Развитие мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ТВОРЧЕСТВУ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА
1.1. Анализ проблемы развития мотивации к творчеству у детей
1.2. Возможности литературного клуба в развитии мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста
1.3. Теоретическое обоснование методики развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ К ТВОРЧЕСТВУ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА
2.1. Диагностические исследования исходного уровня развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста
2.2. Содержание работы по развитию мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы по развитию мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ТВОРЧЕСТВУ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА
1.1. Анализ проблемы развития мотивации к творчеству у детей
1.2. Возможности литературного клуба в развитии мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста
1.3. Теоретическое обоснование методики развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ К ТВОРЧЕСТВУ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА
2.1. Диагностические исследования исходного уровня развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста
2.2. Содержание работы по развитию мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы по развитию мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность исследования
В настоящее время преобразования в различных сферах жизни нашего общества повлияли и на сферу образования. Приоритетом становится развитие творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения глубоко затрагивают проблемы творческого развития личности, начиная с младшего школьного возраста, когда происходят её качественные изменения, связанные с формированием активной личностной позиции, развитием креативных качеств, раскрытием внутреннего потенциала личности, заданного природой и стимулированием ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития. В комплексе проблем, связанных с развитием личности младшего школьника, в качестве ключевой выделяется проблема развития у обучающихся мотивации к творческой деятельности. ФГОС устанавливает требования к освоению образовательной программы: «... к личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; и .формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям» [84]. Актуальность проблемы развития у обучающихся мотивации к творческой деятельности подчеркивается и в «Концепции развития дополнительного образования детей в РФ на период до 2025 года», где дополнительному образованию отведена роль «ресурсного мотивационного центра», «мотивирующего жизненного пространства» в реализации творческого потенциала растущей личности [40].
Большими возможностями в решении проблемы развития мотивации к творчеству у школьников обладает литературный клуб, атмосфера которого способствует вовлечению детей в творческую деятельность. Приобщаясь к познанию и понимаю этапов создания книг, дети имеют возможность знакомиться с представителями профессий книжного дела, примеряя на себя те или иные роли, тем самым формируя представление о сущности литературно-творческой деятельности. Вариативность, но в тоже время целенаправленность деятельности, применение личностно-ориентированного, деятельностного и полихудожественного подходов, исключение ситуаций неуспеха и действий, нацеленных на заучивание и запоминание, создает ощущение комфорта, позволяет активизировать личностный опыт обучающихся, соотносить творческие задачи с индивидуальными мотивами , интересами и предпочтениями и стимулирует ребенка к творческому самовыражению.
Таким образом, включаясь в непрерывную многокомпонентную деятельность по созданию собственной книги в условиях литературного клуба, у детей младшего школьного возраста также формируются важные компоненты читательской компетенции:
- мотивационный (потребности, мотивы чтения, читательский интерес);
- когнитивный (знания о тексте, чтении, знания о себе, как о читателе);
- деятельностный (совокупность прогностических умений, умений целеполагания, аналитических, интерпретационных и оценочных умений) [68, с.12].
Степень разработанности проблемы
Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности широко представлены в работах как отечественных (В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.)
Психологические исследования мотивационно-целевых процессов составляют основу для рекомендаций в сфере педагогической деятельности в исследованиях В.П. Беспалько, В.Б. Бондаревской, В.К. Вилюнаса, Д.К. Гилева, Е.С. Гобова, О.С. Гребенюка, Е.П. Ильина, М.В. Кларина, Н.Г. Морозовой, А.П. Сманцера, Г.И. Щукиной и др.
Сущность творческой деятельность, как психолого-педагогической категория нашла отражение в работах В.И. Андреева, А.И. Раева, А.Л. Гройсмана, И.Я. Лернера и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что младший школьный возраст являются сензитивным периодом в развитии и возникновении иерархии мотивов (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Н.С. Денисенкова, Н.В. Елфимова, А.Н. Леонтьев, М.В. Матюхина,
Я.З. Неверович, Е.Е. Данилова и др.). Формирование мотивационной сферы к творчеству у детей младшего школьного возраста имеет огромный резерв из - за повышенного восприятия к новым видам деятельности. Это подтверждается исследованиями Л. С. Выготского, Е.П. Ильина, С. Л. Рубинштейна, А.К. Марковой, И.П. Волкова, Н.Н. Ланге и др. Исследование мотивации творческой деятельности младших школьников имеет особую актуальность, т.к. именно в этот период происходит переход от, так называемой, «наивной» креативности к «культурной» (термин введен В.С. Юркевич).
