Организация деятельности педагога по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 8
1.1. Анализ литературы по проблеме формирования нравственных
представлений у детей 8
1.2. Особенности формирования нравственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Изобразительное искусство как средство формирования нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 36
2.1. Диагностика сформированности нравственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста на начальном этапе практического исследования 36
2.2. Содержание деятельности педагога по формированию нравственных
представлений детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 118
В документе «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», одной из приоритетных задач современной образовательной политики, является воспитание детей, подростков и молодежи, разделяющих традиционные нравственные ценности. Старший дошкольный возраст - это время зарождения личности, формирования основ самосознания, а также период формирования первых нравственных представлений. В этом возрасте происходит интенсивное нравственное развитие, под влиянием норм и требований общества, сложившиеся в процессе культуры и истории, закладывается его фундамент: нравственные представления, определяющие отношение детей к поступкам других и регулирующие их собственное поведения. Опираясь на мнение Е.В. Затеевой, можно утверждать, что воспитателям и педагогам дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) «необходимо обогащать представления детей о добре и красоте на примере народного искусства и искусства родного края» [16, с. 34].
В ряде нормативных документов, указывается на приоритет формирование нравственных представлений, рассмотрим некоторые положения: в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ(в ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» говорится об основе развития и воспитания детей в современных условиях, «на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [41]. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее ФГОС ДО) говорится о необходимости усвоения детьми «норм и ценностей, принятых в обществе» [33].
В трудах К.Д. Ушинского, отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. В.А. Сухомлинский, уделял особое внимание вопросам формирования нравственных представлений детей, воспитанию чувств и намерений. Он считал, что «важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» [39, с. 16].
Одним из основных средств формирования нравственных представлений можно считать изобразительное искусство, являющееся частью народной культуры. Наиболее прочно оно ассоциируется с повседневной жизнью, работой и повседневной жизнью человека. Именно поэтому оно играет огромную роль в воспитании детей старшего дошкольного возраста, имеет большое значение для развития нравственной культуры общения, труда и культуры человеческих взаимоотношений в целом.
Стоит отметить, что на сегодняшний день в практике педагогов ДОО недостаточно используется потенциал изобразительного искусства в направлении формирования нравственных представлений детей. Анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью использования изобразительного искусства в процессе формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Организация деятельности педагога по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства».
Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий на материале изобразительного искусства, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий на материале изобразительного искусства, направленного на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа научной и методической литературы и иных источников рассмотреть проблему формирования нравственных представлений у детей.
2. Определить особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть потенциал изобразительное искусство в направлении нравственные представления у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению исходного уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать содержание деятельности педагога в направлении формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды ученых по проблеме нравственности (И.С. Марьенко, Б.Т. Лихачев, Н.В. Микляева, С.Т. Погорелов, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров и др.); работы ученых, изучающих вопросы формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста (И.Ф. Харламов, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, Л.Р. Болотина, Е.Н. Бородина, В.А. Яковлев, Н.В. Мельниковой); работы исследователей, изучающих воспитательный потенциал изобразительного искусства (И.А. Лыкова, Н.М. Сокольникова, Т.С. Комарова, О.А. Скоролупова).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов изобразительной деятельности детей, анализ и обработка результатов исследовательской работы.
Исследование по формированию нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста; определялись психолого-педагогические особенности у детей старшего дошкольного возраста, выявлялся потенциал изобразительного искусства в направлении формирования нравственных представлений у дошкольников, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности нравственных представлений у старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий на материале изобразительного искусства, определялись методы и приемы формирования нравственных представлений.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного и дополнительного образования в направлении нравственного воспитания при разработке организационно-педагогических условий направленных на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Также следует отметить практическую значимость разработанного комплекса занятий, который может использоваться в организации досуговой и свободной деятельности детей в детском саду, дома по нравственному воспитанию.
База практического исследования: филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 26 комбинированного вида» - «Детский сад № 64» (г. Первоуральск, ул. 50 лет СССР 2). В исследовании приняли 17 детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
На основании изученной литературы Ю.К. Бабанского, Е.Н. Бородиной, Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров, Н.В. Мельниковой, И.С. Марьенко, Н.В. Микляевой, К.Д. Ушинского и др., сделаем следующие выводы:
1. Формирование нравственных представлений - «формирование нравственно-цельной личности в единстве ее нравственного сознания, мотивов, потребностей и установок, нравственных чувств, навыков, привычек общественно ценного поведения» (Ю.К. Бабанский).
