ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «БАЛТРЕЗИНОТЕХНИКА»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 6
1.1 Анализ состояния химической промышленности России 6
1.2 Особенности маркетинговой деятельности промышленного предприятия 12
1.3 Анализ рынка СИМ-систем 19
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «БАЛТРЕЗИНОТЕХНИКА» 27
2.1 Общая характеристика ООО «Балтрезинотехника» 27
2.2 Анализ финансово-экономических показателей
ООО «Балтрезинотехника» 32
2.3 Моделирование основных бизнес-процессов организации 35
2.4 Анализ используемого на предприятии программного обеспечения 40
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ВНЕДРЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ПРОГРАММНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ 45
3.1 Разработка проекта внедрения программного продукта
«1С:СИМ ПРОФ» 45
3.2 Описание особенностей работы с внедренным программным продуктом 49
3.3 Оценка эффективности внедрения программного продукта 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 6
1.1 Анализ состояния химической промышленности России 6
1.2 Особенности маркетинговой деятельности промышленного предприятия 12
1.3 Анализ рынка СИМ-систем 19
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «БАЛТРЕЗИНОТЕХНИКА» 27
2.1 Общая характеристика ООО «Балтрезинотехника» 27
2.2 Анализ финансово-экономических показателей
ООО «Балтрезинотехника» 32
2.3 Моделирование основных бизнес-процессов организации 35
2.4 Анализ используемого на предприятии программного обеспечения 40
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ВНЕДРЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ПРОГРАММНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ 45
3.1 Разработка проекта внедрения программного продукта
«1С:СИМ ПРОФ» 45
3.2 Описание особенностей работы с внедренным программным продуктом 49
3.3 Оценка эффективности внедрения программного продукта 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
На сегодняшний день, в условиях жесткой конкуренции современного российского рынка маркетинг играет важную роль в деятельности любого предприятия, поскольку он позволяет установить необходимую взаимосвязь между организацией и внешней средой, частью которой она является.
Маркетинговая деятельность предприятия должна быть направлена на его долгосрочное существование, установление прочных и длительных связей с потенциальными и постоянными клиентами, а также на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и оказываемых услуг. При этом низкий уровень автоматизации процессов маркетинговой деятельности организации ведет за собой увеличение времени обработки маркетинговой информации, уменьшение количества клиентов, и, как следствие, снижение чистой прибыли компании.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что маркетинговая деятельность требует соответствующей информационной, технической и технологической поддержи для обеспечения качественной и эффективной работы не только специалистов отдела маркетинга, но и всего предприятия в целом.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Балтрезинотехника», основным видом деятельности которого является производство и продажа резинотехнических изделий.
Предметом исследования является процесс ведения маркетинговой деятельности, а также его информационная и техническая поддержка на предприятии.
Целью написания выпускной квалификационной работы является совершенствование осуществляемых на предприятии процессов маркетинговой деятельности путем внедрения прикладного программного обеспечения для их автоматизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать состояние развития химической промышленности России, особенности развития маркетинговой деятельности промышленного предприятия, а также рынок современных СИМ-систем;
2. Дать общую характеристику компании, провести анализ ее финансово-экономических показателей и основных бизнес-процессов;
3. Проанализировать уровень информационного обеспечения маркетинговой деятельности предприятия и выявить необходимость его совершенствования;
4. Разработать проект внедрения информационной системы, осуществить непосредственно внедрение программного продукта и оценить эффективность его внедрения.
Информационной основой написания выпускной квалификационной работы являются: годовая отчетность, приказы и положения предприятия; периодическая литература; электронные ресурсы; статистические данные; труды отечественных авторов.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, состоящего из 61 источника, и приложения.
Во введении обосновывается актуальность выпускной квалификационной работы, раскрываются цель, задачи, объект и предмет исследования.
Первая глава выпускной квалификационной работы содержит анализ состояния химической промышленности России, особенностей маркетинговой деятельности промышленного предприятия, а также рынка СИМ-систем.
