Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация взаимодействия педагога и родителей в процессе развития творческих способностей дошкольников средствами конструирования из бумаги

Работа №95238

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Научные представления о развитии творческих способностей детей в
психолого-педагогической литературе 8
1.2. Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе
развития творческих способностей дошкольников 17
1.3. Формы и методы взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей старших дошкольников средствами
конструирования из бумаги 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 36
2.1. Изучение взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития
творческих способностей старших дошкольников средствами конструирования из бумаги 36
2.2. Комплекс совместных мероприятий, направленных на развитие
творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования из бумаги 46
2.3. Изучение эффективности развития творческих способностей старших
дошкольников в процессе конструирования из бумаги 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 95


«...Все решительно, что окружает нас, - писал Л.С. Выготский, - и что сделано рукой человека... является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении». И далее: «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязаны своим происхождением творческому процессу человека» [13, с. 5-6].
Приведенные слова известного ученого определяют актуальность проблемы активизации и развития творческих способностей каждого человека в современных условиях. Общество испытывает настоятельную потребность в социально активных членах, творческих личностях.
Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете, - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.
Интерес к природе творчества и творческих способностей приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием науки и техники и необходимостью подготовки специалистов, способных решать возникающие перед ними все более сложные задачи. В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие личности рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста - дошкольного.
Именно в дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.
В теории и практике дошкольного образования накоплен значительный опыт развития творческих способностей детей в разных видах деятельности, в том числе: в художественно-речевой (С.В. Алабужева, А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Е.Ю. Филатова и др. [6]); в изобразительной (Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Ж.В. Мацкевич, Н.П. Сакулина и др. [51]); в музыкальной (Р.Т. Акбарова, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др. [44]); театрализованной (О.А. Акулова, Н.С. Карпинская, Л. М. Машковцева, С.И. Мерзлякова, Е. В. Мигунова и др. [44]).
Ряд исследователей: Е.К. Брыкина [10], З.В. Лиштван [440], Л.А. Парамонова [49], О.А. Сафонова [63], О.А. Христ [76] и др. - занимается вопросами развития творческих способностей дошкольников в различных видах конструирования.
Детское конструирование, в силу самой его созидательно - преобразующей природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер.
Вместе с тем, важным условием развития творческих способностей средствами конструирования является взаимодействие педагогов и родителей. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» подчеркивается, что именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [46]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и участие родителей в деятельности дошкольной образовательной организации [60].
Изучением конкретных форм и методов взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в процессе развития творческих способностей детей занимаются А.Н. Белькова [6], О.Л. Зверева [24, 25], Г.Л. Мозжухина [42], О.Д. Никольская [45],
Л.В. Свирская [64] и др.
Однако в практике дошкольных образовательных организаций взаимодействие с семьями воспитанников чаще организуется в старых традиционных формах, предполагающих одностороннее назидательное воздействие педагога на родителей. Это объясняется недостаточной методической разработанностью процесса организации взаимодействия педагога с родителями в ходе развития творческих способностей детей.
Возникает противоречие между необходимостью организации взаимодействия педагога и родителей в процессе развития творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами конструирования и недостаточной методической разработанностью этого процесса.
Данное противоречие определило проблему исследования: каков должен быть комплекс мероприятий по организации взаимодействия педагога с родителями воспитанников в процессе развития творческих способностей детей?
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Организация взаимодействия педагога и родителей в процессе развития творческих способностей дошкольников средствами конструирования из бумаги».
Объект исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников средствами конструирования из бумаги.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на организацию взаимодействия педагога и родителей в процессе развития творческих способностей дошкольников средствами конструирования из бумаги.
Цель исследования: методически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленных на организацию взаимодействия педагога и родителей в процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и провести теоретический анализ научной, методологической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность взаимодействия педагога и родителей в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть формы и методы взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей старших дошкольников средствами конструирования из бумаги.
4. Разработать комплекс мероприятий, направленных на организацию взаимодействия педагога и родителей в процессе развития творческих способностей у старших дошкольников средствами конструирования из бумаги.
5. Проверить эффективность комплекса мероприятий, направленного на организацию взаимодействия педагога и родителей в процессе развития творческих способностей у старших дошкольников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение литературы по рассматриваемой проблеме;
- практические: проведение проектировочной работы, анкетирование, диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 21» г. Артемовского.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие личности рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста - дошкольного.
В процессе анализа литературы творческие способности детей дошкольного возраста были определены как индивидуально - психологические особенности, которые позволяют ребенку легко, быстро и качественно овладевать способами творческих действий и успешно справляться с ними. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей.
Творчество ребенка принципиально отличается от творчества взрослого. Ребенок открывает что -то новое субъективно, главным результатом его творческой деятельности является не то, что создано руками, а созидание собственной личности.
Для успешного развития творческих способностей старших
дошкольников необходимо организовать взаимодействие педагогов и родителей. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста - это особый тип совместной деятельности семьи и образовательного учреждения, направленный на выработку и реализацию единых подходов к развитию творческих способностей дошкольников. Для эффективного взаимодействия педагога и родителей и успешного решения поставленных задач оно должно быть основано на согласованности целей, средств, способов и позиций, которые занимают партнеры; взаимопонимании, эмоциональной готовности к совместной деятельности.
В ходе анализа литературы были выявлены формы взаимодействия педагога и родителей, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги. Среди них: интерактивные формы проведения родительских собраний («душевный разговор», «аукцион», «педагогическая лаборатория», тренинги, деловые игры, «круглые столы», семинары-практикумы, дискуссии, читательские конференции и др.); семейный клуб, художественная студия, проектирование, Интернет-портал или Web-сайт, газета.
В педагогической литературе подчеркивается, что использование современных форм взаимодействия педагогов и родителей в детском саду не означает отказа от традиционных форм, таких, как День открытых дверей, совместные концерты, праздники, фестивали, выставки, вернисажи, конкурсы.
Практическая работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 21» г. Артемовского. Для изучения опыта организации взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей старших дошкольников в детском саду были проведены: диагностика развития творческих способностей старших дошкольников, анкетирование родителей и педагогов.
Диагностика показала недостаточно высокий уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. По результатам анкетирования, родители склонны высоко оценивать своих детей по способности к творчеству, и в то же время они не относят развитие творческих способностей к приоритетным направлениям воспитания детей. Родители считают, что в детском саду проводится недостаточно совместных с родителями мероприятий по развитию творческих способностей детей, большинство родителей готовы принимать участие в таких мероприятиях.
В то же время воспитатели, считая важным развитие творческих способностей дошкольников и организацию взаимодействия педагогов и родителей в этом аспекте, на практике используют однообразные формы такого взаимодействия.
Далее нами был составлен комплекс совместных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей средствами конструирования из бумаги. В него вошли такие формы взаимодействия педагога с родителями, как родительское собрание, открытое занятие по конструированию из бумаги, мастер-класс, творческие мастерские, выставки и конкурсы, аукцион творческих идей, детско-родительский проект, круглый стол, групповые и индивидуальные консультации для родителей.
По результатам повторной диагностики уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста был сделан вывод об эффективности составленного комплекса совместных мероприятий педагогов и родителей.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, решены; цель достигнута.



