ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития эстетического отношения
к природе у детей младшего школьного возраста 7
1.2. Особенности психолого-педагогического развития эстетического
отношения к природе у детей младшего школьного возраста 18
1.3. Фольклор как средство развития эстетического отношения к природе
у детей младшего школьного возраста 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
эстетического отношения к природе на материале фольклора у детей младшего школьного возраста 32
2.2. Содержание комплекса занятий по развитию эстетического
отношения к природе на материале фольклора у детей младшего школьного возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, которые происходят в обществе, в системе образования, диктуют введение новых подходов и технологий развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) среди требований личностных и предметных результатов есть такие строки: «осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей...», «формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы...» [73, с. 20]. Таким образом, государство требует совершенствования эстетического образования подрастающего поколения, как компонента для устойчивого развития общества. Возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к окружающей действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Такие ученые, как Л. В. Кампанцева [32], О. В. Муромцева [48], Н. Г. Куприна [38] и другие утверждают, что если младших школьников научить видеть красоту в окружающей природе, то у них непременно снизится уровень агрессивности, будет развиваться желание бережно к ней относиться. Младший школьный возраст является значимым для становления практически всех познавательных процессов: произвольной памяти и внимания, словесно-логического мышления, восприятия, воображения, речи. У детей развивается эмоционально-личностная сфера, они искренне радуются, огорчаются, удивляются, боятся. По мнению Л. С. Выготского [11], ведущим видом деятельности младшего школьника является учение.
Для начала младшие школьники должны получить некоторые теоретические знания об объекте природы. Практика взаимоотношений с природой является необходимым условием формирования эстетического отношения к ней.
Знание > отношение > практика взаимоотношений >эстетическое отношение к природе.
В младшем школьном возрасте ребята учатся различать красивое и безобразное, видеть в природе прекрасное, выделять то, что им нравится. Дети впервые начинают понимать, что вкусы у всех разные, и о них не спорят.
Развитие эстетического отношения к миру - важный элемент личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и воспитания: в природе, искусстве, поступках, людях. О. Е. Жиренко [21, с.26] говорил: «Прекраснее всего природа. В неё-то и вглядывайтесь, как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле. Всё это - произведения искусства величайшей художницы - природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательно относиться к нему при оценке, глубже видеть его сущность... Потом обращайтесь к такому же исследованию произведений искусства...». Автор предлагает разработки ряда классных часов по развитию эстетического отношения к природе у младших школьников. О. В. Муромцева [48] утверждает, что красота - это такая особая форма существования живых и неживых объектов, которая вызывает удовольствие, когда их лицезреет человек. Сегодня существует много различных методов, которые применяют педагоги для развития у младших школьников эстетического отношения к природе. Фольклорный материал является одним из действенных средств для формирования позитивного отношения к природе. Фольклором называют устное народное творчество. Детям начальной школы всегда нравилось, когда в занятия включаются элементы фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни, потешки.
Таким образом, проведение занятий по развитию эстетического отношения у младших школьников к природе на основе фольклорного материала по определённой системе должно способствовать более эффективному формированию такого отношения к природе. Исходя из всего вышесказанного, сделаем вывод, что тема настоящей работы является довольно актуальной на сегодняшний день.
Проблемой развития у младших школьников эстетического отношения к природе на материале фольклора занимались такие учёные, как А. И. Буров [9], Л. С. Выготский [11], С. Д. Дерябо [19], В. А. Ясвин [20], О. Е. Жиренко [21], Е. В. Лопанова [43], Б. Я. Замбровский [23], Л. В. Кампанцева [32] и многие другие.
Цель настоящей работы - теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по развитию эстетического отношения к природе у младших школьников на материале фольклора.
Объект исследования - процесс развития эстетического отношения к природе на материале фольклора у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию эстетического отношения к природе у младших школьников на материале фольклора.
Задачи исследования для достижения поставленной цели:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыть основные понятия «эстетическое отношение», «фольклор».
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности фольклора как средства развития
эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностическое исследование по определению исходного уровня развития эстетического отношения к природе на материале фольклора у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать содержание комплекса занятий по развитию эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста на материале фольклора.
Методы исследования: теоретические методы изучения: изучение научной и учебной литературы по проблеме исследования, эмпирические методы: тест, анализ работ обучающихся.
Исследования данной темы осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста. Подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развития эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста, разрабатывалось содержания комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев эстетического отношения к природе на материале фольклора.
Материалы данной работы могут быть использованы педагогами начальной школы во внеурочной деятельности и в учреждениях дополнительного образования. Научная база исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №59 города Екатеринбурга, в исследовании приняли участие 25 обучающихся третьего класса.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В современных условиях, когда остро стоит проблема размытости эстетических отношении к природе подрастающего поколения, одним из центральных направлений работы является развитие эстетического отношения. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования эстетических качеств, в том числе как социальное явление, как образа жизни человека и общества, ценностей современного мира.
Теоретической анализ литературы, а также проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования, и позволил сделать следующие выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие. Эстетическое отношение основывается на таких психических процессах личности как восприятие, интерес, потребности, эстетическая оценка. Исследователи эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста отмечают, что сама по себе природа не создает, она пассивна; не природа создает эстетическое отношение к ней, в отличии от человека, художника, имеющего потребности, замыслы, идеи, которой целенаправленно общаясь с природой, созерцая ее, выделяют ее свойства и качества, вызывающие его интерес, стремление любоваться объектами природы.
