Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические технологии формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в учебной деятельности

Работа №95214

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 7
1.1. Общая характеристика произвольного внимания в структуре учебной
деятельности 7
1.2. Влияние нарушения слуха на формирование произвольного внимания
у детей младшего школьного возраста 12
1.3. Анализ психолого-педагогических технологий формирования
произвольного внимания у детей с нарушением слуха 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
СЛУХА 31
2.1. Подбор и обоснование выбора диагностических методик для
исследования произвольного внимания у детей с нарушением слуха 31
2.2. Анализ базы исследования 40
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения внимания у детей с нарушением слуха 43
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО
ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
СЛУХА 5 6
3.1. Коррекционная работа по формированию произвольного внимания у
детей с нарушением слуха 56
3.2. Анализ проведения коррекционной работы по формированию
произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 61
3.3. Результаты контрольного этапа эксперимента по формированию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с
нарушением слуха 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78

Проблема внимания остается одной из актуальных в коррекционной педагогике и специальной психологии. Внимание играет важную роль в структуре любой деятельности, обеспечивая сосредоточенность на ней психической активности, а также является основой для возникновения и развития когнитивных функций. Проблема внимания подлежала длительному изучению в общей психологии, физиологии и педагогике, и на данный момент существует множество трудов, посвященных различным аспектам внимания. Изучением физиологических основ внимания и структуры его нарушений с клинической, нейрофизиологической и психологической точек зрения внимания занимались такие учёные, как П. Я. Гальперин, О. Р. Лурия, Р. С. Немов, И. П. Павлов, С. Л. Рубинштейн. П. Я. Гальпериным, И. Л. Баскаковой, С. Л. Кабыльницкой, Т. А. Мелеховой, Е. М Черепановой и многими другими были рассмотрены прикладные и возрастные аспекты проблемы внимания. Однако, в исследованиях, посвящённых проблеме развития внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья, наиболее подробно рассмотрено произвольное внимание у таких категорий, как дети с умственной отсталостью и дети с задержкой психического развития, в то время как особенности произвольного внимания при нарушении слуха недостаточно изучены. При этом существующие работы по данной теме подчёркивают наличие проблемы в данной области.
Формирование произвольного внимания тесно связано с развитием речи, и её недоразвитие у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением слуха затрудняет развитие произвольного внимания.
Произвольное внимание, обеспечивающее контроль и организацию поведения и деятельности любого человека, особо значимо в младшем школьном возрасте. В этот период вместе с началом систематического обучения закладываются основы дальнейшего развития всей познавательной сферы ребенка. Однако, недоразвитие речи у младших школьников с нарушением слуха негативно влияет на формирование произвольного внимания, что в свою очередь препятствует развитию всей познавательной сферы и приводит трудностям в учебной деятельности. В связи с этим изучение закономерностей развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом может способствовать выявлению причин трудностей в обучении и подбору на этой основе наиболее эффективных психолого-педагогических технологий коррекции нарушений развития произвольного у данной категории детей. Это определяет актуальность проблемы исследования.
Цель - изучение специфики произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и анализ возможностей использования психологических технологий формирования произвольного внимания для данной категории детей.
Объект исследования - произвольное внимание у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования - психолого-педагогические технологии формирования произвольного внимания у детей с нарушением слуха.
Исходя из вышеизложенного, основными задачами в работе являются:
1. Рассмотреть в ходе теоретического анализа структуру дефекта при нарушении слуха, его влияние на формирование произвольного внимания.
2. Изучить психологические технологии формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
3. Подобрать диагностические методики для экспериментального изучения произвольного внимания у слабослышащих детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
4. Изучить особенности произвольного внимания у данной категории детей.
5. Составить и апробировать коррекционную программу, направленную на развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
6. Проанализировать возможности использования коррекционных технологий при организации учебной деятельности детей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема исследования является актуальной, так как развитие произвольного внимания детей напрямую связано с процессом их адаптации к учебной деятельности, что является одной из целей обучения детей с ОВЗ. В результате проделанной работы, были изучены особенности внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Анализ научной литературы позволил сделать вывод о наличии у младших школьников с нарушениями слуха специфических особенностей внимания в сравнении с нормой по различным показателям.
На основании вышесказанного была сформулирована цель исследования: изучить особенности произвольного внимания младших школьников с нарушением слуха и проанализировать возможности использования психологических технологий формирования произвольного внимания для этой категории детей.
В ходе достижения цели решался ряд теоретических и экспериментальных задач. В процессе теоретического анализа были рассмотрены произвольное внимание в структуре познавательной сферы человека, особенности развития когнитивной сферы при нарушениях слуха, а также факторы, влияющие на развитие внимания у детей младшего школьного возраста при нарушениях слуха.
Для решения экспериментальных задач были подобраны и адаптированы четыре методики исследования внимания данной категории детей. По данным исследования у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха обнаружилась недостаточная сформированность произвольного внимания, которая обусловлена замедленной врабатываемостью, быстрой утомляемостью и сниженным темпом психической деятельности. Выявленные специфические особенности внимания негативно влияют на учебную деятельность детей с нарушениями слуха, снижая их работоспособность, уменьшая прявление активности на уроке, способствуя снижению успеваемости и усвоения материала школьного курса. В связи с этим была разработана и частично апробирована коррекционно-развивающая программа, в основу которой легли такие технологии формирования произвольного внимания как нейропсихологический подход, психокоррекция, дыхательная гимнастика. Также в структуре психокоррекции рассматривались приемы психогимнастики и игровой коррекции. Коррекционная программа включала в себя 3 основных раздела:
1. Развитие скорости восприятия и концентрации произвольного внимания.
2. Развитие устойчивости внимания.
3. Развитие навыков программирования, самоконтроля и целенаправленности по отношению к познавательной деятельности.
После частичной апробации коррекционно-развивающей программы был проведён заключительный эксперимент, подтвердивший эффективность проведённой работы. Наибольшее влияние было оказано на эффективность произвольного внимания. Меньше изменений программа оказала на точность и переключение внимания, показатели которых увеличились на 3% и 9% соответственно. Также результаты повторной диагностики свидетельствуют о том, что вырос уровень произвольного внимания обучающихся в процессе учебной деятельности. Таким образом, цель данной работы была достигнута.


