Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения на уроках «Окружающий мир»

Работа №95274

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 7
1.1. Нарушение зрения как форма дизонтогенеза 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями
зрения младшего школьного возраста 11
1.3. Роль формирования коммуникативных навыков в развитии детей
младшего школьного возраста с нарушениями зрения 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 20
2.1. Требования федерального государственного образовательного
стандарта по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 20
2.2. Анализ адаптированной основной общеобразовательной программы
начального образования для обучающихся с нарушениями зрения по развитию коммуникативных навыков на уроках «Окружающий мир» 26
2.3. Анализ авторских диагностических методик по развитию
коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 30
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 42
3.1. Проект диагностики коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения 42
3.2. Проект коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями
зрения на уроках «Окружающий мир» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 76


Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, в общении реализуется одна из важнейших сфер в жизни человека - социальная.
Взаимодействие человека с другими людьми неотъемлемая часть жизни каждого. Важнейшими функциями общения являются развитие личности, получение различного рода информации и удовлетворение социальных потребностей. Отсутствие базовых навыков общения у младшего школьника может привести к множеству проблем с социализацией. Кроме того, нарушение зрения в той или иной степени усугубляет установление контактов обучающегося с окружающим его социумом.
Коммуникативные навыки начинают развиваться еще в детском возрасте, так как ребенок постоянно находится в обществе и появляется необходимость в установлении связей с ним. Тогда начинает накапливаться опыт отношений с людьми как своего возраста, так и с представителями взрослого поколения. При наступлении момента поступления в образовательную организацию ребенок переходит на относительно новый уровень, отличающийся как качественно, так и количественно, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций (общение со взрослыми и сверстниками, владение определенными вербальными и невербальными средствами общения, ориентация на партнера по общению и так далее).
Низкий уровень развития коммуникативных умений и навыков младшего школьника с нарушениями зрения к школьному обучению может иметь серьезные последствия. При неполноценном развитии зрения трудности в коммуникации с окружающими преодолеваются с особыми усилиями, возникает риск развития негативного стиля общения у ребенка с социумом. Таким образом, целенаправленное и систематическое развитие коммуникативных навыков является важнейшей и необходимой частью процесса обучения.
Общение - существенная часть любого урока, поэтому развитие коммуникативных навыков обучающихся с нарушениями зрения ведет к повышению качества коррекционно-воспитательного процесса. Это очень важно, поскольку требования федерального государственного стандарта к развитию коммуникативных навыков, и не только, отвечают современным запросам общества. И та работа, которая проводится по формированию и развитию коммуникативного аспекта развития личности, приобретает особую актуальность.
Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью организации целенаправленного и систематического развития коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения.
Данная проблема нашла свое отражение в работах таких ученых как Л. И. Божович, Л. С. Волкова, М. Ю. Заорская, Е. Г. Злобина, И. Г. Корнилова, М. И. Лисина, Л. И. Солнцева , и другие.
Цель исследования - разработать проект коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями зрения на уроках «Окружающий мир».
Объект - коммуникативные навыки младших школьников с нарушениями зрения.
Субъект - обучающиеся младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Предмет - развитие коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями зрения на уроках «Окружающий мир».
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) проанализировать основные понятия, относящиеся к исследованию коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения;
3) изучить особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения;
4) проанализировать и подобрать диагностический инструментарий для составления проекта диагностики коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения;
5) проанализировать возможные пути развития коммуникативных навыков на уроках «Окружающий мир» по данным методической литературы и нормативной документации и составить проект коррекции коммуникативных навыков у школьников с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования - целенаправленная и систематическая работа по развитию коммуникативных навыков с младшими школьниками с нарушениями зрения будет более эффективна на уроках «Окружающий мир».
Методы исследования - анализ теоретической, методической литературы и нормативной документации по теме исследования, проектирование констатирующего и формирующего экспериментов
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития навыков коммуникации является одной из самых актуальных в вопросе развития личности ребенка младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Это связано с тем, что от того как дети в младшем школьном возрасте выстраивают взаимоотношениями, будет зависеть дальнейшее построение коммуникативных связей и социализации. Если на данном этапе формирования отношений возникают трудности, то в дальнейшем ребенок будет испытывать неуверенность в себе, замкнутость, агрессию, неумение и нежелание контактировать с людьми. Целью исследования являлось изучение особенностей развития и путей формирования коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями зрения на уроках «Окружающий мир». Для ее достижения была изучена психолого-педагогическая литература по теме исследования, проанализированы основные понятия, относящиеся к исследованию коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения, изучен и подобран диагностический инструментарий по теме исследования, проанализированы возможные пути развития коммуникативных навыков по данным методической литературы и нормативной документации.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил закрепить знания о психологических особенностях детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и изучить особенности коммуникативных навыков у данной категории детей. Было выяснено, что нарушения зрения препятствуют становлению у детей младшего школьного возраста полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняют контакты со сверстниками, что может привести к их изоляции в группе. Был проведен анализ нормативной документации, который показал, что развитие коммуникации является неотъемлемым требованием в обучении детей с нарушениями зрения. И для дальнейшего изучения и коррекции коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения необходимо проанализировать и подобрать диагностический инструментарий.
В ходе исследования диагностического инструментария по изучаемой проблеме было выяснено, что для исследования коммуникативных навыков младшего школьника с нарушениями зрения наиболее эффективными являются: экспертный опрос и метод наблюдения. Из большого множества методик, были выбраны наиболее подходящие для изучаемой категории детей: методика «Да и нет не говорите» Е. Е. Кравцовой, методика «Рукавички» Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, методика «Ковер» Р. В. Овчаровой. Благодаря данным методикам можно выявить уровень сформированности контекстного общения с взрослыми, выявить уровень сформированности действий по согласию усилий в процессе организации совместной деятельности, изучить уровнень сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачей.
Кроме анализа и подбора диагностического инструментария было изучено влияние уроков «Окружающий мир» на развитие коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения. Оказалось, что навыки коммуникации следует развивать на уроках «Окружающий мир» по средствам внедрения в структуру урока групповой формы работы. Дисциплиной «Окружающий мир» ставится основной задачей - изучение окружающего мира, что по средствам группового взаимодействия достигается более продуктивно и эффективно.Такая работа позволяет проникнуться и осознать ценность совместного коллективного творчества, выстраивание решений без видимых и весомых проблем в поиске общего решения, поиску компромиссов в различных ситуациях, формировке навыков построения диалогов и развитие умения принимать точку зрения другого, адекватно реагировать на нее.
После анализа методов и приемов развития коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения, был составлен проект коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения на уроках «Окружающий мир». Целью данной программы является развитие коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями зрения на уроках «Окружающий мир». В ходе реализации данной программы решаются следующие задачи: развитие способов сотрудничества, как со взрослыми, так и со сверстниками; развитие умения пользоваться неречевыми средствами общения (мимика, жесты, позы) и понимать собеседника по используемым жестам; развивать умения понимать и выражать речевые формулы в обращенной речи; развитие умения внимательно слушать собеседника, принимать позицию другого человека; развитие умения выражать свое отношение к той или иной ситуации; развитие умения работать в паре со сверстником, в группе; развитие умения четко и развернуто отвечать на поставленные вопросы учителя; развитие умение обсуждать поставленную задачу, умение договориться. Программа по развитию коммуникативных навыков будет реализовываться при изучении раздела «Почему и зачем?» (УМК «Школа России», автор А. А. Плешаков). Данный раздел содержит 20 тем-подразделов, которым посвящен отдельный урок. Программой предполагается одно задание, реализующееся на одном уроке, то есть 20 уроков - 20 заданий. Основные формы работы: фрональная, индивидуальная, работа в парах, группах. Бесспорным плюсом программы является то, что направления работы комбинируются между собой, что позволяет подходить развитию коммуникативных навыков комплексно, а разнообразные задания, предусмотренные программой, помогают сохранять интерес ребенка и раскрывать коммуникативные навыки младших школьников с нарушениями зрения в различных формах взаимодействия. Благодаря такой программе дети младшего школьного возраста с нарушениями зрения могут выйти на достаточно высокий уровень сформированности коммуникативных навыков.
Таким образом, выполненное исследование помогло углубить теоретические знания о проблеме развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения, составить проект коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков. Эта информация будет полезна при проведении коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения.



