Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих
способностей у детей 7
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Возможности художественно-игровой деятельности в развитии
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей у
детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 98
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих
способностей у детей 7
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Возможности художественно-игровой деятельности в развитии
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей у
детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 98
Актуальность развития творческих способностей человека сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 «273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [65]. В целевых ориентирах процесса образования говорится наряду с интеллектуальным, духовно-нравственным и о творческом развитии личности. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [16] творчество определяется, как базовая национальная ценность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) развитие самостоятельной творческой деятельности ребенка, является одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [64]. В требованиях к организации условий указывается на необходимость развития творческого потенциала каждого ребенка.
Анализ научно-методической литературы по теме исследования показал, что проблема развития творческих способностей у старших дошкольников в художественно-игровой деятельности на сегодняшний день является недостаточно изученной. В практике дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) недостаточно полно используются возможности художественно-игровой деятельности в развитии творческих способностей у старших дошкольников, в частности, использование игровых приемов в процессе занятий художественным творчеством, использовании в игре созданных раннее творческих продуктов.
Вопрос о развитии творческих способностей у детей является одной из основных задач образовательной области «Художественно-эстетического развития» по ФГОС ДО. Несмотря на достаточную теоретическую проработанность проблемы, в практике работы большинства ДОО на занятиях по изобразительной деятельности не проводится систематическая работа по использованию игровых приемов для развития творческих способностей дошкольников. Таким образом, мы выделяем проблему исследования, в чем заключаются возможности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности».
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий на основе художественно-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленный на развитие их творческих способностей.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий на основе художественно-игровой деятельности, направленный на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной и методической литературы и иных источников рассмотреть проблему развития творческих способностей у детей.
2. Описать особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить возможности художественно-игровой деятельности в развитии художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у старших дошкольников на начальном этапе исследования.
5. Разработать комплекс занятий на основе художественно-игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста, направленный на развитие творческих способностей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов, изучающих творческие способности (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Леонтьев, Л.Г. Карпова, А.И. Савенков, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, В.А. Сластёнин и др.), работы исследователей, раскрывающие особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), художественно¬игровая деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста представлена в работах следующих авторов: Э.П. Торренс, Е.Е. Туник, Ф. Вильямс, В.А. Синельников, В.Т. Кудрявцев, О.М. Дьяченко, А.И. Савенков.
Методы исследования:
В качестве теоретических методов исследования выступили анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
В качестве эмпирических методов исследования выступили метод наблюдения, беседы, анализа продуктов самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей, анализ и обработка результатов проектировочной работы.
Исследование по развитию творческих способностей осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; определялись особенности развития творческих способностей; выявились возможности художественно-игровой деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе был подобран диагностический инструментарий для выявления уровня развитости творческих способностей у старших дошкольников; проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у старших дошкольников; разрабатывалось содержание комплекса занятий на основе художественно-игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста, направленный на развитие выделенных нами критериев развитости творческих способностей у старших дошкольников.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного и дополнительного образования при разработке организационно-педагогических условий направленных на развитие творческих способностей детей. Также следует отметить практическую значимость разработанного комплекса занятий, который может использоваться в организации досуговой и самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей в ДОО, в условиях дома.
База исследования. Исследование проводилось на базе МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка», Каменский район, Свердловской обл. в котором приняли участие 13 воспитанников старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) развитие самостоятельной творческой деятельности ребенка, является одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [64]. В требованиях к организации условий указывается на необходимость развития творческого потенциала каждого ребенка.
Анализ научно-методической литературы по теме исследования показал, что проблема развития творческих способностей у старших дошкольников в художественно-игровой деятельности на сегодняшний день является недостаточно изученной. В практике дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) недостаточно полно используются возможности художественно-игровой деятельности в развитии творческих способностей у старших дошкольников, в частности, использование игровых приемов в процессе занятий художественным творчеством, использовании в игре созданных раннее творческих продуктов.
