ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Нарушение зрения как форма дизонтогенеза 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
зрения младшего школьного возраста 11
1.3. Роль формирования коммуникативных навыков в развитии детей
младшего школьного возраста с нарушением зрения 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 20
2.1. Требования федерального государственного образовательного
стандарта по формированию коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения 20
2.2. Анализ адаптированной основной общеобразовательной
программы начального образовательного учреждения по формированию коммуникативных навыков во внеурочной деятельности 23
2.3. Анализ авторских диагностических методик по формированию коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения 28
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
3.1. Проект диагностики коммуникативных навыков у детей с
нарушением зрения младшего школьного возраста 33
3.2. Проект коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения во внеурочной деятельности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 66
Количество детей с патологиями зрительной системы систематически увеличивается. На рост зрительных нарушений влияют различные факторы (экология, травмы, токсичные вещества). Зрительный дефект является первичным нарушением у представленной категории детей. Нарушение зрительного аппарата влечёт за собой вторичные нарушения развития. К таким нарушениям относятся расстройства эмоциональной сферы, коммуникативной сферы. Вторичные отклонения нуждаются в коррекции, как и первичные нарушения развития. Коррекция вторичных нарушений способствует наиболее благоприятному приспособлению к окружающей среде. Главной задачей становится развитие коммуникативных навыков у детей с дефектом зрительной сферы. Развитие коммуникативной сферы представляет на данный момент важную проблему. Отсутствие навыков коммуникации доставляют ребёнку большие трудности в адаптации к новым условиям жизни, налаживании социальных связей. В итоге ребёнок становится не самостоятельным и зависимым от взрослых. В Российской Федерации в приоритете становятся вопросы, связанные с обеспечение поддержкой и квалифицированной помощью детей и их семьи [19, с. 1].
Коммуникация, в течение жизни ребёнка, отвечает за решение различных задач, возникающих в процессе общения. Понимать эмоциональный настрой собеседника, адаптироваться в разных коммуникативных ситуациях, пользоваться правилами общения, строить правильные траектории поведения.
Если коррекционная работа, над расстройствами коммуникативной сферы у детей младшего школьного возраста с дефектом зрительного аппарата, не будет проводиться в соответствии с возрастными особенностями, то это может привести к остановке в развитии навыка коммуникации или к ухудшению состояния ребёнка. Ребёнок будет испытывать стресс при общении с малознакомыми людьми, может полностью отказываться от коммуникации, процесс социализации остановиться, произойдёт снижение формирования личностных особенностей характера. Все перечисленные последствия говорят о важности проведения коррекции по развитию навыка коммуникации у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения для формирования правильных личностных качеств. В полной мере развитые коммуникативные навыки способствуют социализации в школьной обстановке, усвоению школьной программы, положительному опыту в общении со сверстниками.
Дети с различного рода нарушениями в развитии сталкиваются с непониманием со стороны норматипичных сверстников. Зачастую могут возникать конфликтные ситуации, что оказывает негативное влияние на развитие ребенка с нарушением в зрительной сфере. Неблагоприятный опыт общения оставляет отрицательный отпечаток на коммуникативной сфере ребёнка.
В работах отечественных и зарубежных учёных нашли своё отражение вопросы, касающиеся сферы коммуникативных навыков у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста, а конкретно в трудах таких авторов как, Л. С. Выготский, В. З. Денискиной, Л. И. Солнцева, Д. Б. Эльконин. Вышеперечисленные учёные приходят к общему выводу, что у обучающихся младшего школьного возраста с недостатками в зрительной сфере отмечается серьезное недоразвитие навыка коммуникации. Своевременно сформированные коммуникативные умения способствуют правильному развитию психической сферы ребёнка, влияют на развитие всех сторон личности обучающегося. Проблеме коммуникации ребёнка с социумом, отводится особое внимание в работах учёных. Таким образом, наряду с коррекционными занятиями по развитию зрительной сферы, ориентации в пространстве, педагогам необходимо делать упор на развитие и формирование навыка социального взаимодействия.
На наш взгляд, формированию навыка коммуникации у детей с дефектом зрения уделяется недостаточно внимания, поэтому эта тема является актуальной.
Актуальность исследования заключается в рассмотрении проблемы овладения коммуникативными навыками у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста.
Объект исследования - коммуникативные навыки у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - процесс развития коммуникативных навыков у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста.
Цель исследования - разработать проект коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Раскрыть особенности детей с нарушением зрения.
2. Охарактеризовать состояние коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением зрения по данным научной литературы и требования ФГОС для лиц с нарушением зрения к организации и содержанию роботы по развитию коммуникативных навыков.