1. Андреева, Л. В. Сурдопедагогика [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева ; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.
2. Ахутина, Т. В. Школа внимания: Методика развития и коррекции у детей 5-7 лет [Текст] : методическое пособие / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. - М. : Теревинф, 2004. - 48 с.
3. Багрова, И. Г. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. заведений / И. Г. Багрова ; под ред. Е. Г. Речицкой. - М. : ВЛАДОС,
2004. - 655 с.
4. Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребёнка [Текст] / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. - М. : Роспедагенство, 1994. - 68 с.
5. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Т. Г. Богданова.- М. : Академия, 2002. - 224 с.
6. Вундт, В. Введение в психологию [Текст] / В. Вундт. - СПб. : Питер, 2002. - 125 с.
7. Выготский, Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лань, 2017. - 17 с.
8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выготский ; под ред. М. Г. Ярошевского. - М. : Педагогика, 1984. - 400 с.
9. Габдреева, Г. Ш. Саморегуляция психических состояний: психологические технологии и диагностика [Текст] : учебное пособие / Г. Ш. Габдреева, М. Г. Юсупов. - Казань : Отечество, 2013. - 153 с.
10. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания [Текст] / П. Я. Гальперин // Психология внимания / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.,
2005. - С. 534-542.
11. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка [Текст] : учеб.-метод.пособие / ред.- сост. Г. В. Бурменская. - 2-е изд., расш. - М., 2005. - С. 356-364.
12. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология внимания [Текст] : хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М. : ЧеРо ; Омега-Л, 2005. - 858 с.
13. Гоголева, А. В. Особенности развития внимания глухих школьников [Текст] / А. В. Гоголева // Дефектология. - 1981. - № 3. - С. 11-17.
14. Давыдов, В. В. Содержание и структура учебной деятельности [Текст] : лекции по педагогической психологии / В. В. Давыдов. - М. : Академия, 2006. - 91 с.
15. Джемс, У. Психология [Текст] / У. Джемс ; под ред.Л. А. Петровской. - М. : Педагогика, 1991. - 368 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