Вторая глава включает анализ объекта выпускной квалификационной работы, а также используемого им программного обеспечения.
Третья глава выпускной квалификационной работы содержит разработку проекта внедрения программного продукта, описание особенностей работы с внедренной СИМ-системой, а также оценку эффективности внедрения программного продукта с учетом таких критериев, как экономический, технологический и социальный эффект.
В заключении представлены выводы по результатам проведенного в выпускной квалификационной работе исследования, в том числе по внедрению программного продукта для маркетолога предприятия.
Маркетинговая деятельность предприятия должна быть направлена на его долгосрочное существование, установление прочных и длительных связей с потенциальными и постоянными клиентами, а также на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и оказываемых услуг. При этом низкий уровень автоматизации процессов маркетинговой деятельности организации ведет за собой увеличение времени обработки маркетинговой информации, уменьшение количества клиентов, и, как следствие, снижение чистой прибыли компании.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что маркетинговая деятельность требует соответствующей информационной, технической и технологической поддержи для обеспечения качественной и эффективной работы не только специалистов отдела маркетинга, но и всего предприятия в целом.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Балтрезинотехника», основным видом деятельности которого является производство и продажа резинотехнических изделий.
Предметом исследования является процесс ведения маркетинговой деятельности, а также его информационная и техническая поддержка на предприятии.
Целью написания выпускной квалификационной работы является совершенствование осуществляемых на предприятии процессов маркетинговой деятельности путем внедрения прикладного программного обеспечения для их автоматизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать состояние развития химической промышленности России, особенности развития маркетинговой деятельности промышленного предприятия, а также рынок современных СИМ-систем;
2. Дать общую характеристику компании, провести анализ ее финансово-экономических показателей и основных бизнес-процессов;
3. Проанализировать уровень информационного обеспечения маркетинговой деятельности предприятия и выявить необходимость его совершенствования;
4. Разработать проект внедрения информационной системы, осуществить непосредственно внедрение программного продукта и оценить эффективность его внедрения.
Информационной основой написания выпускной квалификационной работы являются: годовая отчетность, приказы и положения предприятия; периодическая литература; электронные ресурсы; статистические данные; труды отечественных авторов.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, состоящего из 61 источника, и приложения.
Во введении обосновывается актуальность выпускной квалификационной работы, раскрываются цель, задачи, объект и предмет исследования.
Первая глава выпускной квалификационной работы содержит анализ состояния химической промышленности России, особенностей маркетинговой деятельности промышленного предприятия, а также рынка СИМ-систем.
Вторая глава включает анализ объекта выпускной квалификационной работы, а также используемого им программного обеспечения.
Третья глава выпускной квалификационной работы содержит разработку проекта внедрения программного продукта, описание особенностей работы с внедренной СИМ-системой, а также оценку эффективности внедрения программного продукта с учетом таких критериев, как экономический, технологический и социальный эффект.
В заключении представлены выводы по результатам проведенного в выпускной квалификационной работе исследования, в том числе по внедрению программного продукта для маркетолога предприятия.
Современные предприятия функционируют в условиях быстро изменяющейся внешней среды. Для этого они в значительной мере должны быть ориентированы на маркетинг как рыночную концепцию управления современным производством, направленную на наиболее полное удовлетворение запросов и потребностей клиентов и получение прибыли на основе долгосрочных отношений с ними. В связи с этим, если маркетинговой деятельности на предприятии уделяется недостаточное внимание со стороны руководства, то неизбежно падение доходов компании и спроса на выпускаемую продукцию или оказываемые услуги.