Развитию литературного творчества младших школьников посвящены исследования Андреева К.Д., Выготского Л.С., Ушинского, В.И., Ильина Е.П., Дружинина Е.В., Архиреевой И.В., Бухаровой И.С., Кудиной Г.Н., Корсунского, Е.А., Новлянская З.Н., Валеева Г.Х., Рубинштейна С.Л., Левина В. А., Лейбсона В.И., Ананьева Б.Г. и других.
Однако на практике проблема развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности отступает на второй план внимания педагогов дополнительного образования - руководителей литературных кружков и клубов. В качестве приоритетных выступают задачи просвещения школьников в области литературы, организации их досуговой деятельности, подготовки к различным мероприятиям и конкурсам, связанным с их исполнительской деятельностью (декламация стихотворений, театрализация литературных произведений). Ситуация многократного повторения похожих упражнений, необходимых для подготовки к выступлению, зачастую снижает у обучающихся мотивацию к творческой деятельности.
Таким образом, возникают противоречия между:
- социальной потребностью в развитии мотивации к творческой деятельности у детей и сложившейся практикой обучения, не обеспечивающей решения данной задачи;
- разработанностью теоретических оснований развития мотивации к творческой деятельности у детей младшего школьного возраста и недостаточной теоретической обоснованностью содержания этого процесса в условиях дополнительного образования;
- востребованностью возможностей литературного клуба в развитии мотивации к творческой деятельности младших школьников и недостаточностью методического обеспечения этого процесса в практике дополнительного образования.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, которая заключается в определении теоретико-методических подходов к развитию у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба.
Объект исследования - процесс развития мотивации к творческой деятельности у младших школьников.
Предмет исследования - методика развития мотивации к творческой деятельности у детей младшего школьного возраста на занятиях литературного клуба.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка в опытно-поисковой работе методики развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста на занятиях литературного клуба.
Гипотеза исследования: Процесс развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в литературном клубе будет обеспечен, если:
- будут применены деятельностный, личностно ориентированный и полихудожественный подходы, которые позволяют активизировать личностный опыт обучающихся, соотносить творческие задачи с индивидуальными мотивами, интересами и предпочтениями, приводить к творческому самовыражению детей в разных видах полихудожественной деятельности на литературной основе;
- будет разработана и реализована методика развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста, этапы которой определены в соответствии со следующей логикой: от определения индивидуальных интересов и предпочтений в выборе темы для литературного творчества - через актуализацию личностных мотивов и потребностей в процессе создания сюжета и его обыгрывания в разных видах полихудожественной деятельности - к целенаправленным действиям в создании эстетически значимого творческого продукта, связанного с самовыражением ребенка и его творческой самоактуализацией;
- будут использованы возможности литературного клуба в применении разнообразных методов обучения и форм проведения занятий, побуждающих обучающихся к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной творческой деятельности.
Достижение поставленной цели обусловливает решение ряда задач:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, уточнить понятие «мотивация к творчеству», выделить особенности процесса её развития в младшем школьном возрасте в контексте выдвинутой гипотезы;
2. Раскрыть возможности литературного клуба в развитии мотивации к творче-ству у детей младшего школьного возраста;
3. Теоретически обосновать методику развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба;
4. Проверить опытно-поисковым путем эффективность разработанной методики развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения:
- о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности
(Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- о сущности целостного педагогического процесса (В.П.