Формирование нравственных представлений - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств (уважение, доброта, трудолюбие, правдивость, щедрость), проявляющихся в отношениях ребенка к сверстникам и взрослым и в его поведении в целом, основанная на нравственных эталонах и нормах, которая рассматривается в единстве трех критериев: образно-содержательного, эмоционально-мотивационного, действенно-практического. (рабочее определение по Н.В. Мельниковой и Е.Н. Бородиной.
• образно-содержательный критерий и его показатель - предполагает наличие у детей эмоционально-образного тезауруса (уважение, доброта, трудолюбие, правдивость, щедрость), воплощающего нравственные ценности в художественных образах изобразительного искусства; знание пословиц, поговорок, сказок, в которых в художественно-образной форме воплощены нравственные ценности, наличие представлений о нравственных качествах (об уважении, о доброте, о трудолюбии, о правдивости, о щедрости);
• эмоционально-мотивационный критерий и его показатель - раскрываются через эмоциональную отзывчивость на художественные образы - носители нравственных ценностей; сформированность интереса к произведениям изобразительного искусства с нравственной проблематикой (кто-то кому-то делает добро, причиняет зло, кто-то делится с другими людьми, проявляет честность и трудолюбие);
• действенно-практический критерий и его показатель включает
способность к пониманию и соотнесению с личностным опытом ценностно- смыслового содержания произведений изобразительного искусства с нравственной проблематикой (делай добро, не причиняй зло, будь щедрым с другими людьми, проявляй честность и трудолюбие); способность к самостоятельному ценностному выбору в проблемных игровых ситуациях на занятии и визуализации собственной нравственной позиции на материале изобразительного искусства; навыки выбора позитивных действий по отношению к окружающим, выражения нравственных чувств в делах и поступках в игровых импровизациях.
2. Эмоциональная сфера старшего дошкольника достигает достаточного развития, они способны эмоционально и чувственно реагировать на художественные образы - носители нравственных ценностей. Растущая самостоятельность старшего дошкольника говорит о своевременности усвоения нравственных представлений и требований. Старшие дошкольники уже способны делать нравственный выбор, понимать требования моральных норм; способны понимать и соотносить ценностно-смысловое содержание учебных примеров с личным опытом; способны самостоятельно делать ценностный выбор в проблемных игровых ситуациях и визуализировать собственную нравственную позицию в продуктах творчества; умеют проявлять практические навыки в выборе нравственно ориентированных действий по отношению к другим, выражать нравственные чувства в поступках и поступках.
Таким образом, знание трех составляющих нравственной сферы помогает определить, что именно необходимо воспитывать у старших дошкольников, такие нравственные представления и представления о нравственных качествах (доброта, гнев, щедрость, жадность, трудолюбие, ответственность, лень, правдивость, обман), чтобы он стал поистине нравственным человеком. Формирование нравственных представлений на доступном материале искусства помогает ребенку осмыслить содержание того или иного нравственного поступка, понять целесообразность и необходимость выполнения требований, норм и правил нравственного поведения, принятых в обществе, в культуре людей, что в дальнейшем послужит формированию нравственных оценок и мотивов поведения.
3. Рассмотрев парциальные программы ряда авторов Н.В. Ермолаевой, И.А. Лыковой, О.А. Скорлуповой, Т.С. Комаровой, можно утверждать о воспитательных возможностях изобразительного искусства. Знакомясь с разнообразием и богатством изобразительного искусства, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. Дети учатся уважать творчество мастера, ценить культурные традиции, учатся много работать, на примере непосильного труда и творчества народных мастеров. Они учатся понимать красоту в знакомых на первый взгляд предметах. Ценностно-смысловое восприятие произведений изобразительного искусства региона, в котором родился и растет ребенок, имеет большое воспитательное значение. Метод этического разговора дает возможность использовать не только познавательные способности ребенка, но и чувства, эмоции, нравственные представления. Этическая беседа позволяет «погрузить» детей в содержательный материал моральной ориентации. Рассмотренный метод позволяет формировать и систематизировать моральные представления, развивать нравственные чувства, совершенствовать опыт нравственного поведения.
4. Результаты диагностики на этапе исследовательской работы показали: на высоком уровне нравственные представления у 2 детей, на среднем уровне у 6 детей, на низком уровне у 10 детей, в процентном соотношении: высокий уровень - 12 %; средний уровень -35 %; низкий уровень - 53 %.
