ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 13
1.1. Основные подходы к изучению творческих способностей в научных
исследованиях 13
1.2. Сущность и характеристика развития творческих способностей в дошкольном возрасте 23
1.3. Потенциал сетевого взаимодействия образовательных организаций для
развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 28Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 38
2.1. Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 38
2.2. Механизмы организации сетевого взаимодействия образовательных организаций для развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 52
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 111
Актуальность исследования. В современных социокультурных, динамично меняющихся, условиях окружающего мира развитие творческих способностей является одним из важных жизненных вопросов педагогической науки. Воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом, определяет основную задачу в системе современного образования. Поэтому у общества растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами, общество формирует заказ на развитие творческих способностей у каждого человека, начиная с дошкольного возраста.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обозначены компетенции, которые будут востребованы в будущем: независимое творческое мышление, способность выполнять проекты, коммуникативность, личностная устойчивость, позволяющая быстро находить решение в проблемной ситуации и быть успешным в быстро меняющейся жизни в условиях развития техники, науки и других сфер жизни общества. Также ФГОС ДО показывает необходимость деятельностного подхода в образовании детей дошкольного возраста, обращая внимание, что проживание всех этапов детства должно проходить через различные виды деятельности [75].
Творческий потенциал людей является не только источником социально-культурного совершенствования общества, но это частью истории, культуры и цивилизации в целом. В связи с указанным социальным запросом, вопрос о формировании творческой личности остается одним из важнейших в педагогике и психологии и подтверждает актуальность проблемы развития творческих способностей подрастающего поколения в системе образования.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста исходит из недостаточной разработанности (в соответствии с социальным заказом и основными задачами, стоящими перед дошкольной образовательной организацией (далее ДОО) в аспекте изучения творческой составляющей образовательного процесса при сетевом взаимодействии образовательных организаций) теоретических подходов в осуществлении развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Современные исследования Д.Б. Богоявленской, Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинина, Дж. Гилфорда, Э. Фромма и др. указывают на прямую зависимость между условиями организации творческой деятельности и успешностью её осуществления, саморазвития личности посредством этой деятельности и в этой деятельности, именно поэтому важно начинать данную деятельность как можно раньше, начиная с дошкольного возраста.
Согласно исследованиям Л.А. Венгера некоторые аспекты творческой деятельности вызывают сложность у детей при самостоятельной деятельности, за счет включения в совместную творческую деятельность взрослых, происходит освоение детьми с помощью наглядного моделирования новых видов и способов деятельности [7].
Старший дошкольный возраст с педагогической и психологической точки зрения характеризуется как особый период в воспитании и развитии ребенка. Этот возраст является переходной ступенью к обучению на следующем уровне общего образования в школе. В этот период происходит формирование важных для последующей образовательной деятельности познавательных и личностных качеств детей.
Анализ теоретических исследований по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста позволил сделать вывод о наличии ряда противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в развитии творческой личности уже с дошкольного возраста и тем, что решить эту задачу в полной мере в одной образовательной организации не удается поскольку организационно-педагогические условия единичной образовательной организации ограничены для включения детей в творческую среду и деятельность, в том числе в совместное творчество со взрослыми;
- на научно-теоретическом уровне - между необходимостью включения детей в совместную творческую деятельность со взрослыми и недостаточной изученностью в педагогической теории возможностей сетевого объединения дошкольных образовательных организаций для развития творческой деятельности детей дошкольного возраста;
- на научно-методическом уровне - между необходимостью развития творческих способностей детей дошкольного возраста в пространстве сетевого взаимодействия образовательных организаций и отсутствием методических разработок, содержащих описание конкретных технологий и механизмов проектирования и реализации сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Выявленная актуальность, приведенные противоречия позволили определить проблему исследования: определение механизмов сетевого взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающих развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Обозначенная проблема исследования позволила определить тему диссертации: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций».
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить в опытно-поисковой работе механизм организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающих развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: сетевое взаимодействие образовательных организаций, построенное на механизме, включающем совокупность двух компонентов деятельности:
- императивный компонент, способствующий формированию сети дошкольных образовательных организаций на единой концептуально-технологической платформе развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
- индикативный компонент, обеспечивающий организацию деятельности сети дошкольных образовательных организаций для развития творческих способностей детей дошкольного возраста как совместной деятельности со взрослыми в событийной среде, -
позволит обеспечить положительную динамику развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования.