Беспалько, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.);
- исследования, посвященные развитию литературного творчества младших школьников (В.И. Андреева, И.В. Архиреевой, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Е.В. Дружинина, Е.А. Корсунского, К.Д. Ушинского и др.);
- концепции творческого развития детей (Д.Б. Богоявленской, Н.К. Винокуровой, А.А. Мелик-Пашаева, А.И. Савенкова и др.);
- теории и концепции формирования и развития мотивационной сферы личности (Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленская, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, В.Н. Мясищев, И.П. Подласый, А. Танненбаум, и др.);
- исследования и методические разработки в области развития творческих способностей (Г.С. Альтшуллер, Л.С. Выготский, М.Р. Гинзбург, М.В. Матюхина, С. А. Новоселов, С. Л. Рубинштейн и др.);
- концепция образовательной области «Искусство» на основе полихудожественного подхода развития детей [99];
- теория познания предметов искусства через самого себя (Е.П. Кабкова, З.Н. Новлянская, Н.г. Тагильцева, Л.В. Школяр и др.)
- методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.М. Матюшкина, М.Н. Скаткин, Е.Е. Туник и др.).
База исследования: начало исследования январь 2020г. «Центр развития СО-Творчество», далее - сентябрь 2020г. «Центр развития и творчества ArtSmart», дети 7-10 лет, 6 человек.
Этапы исследования.
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Сделан анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мотивации младших школьников к творческой деятельности, изучены методологические подходы к решению выделенной проблемы, в результате чего определена методологическая и теоретическая база исследования. Изучен практический опыт работы в исследуемом направлении и выявлены возможности литературного клуба в развитии у обучающихся мотивации к творческой деятельности.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Осуществлена разработка и реализация методики развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба, проведена опытно-поисковая работа.
Третий этап исследования состояли в анализе результатов опытно - поисковой работы, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении магистерского исследования.
Достоверность и объективность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью логики исследования, обеспечены органическим соединением исследовательского поиска и практического процесса, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, организацией опытно-поисковой работы с
применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и за¬
дачам исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Разработана методика развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба, включающая этапы: эмоционально-ценностный - направлен на выявление индивидуальных интересов и предпочтений у детей при отражении литературных сюжетов в собственной практической деятельности (методы актуализации личностного опыта обучающихся при восприятии литературных произведений и придумывании тем для собственного литературного творчества); экспериментаторский - связан с развитием способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей в разных видах искусства (методы создания проблемных ситуаций, комбинирования, экспериментирования с материалом разных видов искусства при воплощении литературных произведений и обыгрывании собственных сюжетов); творческий - направлен на развитие способности к целенаправленным действиям при создание продуктов творческого самовыражения (методы постановки эмоционально-отношенческих задач, поэтапных открытий, широких ассоциаций).
2. Определены возможности литературного клуба в развитии у младших школьников мотивации к творческой деятельности: отсутствие жестких образовательных стандартов, что позволяет экспериментировать с художественным материалом, вводить темы, отвечающие интересам и потребностям детей, расширять временные рамки занятий для выполнения творческих заданий, которыми дети особенно увлечены, возможность варьирования форм занятий для побуждения обучающихся к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной творческой деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Уточнено содержание процесса развития мотивации к творческой деятельности у детей младшего школьного возраста, которое рассматривается как совокупность потребностей, интересов, мотивов, побуждающих обучающихся к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной деятельности по созданию продуктов творческого самовыражения в специально созданных для этого педагогических условиях.
2. Обоснована эффективность применения полихудожественного, личностно ориентированного и деятельностного подходов в развитии у младших школьников мотивации к творческой деятельности, что обеспечивает активизацию личностного опыта обучающихся, позволяет соотносить творческие задачи с индивидуальными мотивами, интересами и предпочтениями, приводить к творческому самовыражению детей в разных видах полихудожественной деятельности на литературной основе;
3. Теоретически обоснована методика развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности, учитывающая логику усложняющихся этапов творческого роста детей на основе учета их индивидуальных интересов и предпочтений, потребности в экспериментировании с материалом разных видов искусства, возможности актуализации личностного опыта в творческом самовыражении.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложено методическое обеспечение развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба, включающее творческие задания на основе разнообразных техник полихудожественной деятельности, которые могут быть использованы в образовательных организациях различного типа в системе дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования обсуждались на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, на областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов, что отражено в публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Содержание процесса развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности мы рассматриваем как последовательную реализацию этапов творческого роста детей на основе учета их индивидуальных интересов и предпочтений, потребности в экспериментировании с материалом разных видов искусства, возможности актуализации личностного опыта в творческом самовыражении.
