Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией

Работа №95235

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
230
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО 6 ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ
1.1. Развитие творческого воображения у детей как педагогическая 6
проблема
1.2. Психолого-педагогические условия развития творческого 12
воображения у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Возможности занятий аппликацией в развитии творческого 20
воображения у детей
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ 27
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения у детей 35 старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ


Развитие творческого воображения у детей - актуальная проблема дошкольной педагогики. Актуальность развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что к первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования: «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности» [36, с 15].
Уникальные возможности в развитии творческого воображения у дошкольников открываются в процессе изобразительной деятельности на занятиях аппликацией. Согласно общепринятому в дошкольной педагогике определению, аппликация - «способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность». Аппликация - наиболее простой и доступный для детей дошкольного возраста способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
Анализ источников дает основание рассматривать аппликацию как деятельность, включающую в себя элементы других видов деятельности - игры, труда, изобразительной деятельности. Благодаря такому интегральному характеру в аппликации и заключены благоприятные возможности для развития творческого воображения детей дошкольного возраста. Аппликация включает в себя разнообразный спектр различных приёмов и техник, позволяющих развить творческое воображение ребёнка.
Вместе с тем, в педагогической практике сложилось противоречие между возможностями занятий аппликацией в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста и недостаточностью соответствующего методического обеспечения работы в этом направлении. Выявленное противоречие обусловило выбор и формулировку темы нашего исследования: «Развитие творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста на занятиях аппликацией».
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: комплекс занятий по развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией в ДОО.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией в ДОО.
Для достижения цели мы определили задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности занятий аппликацией в развитии творческого воображения у детей.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста .
5. Спроектировать содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого о воображении как основе саморазвития личности;
- работы, анализирующие условия развития воображения у детей А.Я. Дудецкого, О.М. Дьяченко, Г.Д. Кирилловой, А.В. Петровского, Ю.А. Полуянова;
- положения о изобразительной деятельности как деятельности, способствующей творческому развитию детей. Психология искусства представлена работами А.Н. Леонтьева, А.Я Пономарева, С.Л. Рубинштейна; исследования по совершенствованию педагогического процесса проведены Ю.К. Бабанским, Н.Ф. Талызиной, М.М. Поташником;
- методические разработки по развитию детского изобразительного творчества Г.А. Урунтаевой, Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.Ю. Субботиной, Н.П. Саккулиной.
В работе были использованы методы исследования: теоретический анализ состояния исследуемой проблемы; изучение передового педагогического опыта, диагностическое исследование, анализ полученных данных, представление их в таблицах, педагогическое наблюдение.
Практическая значимость: результаты исследования и
разработанный комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста на занятиях аппликацией могут использоваться педагогами дошкольных учреждений и родителями воспитанников в свете требований ФГОС ДО.
База исследования. Исследовательская работа проводилась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 49 «Радуга», г. Серов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате изучения и анализа педагогической литературы, мы рассмотрели понятие творческое воображение и пришли к выводу, что это достаточно сложный психический процесс. Однако все авторы сходятся во мнении, что главной и существенной характеристикой творческого воображения является способность человека создавать новые образы путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом.
В нашей работе мы опираемся на определение А.А. Мелика-Пашаева, который под творческим воображением понимает «способность ребенка представить свои внутренние впечатления в виде образа, «вообразить» их и создать чувственно воспринимаемый выразительный образ (словесный, звуковой, живописный, пластический) в материале и языке того или иного вида искусства».
К наиболее близким и естественным для ребёнка дошкольного возраста видам деятельности относится аппликация. В процессе аппликации дети вырезают и наклеивают (нашивают) фигурки, узоры или целые картины из кусочков бумаги, ткани, кожи, природных и других материалов на материалоснову (фон).
Аппликация тесно связана с познавательной активностью ребенка и большое влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей дошкольников.
В практической части исследования была проведена диагностика развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
В развитии творческого воображения выделяются следующие показатели:
1. Увлеченность творческим процессом, его результатами -
положительное эмоциональное отношение, тщательность разработки идеи по количеству деталей, отображенных в образе.
2. Беглость - способность к порождению большого числа идей, выраженных в виде рисунков.
3. Гибкость - умение переключаться с проблемы на проблему, при этом ребенок может легко приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации и адекватно на них реагировать.
4. Оригинальность - редкость, нестандартность, новизна, не шаблонность идеи, ее яркое отличие от очевидных, банальных или твердо установленных решений.
В результате диагностики был выявлено следующее: 4 ребенка (27%) находятся на высоком уровне развитости творческого воображения; 9 детей (60%) продемонстрировали средний уровень развитости творческого воображения; 2 ребенка (13 %) показали низкий уровень развития
творческого воображения.
Диагностика начального уровня развития творческого воображения у детей убедила нас в необходимости систематической работы в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Были разработаны занятия, направленные на развитие всех выделенных показателей развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.
Например, занятие «Зайцы на полянке» способствовало развитию показателя «увлечённость». На данном занятии использовались следующие методы и приёмы:
- рассматривание иллюстраций, картин художников, фотографий, их обсуждение, высказывание своего мнения;
- рассматривание выполнения нетрадиционных техник аппликации;
- знакомство с различным аппликационным материалом и его использование на практике;
- использование ИКТ;
- художественное слово.
Занятие «Сказочные птицы» способствовало развитию показателей «гибкость» и «оригинальность». На данном занятии использовались следующие методы и приёмы:
- использование нетрадиционных техник
- использование различных материалов
- игры-инсценировки, пантомимы, этюды, драматизации
- дидактические игры
- проблемные ситуации.
Занятие «Цыплята на лугу» способствовало развитию показателя «беглость». На данном занятии использовались следующие методы и приёмы:
- проблемные ситуации
- выбор идеи и замысла, способов и техник их воплощения
- художественное слово.
Проведение занятий показало положительную динамику в развитии творческого воображения у детей.



1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб./ В.А. Аверин. - Санкт -Петербург: Михайлова В.А., 1998.
2. Арапова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - Санкт-Петербург: КАРО, 2004.
3. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду. Учебное пособие. З.А. Богатеева. - Москва: Детство-Пресс, 2013.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Санкт- Петербург: СОЮЗ, 1997.
5. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000.
6. Гусакова, М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - Москва: Просвещение, 2000.
7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - Москва: Акцидент, 1996.
8. Динерштейн, И.В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в детском возрасте: дис.канд. психол. наук. - Москва, 2002, С. 130.
9. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников. / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - Москва: Педагогика, 1984. - 128 с.
10. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольников / О. М. Дьяченко.- Москва: РАО, С. 1996. - 197 с.
11. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 52-59.
12. Запорожец, И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. - Москва, 2005. - 186.
13. Каракулова, О.П. «Рисуем» скотчем!» // Обруч. - 2003. - № 5.
14. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Москва: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
15. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т.С. Комарова. - Москва: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. - 176 с.
16. Королёва, С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/С.Г.Королёва. -Москва: Учитель, 2009. - 114с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