1) Проанализировать современные научные подходы к проблеме развития детского творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста.
2) На основе изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы выявить и обосновать научные подходы к разработке организационно-педагогической структуры сетевого взаимодействия, включающую в себя условия и механизмы, направленные на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
3) Разработать и апробировать на практике механизм организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, направленный на развитие детского творчества и достижение положительной динамики развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
4) В рамках опытно-поисковой работы проанализировать эффекты применения механизма организации сетевого взаимодействия образовательных организаций для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Сочетание теоретико-методологического характера исследования с решением практических задач обусловило выбор методов исследования, в составе которых:
- теоретические (анализ философской, психологической и педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, обобщение передового педагогического опыта);
- эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности детей, методы математической обработки информации).
Теоретико-методологической базой исследования являются:
- отечественные и зарубежные научные исследования по вопросам развития творчества и творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, О.М. Дьяченко, С. А. Новоселов Э.П. Торренс, С.Л. Рубинштейн и др.);
- фундаментальные психолого-педагогические труды по вопросам развития детей дошкольного возраста и современные подходы к проблеме развития творчества в дошкольном возрасте (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Г. А. Цукерман и др.);
- теоретико-практические обоснования сетевого взаимодействия образовательных организаций (Н.С. Бугрова, А.М. Лобок, Л.В. Коломийченко, С.Н. Павлова, О.В. Галкиной и др.).
База опытно-поисковой работы. Эмпирическая работа проводилась в дошкольных образовательных организациях г. Екатеринбурга (далее - МДОО): МДОО -МБДОУ детский сад № 23 (620016, г. Екатеринбург, ул. Краснолесье, 115), МАДОУ детский сад № 53 (620149, г. Екатеринбург, ул. Начдива Онуфриева, 10а).
В опытно-поисковой работе приняли участие дети в возрасте от 5 до 7 лет, общее количество 53 человека (МДОО № 23 - 33 человека, МДОО № 53 - 20 человек), а также педагогические и руководящие работники указанных МДОО общей численностью 65 человек.
Исследование осуществлялось поэтапно в период с 2018 по 2020 гг.
Этапы проведения исследования. Выбранная теоретико- методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.
На первом констатирующем этапе (2018-2019гг.) определялись методологическая основа и теоретическая база, осуществлялось ее обоснование, проводились анализ и обобщение философской, психолого-педагогической и исторической литературы по исследуемой проблеме. На данном этапе были сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена концепция организационно-педагогических условий и механизм организации сетевого взаимодействия образовательных организаций для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
На втором формирующем этапе (2019-2020 гг.) осуществлялась апробация и корректировка разработанных организационно-педагогических условий и механизма организации сетевого взаимодействия образовательных организаций для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, внедрение результатов исследования в практику работы дошкольных образовательных организаций.
На третьем обобщающем этапе (2020 гг.) происходило уточнение теоретических позиций, описание опытно-поисковой работы, осуществлялся анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировались выводы, проводилось оформление исследования.
Элементы научной новизны исследования:
- обосновано и разработано понятие механизма организации сетевого взаимодействия образовательных организаций для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, включающего два компонента: а) императивный компонент, способствующий формированию сети дошкольных образовательных организаций на единой концептуально - технологической платформе развития творческих способностей детей дошкольного возраста; б) индикативный компонент, обеспечивающий организацию деятельности сети дошкольных образовательных организаций для развития творческих способностей детей дошкольного возраста как совместной деятельности со взрослыми в событийной среде;
- на основе АС-технологии и с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста модернизирован алгоритм сотворческой деятельности детей дошкольного возраста и взрослых, который включает три этапа: 1) этап мысленного проникновения в существующий объект; 2) этап обнаружения противоречий и проблемы; 3) этап разработки технического решения для применения в практике;
- разработаны и систематизированы компоненты механизма организации сетевого взаимодействия образовательных организаций , в том числе императивный компонент, определяющий целеполагание и видение сетевого взаимодействия, и индикативный компонент, определяющий реализацию массовых форм организаций деятельности коллективов дошкольных образовательных организаций, в общей событийной среде.