2. Основой для разработки методики развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба являются подходы: личностно ориентированный, деятельностный, полихудожественный, позволяющие обеспечить активизацию личностного опыта обучающихся, соотнести творческие задачи с индивидуальными мотивами, интересами и предпочтениями, привести к творческому самовыражению детей в разных видах полихудожественной деятельности на литературной основе.
3. Методика развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба включает последовательно реализуемые этапы с соответствующими им методами:
I этап - эмоционально-ценностный - связан с задачей выявления индивидуальных интересов и предпочтений у детей при отражении литературных сюжетов в собственной практической деятельности (методы актуализации личностного опыта обучающихся при восприятии литературных произведений и придумывании тем для собственного литературного творчества);
II этап - экспериментаторский - направленный на развитие способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей в разных видах искусства (методы создания проблемных ситуаций, комбинирования, экспериментирования с материалом разных видов искусства при воплощении литературных произведений и обыгрывании собственных сюжетов);
III этап - творческий - реализует задачу развития способности к целенаправленным действиям при создание продуктов творческого самовыражения (методы постановки эмоционально-отношенческих задач, поэтапных открытий, широких ассоциаций).
Структура магистерского исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
В настоящее время преобразования в различных сферах жизни нашего общества повлияли и на сферу образования. Приоритетом становится развитие творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения глубоко затрагивают проблемы творческого развития личности, начиная с младшего школьного возраста, когда происходят её качественные изменения, связанные с формированием активной личностной позиции, развитием креативных качеств, раскрытием внутреннего потенциала личности, заданного природой и стимулированием ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития. В комплексе проблем, связанных с развитием личности младшего школьника, в качестве ключевой выделяется проблема развития у обучающихся мотивации к творческой деятельности. ФГОС устанавливает требования к освоению образовательной программы: «... к личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; и .формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям» [84]. Актуальность проблемы развития у обучающихся мотивации к творческой деятельности подчеркивается и в «Концепции развития дополнительного образования детей в РФ на период до 2025 года», где дополнительному образованию отведена роль «ресурсного мотивационного центра», «мотивирующего жизненного пространства» в реализации творческого потенциала растущей личности [40].
Большими возможностями в решении проблемы развития мотивации к творчеству у школьников обладает литературный клуб, атмосфера которого способствует вовлечению детей в творческую деятельность. Приобщаясь к познанию и понимаю этапов создания книг, дети имеют возможность знакомиться с представителями профессий книжного дела, примеряя на себя те или иные роли, тем самым формируя представление о сущности литературно-творческой деятельности. Вариативность, но в тоже время целенаправленность деятельности, применение личностно-ориентированного, деятельностного и полихудожественного подходов, исключение ситуаций неуспеха и действий, нацеленных на заучивание и запоминание, создает ощущение комфорта, позволяет активизировать личностный опыт обучающихся, соотносить творческие задачи с индивидуальными мотивами , интересами и предпочтениями и стимулирует ребенка к творческому самовыражению.
Таким образом, включаясь в непрерывную многокомпонентную деятельность по созданию собственной книги в условиях литературного клуба, у детей младшего школьного возраста также формируются важные компоненты читательской компетенции:
- мотивационный (потребности, мотивы чтения, читательский интерес);
- когнитивный (знания о тексте, чтении, знания о себе, как о читателе);
- деятельностный (совокупность прогностических умений, умений целеполагания, аналитических, интерпретационных и оценочных умений) [68, с.12].
Степень разработанности проблемы
Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности широко представлены в работах как отечественных (В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.)
Психологические исследования мотивационно-целевых процессов составляют основу для рекомендаций в сфере педагогической деятельности в исследованиях В.П. Беспалько, В.Б. Бондаревской, В.К. Вилюнаса, Д.К. Гилева, Е.С. Гобова, О.С. Гребенюка, Е.П. Ильина, М.В. Кларина, Н.Г. Морозовой, А.П. Сманцера, Г.И. Щукиной и др.