2. Опираясь на позиции ряда авторов, таких как С. Д. Дерябо [20], Л. Б. Симонова [62], И. В. Цветкова [70], и др., мы определяем эстетическое отношение к природе у детей младшего школьного возраста в единстве трех критериев: образно-содержательный, проявляющийся в представлении об отношение к природе, владении определенными понятиями и знанием произведений, в которых выражены эстетические чувства к природе и родному краю; эмоционально-мотивационный, проявляющийся в эмоциональной отзывчивости на образы носители эстетических ценностей к природе, сформированности интереса и желания видеть красоту родного края; действенно-практический, проявляющийся в способности к пониманию, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных эстетических чувств в работах творчества.
3. Мы выяснили, что младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. На основе их складываются эстетические представления. Образы восприятий и представлений воплощаются в детском творчестве. Созданные работы вызывают у детей эмоционально-положительное отношение не только к своей работе, но и к объектам, которые послужили прообразам, о чем свидетельствует эстетическая оценка, выраженная в эстетических суждениях, умственных, речевых, нравственных. Образно-содержательный критерий это как активное взаимодействие детей с природой о необходимости сохранения ее красоты. Проявляется эмоциональная отзывчивость на образы-носители, на многообразие окружающего природного пространства, уникальность, значимость каждого его явления. Эмоционально-мотивационный - этот критерий; развивает способность к пониманию, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных эстетических отношении в продуктах творчества действенно-практический критерий.
4. Рассмотрев сущность фольклора, его роль, можно сделать вывод, что
включая фольклорный материал в разработанный комплекс занятий направленный на развитие эстетического отношения к природе - является эффективным средством. Это дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, а и чувство, эмоции, волевые качества, но так же оказывает содействие «погружению» к развитию эстетического отношения к природе. На данных занятиях у обучающихся
систематизируется эстетическое отношения к природе, происходит становление эстетических чувств, совершенствуется опыт эстетического поведения. В содержание комплекса занятий вошли художественные, литературные и музыкальные произведения. Выбор содержания, форм и методов организации творческой деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей в развитии эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста на материале фольклора, что было выявлено в процессе проведения открытого занятия по теме «По фольклорным тропинкам».
Сегодня проблема развития эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста представляет интерес у учёных и педагогов. Природа - это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, я использую каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним. Помощником образного, яркого, эстетического отражения явления природы в слове является фольклор. Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, я выделяю круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью - сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр.
В процессе обучения развиваю у детей способность тонко чувствовать природу, акцентирую внимание на добрых чувствах, на воспитании гуманного отношения к окружающей действительности. Ведь ребенок в своих воззрениях на мир «идет» за взрослым, безгранично доверяя ему, подражая и повторяя его суждения и оценки, усваивая конкретно объективные реалии человеческого бытия. Работу по ознакомлению с фольклором провожу одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь. Многозначность и многогранность фольклорной тематики требуют от меня не только умения владеть некоторыми художественными навыками исполнения, но и душевной щедрости, полноты чувства и личной сопричастности. Использую в занятиях элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия проходят не в традиционной форме (учебной деятельности), а как яркое общение с обучающимися. Ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. п. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда некоторого баловства - вот в чем приоритет фольклорных занятий.
Именно поэтому можно утверждать: полноценное овладение методикой фольклорных занятий - вершина педагогического мастерства. Не случайно именно на фольклорных занятиях многие учителя «открывают» себя. Фольклорные произведения для обучающихся несут в себе высшие гуманистические ценности, обновляющиеся красотой и любовью, потому что ребенок - вершина человеческой любви. Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет никаких назиданий, однако, между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для детей - народная дидактика, школа материнства. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека. Ценность фольклорных произведений для развития эстетического отношения обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей, а также другими жанровыми особенностями - речевыми, смысловыми, звуковыми. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют детей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего.
В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, то есть моя. Рассказывая о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды). Что солнце бывает разным (зимой - далекое, холодное, а летом - жаркое), а луна - не всегда круглой. Ребенок учится «видеть» и «слышать» природу. Дети усваивают эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта и с помощью фольклора.
Основная задача заключалась в том, чтобы разработать систему знакомства детей с жизнью родной, близкой, непосредственно окружающей их природы. Вторая задача познакомить детей с образом жизни, традициями и наследием их предков, ориентируясь на даты народного календаря.
1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Арнхейм Р. Пер. с англ. - М.: Архитектура-С, 2012-21 с.
2. Бабанский, Ю. К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2013. - 200 с.
3. Баранов, С. П. Педагогика / С. П. Баранов, В. А. Сластенин. - М., 2004 - 334 с.
4. Белик, А. П. Эстетика и современность [Текст]: М.: Политиздат. - 1986. - 224 с.
5. Блонский, П. П., Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики // Молодой ученый. - 2010. - №5. - 157с.
6. Бордовская, Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан - Сб. Питер, 2000. - 442 с.
7. Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Бордовской Н. В. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.
8. Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Бордовской Н. В. - М.: КНОРУС, 2010. - 302 с.
9. Буров, А. И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике [Текст]: М.: Искусство. 1975. - 175 с.
10. Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1982. - 7, 144 с.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии - М.: Союз, 2006.-224 с.
12. Гантумур, Э. Эстетическое воспитание в истории философии и
педагогики / Э. Гантумур // Молодой ученый. - 2014. - №5. Т.2. - с. 156-159.
13. Гантумур, Э. Эстетическое воспитание в истории философии и
педагогики / Э. Гантумур // Молодой ученый. - 2014. - №5. Т.2. - с. 156-159.
14. Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства: из опыта работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 5, 147, 159 с.
15. Гринева, Е. А. Формирование экологической культуры младших школьников [Текст]: М.: Прометей. 2012. - 187с.
16. Гройсман, А. Л. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие. - М.: Когито-Центр, 2003-30 с.
17. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 320 с.
18. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 320 с.
19. Дерябо, С. Д Экологическая педагогика и психология [Текст]: // С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин - Ростов-а-Дону: Феликс. 1996.
...