ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Научные представления о развитии творческих способностей детей в
психолого-педагогической литературе 8
1.2. Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе
развития творческих способностей дошкольников 17
1.3. Формы и методы взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей старших дошкольников средствами
конструирования из бумаги 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 36
2.1. Изучение взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития
творческих способностей старших дошкольников средствами конструирования из бумаги 36
2.2. Комплекс совместных мероприятий, направленных на развитие
творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования из бумаги 46
2.3. Изучение эффективности развития творческих способностей старших
дошкольников в процессе конструирования из бумаги 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 95
«...Все решительно, что окружает нас, - писал Л.С. Выготский, - и что сделано рукой человека... является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении». И далее: «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязаны своим происхождением творческому процессу человека» [13, с. 5-6].
Приведенные слова известного ученого определяют актуальность проблемы активизации и развития творческих способностей каждого человека в современных условиях. Общество испытывает настоятельную потребность в социально активных членах, творческих личностях.
Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете, - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.
Интерес к природе творчества и творческих способностей приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием науки и техники и необходимостью подготовки специалистов, способных решать возникающие перед ними все более сложные задачи. В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие личности рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста - дошкольного.
Именно в дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.
В теории и практике дошкольного образования накоплен значительный опыт развития творческих способностей детей в разных видах деятельности, в том числе: в художественно-речевой (С.В. Алабужева, А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Е.Ю. Филатова и др. [6]); в изобразительной (Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Ж.В. Мацкевич, Н.П. Сакулина и др. [51]); в музыкальной (Р.Т. Акбарова, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др. [44]); театрализованной (О.А. Акулова, Н.С. Карпинская, Л. М. Машковцева, С.И. Мерзлякова, Е. В. Мигунова и др. [44]).
Ряд исследователей: Е.К. Брыкина [10], З.В. Лиштван [440], Л.А. Парамонова [49], О.А. Сафонова [63], О.А. Христ [76] и др. - занимается вопросами развития творческих способностей дошкольников в различных видах конструирования.
Детское конструирование, в силу самой его созидательно - преобразующей природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер.
Вместе с тем, важным условием развития творческих способностей средствами конструирования является взаимодействие педагогов и родителей. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» подчеркивается, что именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [46]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и участие родителей в деятельности дошкольной образовательной организации [60].
Изучением конкретных форм и методов взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в процессе развития творческих способностей детей занимаются А.Н. Белькова [6], О.Л. Зверева [24, 25], Г.Л. Мозжухина [42], О.Д. Никольская [45],
Л.В. Свирская [64] и др.
Однако в практике дошкольных образовательных организаций взаимодействие с семьями воспитанников чаще организуется в старых традиционных формах, предполагающих одностороннее назидательное воздействие педагога на родителей. Это объясняется недостаточной методической разработанностью процесса организации взаимодействия педагога с родителями в ходе развития творческих способностей детей.
Возникает противоречие между необходимостью организации взаимодействия педагога и родителей в процессе развития творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами конструирования и недостаточной методической разработанностью этого процесса.
Данное противоречие определило проблему исследования: каков должен быть комплекс мероприятий по организации взаимодействия педагога с родителями воспитанников в процессе развития творческих способностей детей?
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Организация взаимодействия педагога и родителей в процессе развития творческих способностей дошкольников средствами конструирования из бумаги».
Объект исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников средствами конструирования из бумаги.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на организацию взаимодействия педагога и родителей в процессе развития творческих способностей дошкольников средствами конструирования из бумаги.
Цель исследования: методически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленных на организацию взаимодействия педагога и родителей в процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и провести теоретический анализ научной, методологической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность взаимодействия педагога и родителей в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть формы и методы взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей старших дошкольников средствами конструирования из бумаги.
4. Разработать комплекс мероприятий, направленных на организацию взаимодействия педагога и родителей в процессе развития творческих способностей у старших дошкольников средствами конструирования из бумаги.
5. Проверить эффективность комплекса мероприятий, направленного на организацию взаимодействия педагога и родителей в процессе развития творческих способностей у старших дошкольников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение литературы по рассматриваемой проблеме;
- практические: проведение проектировочной работы, анкетирование, диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 21» г. Артемовского.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие личности рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста - дошкольного.
В процессе анализа литературы творческие способности детей дошкольного возраста были определены как индивидуально - психологические особенности, которые позволяют ребенку легко, быстро и качественно овладевать способами творческих действий и успешно справляться с ними. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей.
Творчество ребенка принципиально отличается от творчества взрослого. Ребенок открывает что -то новое субъективно, главным результатом его творческой деятельности является не то, что создано руками, а созидание собственной личности.
Для успешного развития творческих способностей старших
дошкольников необходимо организовать взаимодействие педагогов и родителей. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста - это особый тип совместной деятельности семьи и образовательного учреждения, направленный на выработку и реализацию единых подходов к развитию творческих способностей дошкольников. Для эффективного взаимодействия педагога и родителей и успешного решения поставленных задач оно должно быть основано на согласованности целей, средств, способов и позиций, которые занимают партнеры; взаимопонимании, эмоциональной готовности к совместной деятельности.