Сущность творческой деятельность, как психолого-педагогической категория нашла отражение в работах В.И. Андреева, А.И. Раева, А.Л. Гройсмана, И.Я. Лернера и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что младший школьный возраст являются сензитивным периодом в развитии и возникновении иерархии мотивов (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Н.С. Денисенкова, Н.В. Елфимова, А.Н. Леонтьев, М.В. Матюхина,
Я.З. Неверович, Е.Е. Данилова и др.). Формирование мотивационной сферы к творчеству у детей младшего школьного возраста имеет огромный резерв из - за повышенного восприятия к новым видам деятельности. Это подтверждается исследованиями Л. С. Выготского, Е.П. Ильина, С. Л. Рубинштейна, А.К. Марковой, И.П. Волкова, Н.Н. Ланге и др. Исследование мотивации творческой деятельности младших школьников имеет особую актуальность, т.к. именно в этот период происходит переход от, так называемой, «наивной» креативности к «культурной» (термин введен В.С. Юркевич).
Развитию литературного творчества младших школьников посвящены исследования Андреева К.Д., Выготского Л.С., Ушинского, В.И., Ильина Е.П., Дружинина Е.В., Архиреевой И.В., Бухаровой И.С., Кудиной Г.Н., Корсунского, Е.А., Новлянская З.Н., Валеева Г.Х., Рубинштейна С.Л., Левина В. А., Лейбсона В.И., Ананьева Б.Г. и других.
Однако на практике проблема развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности отступает на второй план внимания педагогов дополнительного образования - руководителей литературных кружков и клубов. В качестве приоритетных выступают задачи просвещения школьников в области литературы, организации их досуговой деятельности, подготовки к различным мероприятиям и конкурсам, связанным с их исполнительской деятельностью (декламация стихотворений, театрализация литературных произведений). Ситуация многократного повторения похожих упражнений, необходимых для подготовки к выступлению, зачастую снижает у обучающихся мотивацию к творческой деятельности.
Таким образом, возникают противоречия между:
- социальной потребностью в развитии мотивации к творческой деятельности у детей и сложившейся практикой обучения, не обеспечивающей решения данной задачи;
- разработанностью теоретических оснований развития мотивации к творческой деятельности у детей младшего школьного возраста и недостаточной теоретической обоснованностью содержания этого процесса в условиях дополнительного образования;
- востребованностью возможностей литературного клуба в развитии мотивации к творческой деятельности младших школьников и недостаточностью методического обеспечения этого процесса в практике дополнительного образования.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, которая заключается в определении теоретико-методических подходов к развитию у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба.
Объект исследования - процесс развития мотивации к творческой деятельности у младших школьников.
Предмет исследования - методика развития мотивации к творческой деятельности у детей младшего школьного возраста на занятиях литературного клуба.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка в опытно-поисковой работе методики развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста на занятиях литературного клуба.
Гипотеза исследования: Процесс развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в литературном клубе будет обеспечен, если:
- будут применены деятельностный, личностно ориентированный и полихудожественный подходы, которые позволяют активизировать личностный опыт обучающихся, соотносить творческие задачи с индивидуальными мотивами, интересами и предпочтениями, приводить к творческому самовыражению детей в разных видах полихудожественной деятельности на литературной основе;
- будет разработана и реализована методика развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста, этапы которой определены в соответствии со следующей логикой: от определения индивидуальных интересов и предпочтений в выборе темы для литературного творчества - через актуализацию личностных мотивов и потребностей в процессе создания сюжета и его обыгрывания в разных видах полихудожественной деятельности - к целенаправленным действиям в создании эстетически значимого творческого продукта, связанного с самовыражением ребенка и его творческой самоактуализацией;
- будут использованы возможности литературного клуба в применении разнообразных методов обучения и форм проведения занятий, побуждающих обучающихся к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной творческой деятельности.
Достижение поставленной цели обусловливает решение ряда задач:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, уточнить понятие «мотивация к творчеству», выделить особенности процесса её развития в младшем школьном возрасте в контексте выдвинутой гипотезы;
2. Раскрыть возможности литературного клуба в развитии мотивации к творче-ству у детей младшего школьного возраста;
3. Теоретически обосновать методику развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба;
4. Проверить опытно-поисковым путем эффективность разработанной методики развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения:
- о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности
(Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- о сущности целостного педагогического процесса (В.П.