3. Охарактеризовать внеурочную деятельность как средство развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
4. Разобрать перспективное планирование работы по развитию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: целенаправленная работа по развитию коммуникативных навыков, с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения, будет наиболее продуктивной во внеурочной деятельности.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы по теме исследования, анализ нормативной документации, подбор диагностических методик, разработка содержания обучающегося эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Обучающиеся с нарушением зрительной сферы младшего школьного возраста имеют недостаточный уровень сформированности коммуникативных навыков. Обучающиеся с трудом входят в контакт со сверстниками и взрослыми. Они не знают, как правильно начинать диалог, просить помощи. Не понимают, как правильно показывать свои чувства и эмоции через мимику лица и жесты. Из-за этого возникает риск появления недопонимания со стороны собеседника и нежелание продолжать общение. Для того чтобы этого избежать была составлен проект диагностики и развития коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с дефектом зрения.
Цель исследования - составить проект коррекционной работы по развитию навыка коммуникации среди обучающихся начальных классов с нарушением зрения во внеурочной деятельности.
Для достижения цели были подобраны задачи:
1. Собрать информацию из источников и психолого-педагогической литературы по вопросу развития и формирования навыка коммуникации.
2. Проанализировать и отобрать подходящие методы и методики, направленные на диагностики коммуникативных навыков.
3. Изучить направления внеурочной деятельности.
4. Составить проект по диагностике навыка коммуникации с применением ранее подобранных методик.
5. Разработать проект коррекционной работы по развитию и формирования коммуникативных навыков и умений у обучающихся с нарушением зрительного аппарата.
Первая глава «Теоретические аспекты изучения формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения». Нами был произведён анализ понятия «коммуникативные навыки» и изучены различные виды нарушений зрительной сферы. Расписана психолого-педагогическая характеристика детей с дефектом зрения. Изучены специфические особенности формирования навыка коммуникации на уровне начального образования.
Вторая глава «Методические аспекты изучения формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения». В этой главе были подобраны методики для диагностики навыка коммуникации в соответствии с особенностями данной категории детей и возрастом.
Третья глава «Экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения во внеурочной деятельности». В этой части исследования нами был создан проект диагностики коммуникативной сферы обучающихся. Проект основывался на подобранных методиках. Также нами был разработан проект коррекционной работы по формирования и развитию коммуникативной сферы обучающихся со зрительным дефектом. И составлен календарно-тематический план игр и упражнений для детей, находящихся на начальном уровне образования. В связи со сложившейся ситуацией проект коррекционной работы несёт только теоретический характер, апробировать данный проект не было возможности.
Цель исследования была нами достигнута, поставленные задачи решены.
1. Брунов Б. П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии : монография. Красноярск, 2002. 155 с.
2. Басов М. Я. Избранные психологические произведения : монография. Москва, 1975. 432 с.
3. Булыгина Л. Н. Сформирование коммуникативной компетентности школьников // Вопросы психологии. 2010. № 2. С. 149-153.
4. Вердербер Р. Психология общения : монография. Санкт-Петербург, 2003. 320 с.
5. Вундт В. Введение в психологию : монография. Санкт-Петербург, 2002. 128 с.
6. Галеева Е. В. Психолингвистические основы вербального обозначения эмоций // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 4. С. 126-129.
7. Григорьева Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. 1998. № 5. С. 12-16.
8. Григорьев Д. В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников : монография. Москва, 2010 49 с.
9. Гулевич О. А. Психология коммуникации : монография. Москва, 2007. 384 с.
10. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе : монография. Москва, 2000. 184 с.
11. Гуляев Д. Ю. Коммуникация как тип социальной связи // Мир
науки. 2015. Т. 2, № 2. С. 24. URL:
https://cvberleninka.ru/article/n/kommunikatsiva-kak-tip-sotsialnov-svyazi-k- voprosu-o-teoreticheskoy-identifikatsii (дата обращения: 18.02.2022).
12. Гуровская В. В. Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников // Молодой учёный. 2020. № 23.С. 594-595.
13. Горелов И. Н. Основы психолингвистики : монография. Москва, 2001. 304 с.
14. Емельянова И. А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта : монография . Екатеринбург, 2009. 22 с.
15. Егоров Е. А. Глазные болезни : учебник. Москва, 2015. 160 с.
16. Зайцев Д. В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика. 2003. № 1. С. 21-30.
17. Завязун Т. В. Результаты констатирующего эксперимента по проблеме исследования особенностей развития речи дошкольников с трудностями коммуникации // Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 32. С. 182-192.
...