Вопрос о развитии творческих способностей у детей является одной из основных задач образовательной области «Художественно-эстетического развития» по ФГОС ДО. Несмотря на достаточную теоретическую проработанность проблемы, в практике работы большинства ДОО на занятиях по изобразительной деятельности не проводится систематическая работа по использованию игровых приемов для развития творческих способностей дошкольников. Таким образом, мы выделяем проблему исследования, в чем заключаются возможности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности».
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий на основе художественно-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленный на развитие их творческих способностей.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий на основе художественно-игровой деятельности, направленный на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной и методической литературы и иных источников рассмотреть проблему развития творческих способностей у детей.
2. Описать особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить возможности художественно-игровой деятельности в развитии художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у старших дошкольников на начальном этапе исследования.
5. Разработать комплекс занятий на основе художественно-игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста, направленный на развитие творческих способностей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов, изучающих творческие способности (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Леонтьев, Л.Г. Карпова, А.И. Савенков, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, В.А. Сластёнин и др.), работы исследователей, раскрывающие особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), художественно¬игровая деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста представлена в работах следующих авторов: Э.П. Торренс, Е.Е. Туник, Ф. Вильямс, В.А. Синельников, В.Т. Кудрявцев, О.М. Дьяченко, А.И. Савенков.
Методы исследования:
В качестве теоретических методов исследования выступили анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
В качестве эмпирических методов исследования выступили метод наблюдения, беседы, анализа продуктов самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей, анализ и обработка результатов проектировочной работы.
Исследование по развитию творческих способностей осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; определялись особенности развития творческих способностей; выявились возможности художественно-игровой деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе был подобран диагностический инструментарий для выявления уровня развитости творческих способностей у старших дошкольников; проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у старших дошкольников; разрабатывалось содержание комплекса занятий на основе художественно-игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста, направленный на развитие выделенных нами критериев развитости творческих способностей у старших дошкольников.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного и дополнительного образования при разработке организационно-педагогических условий направленных на развитие творческих способностей детей. Также следует отметить практическую значимость разработанного комплекса занятий, который может использоваться в организации досуговой и самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей в ДОО, в условиях дома.
База исследования. Исследование проводилось на базе МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка», Каменский район, Свердловской обл. в котором приняли участие 13 воспитанников старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
В процессе анализа литературы были рассмотрены труды таких авторов, как С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Леонтьева, Л.Г. Карповой, А.И. Савенкова, Т.С. Комаровой, Н.А. Ветлугиной, В.А. Сластёнина, А.М. Матюшкин,
A. А. Мелик-Пашаев, Э.П. Торренс, А.И. Савенков, В.А. Синельников,
B. Т. Кудрявцев, О.М. Дьяченко, и др.
Рассмотренные труды исследователей позволили сформулировать предмет и объект исследования, а также были поставлены и решены задачи исследования:
1. На основе анализа научной и методической литературы и иных источников рассмотрели проблему развития творческих способностей у детей.
2. Описали особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявили возможности художественно-игровой деятельности в развитии художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Были выделены следующие понятия:
Творческие способности - это способности мышления и воображения, способствующие созданию оригинального продукта или изделия, в процессе работы над которыми, ребенок самостоятельно применяет усвоенные знания, умения, навыки по основам изобразительной деятельности, и проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца, отражая индивидуальность и художественность творческой идеи.
Развитие творческих способностей - это динамический процесс преобразования творческих способностей, таких как мышление и воображение, при котором происходит закономерное и качественное изменение структурных компонентов творчества и основам изобразительной деятельности, проявляющиеся хотя бы в минимальном отступлении от образца, отражая индивидуальность и художественность творческой идеи. (Рабочее определение по Л.Г. Карповой).
Художественно-игровая деятельность - это игровой вид деятельности в ходе которой, используются репродукции произведений изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, обращение к музыке, литературным произведениям; может включат игру с художественными материалами и продуктами художественно-творческой деятельности (рабочее определение на основе определения Е.Н. Бородиной).