1. Базарный В. Ф. Зрение у детей: проблемы развития. Новосибирск, 1991. 140 с.
2. Бурменская Г. В. Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста : Тексты и метод. Материалы : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям «Психология» / ред.-сост. Г. В. Бурменская. Москва, 2003.348 с.
3. Виленская А. М. Некоторые особенности личности учащихся старших классов школ для слепых детей . Москва, 1990. 323 с.
4. Волкова Л. С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения . Москва, 1983. 254 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва, 2010. 536 с.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. / под ред. Т. А. Власовой. - М. , 1999. Т. 5. 368 с.
7. Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации. М., 2012. 360 с.
8. Григорьева Г. В. Особенности неречевого общения дошкольников с нарушениями зрения. М., 2000. 189 с.
9. Гришанова И. А. Возможности формирования коммуникативной успешности у обучаемых в условиях учебного общения // Наука и образование. 2006. С. 3-17.
10. Денискина В. З. Формирование неречевых средств у детей с нарушениями зрения. Верхняя Пышма, 1997. 22 с.
11. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога: монография. Ростов на Дону, 2007. 486 с.
12. Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики: монография. М., 2000. 240 с.
13. Ермолович З. Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы. - Л., 1979. 95 с.
14. Заорская М. Ю. Овладение слепыми младшими школьниками средствами общения : монография. - Л, 1991. 449 с.
15. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения. Москва, 1973. 159 с.
16. Корнилова И. Г. Применение игры-драматизации для диагностики и коррекции развития коммуникативных качеств детей дошкольного возраста с нарушениями зрения как условия их социальной адаптации. М., 1997. 128 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