Теоретическая значимость исследования:
- разработано понятие «механизм организации сетевого взаимодействия образовательных организаций для развития творческих способностей детей дошкольного возраста»;
- обоснованы и сформулированы критерии, позволяющих вести педагогическое изучение динамики развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте;
- раскрыто содержание императивного и индикативного компонентов механизма организации сетевого взаимодействия образовательных организаций для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- выявлены тренды развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей по трем компонентам творческих способностей: познавательный, социально-психологический (личностный), дивергентное мышление;
- модернизирована АС-технология для применения в работе с детьми дошкольного возраста в образовательных организациях, объединенных в образовательную сеть развития творческих способностей детей в совместной деятельности со взрослыми;
- разработано содержание механизма организации сетевого взаимодействия образовательных организаций для развития творческих способностей детей дошкольного возраста по императивному и индикативному компонентам, включающее направления организации практической деятельности в образовательной сети, а также сценарии организации сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Достоверность основных положений и выводов, изложенных в исследовании, обеспечивается опорой на теоретические положения, разработанные в педагогике и психологии; применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования; использованием методов математической обработки и содержательным анализом полученных эмпирических данных; непосредственным участием автора в опытно-поисковой работе.
На защиту выносятся следующие положения:
- тренды развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста указывают на то, что в целом дети проявляют творческие способности в соответствии с возрастной нормой. При этом наиболее успешно дети справляются с заданиями, в которых проявляются социально-психические качества, прежде всего стремление к сотрудничеству и совместной деятельности. Значительные затруднения вызывают у детей задания когнитивной направленности, а также задания на раскрытие дивергентного мышления;
- механизм организации сетевого взаимодействия образовательных организаций для развития творческих способностей детей дошкольного возраста представлен двумя компонентами: а) императивный компонент, способствующий формированию сети дошкольных образовательных организаций на единой концептуально-технологической платформе развития творческих способностей детей дошкольного возраста, б) индикативный компонент, обеспечивающий организацию деятельности сети дошкольных образовательных организаций для развития творческих способностей детей дошкольного возраста как совместной деятельности со взрослыми в событийной среде.
- модернизированный с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста алгоритм сотворческой деятельность детей и взрослых в соответствии с АС-технологией включает: 1) этап мысленного проникновения в существующий объект, 2) этап обнаружения противоречий и проблемы , 3) этап разработки технического решения для применения в практике.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования были внедрены в образовательный процесс двух МДОО: МБДОУ детский сад № 23, МАДОУ детский сад № 53, а также были апробированы в образовательном процессе в рамках деятельности дошкольных образовательных организаций - участников научно-образовательного сетевого проекта «Детская академия изобретательства», под научным руководством профессора, доктора педагогических наук С.А. Новоселова при участии Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга.
Результаты исследований представлены в печатных работах и соответствующих докладов:
1. Городская конференция по итогам реализации пилотного проекта «Детская академия изобретательства» (09.07.2020) - «Результаты мониторинга развития творческих способностей воспитанников детских садов - партнеров проекта «Детская академия изобретательства»»;
2. Международная научно-практическая интернет-конференция «Теоретические и прикладные аспекты инновационного поиска в условиях современного образования» (10.10.2020-26.10.2020), проектная сессия дошкольных образовательных организаций «Готовые решения успешных практик» - «Инновационная деятельность дошкольных образовательных организаций г. Екатеринбурга»;
3. Международный педагогический форум «Стратегические ориентиры современного образования» (05.11.2020-06.11.2020), трек №16: «Проблемы воспитания культуры творчества в учреждениях образования России» - «Сетевое взаимодействие образовательных организаций: сущность и условия эффективного использования потенциала для развития творческих способностей детей».
Структура и объем диссертации. Выпускная квалификационная работа изложена на 113 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. Текст диссертации содержит 3 таблиц и 12 рисунок. В приложениях представлены материалы методического и иллюстративного характера, связанные с отдельными положениями выпускной квалификационной работы.
Проведенная опытно-поисковая работа была посвящена проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Мы ставили перед собой цель: теоретически обосновать, разработать и проверить в опытно-поисковой работе механизм организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающих развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Анализ научно-методической литературы позволяет сделать следующие выводы.
1) Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста является одной из важных проблем современности, и она активно обсуждается в научной литературе.
В научной литературе творческие способности понимаются как индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения (С. Л. Рубинштейн).
Как подчеркивают В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская, В.И. Андреев, С. А. Новоселов и др., «творческие способности» детей дошкольного возраста - это субъектные характеристики человека, имеющие когнитивную основу, зависящими от проявления личностных характеристик ребенка (особенности дивергентного мышления, коммуникативных способностей).
В исследованиях Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.Т. Кудрявцева, А.Н. Леонтьева, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. в теоретико-практических исследованиях показано, что сензитивным периодом для развития творческих способностей является дошкольный возраст. Характерными особенностями развития творческих способностей детей дошкольного возраста являются: способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности); способности, связанные с
темпераментом (эмоциональность); познавательные способности.
2) На основе анализа научной литературы были определены критерии и показатели развития творческих способностей детей дошкольного возраста:
- интеллектуальные (познавательные) качества - наглядно-образное мышление; аналитико-синтетические способности, показывающие уровень развития логичности мышления;
- дивергентное мышление - продуктивнось; гибкость;
оригинальность;
- социально-психологические(коммуникативные)качества- особенности коммуникации; инициативность; лидерские качества.
В ходе опытно-поисковой работы был подобран диагностический инструментарий для исследования развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, определен исходный уровень сформированности у обучающихся старшей группы. Полученные эмпирические данные показали, что в целом дети проявляют творческие способности в соответствии с возрастной нормой. При этом наиболее успешно дети справляются с заданиями, в которых проявляются социально-психические качества, прежде всего стремление к сотрудничеству и совместной деятельности. Значительные затруднения вызывают у детей задания когнитивной направленности, а также задания на раскрытие дивергентного мышления.
3) На формирующем этапе опытно-поисковой работы была организована работа по развитию творческих способностей дошкольников . Нами была организована работа по применению механизма организации сетевого взаимодействия образовательных организаций для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, включающего:
- императивный компонент, способствующий формированию сети дошкольных образовательных организаций на единой концептуально-технологической платформе развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
- индикативный компонент, обеспечивающий организацию деятельности сети дошкольных образовательных организаций для развития творческих способностей детей дошкольного возраста как совместной деятельности со взрослыми в событийной среде.
В работе использовались следующие формы совместной деятельности (массовые мероприятия): «Большая творческая игра», «Острова творчества», «Конвейер изобретений», Фестиваль изобретений. Данные формы сетевого взаимодействия позволяют детям в сотворчестве со взрослыми получить возможность для развития и проявления своих творческих способностей.
Контрольная диагностика показала положительную тенденцию развития творческих способностей дошкольников, которая проявлялась в:
1) в позитивной динамике уровней развития творческих способностей;
2) в положительных изменениях основных показателей по критериям развитости творческих способностей;
3) в значимых изменениях относительно проявления творческих способностей дошкольников.
Данные результаты дают возможность сделать вывод об эффективности использования сетевого взаимодействия образовательных организаций, направленного на организацию работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
1. Адамский А.И. Модель сетевого взаимодействия // Управление
школой. М., 2002. (Электронная версия печатной публикации). Режим
доступа: http://upr.1september.ru/2002/04/2.htm(дата обращения: 03.01.2014).
2. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. - 567 с., с. 38.
3. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М: Наука 1977. - 184 с.
4. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / Белкина, В.Н., Васильева, Н. Н., Елкина Н. В. - Я.: Академия, 2005. - 322 с.
5. Богоявленская, Д. Б. О предмете исследования творческих способностей / Психол. Журнал. - 1995. - т. 16. - №5. - 49-58 с.
6. Боровик, О. В. Развитие воображения: Методические рекомендации. - М.: Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2000. - 112 с.
7. Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. канд. пед. наук. Омск, 2009. 178
с. Режим доступа:http://www.dissercat.com.
8. Вахитова, Г. Х. Полисубъектное взаимодействие в контексте предшкольного образования. - Вестник Томского университета. - 2013. - № 13. С. 71-75.
