnosti.htm/(дата обращения: 28.10.2020).
66. Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований [Электронный ресурс] : материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 60- летию со дня рождения В. Н. Дружинина, 25-26 сент. 2015 г. / отв. ред.
С. С. Белова [и др.]. - М. : Ин-т психологии РАН, 2015. - 243 с. [Электронный ресурс]/URL:http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=430579 (дата обращения: 05.06.2020).
67. Родари Д. Грамматика фантазии [Текст] / Д. Родари. - Москва : Самокат, 2016. - 240 с. 23.
68. Родина, А. А. «А у вас есть собственная книга?» Развитие мотивации к
творчеству у детей младшего школьного возраста путем создания своей книги в условиях литературного клуба / Родина А. А. // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. LVII междунар. науч.-практ. конф. №9(51). - Новосибирск: СибАК, 2020. - 27 с. - С. 9-12. [Электронный ресурс] / URL:
https://sibac.info/files/2020 09 28 Nauka/9%2851%29.pdf (дата обращения
30.10.2020).
69. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1998. - 680 с. стр.373.
70. Рязанова, Ю. Книжки-самоделки [Текст] : литератур. чтение/
Ю. Рязанова, Т. Троицкая // Начальная школа - Первое сентября. - 2014. -
№ 1. - С. 34-35.
71. Савенков, А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. [Текст] / А.И. Савенков— Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 272 с. (Серия «Психология детства: Практикум».
72. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текс] / А.И. Савенков // Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
73. Сериков, В. В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152с., С. 12.
74. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем. - М.: Издательская корпорация «Логос»,1999. - 272с., С 19-20.
75. Сконина, К. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения [Текст] / К. Сконина // Учитель. - 2016. - № 2.-С. 17-21.
76. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.
77. Сомова, Л.А. Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации : электронное учеб. пособие / Л.А. Сомова. - Тольятти : Изд- во ТГУ, 2014. - с.247., С.21-22. - 1 оптический диск.].
78. Суворова, Н.В. Что для младших школьников нужнее: личное творчество или литературные игры? [Текст] / Н. М. Суворова // Начальная школа. - 2016.
-№ 12. - С. 66-69.
79. Сухомлинский, В. А. Избранные произведения в пяти томах. Том 5 // В. А. Сухомлинский. - Киев : Радянска школа, 1980. - 683 с., с. 92.
80. Талызина, Н.Ф. Упарвление процессом усвоения знаний. - М.: Издательство Московского университета, 1975. - 344 с. [Электронный ресурс] / URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php7absidM 1515(дата обращения: 01.11.2020).
81. Творчество как способ создания положительной мотивации в обучении школьников и его роль в духовном становлении личности. Материалы сбор-ник научных трудов и материалов научно-практических конференций, Москва, 2019 г. / Академия социального управления; составитель Т.Г. Крапо- тина - Москва : 2019. - 188 с.
82. Уварина, Н.В. Самоактуализация младших школьников в творческой деятельности [Текст] / Н. В. Уварина // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 10. - С. 75-79.
83. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения/ [Текст] — М., 1974.
— 440 с.
84. ФГОС. ФГОС начального образования [Электронный ресурс]. - Москва : ФГОС,2009.-URL:https://fgos.ru/#5af1e98a1fa6443b6https://fgos.ru/#5af1e98a1fa6443b6 (дата обращения: 19.05.2020).
85. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. [Текст] / Х. Хекхаузен // - 2-е изд.
- СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003 - 860 с.
86. Хеллер, К. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков //Современные концепции одаренности и творчества / Под ред. Д.Б. Богояв- леской. М: Молодая гвардия, 1997. С.243-259.
87. Хуторской, А.В. Воспитание чувств / А. В. Хуторской, А. Г. Ковалев. - М.:
Академия, 2011. - 94 с. [Электронный ресурс] / URL :
https://khutorskoy.ru/science/concepts/technologies/heuristic methods.htm (дата
обращения 18.09.2020).
88. Цуприк, В .Д. Психолого-педагогические аспекты развития креативности, эмоционально-чувственного интеллекта и мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба. /
В.Д. Цуприк, А.А. Родина // Стратегические ориентиры современного образования : сборник научных статей / Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург : [б. и.], 2020. - Часть 3. - 352 с. - С. 340 - 343. [Электронный ресурс] / URL:https ://so. uspu.ru/images/sbornik-uspu-2020-p3-1.pdf с. 343 - 346(дата обращения 09.11.2020).
89. Чибухашвили, В. А. Развитие творческих способностей младших школьников посредством литературной текстовой деятельности [Электронный ресурс] / В. А. Чибухашвили // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 4-10. - С. 137-139. [Электронный ресурс] / URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=25984682 (дата обращения: 15.09.2020).
90. Чикарева, Н. А. Развитие литературного творчества младших школьников в
процессе работы над сочинением [Электронный ресурс] / Н. А. Чикарева // Педагогический имидж. - 2012 - № 2 (15).- С. 92-93.- URL :
https://elibrary.ru/item.asp?id=29073243 (дата обращения: 09.08.2020).
91. Чистикова, М.А. Динамика креативности младших школьников в разных образовательных средах [Текст] / М. А. Чистикова // Психология обучения. - 2018. -№ 8. - С. 50-60.
92. Шило, Т.Б. Особенности развития вербальной креативности в младшем школьном возрасте [Текст] / Т. Б. Шило // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 7. - С. 60-62.
93. Шило, Т.Б. Система развития вербальной креативности младшего школьника [Текст] / Т. Б. Шило // Начальная школа. - 2014. - № 9. - С. 12-15.
94. Щерба, С. В. Литературное развитие младших школьников Выпускная квалификационная работа, С.В. Щерба, руководитель Кусова М. Л. Екатеринбург, 2018. - 97с.
95. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с
96. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. Учебник для вузов — М.: Изд-во «Педагогика», 1971. - 352 с., стр.13.
97. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с., С. 96.
98. Эциклопедический словарь педагога. Основы духовной нравственности. [Электронный ресурс] / URL :http://cult-lib.ru/doc/dictionary/spiritual-culture/fc/slovar-204-4.htm#zag-1287(дата обращения: 12.02.2020)
99. Юрченко, И.В. Психологические условия использования метафоры как средства развития творческих способностей младших школьников [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / И. В. Юрченко ; Курск. гос. ун-т. - Курск, 2004. - 21 с.
100. Юсов, Б. П. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование [Текст] / Б. П. Юсов // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование : материалы междунар. науч.-прак. конф., г. Астрахань, 25-29 авг. 1997 г. / под ред. Л. П. Казанцева ; сост. П. С. Волкова. - Астрахань, 1997. - 215 с.
101. Юсов, Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников [Текст] : рекомендации к разраб. комплекс. программ по искусству для шк. и внешкол. занятий / под ред. Г. Г. Шевченко, Б. П. Юсова. - Луганск : [б. и.], 1990. - 187 с.