Виды художественно-игровой деятельности: игры с обыгрыванием незаконченного предмета; игры с обыгрыванием предметов рисования; дидактические игры.
4. Были подобраны и проведены диагностические задания по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у старших дошкольников на начальном этапе исследования.
В соответствии с критериями и показателями развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественно-игровой деятельности были подобраны и применены следующие диагностические задания (по А.И. Савенкову):
• по определению развитости продуктивности мышления - методика «Рисуем профессии», методика «Разукрашиваем колечки»;
• по определению развитости гибкости мышления - методика «Воображаем и рисуем», методика «Придумываем рисунки настроения».
• по определению развитости оригинальности мышления - диагностическое задание «Несуществующее животное», диагностическое задание «Нарисуй красивый платок»;
Практическое исследование на начальном этапе позволила нам выявить исходный уровень развитости творческих способностей детей в совокупности выделенных показателей: на низком уровне находится 4 человека (31%), на среднем - 6 (46%), а на высоком всего 3 (23%).
5. Разработан комплекс занятий «Чудесные превращения», направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности. Комплекс занятий разрабатывался с учетом выделенных критериев и показателей уровня развития творческих способностей, определенных в первой главе исследования.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи успешно решены.
A. А. Мелик-Пашаев, Э.П. Торренс, А.И. Савенков, В.А. Синельников,
B. Т. Кудрявцев, О.М. Дьяченко, и др.
Рассмотренные труды исследователей позволили сформулировать предмет и объект исследования, а также были поставлены и решены задачи исследования:
1. На основе анализа научной и методической литературы и иных источников рассмотрели проблему развития творческих способностей у детей.
2. Описали особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявили возможности художественно-игровой деятельности в развитии художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Были выделены следующие понятия:
Творческие способности - это способности мышления и воображения, способствующие созданию оригинального продукта или изделия, в процессе работы над которыми, ребенок самостоятельно применяет усвоенные знания, умения, навыки по основам изобразительной деятельности, и проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца, отражая индивидуальность и художественность творческой идеи.
Развитие творческих способностей - это динамический процесс преобразования творческих способностей, таких как мышление и воображение, при котором происходит закономерное и качественное изменение структурных компонентов творчества и основам изобразительной деятельности, проявляющиеся хотя бы в минимальном отступлении от образца, отражая индивидуальность и художественность творческой идеи. (Рабочее определение по Л.Г. Карповой).
Художественно-игровая деятельность - это игровой вид деятельности в ходе которой, используются репродукции произведений изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, обращение к музыке, литературным произведениям; может включат игру с художественными материалами и продуктами художественно-творческой деятельности (рабочее определение на основе определения Е.Н. Бородиной).
Виды художественно-игровой деятельности: игры с обыгрыванием незаконченного предмета; игры с обыгрыванием предметов рисования; дидактические игры.
4. Были подобраны и проведены диагностические задания по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у старших дошкольников на начальном этапе исследования.
В соответствии с критериями и показателями развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественно-игровой деятельности были подобраны и применены следующие диагностические задания (по А.И. Савенкову):
• по определению развитости продуктивности мышления - методика «Рисуем профессии», методика «Разукрашиваем колечки»;
• по определению развитости гибкости мышления - методика «Воображаем и рисуем», методика «Придумываем рисунки настроения».
• по определению развитости оригинальности мышления - диагностическое задание «Несуществующее животное», диагностическое задание «Нарисуй красивый платок»;
Практическое исследование на начальном этапе позволила нам выявить исходный уровень развитости творческих способностей детей в совокупности выделенных показателей: на низком уровне находится 4 человека (31%), на среднем - 6 (46%), а на высоком всего 3 (23%).
5. Разработан комплекс занятий «Чудесные превращения», направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности. Комплекс занятий разрабатывался с учетом выделенных критериев и показателей уровня развития творческих способностей, определенных в первой главе исследования.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи успешно решены.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Немецкий. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного
возраста в художественно-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-педагогические условия развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в смешанной технике рисования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий аппликации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2024



