Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА

Работа №95248

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития эстетического отношения
к природе у детей младшего школьного возраста 7
1.2. Особенности психолого-педагогического развития эстетического
отношения к природе у детей младшего школьного возраста 18
1.3. Фольклор как средство развития эстетического отношения к природе
у детей младшего школьного возраста 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
эстетического отношения к природе на материале фольклора у детей младшего школьного возраста 32
2.2. Содержание комплекса занятий по развитию эстетического
отношения к природе на материале фольклора у детей младшего школьного возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84


Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, которые происходят в обществе, в системе образования, диктуют введение новых подходов и технологий развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) среди требований личностных и предметных результатов есть такие строки: «осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей...», «формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы...» [73, с. 20]. Таким образом, государство требует совершенствования эстетического образования подрастающего поколения, как компонента для устойчивого развития общества. Возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к окружающей действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Такие ученые, как Л. В. Кампанцева [32], О. В. Муромцева [48], Н. Г. Куприна [38] и другие утверждают, что если младших школьников научить видеть красоту в окружающей природе, то у них непременно снизится уровень агрессивности, будет развиваться желание бережно к ней относиться. Младший школьный возраст является значимым для становления практически всех познавательных процессов: произвольной памяти и внимания, словесно-логического мышления, восприятия, воображения, речи. У детей развивается эмоционально-личностная сфера, они искренне радуются, огорчаются, удивляются, боятся. По мнению Л. С. Выготского [11], ведущим видом деятельности младшего школьника является учение.
Для начала младшие школьники должны получить некоторые теоретические знания об объекте природы. Практика взаимоотношений с природой является необходимым условием формирования эстетического отношения к ней.
Знание > отношение > практика взаимоотношений >эстетическое отношение к природе.
В младшем школьном возрасте ребята учатся различать красивое и безобразное, видеть в природе прекрасное, выделять то, что им нравится. Дети впервые начинают понимать, что вкусы у всех разные, и о них не спорят.
Развитие эстетического отношения к миру - важный элемент личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и воспитания: в природе, искусстве, поступках, людях. О. Е. Жиренко [21, с.26] говорил: «Прекраснее всего природа. В неё-то и вглядывайтесь, как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле. Всё это - произведения искусства величайшей художницы - природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательно относиться к нему при оценке, глубже видеть его сущность... Потом обращайтесь к такому же исследованию произведений искусства...». Автор предлагает разработки ряда классных часов по развитию эстетического отношения к природе у младших школьников. О. В. Муромцева [48] утверждает, что красота - это такая особая форма существования живых и неживых объектов, которая вызывает удовольствие, когда их лицезреет человек. Сегодня существует много различных методов, которые применяют педагоги для развития у младших школьников эстетического отношения к природе. Фольклорный материал является одним из действенных средств для формирования позитивного отношения к природе. Фольклором называют устное народное творчество. Детям начальной школы всегда нравилось, когда в занятия включаются элементы фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни, потешки.
Таким образом, проведение занятий по развитию эстетического отношения у младших школьников к природе на основе фольклорного материала по определённой системе должно способствовать более эффективному формированию такого отношения к природе. Исходя из всего вышесказанного, сделаем вывод, что тема настоящей работы является довольно актуальной на сегодняшний день.
Проблемой развития у младших школьников эстетического отношения к природе на материале фольклора занимались такие учёные, как А. И. Буров [9], Л. С. Выготский [11], С. Д. Дерябо [19], В. А. Ясвин [20], О. Е. Жиренко [21], Е. В. Лопанова [43], Б. Я. Замбровский [23], Л. В. Кампанцева [32] и многие другие.
Цель настоящей работы - теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по развитию эстетического отношения к природе у младших школьников на материале фольклора.
Объект исследования - процесс развития эстетического отношения к природе на материале фольклора у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию эстетического отношения к природе у младших школьников на материале фольклора.
Задачи исследования для достижения поставленной цели:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыть основные понятия «эстетическое отношение», «фольклор».
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности фольклора как средства развития
эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностическое исследование по определению исходного уровня развития эстетического отношения к природе на материале фольклора у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать содержание комплекса занятий по развитию эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста на материале фольклора.
Методы исследования: теоретические методы изучения: изучение научной и учебной литературы по проблеме исследования, эмпирические методы: тест, анализ работ обучающихся.
Исследования данной темы осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста. Подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развития эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста, разрабатывалось содержания комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев эстетического отношения к природе на материале фольклора.
Материалы данной работы могут быть использованы педагогами начальной школы во внеурочной деятельности и в учреждениях дополнительного образования. Научная база исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №59 города Екатеринбурга, в исследовании приняли участие 25 обучающихся третьего класса.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных условиях, когда остро стоит проблема размытости эстетических отношении к природе подрастающего поколения, одним из центральных направлений работы является развитие эстетического отношения. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования эстетических качеств, в том числе как социальное явление, как образа жизни человека и общества, ценностей современного мира.
Теоретической анализ литературы, а также проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования, и позволил сделать следующие выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие. Эстетическое отношение основывается на таких психических процессах личности как восприятие, интерес, потребности, эстетическая оценка. Исследователи эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста отмечают, что сама по себе природа не создает, она пассивна; не природа создает эстетическое отношение к ней, в отличии от человека, художника, имеющего потребности, замыслы, идеи, которой целенаправленно общаясь с природой, созерцая ее, выделяют ее свойства и качества, вызывающие его интерес, стремление любоваться объектами природы.
2. Опираясь на позиции ряда авторов, таких как С. Д. Дерябо [20], Л. Б. Симонова [62], И. В. Цветкова [70], и др., мы определяем эстетическое отношение к природе у детей младшего школьного возраста в единстве трех критериев: образно-содержательный, проявляющийся в представлении об отношение к природе, владении определенными понятиями и знанием произведений, в которых выражены эстетические чувства к природе и родному краю; эмоционально-мотивационный, проявляющийся в эмоциональной отзывчивости на образы носители эстетических ценностей к природе, сформированности интереса и желания видеть красоту родного края; действенно-практический, проявляющийся в способности к пониманию, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных эстетических чувств в работах творчества.
3. Мы выяснили, что младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. На основе их складываются эстетические представления. Образы восприятий и представлений воплощаются в детском творчестве. Созданные работы вызывают у детей эмоционально-положительное отношение не только к своей работе, но и к объектам, которые послужили прообразам, о чем свидетельствует эстетическая оценка, выраженная в эстетических суждениях, умственных, речевых, нравственных. Образно-содержательный критерий это как активное взаимодействие детей с природой о необходимости сохранения ее красоты. Проявляется эмоциональная отзывчивость на образы-носители, на многообразие окружающего природного пространства, уникальность, значимость каждого его явления. Эмоционально-мотивационный - этот критерий; развивает способность к пониманию, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных эстетических отношении в продуктах творчества действенно-практический критерий.
4. Рассмотрев сущность фольклора, его роль, можно сделать вывод, что
включая фольклорный материал в разработанный комплекс занятий направленный на развитие эстетического отношения к природе - является эффективным средством. Это дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, а и чувство, эмоции, волевые качества, но так же оказывает содействие «погружению» к развитию эстетического отношения к природе. На данных занятиях у обучающихся
систематизируется эстетическое отношения к природе, происходит становление эстетических чувств, совершенствуется опыт эстетического поведения. В содержание комплекса занятий вошли художественные, литературные и музыкальные произведения. Выбор содержания, форм и методов организации творческой деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей в развитии эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста на материале фольклора, что было выявлено в процессе проведения открытого занятия по теме «По фольклорным тропинкам».
Сегодня проблема развития эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста представляет интерес у учёных и педагогов. Природа - это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, я использую каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним. Помощником образного, яркого, эстетического отражения явления природы в слове является фольклор. Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, я выделяю круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью - сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр.
В процессе обучения развиваю у детей способность тонко чувствовать природу, акцентирую внимание на добрых чувствах, на воспитании гуманного отношения к окружающей действительности. Ведь ребенок в своих воззрениях на мир «идет» за взрослым, безгранично доверяя ему, подражая и повторяя его суждения и оценки, усваивая конкретно объективные реалии человеческого бытия. Работу по ознакомлению с фольклором провожу одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь. Многозначность и многогранность фольклорной тематики требуют от меня не только умения владеть некоторыми художественными навыками исполнения, но и душевной щедрости, полноты чувства и личной сопричастности. Использую в занятиях элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия проходят не в традиционной форме (учебной деятельности), а как яркое общение с обучающимися. Ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. п. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда некоторого баловства - вот в чем приоритет фольклорных занятий.
Именно поэтому можно утверждать: полноценное овладение методикой фольклорных занятий - вершина педагогического мастерства. Не случайно именно на фольклорных занятиях многие учителя «открывают» себя. Фольклорные произведения для обучающихся несут в себе высшие гуманистические ценности, обновляющиеся красотой и любовью, потому что ребенок - вершина человеческой любви. Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет никаких назиданий, однако, между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для детей - народная дидактика, школа материнства. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека. Ценность фольклорных произведений для развития эстетического отношения обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей, а также другими жанровыми особенностями - речевыми, смысловыми, звуковыми. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют детей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего.
В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, то есть моя. Рассказывая о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды). Что солнце бывает разным (зимой - далекое, холодное, а летом - жаркое), а луна - не всегда круглой. Ребенок учится «видеть» и «слышать» природу. Дети усваивают эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта и с помощью фольклора.
Основная задача заключалась в том, чтобы разработать систему знакомства детей с жизнью родной, близкой, непосредственно окружающей их природы. Вторая задача познакомить детей с образом жизни, традициями и наследием их предков, ориентируясь на даты народного календаря.