1. Ананьев, Б. Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера / Б. Г. Ананьев // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - Москва: Наука, 1956. - С. 96-114.
2. Арнаутова, Е. П. Основы сотрудничества педагогов с семьей дошкольника : метод. пособие / Е. И. Арнаутова. - Москва: ТОО «Интеллект», 1994. - 38 с.
3. Бабаева, Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе / Т. И. Бабаева // Альманах «Детство». - 1998. - № 1. - С. 56-71.
4. Балалиева, О. В. Социально-психологическое взаимодействие в ДОУ: проблемный анализ / О. В. Балалиева // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: материалы научно-практической заочной конференции ; под ред. В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой. - Москва : НИИРРР, 2011. - С. 44-48.
5. Барсукова, О. В. Ребенок и творчество: психологическое
исследование мнений современных родителей / О. В. Барсукова, Е. В. Мавлютова, М. А. Савка // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 3 (6). - С. 4-6. - URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1265/ (дата
обращения: 11.04.2020).
6. Белькова, А. Н. Развитие творчества старших дошкольников в совместной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / А. Н. Белькова ; Рос. гос. пед. ун-т. - Санкт-Петербург, 2012. - 278 с.
7. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 1600 с.
8. Борзова, В. А. Развитие творческих способностей у детей /
B. А. Борзова, А. А. Борзов. - Самара : Дом печати, 1994. - 315 с.
9. Братцева, С. А. «Семейная гостиная» как форма работы с семьями /
C. А. Братцева // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 3. - С. 54-57.
10. Брыкина, Е. К. Формирование творчества у детей 5 -7 лет в работе с разными материалами [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Е. К. Брыкина ; Моск. гос. пед. ун-т. - Москва, 2004. - 27 с.
11. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок / Н. А. Ветлугина. - Москва: Педагогика, 1972. - 285 с.
12. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей по образовательной модели «Первый шаг»: пособие для педагогов дошк. учреждений / авт.-сост. Г. К. Фурс, М. В. Соловьева, Е. Н. Шаповалова. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. - 69 с.
13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург: Союз, 1997. - 96 с.
14. Ганичева, А. Н. Инновационные технологии взаимодействия детского сада и семьи в современных социокультурных условиях /
A. Н. Ганичева. - URL:
http://www.rusnauka.com/11_NPE_2012/Pedagogica/4_104635.doc.htm (дата
обращения: 11.03.2020).
15. Грибоедова, Т. П. Социальное партнерство семьи и дошкольного
образовательного учреждения: проблемы и опыт реализации /
Т. П. Грибоедова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 3. - С. 51-54.
16. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования /
B. В. Давыдов. - Москва : Педагогика, 1986. - 240 с.
17. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников ДОУ / Т. Н. Доронова.- Москва: Просвещение, 2002. - 120 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