На сегодняшний день, химическая промышленность в России является одной из самых важнейших и перспективных с точки зрения экономического развития отраслью промышленности. В 2015 году наблюдался резкий рост показателей химической отрасли, несмотря на существенное снижение потребительского спроса и ухудшение экономической ситуации в стране. Основной причиной роста производства химической продукции являлась девальвация рубля, что привело к росту физического объема экспорта и позволило в целом увеличить объемы производства, несмотря на падение спроса на внутреннем рынке. По итогам 2018 года также наблюдается тенденция роста химического производства, так, индекс химического производства в 2018 году составил 106,7% по отношению к 2017 году.
Эффективность маркетинговой деятельности промышленного предприятия заключается, прежде всего, в грамотном использовании маркетинговых инструментов продвижения выпускаемой продукции. Сюда можно отнести не только анализ внешней среды (конкурентов и потребителей), но и анализ и знание внутренних процессов организации, грамотную разработку стратегии продвижения изготавливаемых изделий, а также управление комплексом маркетинга. В связи с этим, для обеспечения эффективной маркетинговой
деятельности на предприятии необходимо использовать современные информационные системы, позволяющие автоматизировать деятельность маркетингового отдела.
На российском рынке представлено большое количество CRM-систем как отечественных, так и зарубежных фирм-разработчиков. Многие из них выпускаются в нескольких версиях и ориентированы на различные потребности современных предприятий с учетом их масштаба и вида деятельности.
Объектом исследования является ООО «Балтрезинотехника», осуществляющее выпуск и реализацию широкого ассортимента мобильных трубопроводных систем на основе рукавов и емкостей из полимерных материалов, а также резинотехнических изделий различного назначения (конвейерные ленты, приводные ремни, резинотканевые рукава и шланги).
Показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия свидетельствуют о том, что после 2015 года наблюдается значительное уменьшение объема чистой прибыли компании. Это, в первую очередь, связано с последствиями валютного кризиса 2014-2015 годов, которые оказали негативное влияние на уровень продаж, а также с увеличением числа конкурентов. Однако, несмотря на снижение объема продаж компании, значения коэффициентов рентабельности выросли по сравнению с 2015 годом. Так, рентабельность продаж компании за 2018 год составила 6,47 %. Это означает, что компания получила 6,47 копеек чистой прибыли с каждого рубля реализованной продукции. Рентабельность затрат в 2018 году составила 10,36 %, то есть с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, компания получила 10,36 копеек прибыли.
Анализ бизнес-процессов показал, что маркетинговой деятельности в предприятии нужно уделять особое внимание, поскольку именно от ее эффективности зависят результаты деятельности компании в целом.
При анализе деятельности маркетингового отдела объекта исследования и уровня ее информационного обеспечения была выявлена необходимость внедрения СИМ-системы взамен устаревшей СИМ-программы, построенной на 65
базе Microsoft Access с целью повышения эффективности деятельности специалиста, автоматизации выполняемых им операций, а также предоставления полезных функциональных возможностей, не используемых ранее отделом маркетинга.
Было предложено внедрить систему «1C:CRM ПРОФ» как наиболее подходящую к текущим нуждам предприятия и уже имеющимся программным продуктам (в частности, на основе технологической платформы 1С:Предприятие 8). В настоящее время, данная система успешно внедрена и используется отделом маркетинга в процессе своей деятельности.
Оценка эффективности внедрения программного продукта подтвердила обоснованность принятого решения. Внедренный программный продукт позволит снизить стоимостные затраты на осуществление операций отделом маркетинга в 2,86 раза, а трудовые затраты - в 2,94 раза. Затраты на разработку и внедрение окупятся через 4 месяца и 3 дня, что является оптимальным.
Таким образом, использование современной CRM-системы с широким спектром функциональных возможностей позволит не только облегчить труд отдела маркетинга, но и эффективно осуществлять предприятию маркетинговую деятельность, повысить уровень клиентоориентированности и увеличить чистую прибыль. Поставленная цель работы достигнута.