Таким образом, у детей преобладает недостаточно высокий уровень сформированное™ нравственных представлений. У большинства детей моральные представления находятся на среднем или низком уровне. По всем показателям у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются: недостаточное формирование представлений о нравственных ценностях, которые передаются художественными образами классического и изобразительного искусства; низкий уровень наличия представлений о нравственных качествах, истории, достижениях, культурных традициях своей семьи. У детей слабо сформирован интерес к произведениям искусства с моральными проблемами, основанный на соотнесении содержания произведений искусства с событиями своей семьи, повседневной жизни, стремлении внести в них творческие дополнения.
Следует отметить, что способность понимать и соотносить на личном опыте ценностно-смысловое содержание произведений искусства с моральными проблемами недостаточно сформирована; умение делать самостоятельный ценностный выбор в проблемных игровых ситуациях на уроках и визуализировать свою моральную позицию в продуктах творчества; практические навыки выбора положительных действий по отношению к другим, выражения нравственных чувств в поступках и поступках.
Подводя итог этапа исследовательской работы, следует отметить, что полученные данные после обработки результатов диагностических заданий подтвердили актуальность поставленной проблемы и были учтены при теоретическом обосновании, разработке и проведении комплекса занятий беседы об искусстве «Семья», направленный на формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
5. Анализируя результаты педагогического наблюдения проводимое с учетом выявленных критериев и показателей сформированности нравственных представлений, полученные в процессе проведения занятий беседы об искусстве «Семья», можно сказать следующее:
• образно-содержательному критерию у детей сформировался эмоционально-образный тезауруса, воплощающий нравственные ценности в художественных образах изобразительного искусства; дети узнали новые пословицы и поговорки о труде, о трудолюбие, об ответственности, об уважении к старшим, о любви к Родине;
• по эмоционально-мотивационному критерию, дети проявляли эмоциональную отзывчивость на художественные образы - носители нравственных ценностей (картины русских художников); проявляли устойчивый интерес к произведениям изобразительного искусства с нравственной;
• по действенно-практическому критерию, дети продемонстрировали способность к пониманию и соотнесению с личностным опытом ценностно-смыслового содержания произведений изобразительного искусства с нравственной проблематикой; способность к самостоятельному ценностному выбору в проблемных игровых ситуациях и визуализации собственной нравственной позиции в продуктах творчества (выполнение сувенира из пластических материалов в подарок бабушке или дедушке, активное участие в театрализации сказочных сюжетов с предметов подносного промысла; практические навыки выбора позитивных действий по отношению к окружающим, выражения нравственных чувств в делах и поступках помощь сверстникам в процессе индивидуально-коллективной работы, в процессе познавательной беседы проявляли уважение и собеседника.
1. Абраменкова, В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира / В. В. Абраменкова. - Москва: ЭКО, 1999. - 28 с.
2. Авдулова, Т. П., Аксенова, Е. Г., Захарова, Т. Н. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника /Т. П. Авдулова, Е. Г. Аксенова, Т. Н. Захарова. -Владивосток: ВЛАДОС, 2014. — 150 с.
3. Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе/Т. П. Авдулова//воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 2. - С. 12-22.
4. Авдулова, Т. П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте/Т. П. Авдулова // Тезисы докладов участников конференции «Ломоносов-2001». - МГУ им. М.В. Ломоносова.— Москва, 2001. — 213 с.
5. Ануфриев, А. А. Психология творчества / А.А. Ануфриев. - Москва.: Инфра-М, 2013. - 456 с.
6. Бабанский, Ю. К. Педагогика/ Ю. К. Бабанский. - Москва.: Просвещение, 2012. - 479 с.
7. Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей /О.С. Богданова, Л.И. Катаева. - Москва: Просвещение, 2013. - 213 с.
8. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории/ Н.И. Болдырев - Москва: Педагогика, 1979. - 224 с.
9. Болотина, Л. Р. Нравственные отношения как социальная, психологическая и педагогическая категория /Л. Р. Болотина//Формирование нравственных отношений в учебной и внеклассной работе младших школьников: сб. науч. тр. / МГПИ им. В. И. Ленина; Ю. П. Сокольников (отв. ред.), Л. Р. Болотина, Г. М. Коджаспирова. - Москва,1984. - С. 33-46.