1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Арнхейм Р. Пер. с англ. - М.: Архитектура-С, 2012-21 с.
2. Бабанский, Ю. К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2013. - 200 с.
3. Баранов, С. П. Педагогика / С. П. Баранов, В. А. Сластенин. - М., 2004 - 334 с.
4. Белик, А. П. Эстетика и современность [Текст]: М.: Политиздат. - 1986. - 224 с.
5. Блонский, П. П., Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики // Молодой ученый. - 2010. - №5. - 157с.
6. Бордовская, Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан - Сб. Питер, 2000. - 442 с.
7. Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Бордовской Н. В. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.
8. Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Бордовской Н. В. - М.: КНОРУС, 2010. - 302 с.
9. Буров, А. И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике [Текст]: М.: Искусство. 1975. - 175 с.
10. Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1982. - 7, 144 с.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии - М.: Союз, 2006.-224 с.
12. Гантумур, Э. Эстетическое воспитание в истории философии и
педагогики / Э. Гантумур // Молодой ученый. - 2014. - №5. Т.2. - с. 156-159.
13. Гантумур, Э. Эстетическое воспитание в истории философии и
педагогики / Э. Гантумур // Молодой ученый. - 2014. - №5. Т.2. - с. 156-159.
14. Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства: из опыта работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 5, 147, 159 с.
15. Гринева, Е. А. Формирование экологической культуры младших школьников [Текст]: М.: Прометей. 2012. - 187с.
16. Гройсман, А. Л. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие. - М.: Когито-Центр, 2003-30 с.
17. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 320 с.
18. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 320 с.
19. Дерябо, С. Д Экологическая педагогика и психология [Текст]: // С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин - Ростов-а-Дону: Феликс. 1996.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