9. Венгер, Л. А. Педагогика способностей. - М.: Педагогика, 1973. - 96 с., с. 47.
10. Венгер, Л. А. Педагогика. - М.: Знание, 1973. - 117 с.
11. Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей /Дошкольное воспитание. - 2005. - №5. - С. 11-12.
12. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок. - М., 1972. - 34 с.
13. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 72 с.
14. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 96 с., с. 31.
15. Выготский, Л. С. Творчество и воображение М.: Просвещение ,1991. - 93 с.: ил./ Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд.
16. Галкина О.В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук: «Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение» № 2. 2008. С. 30-36.
17. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта. - М. : Академия, 2007. - 320 с.
18. Гогоберидзе, А. Г. Развитие творчества старших дошкольников в хороводных играх // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т. И. Бабаевой и др. - СПб., 2004. - С. 105-119.
19. Горбунов Ю.В. О понятии «механизм» в экономических науках // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2018. -№ 11. - С.17-20.
20. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
21. Дружинин В. Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2009. - 2-е изд. - 656 с.
22. Дьяченко, О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 45-50.
23. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996 г. - 197 с.
24. Заика, Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. - 1993. - № 2. - С. 54-60.
25. Запорожец, А. В. Психическое развитие ребенка. - М. : Педагогика, 2006. - 233 с.
26. Зимина, А. Н. Первые шаги в творчестве. - М., 1997. - 238 с.
27. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. - М., Высшее образование сегодня. № 5. 2003. - С. 34-42.
28. Зимняя, И. А. Воспитание - проблема современного образования в России. / Зимняя, И. А., Боденко, Б. Н., Морозова, Н. А - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. -82с.
29. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009. - 434 с.
30. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л.А. Парамонова. — 6-е изд. перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 192 с.
31. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М. : АПКиПРО, 2002. - 24 с.
32. Коломийченко Л.В. Организация сетевого взаимодействия педагогических инициатив в социальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 9. С. 179-186.
33. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. - М.: Мозайка-Синтез, 2016. - 176 с.
34. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей
старшего дошкольного возраста/ Н. А. Короткова. 2 е изд. - М.:
Издательство «ЛИНКА ПРЕСС», 2012 - 208 с.
35. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е. Е. Кравцова. - М., 1996. - 97 с.
36. Крутецкий, В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. / В. А. Крутецкий. - М. : Просвещение, 1980. - 352 с., с. 117.
37. Кудрявцев В. Т. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании. - М., 2008. с 74.
38. Кудрявцев В. Т. Ребенок-дошкольник. Новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание / Кудрявцев, В. Т., Синельников, В. Б. - 1995. № 9 С. 52-59.
39. Латфуллин Г. Р., Райченко А. В. Теория организации : учебник для вузов. СПб., 2004. 395 с.
40. Лейтес, Н. С. Ранние представления одаренности / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 98-108.
41. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. - М.: Академия. - 2008. - 336 с., с. 28.
42. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк; ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Международная педагогическая академия. - 1994. - С. 46-55.
43. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. - М.: СПб, 2009. - 287 с.
44. Лобок А.М. Возможное сетевое взаимодействие инновационных школ // Школьные технологии. 2008. №1. С. 49-59.
45. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одарённой// Вопросы психологии. 1989. - №6. - С.29-33.
46. Немов, Р. С. Психология. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение. - 1995.
47. Новейший философский словарь / Сост. и гл. н. ред. А. А. Грицанов. - Мн.: Книжный дом, 2003. - 1280 с.
48. Новосёлов, С. А. Ассоциативно-синектическая технология развития креативности субъектов образовательного процесса / С.А. Новосёлов // Образование и наука. Известия Уральского научно¬образовательного центра РАО. - №2. 2011. - С. 72-82.
49. Новоселов, С. А. Технология развития изобретательства учащихся в процессе сбора и анализа технической и патентной информации. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1995. - 168 с.
50. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. М.: ТЦ Сфера, 2013. 192 с.
51. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов.
- М., 1989. - 658 с.
52. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01). Магнитогор. гос. пед. ин-т. - Магнитогорск: 1999. - С.8.
53. Парамонова, Л. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни/ под ред. Л. А.Парамоновой, О. С.Ушаковой. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 72 с.