Беспалько, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.);
- исследования, посвященные развитию литературного творчества младших школьников (В.И. Андреева, И.В. Архиреевой, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Е.В. Дружинина, Е.А. Корсунского, К.Д. Ушинского и др.);
- концепции творческого развития детей (Д.Б. Богоявленской, Н.К. Винокуровой, А.А. Мелик-Пашаева, А.И. Савенкова и др.);
- теории и концепции формирования и развития мотивационной сферы личности (Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленская, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, В.Н. Мясищев, И.П. Подласый, А. Танненбаум, и др.);
- исследования и методические разработки в области развития творческих способностей (Г.С. Альтшуллер, Л.С. Выготский, М.Р. Гинзбург, М.В. Матюхина, С. А. Новоселов, С. Л. Рубинштейн и др.);
- концепция образовательной области «Искусство» на основе полихудожественного подхода развития детей [99];
- теория познания предметов искусства через самого себя (Е.П. Кабкова, З.Н. Новлянская, Н.г. Тагильцева, Л.В. Школяр и др.)
- методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.М. Матюшкина, М.Н. Скаткин, Е.Е. Туник и др.).
База исследования: начало исследования январь 2020г. «Центр развития СО-Творчество», далее - сентябрь 2020г. «Центр развития и творчества ArtSmart», дети 7-10 лет, 6 человек.
Этапы исследования.
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Сделан анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мотивации младших школьников к творческой деятельности, изучены методологические подходы к решению выделенной проблемы, в результате чего определена методологическая и теоретическая база исследования. Изучен практический опыт работы в исследуемом направлении и выявлены возможности литературного клуба в развитии у обучающихся мотивации к творческой деятельности.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Осуществлена разработка и реализация методики развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба, проведена опытно-поисковая работа.
Третий этап исследования состояли в анализе результатов опытно - поисковой работы, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении магистерского исследования.
Достоверность и объективность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью логики исследования, обеспечены органическим соединением исследовательского поиска и практического процесса, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, организацией опытно-поисковой работы с
применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и за¬
дачам исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Разработана методика развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба, включающая этапы: эмоционально-ценностный - направлен на выявление индивидуальных интересов и предпочтений у детей при отражении литературных сюжетов в собственной практической деятельности (методы актуализации личностного опыта обучающихся при восприятии литературных произведений и придумывании тем для собственного литературного творчества); экспериментаторский - связан с развитием способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей в разных видах искусства (методы создания проблемных ситуаций, комбинирования, экспериментирования с материалом разных видов искусства при воплощении литературных произведений и обыгрывании собственных сюжетов); творческий - направлен на развитие способности к целенаправленным действиям при создание продуктов творческого самовыражения (методы постановки эмоционально-отношенческих задач, поэтапных открытий, широких ассоциаций).
2. Определены возможности литературного клуба в развитии у младших школьников мотивации к творческой деятельности: отсутствие жестких образовательных стандартов, что позволяет экспериментировать с художественным материалом, вводить темы, отвечающие интересам и потребностям детей, расширять временные рамки занятий для выполнения творческих заданий, которыми дети особенно увлечены, возможность варьирования форм занятий для побуждения обучающихся к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной творческой деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Уточнено содержание процесса развития мотивации к творческой деятельности у детей младшего школьного возраста, которое рассматривается как совокупность потребностей, интересов, мотивов, побуждающих обучающихся к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной деятельности по созданию продуктов творческого самовыражения в специально созданных для этого педагогических условиях.
2. Обоснована эффективность применения полихудожественного, личностно ориентированного и деятельностного подходов в развитии у младших школьников мотивации к творческой деятельности, что обеспечивает активизацию личностного опыта обучающихся, позволяет соотносить творческие задачи с индивидуальными мотивами, интересами и предпочтениями, приводить к творческому самовыражению детей в разных видах полихудожественной деятельности на литературной основе;
3. Теоретически обоснована методика развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности, учитывающая логику усложняющихся этапов творческого роста детей на основе учета их индивидуальных интересов и предпочтений, потребности в экспериментировании с материалом разных видов искусства, возможности актуализации личностного опыта в творческом самовыражении.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложено методическое обеспечение развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба, включающее творческие задания на основе разнообразных техник полихудожественной деятельности, которые могут быть использованы в образовательных организациях различного типа в системе дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования обсуждались на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, на областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов, что отражено в публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Содержание процесса развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности мы рассматриваем как последовательную реализацию этапов творческого роста детей на основе учета их индивидуальных интересов и предпочтений, потребности в экспериментировании с материалом разных видов искусства, возможности актуализации личностного опыта в творческом самовыражении.