В ходе анализа литературы были выявлены формы взаимодействия педагога и родителей, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги. Среди них: интерактивные формы проведения родительских собраний («душевный разговор», «аукцион», «педагогическая лаборатория», тренинги, деловые игры, «круглые столы», семинары-практикумы, дискуссии, читательские конференции и др.); семейный клуб, художественная студия, проектирование, Интернет-портал или Web-сайт, газета.
В педагогической литературе подчеркивается, что использование современных форм взаимодействия педагогов и родителей в детском саду не означает отказа от традиционных форм, таких, как День открытых дверей, совместные концерты, праздники, фестивали, выставки, вернисажи, конкурсы.
Практическая работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 21» г. Артемовского. Для изучения опыта организации взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей старших дошкольников в детском саду были проведены: диагностика развития творческих способностей старших дошкольников, анкетирование родителей и педагогов.
Диагностика показала недостаточно высокий уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. По результатам анкетирования, родители склонны высоко оценивать своих детей по способности к творчеству, и в то же время они не относят развитие творческих способностей к приоритетным направлениям воспитания детей. Родители считают, что в детском саду проводится недостаточно совместных с родителями мероприятий по развитию творческих способностей детей, большинство родителей готовы принимать участие в таких мероприятиях.
В то же время воспитатели, считая важным развитие творческих способностей дошкольников и организацию взаимодействия педагогов и родителей в этом аспекте, на практике используют однообразные формы такого взаимодействия.
Далее нами был составлен комплекс совместных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей средствами конструирования из бумаги. В него вошли такие формы взаимодействия педагога с родителями, как родительское собрание, открытое занятие по конструированию из бумаги, мастер-класс, творческие мастерские, выставки и конкурсы, аукцион творческих идей, детско-родительский проект, круглый стол, групповые и индивидуальные консультации для родителей.
По результатам повторной диагностики уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста был сделан вывод об эффективности составленного комплекса совместных мероприятий педагогов и родителей.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, решены; цель достигнута.
1. Ананьев, Б. Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера / Б. Г. Ананьев // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - Москва: Наука, 1956. - С. 96-114.
2. Арнаутова, Е. П. Основы сотрудничества педагогов с семьей дошкольника : метод. пособие / Е. И. Арнаутова. - Москва: ТОО «Интеллект», 1994. - 38 с.
3. Бабаева, Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе / Т. И. Бабаева // Альманах «Детство». - 1998. - № 1. - С. 56-71.
4. Балалиева, О. В. Социально-психологическое взаимодействие в ДОУ: проблемный анализ / О. В. Балалиева // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: материалы научно-практической заочной конференции ; под ред. В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой. - Москва : НИИРРР, 2011. - С. 44-48.
5. Барсукова, О. В. Ребенок и творчество: психологическое
исследование мнений современных родителей / О. В. Барсукова, Е. В. Мавлютова, М. А. Савка // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 3 (6). - С. 4-6. - URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1265/ (дата
обращения: 11.04.2020).
6. Белькова, А. Н. Развитие творчества старших дошкольников в совместной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / А. Н. Белькова ; Рос. гос. пед. ун-т. - Санкт-Петербург, 2012. - 278 с.
7. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 1600 с.
8. Борзова, В. А. Развитие творческих способностей у детей /
B. А. Борзова, А. А. Борзов. - Самара : Дом печати, 1994. - 315 с.
9. Братцева, С. А. «Семейная гостиная» как форма работы с семьями /
C. А. Братцева // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 3. - С. 54-57.
10. Брыкина, Е. К. Формирование творчества у детей 5 -7 лет в работе с разными материалами [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Е. К. Брыкина ; Моск. гос. пед. ун-т. - Москва, 2004. - 27 с.
11. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок / Н. А. Ветлугина. - Москва: Педагогика, 1972. - 285 с.
12. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей по образовательной модели «Первый шаг»: пособие для педагогов дошк. учреждений / авт.-сост. Г. К. Фурс, М. В. Соловьева, Е. Н. Шаповалова. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. - 69 с.
13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург: Союз, 1997. - 96 с.
14. Ганичева, А. Н. Инновационные технологии взаимодействия детского сада и семьи в современных социокультурных условиях /
A. Н. Ганичева. - URL:
http://www.rusnauka.com/11_NPE_2012/Pedagogica/4_104635.doc.htm (дата
обращения: 11.03.2020).
15. Грибоедова, Т. П. Социальное партнерство семьи и дошкольного
образовательного учреждения: проблемы и опыт реализации /
Т. П. Грибоедова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 3. - С. 51-54.
16. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования /
B. В. Давыдов. - Москва : Педагогика, 1986. - 240 с.
17. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников ДОУ / Т. Н. Доронова.- Москва: Просвещение, 2002. - 120 с.
...