ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 8
1.1. Анализ литературы по проблеме формирования нравственных
представлений у детей дошкольного возраста 8
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования у детей
среднего дошкольного возраста нравственных представлений 16
1.3. Особенности организации деятельности педагога по формированию нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки 21
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 29
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня
сформированности нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста 29
2.2. Содержание работы педагога по формированию нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале
волшебной сказки 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
В настоящее время интерес к проблеме нравственного воспитания детей стремительно растет. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям [26].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества» [51, с. 18]
Образовательная программа детского сада должна способствовать нравственному развитию личности ребенка. Дошкольное детство как период человеческой жизни играет огромную роль в формировании тех нравственных качеств, какими должен обладать каждый человек. Подтверждение этому мы находим в трудах выдающихся педагогов.
Из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии ребенка К. Д. Ушинский, по убеждению которого, «воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума» [53, с. 98]. По мнению В.А. Сухомлинского, суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы «нравственные идеи стали достоянием каждого ребенка и превратились в нормы и правила поведения» [53, c. 99].
Средний дошкольный возраст - период активного освоения нравственных представлений, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста [12].
Дети дошкольного возраста, благодаря пластичности нервной системы, легко обучаются и воспринимают действительность, что создает возможность для их успешного нравственного воспитания. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста связано с переживаниями, с эмоциональной сферой ребенка. Огорчение, радость, восторг, смущение - все это присуще детям дошкольного возраста. Поэтому нравственное воспитание требует ярких примеров из кинофильмов, театральных постановок, детской литературы, участия самих детей в создании кукольного театра, в постановках детских сказок. При этом возникающие у детей чувства служат стимулом для совместной деятельности со взрослым и формируют положительные нравственные отношения. Мероприятия, связанные с русскими традиционными праздниками и обычаями, воспитывают чувства уважения к культурному наследию своего народа. Каждый народ в своих сказках хранит образы своей культуры, уходящие корнями в историю.
Сказка важна в решении задач воспитания нравственных качеств, т.к. способствует эмоциональной окраске познавательных явлений. Но при организации процесса формирования нравственных представлений ребенка посредством сказки возникают затруднения. Проблема использования сказок в процессе формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста в наше время становится актуальной.
Проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: И.Ф. Гербарта, Я.А. Коменского, Дж. Локка, А.С. Макаренко, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.
В современной педагогике общие проблемы формирования нравственных представлений у детей детально разработаны в трудах Ю.П. Азарова, Л.М. Архангельского, О.С. Богдановой, Е.Н. Бондаревской, Е.В.
Васильева, А.В. Зосимовского, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, Н.И. Монахова, В.Н. Мясищева, И.П. Павлова, И.П. Прокопьева, Л.И. Рувинского, Л.Ю. Сироткина, И.Ф. Харламова, В.Э. Чудновского, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой и других исследователей. Теоретические основы нравственного воспитания заложили Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, А.В. Суровцева, Т. А. Маркова, В.И. Нечаева, Л.А. Пеньевская, А.В. Запорожец и др.
Многие ученые-педагоги (Ю.А. Азаров, Ш.А. Амонашвили, В. П. Аникин, Л.П. Бочкарева, Н.Ф. Виноградова, Е.Н. Водовозова, Н.С.Карпинская, Т.С. Комарова, Т.В. Коршикова, Л.П. Стрелкова, А.П. Усова, Л. Б. Фесюкова, Н.В. Шелгунов и др.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов.
Проблема исследования - как организовать работу педагога по формированию нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста с помощью волшебных сказок?
Объект исследования - процесс формирования нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия формирования нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
Цель исследования - теоретически обосновать и выявить комплекс условий по формированию нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки, показав особенности организации деятельности педагога по данному направлению.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) провести анализ литературы по проблеме формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста;
2) раскрыть психолого-педагогические особенности развития детей среднего дошкольного возраста;
3) описать деятельность педагога по формированию нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством волшебной сказки;
4) провести диагностическое исследование исходного уровня сформированности нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста;
5) представить содержание работы педагога по формированию нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей, обобщение, систематизация;
- эмпирические методы: анализ уровня сформированности
нравственных представлений детей (тестирование), количественный и качественный анализ полученных данных, наблюдение, беседа.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты этого исследования могут быть использованы при работе с дошкольниками в учебных учреждениях при формировании нравственных представлений у детей на материале волшебной сказки.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение МКДОУ детский сад «Солнышко». В данном диагностическом исследовании приняли участие дети средней группы - 16 человек, в возрасте 4-5 лет.
Структура исследования включает: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Во введении представлен научный аппарат исследования: цель, задачи, объект, предмет, методы и т.д.
Первая глава работы посвящена теоретическим основам проблемы организации деятельности педагога по формированию нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
Во второй главе представлено описание проведенного практического исследования по формированию нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
Список литературы представлен 63 источниками.
Общее количество страниц исследования составляет 76 страниц.
Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста - это процесс формирования нравственных качеств и установок у ребенка. Образованные нравственные принципы являются фундаментом для нравственной культуры личности, так как именно они становятся фактором, мотивирующим детей на различные поступки: позитивные и негативные. Процесс нравственного воспитания дошкольников имеет важную роль в развитии сознания человека в целом. Закладывать основы нравственных представлений, формировать моральные установки, давать представление о правильных нравственных ценностях необходимо с самого раннего детства, так как основы личности формируются именно в этот период. Во время дошкольного детства у ребенка происходит становление характера, определяется его отношение к окружающему миру, людям, природе, обстоятельствам, ситуациям.
Дети с высоким уровнем сформированности нравственных представлений, как правило, имеют высокий эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, высокие представления о нравственных ценностях. Они могут распознать и понять, что чувствует иной человек, находящийся рядом с ними, а также осознать и принять значение таких нравственных понятий, как «дружба», «сострадание», «сопереживание», «доброта», «справедливость», «отзывчивость». Дети с пониманием данных нравственных категорий более социализированы, легче переносят сложные стрессовые ситуации, не поддаются влиянию отрицательных социальных обстоятельств, более устойчивы в своей нравственной позиции.
Чем точнее заложены и зафиксированы в сознании ребенка нравственных принципы, чем лучше сформировано понимание о верности тех или иных поступков, чем реже происходят в сознании ребенка отклонения от общепринятых моральных ценностей, тем выше определяется его нравственность окружающими людьми, и тем проще и легче происходит адаптация ребенка в мире людей.
Для формирования нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста оптимальными являются следующие педагогические условия:
- необходимо единство целей и задач в процессе формирования нравственных представлений;
- предполагается учёт всех возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- происходит поддержание инициативы ребенка;
- необходимо активное взаимодействие педагога с семьей ребенка, с включением родителей в воспитательную деятельность;
- предполагается расстановка приоритетов и выбор правильных наиболее эффективных методов и средств с учетом педагогических принципов;
- предполагается специально организованная педагогом деятельность;
- предполагается вариативность детской деятельности в усвоении нравственных ценностей;
- необходима также вариативность различных игровых форм и интеграция прочих творческих видов деятельности в воспитательный процесс;
- обязательно создание специальной предметно-пространственной развивающей среды, которая должна соответствовать педагогическим принципам и быть достаточно содержательно-насыщенной, предполагать вариативность, быть доступной и безопасной для ребенка.
Для формирования нравственных представлений у дошкольников успешно используется волшебная сказка. Значение волшебной сказки в формировании нравственных представлений детей состоит в следующем:
- учит различать хорошее и плохое во взаимоотношении людей, в их поведении;
- использует убедительные эмоционально воздействующие средства, а не назидательные поучения;
- вселяет в ребенка веру в торжество добра и справедливости;
- заставляет вдуматься, чтобы обнаружить и понять основную идею, что вызывает внутреннюю активность читателя;
- показывает на основе ярко-выразительных образов, к чему приводят разные поступки: добро вознаграждается, зло наказывается.
Согласно результатам диагностики, нами были сделаны выводы, что в данном детском коллективе существуют значительные проблемы в общении и понимании нравственных представлений. В большинстве случаев дети сконцентрированы на себе, замкнуты на своих желаниях, особенностях своей личности и не сопоставляют себя с другими людьми. Данные сложности в общении ребенка с окружающими его детьми вызывают беспокойство, потому как это оказывает влияние и на взаимодействие воспитателя со всей группой в целом.
Исходя из результатов диагностики, можно сделать вывод о низком уровне сформированности нравственных представлений у детей данной группы. У детей невысокие нравственные представления об общепринятых моральных ценностях. В связи с этим перед педагогом образуется цель по формированию нравственных представлений и закладыванию моральных норм у детей. Принимая во внимание необходимость управления процессом нравственного воспитания детей дошкольного возраста необходимо выстраивать свою деятельность с учётом данных результатов диагностики.
Выстроить верно воспитательный процесс по образованию нравственных представлений у детей можно при помощи введения в деятельность специальных занятий, которые были разработанных основе волшебных сказок. Во время данных занятий необходимо обязательно наблюдать за реакциями детей, их эмоциями, их откликом на те или иные нравственные нормы, делать выводы и выстраивать дальнейшую педагогическую деятельность в соответствием с данными выводами.
При наблюдении было выявлено, что, благодаря верно созданным педагогическим условиям и правильно разработанным занятиям на основании волшебной сказки, происходит позитивная динамика в формировании нравственных представлений детей, развитии элементов всех рассматриваемых критериев. Это подтверждает, что благодаря различным приёмам работы с волшебными сказками можно научить детей мыслить, осознавать содержание сюжетов, делать выводы, строить на основании их свои личные представления о нравственных нормах и ценностях, развивать их творческое мышление.
Делая выводы, можно сказать, что цель нашего исследования была достигнута, задачи выполнены. Педагогические и психологические исследования по данной проблематике подтверждают теорию о том, что процесс формирования нравственных представлений должен быть в своей сути комплексным, интегрироваться во все виды деятельности дошкольника, опираться на специальные занятия, на которых внимание уделено исключительно данному вопросу. Присутствие в воспитательном процессе дошкольника занятий по формированию нравственных представлений - это эффективное и необходимое условие нравственного воспитания и правильного формирования моральных норм в сознании личности человека.