10. Бородина, Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е. Н. Бородина. - Челябинск, Уральский государственный педагогический университет, 2016. — 23 с.
11. Борытко, Н. М. Онтологический подход в воспитании. Духовно-нравственное воспитание: от методологии к педагогической деятельности: Сборник науч. и метод. трудов. / Сост. И. А. Соловцова; под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко, Л. П. Разбегаевой и др. - Волгоград, 2005. -С. 142-152.
12. Брушлинский, А. В. Воображение и творчество/ А. В. Брушлинский. - Москва: Эксмо, 2014. - 145 с.
13. Буре, Р. С. Основы нравственного воспитания детей. - Москва: Перспектива. - 2009. - 298 с.
14. Ветлугина, Н. А. Детское творчество как фактор становления личности дошкольника/ Н. А. Ветлугина // Проблемы и перспективы развития образования в России. -2014. - № 26. - С. 17-22.
15. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я Данилюк, А. М. Кондаков. - Москва: Просвещение, 2014. — 24 с.
16. Дьячкова, О. М. Теоретические вопросы воображения и творчества/О. М. Дьячкова - Москва: Инфра-М, 2012. - 354 с.
17. Игнатова, В. В. Духовно-творческое становление личности и ее социальной ответственности: монография /В. В. Игнатова, Л. А. Барановская. - Красноярск: СибГТУ, 2010. -238 с.
18. Кашникова, Е. В. Оригинальные техники изобразительной деятельности. 60 занятий с детьми 5-7 лет. Пособие для воспитателей и внимательных родителей. - Сакт-Петербург: КАРО, 2013. - 96 с.
19. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике/Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - Москва: ИКЦ МарТ, 2005.-206 с.
20. Куликовская, И. Э. Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию ребенка-дошкольника/И. Э. Куликовская // Современные научные исследования. -2011. - № 2(2). -С. 15-25.
21. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические труды А.Н. Леонтьев. - Санкт-Петербург. Питер, 2012.- 320 с.
22. Лихачев, Б. Т. Общественные отношения - основа нравственного воспитания и развития детей / Б. Т. Лихачев // Советская педагогика.- 1965. - № 3. - С. 137-141.
23. Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном/Д. С. Лихачев. - Москва: Дет. лит, 1985. — 207 с.
24. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания/Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1995. - 282 с.
25. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности школьника/ И. С. Марьенко. - Москва: Педагогика, 1985. - 104 с.
26. Марьенко, И. С. К вопросу о процессе нравственного воспитания/ И. С. Марьенко// Советская педагогика. - 1967. - № 7. -С. 91-97.
27. Мельникова, Н. В. Нравственная сфера личности дошкольника монография / Н. В. Мельникова, Р. В. Овчарова. -Курган: Издательство КГУ, 2007. -348 с.
28. Мировая художественная культура: Словарь-справочник-
Смоленск: Русич, 2002. - 592 с.
29. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий/Под ред. Т. С. Комаровой. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 208 с.62
30. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слови фразеологических выражений /С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-еизд., доп. - Москва: ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.
31. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. - Москва: Советская энциклопедия, 1964-1966. - Т. 3. - 1968. - 880 с.
32. Погодина, С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/Погодина С. В. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 352 с.
33. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г.№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»//«Российская
газета», № 265,25.11.2013.
34. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // «Российская газета», № 122, 08.06.2015.
35. Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание/И. Ф. Свадковский. - Москва: Академия, 2011. - 144 с.
36. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Н. М. Сокольникова. 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2006. - 368 с.
37. Султанова, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание. -2004. - № 5. - С. 7-14.
38. Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника/ В. А. Сухомлинский. - Москва: Учпедгиз, 1961.- 224 с.63
39. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии/К. Д. Ушинский. - Москва: ОЛМАПРЕСС, 2004. - 576 с.
40. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» //«Российская газета», № 303,31.12.2012.
41. Харламов, И. Ф. Педагогика: курс лекций/И. Ф. Харламов.- Минск.: Изд-во БГУ, 1979. - 464 с.
42. Яковлев, В. А. Механизм формирования нравственных качеству школьников /В. А. Яковлев //Нравственное воспитание школьников: сб. науч. ст. /Тамбов. гос. пед. институт; редкол.: В. А. Яковлев, М. М. Калашникова, О. В. Щекочихин. - Тамбов, 1976. -Вып. 2. - С.19-34.
43. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения /И. В. Якунина //Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. - С. 19-21.