2. Основой для разработки методики развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба являются подходы: личностно ориентированный, деятельностный, полихудожественный, позволяющие обеспечить активизацию личностного опыта обучающихся, соотнести творческие задачи с индивидуальными мотивами, интересами и предпочтениями, привести к творческому самовыражению детей в разных видах полихудожественной деятельности на литературной основе.
3. Методика развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба включает последовательно реализуемые этапы с соответствующими им методами:
I этап - эмоционально-ценностный - связан с задачей выявления индивидуальных интересов и предпочтений у детей при отражении литературных сюжетов в собственной практической деятельности (методы актуализации личностного опыта обучающихся при восприятии литературных произведений и придумывании тем для собственного литературного творчества);
II этап - экспериментаторский - направленный на развитие способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей в разных видах искусства (методы создания проблемных ситуаций, комбинирования, экспериментирования с материалом разных видов искусства при воплощении литературных произведений и обыгрывании собственных сюжетов);
III этап - творческий - реализует задачу развития способности к целенаправленным действиям при создание продуктов творческого самовыражения (методы постановки эмоционально-отношенческих задач, поэтапных открытий, широких ассоциаций).
Структура магистерского исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Основные результаты и выводы исследования.
1. Мотивация к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба представляет собой важнейшую, сущностную характеристику литературного восприятия, которая выражает способность обучающегося к литературно-творческой деятельности, воплощенной в литературно-художественных образах, на основе актуализации личностного опыта обучающихся при восприятии литературных произведений и придумывании тем для собственного литературного творчества.
2. Методологическую основу процесса развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста составляют подходы: личностно ориентированный, деятельностный и полихудожественный, позволяющие воспроизвести в педагогической работе процессы , направленные на развитие способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей в разных видах полихудожественной деятельности, через во-влечение детей в литературно-творческую деятельность, полихудожественный, открывающий возможности «перевода» ценностного содержания с языка одного искусства на другой при создании обучающимися литературно-творческих продуктов, соотносить творческие задачи с индивидуальными мотивами, интересами и предпочтениями, приводить к творческому самовыражению детей в разных видах полихудожественной деятельности на литературной основе;
3. Методика развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба включает последовательно реализуемые этапы с соответствующими им методами:
I этап - эмоционально-ценностный - связан с задачей выявления индивидуальных интересов и предпочтений у детей при отражении литературных сюжетов в собственной практической деятельности (методы актуализации личностного опыта обучающихся при восприятии литературных произведений и придумывании тем для собственного литературного творчества);
II этап - экспериментаторский - направленный на развитие способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей в разных видах искусства (методы создания проблемных ситуаций, комбинирования, экспериментирования с материалом разных видов искусства при воплощении литературных произведений и обыгрывании собственных сюжетов);
III этап - творческий - реализует задачу развития способности к целенаправленным действиям при создание продуктов творческого самовыражения (методы постановки эмоционально-отношенческих задач, поэтапных открытий, широких ассоциаций).
4. Критериями эффективности развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста являются:
- развитие интереса и эмоционально-ценностного отношения к литературному творчеству, (эмоциональная отзывчивость, наличие литературных предпочтений, стремление к цели, постоянство, критичность);
- творческое мышление (оригинальность, гибкость, беглость);
- творческие способности (активность в самовыражении через разные виды полихудожественной деятельности, понимание и самостоятельность в постановке творческой задачи, проявление инициативы в выборе вариантов ее решения и способность достигать эстетически и художественно значимого результата в продуктах собственного творчества).
5. Условия литературного клуба позволяют применять вариативные формы проведения занятий: двигательно-активные паузы, виртуальные путешествия в музеи мира с помощью мультимедиа, экскурсии в типографию, профессионально-творческая деятельность (общение с издателем, оформление обложки книги с художником-оформителем), занятия-драматизации, ролевые игры, конкурсы, выставки творческих работ, проведение литературных посиделок для детей и их родителей.