54. Поддьяков, А. Н. Стимулирование и подавление творчества в диагностике и обучении/ А. Н. Поддъяков // Тезисы 1-ой международной конференции «Творчество: взгляд с разных сторон». - М.: Москва, Ин-т психологии РАН. - 2005. - С. 34-39
55. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим- Бад.. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
56. Пиаже, Ж., Инельдер, Б. Психология ребенка/ Ж. Пиаже, Б. Инельдер. - М.: 18-е изд. СПб, 2003. - 784 с.
57. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика/ Я. А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 344 с.
58. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.
59. Психология личности: учебное пособие по курсу «Психология и педагогика» / Пронина, Е.Н., В. В. Лукашевич, В.В.; М: МГУП, 1999. 188 с.
60. Профессиональная педагогика - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.
61. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/ Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986. - 347 с.
62. Рапацевич, Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. - М. : Современное слово, 2001. - 928с., с. 317.
63. Ротенберг, В. С. Образ «Я» и поведение/ В. С. Ротенберг // Биология. - 2000. - № 43. - С. 18-24
64. Ротенберг, В. С., Бондаренко, С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителя/ В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.: ил. - (Психол. наука - школе).
65. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. СПб. : Питер, 2014. - 214 с.
66. Рубцов, В. В. Организация и развитие совместных учебных действий у детей в процессе обучения/ В. В. Рубцов. - М., 1987. - С. 177-179.
67. Рубцов, В. В. Современные проблемы дошкольного образования// Психологическая наука и образование / В. В. Рубцов. - 2010. - №3. - С. 5-19.
68. Савенков, А. И. Одаренные дети в д/с и школе/ А. И. Савенков. - М. : Прометей, 1993. - 258 с.
69. Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин. - Харвест; Минск, 1998. - 876 с., с. 331.
70. Суюшов А.В. Педагогические аспекты формирования механизмов иноязычной речевой деятельности на основе устной речи: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Саратов, 2000.
71. Теплов, Б. М. Способности и одарённость/Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. - С.9-38.
72. Теплов, Б. М. Сценарный подход в педагогическом взаимодействии / Б. М. Теплов // Педагогическая техника. - 2004. - № 2. - С. 87-88.
73. Торренс, Э. П. Изобразительное творческое мышление 30 уроков развития творческих способностей и воображения/ Э. П. Торренс. - М. : Букмастер, 2015. - 258 с.
74. Туник, Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство/ Е. Е. Туник. - М., 1997. - 48с.
75. Уманский, Л. И. Психология организаторской деятельности школьников / Л. И. Уманский. - М., 1980. - 187 с.
76. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1988. - 190 с.
77. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка / Издательство: Славянский Дом Книги, 2014. - 960 с.
78. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый 17 октября 2013 года Приказ №1155 Министерства образования и науки РФ.: - Режим доступа: http:ZZwww.firo.ru/wp-content/uploads/2013Z11ZPR 1155.pdf
79. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1989.
80. Фельдштейн, Д. И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования/ Д. И. Фельдштейн ; Моск. психол.-социал. ин-т. - М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2009.
81. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.- Томск, 1997. - 392 с.
82. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / под. ред. Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М., 1981.
83. Хрящева, Н. Ю. Тренинг креативности/ Н.Ю. Хрящева, С.И. Макшанов // Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2004. - 256 с.
84. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1974.- 462 с.
85. Цветков А. Н. Инновационный императив для России: монография. СПб., 2010. 218 с.
86. Цукерман, Г. А. О поддержке детской инициативы/ Г. А. Цукерман // Культурно-историческая психология. - М., 2007. - № 1. - С. 41-55.
87. Электронный научный архив УрГПУ. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11911Z2Z10KozlovaZR.pdf.
88. Эльконин, Д. Б. Избранные педагогические труды/ под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - М. : Знание, 1989. - 362 с.
89. Эриксон, Э. Детство и общество/ Э. Эриксон. - Пер. с англ. - СПб.: ЛЕНАТО, 2011. - 592 с.
90. Юркевич, В. С. О «наивной» и «культурной» креативности/ Основные современные концепции творчества и одаренности / В. С. Юркевич. - М, 1997. - С. 127-142.
91. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 224 с.