На сегодняшний день, химическая промышленность в России является одной из самых важнейших и перспективных с точки зрения экономического развития отраслью промышленности. В 2015 году наблюдался резкий рост показателей химической отрасли, несмотря на существенное снижение потребительского спроса и ухудшение экономической ситуации в стране. Основной причиной роста производства химической продукции являлась девальвация рубля, что привело к росту физического объема экспорта и позволило в целом увеличить объемы производства, несмотря на падение спроса на внутреннем рынке. По итогам 2018 года также наблюдается тенденция роста химического производства, так, индекс химического производства в 2018 году составил 106,7% по отношению к 2017 году.
Эффективность маркетинговой деятельности промышленного предприятия заключается, прежде всего, в грамотном использовании маркетинговых инструментов продвижения выпускаемой продукции. Сюда можно отнести не только анализ внешней среды (конкурентов и потребителей), но и анализ и знание внутренних процессов организации, грамотную разработку стратегии продвижения изготавливаемых изделий, а также управление комплексом маркетинга. В связи с этим, для обеспечения эффективной маркетинговой
деятельности на предприятии необходимо использовать современные информационные системы, позволяющие автоматизировать деятельность маркетингового отдела.
На российском рынке представлено большое количество CRM-систем как отечественных, так и зарубежных фирм-разработчиков. Многие из них выпускаются в нескольких версиях и ориентированы на различные потребности современных предприятий с учетом их масштаба и вида деятельности.
Объектом исследования является ООО «Балтрезинотехника», осуществляющее выпуск и реализацию широкого ассортимента мобильных трубопроводных систем на основе рукавов и емкостей из полимерных материалов, а также резинотехнических изделий различного назначения (конвейерные ленты, приводные ремни, резинотканевые рукава и шланги).
Показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия свидетельствуют о том, что после 2015 года наблюдается значительное уменьшение объема чистой прибыли компании. Это, в первую очередь, связано с последствиями валютного кризиса 2014-2015 годов, которые оказали негативное влияние на уровень продаж, а также с увеличением числа конкурентов. Однако, несмотря на снижение объема продаж компании, значения коэффициентов рентабельности выросли по сравнению с 2015 годом. Так, рентабельность продаж компании за 2018 год составила 6,47 %. Это означает, что компания получила 6,47 копеек чистой прибыли с каждого рубля реализованной продукции. Рентабельность затрат в 2018 году составила 10,36 %, то есть с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, компания получила 10,36 копеек прибыли.
Анализ бизнес-процессов показал, что маркетинговой деятельности в предприятии нужно уделять особое внимание, поскольку именно от ее эффективности зависят результаты деятельности компании в целом.
При анализе деятельности маркетингового отдела объекта исследования и уровня ее информационного обеспечения была выявлена необходимость внедрения СИМ-системы взамен устаревшей СИМ-программы, построенной на 65
базе Microsoft Access с целью повышения эффективности деятельности специалиста, автоматизации выполняемых им операций, а также предоставления полезных функциональных возможностей, не используемых ранее отделом маркетинга.
Было предложено внедрить систему «1C:CRM ПРОФ» как наиболее подходящую к текущим нуждам предприятия и уже имеющимся программным продуктам (в частности, на основе технологической платформы 1С:Предприятие 8). В настоящее время, данная система успешно внедрена и используется отделом маркетинга в процессе своей деятельности.
Оценка эффективности внедрения программного продукта подтвердила обоснованность принятого решения. Внедренный программный продукт позволит снизить стоимостные затраты на осуществление операций отделом маркетинга в 2,86 раза, а трудовые затраты - в 2,94 раза. Затраты на разработку и внедрение окупятся через 4 месяца и 3 дня, что является оптимальным.
Таким образом, использование современной CRM-системы с широким спектром функциональных возможностей позволит не только облегчить труд отдела маркетинга, но и эффективно осуществлять предприятию маркетинговую деятельность, повысить уровень клиентоориентированности и увеличить чистую прибыль. Поставленная цель работы достигнута.