6. Результаты опытно-поисковой работы подтвердили эффективность разработанной методики развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба. Перспективы исследования связаны с созданием игры «Литературные шахматы», описанной выше в главе 2.2, для образного понимания масштабов литературных произведений, расширением возможной деятельности - введение наставничества, для большей активизации и мотивации детей к литературному творчеству - участники образовательных проектов могут стать наставниками для вновь пришедших обучающихся, расширение деятельности вне литературного клуба, «проект Литературный Екатеринбург» - литературные экскурсии- прогулки по городу для детей младшего и среднего школьного возраста.
1. Мотивация к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба представляет собой важнейшую, сущностную характеристику литературного восприятия, которая выражает способность обучающегося к литературно-творческой деятельности, воплощенной в литературно-художественных образах, на основе актуализации личностного опыта обучающихся при восприятии литературных произведений и придумывании тем для собственного литературного творчества.
2. Методологическую основу процесса развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста составляют подходы: личностно ориентированный, деятельностный и полихудожественный, позволяющие воспроизвести в педагогической работе процессы , направленные на развитие способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей в разных видах полихудожественной деятельности, через во-влечение детей в литературно-творческую деятельность, полихудожественный, открывающий возможности «перевода» ценностного содержания с языка одного искусства на другой при создании обучающимися литературно-творческих продуктов, соотносить творческие задачи с индивидуальными мотивами, интересами и предпочтениями, приводить к творческому самовыражению детей в разных видах полихудожественной деятельности на литературной основе;
3. Методика развития у младших школьников мотивации к творческой деятельности в условиях литературного клуба включает последовательно реализуемые этапы с соответствующими им методами:
I этап - эмоционально-ценностный - связан с задачей выявления индивидуальных интересов и предпочтений у детей при отражении литературных сюжетов в собственной практической деятельности (методы актуализации личностного опыта обучающихся при восприятии литературных произведений и придумывании тем для собственного литературного творчества);
II этап - экспериментаторский - направленный на развитие способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей в разных видах искусства (методы создания проблемных ситуаций, комбинирования, экспериментирования с материалом разных видов искусства при воплощении литературных произведений и обыгрывании собственных сюжетов);
III этап - творческий - реализует задачу развития способности к целенаправленным действиям при создание продуктов творческого самовыражения (методы постановки эмоционально-отношенческих задач, поэтапных открытий, широких ассоциаций).
4. Критериями эффективности развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста являются:
- развитие интереса и эмоционально-ценностного отношения к литературному творчеству, (эмоциональная отзывчивость, наличие литературных предпочтений, стремление к цели, постоянство, критичность);
- творческое мышление (оригинальность, гибкость, беглость);
- творческие способности (активность в самовыражении через разные виды полихудожественной деятельности, понимание и самостоятельность в постановке творческой задачи, проявление инициативы в выборе вариантов ее решения и способность достигать эстетически и художественно значимого результата в продуктах собственного творчества).
5. Условия литературного клуба позволяют применять вариативные формы проведения занятий: двигательно-активные паузы, виртуальные путешествия в музеи мира с помощью мультимедиа, экскурсии в типографию, профессионально-творческая деятельность (общение с издателем, оформление обложки книги с художником-оформителем), занятия-драматизации, ролевые игры, конкурсы, выставки творческих работ, проведение литературных посиделок для детей и их родителей.
6. Результаты опытно-поисковой работы подтвердили эффективность разработанной методики развития мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба. Перспективы исследования связаны с созданием игры «Литературные шахматы», описанной выше в главе 2.2, для образного понимания масштабов литературных произведений, расширением возможной деятельности - введение наставничества, для большей активизации и мотивации детей к литературному творчеству - участники образовательных проектов могут стать наставниками для вновь пришедших обучающихся, расширение деятельности вне литературного клуба, «проект Литературный Екатеринбург» - литературные экскурсии- прогулки по городу для детей младшего и среднего школьного возраста.
Подобные работы
- КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ
ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ НА РАННИХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ НА РАННИХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО В ДШИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Воспитание у младших школьников чувства ответственности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1990 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2013



