Совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе коррекционно-развивающей работы специального психолога
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: НОРМАЛЬНО
РАЗВИВАЮЩИХСЯ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 7
1.1. Понятие «мышление». Виды мышления 7
1.2. Понятие «задержка психического развития». Психолого
педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 10
1.3. Анализ литературных источников об особенностях наглядно
образного мышления у детей младшего школьного возраста: нормально развивающихся и задержкой психического развития 13
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 17
2.1. Обзор и обоснование диагностического инструментария,
направленного на выявление уровней сформированности нагляднообразного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 17
2.2. Характеристика образовательной организации и группы
испытуемых, задействованных в констатирующем этапе психологопедагогического эксперимента 21
2.3. Выявление уровней сформированности наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в экспериментальных условиях и анализ
результатов 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА, НАПРАВЛЕННАЯ НА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 39
3.1. Обзор и обоснование направлений коррекционно-развивающей
работы специального психолога, направленной на совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 39
3.2. Коррекционно-развивающая программа, направленная на
совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 42
3.3. Апробация коррекционно-развивающей программы, направленной
на совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и промежуточный мониторинг результатов 50
3.4. Методические рекомендации педагогам, направленные на
совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: НОРМАЛЬНО
РАЗВИВАЮЩИХСЯ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 7
1.1. Понятие «мышление». Виды мышления 7
1.2. Понятие «задержка психического развития». Психолого
педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 10
1.3. Анализ литературных источников об особенностях наглядно
образного мышления у детей младшего школьного возраста: нормально развивающихся и задержкой психического развития 13
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 17
2.1. Обзор и обоснование диагностического инструментария,
направленного на выявление уровней сформированности нагляднообразного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 17
2.2. Характеристика образовательной организации и группы
испытуемых, задействованных в констатирующем этапе психологопедагогического эксперимента 21
2.3. Выявление уровней сформированности наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в экспериментальных условиях и анализ
результатов 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА, НАПРАВЛЕННАЯ НА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 39
3.1. Обзор и обоснование направлений коррекционно-развивающей
работы специального психолога, направленной на совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 39
3.2. Коррекционно-развивающая программа, направленная на
совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 42
3.3. Апробация коррекционно-развивающей программы, направленной
на совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и промежуточный мониторинг результатов 50
3.4. Методические рекомендации педагогам, направленные на
совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Мышление - это высшая психическая функция, процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов, явлений объективного мира. В процессе онтогенеза выделяют три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
У нормально развивающихся детей ведущим видом мышления к 7 летнему возрасту становится словесно-логическое мышление. Данный вид мышления осуществляется путем логической связи конкретных предметов, объектов, процессов и явлений с языкового контекста.
Дети с задержкой психического развития к 7 летнему возрасту не переходят на уровень словесно-логического мышления, остается на предыдущем уровне, то есть на уровне сформированности нагляднообразного мышления.
Проблема развития мышления у детей с задержкой психического развития в специальной психологии и специальной педагогике не теряет своей актуальности и в настоящее время. Особенности развития нагляднообразного мышления у детей с задержкой психического развития изучали: Л. Н. Блинова, Т. В. Егорова, Е. В. Имамиева, В. И. Лубовский, К. Новакова, Т. В. Розанова, С. Я. Рубинштейн, С. К. Сиволапов и другие. Г. И. Щукина отмечает, что проблема развития наглядно-образного мышления, являясь актуальной, тем не менее, остается одной из сложных, однозначно не решенных проблем в современной психолого-педагогической науке [52].
Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития испытывают трудности в процессе оперирования образами предметов и объектов, выделения наиболее существенных свойств, обобщения предметного содержания представлений с окружающей действительностью. Безусловно, от уровня сформированности наглядно- 4
образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития зависит успешность освоения основной образовательной программы начального общего образования в целом, а также каждой учебной дисциплины, в частности.
Объект исследования - наглядно-образное мышление у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс составления и апробации коррекционно-развивающей программы по совершенствованию нагляднообразного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в практике специального психолога.
Цель исследования - составление методических рекомендаций педагогам, направленных на совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по результатам частичной апробации коррекционно-развивающей программы.
В соответствии с целью исследования, определены задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую
литературу и другие источники по проблеме исследования.
2. Спланировать, организовать, провести констатирующий этап психолого-педагогического эксперимента по выявлению уровней сформированное™ наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и проанализировать его результаты.
3. Подобрать и обосновать выбор направлений коррекционноразвивающей работы специального психолога по совершенствованию наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4. Составить и апробировать коррекционно-развивающую
программу, направленную на совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, составить методические рекомендации педагогам.
5. Оформить выпускную квалификационную работу согласно требованиям.
Методы и методики исследования. Теоретический метод, используемый в выпускной квалификационной работе - изучение психологопедагогической литературы и других источников по проблеме исследования. Эмпирические методы такие, как: беседа с испытуемыми, наблюдение за испытуемыми во время учебной и внеучебной деятельности, психологопедагогический эксперимент. Методики исследования: «Цветные матрицы Равена», «Нелепицы», «Исключение четвертого лишнего», «Чего не хватает на рисунках».
База исследования - ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №9, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. Объём работы 67 страниц машинописного текста. Список источников и литературы составляет 52 источника. Количество приложений к выпускной квалификационной работе - 17.
У нормально развивающихся детей ведущим видом мышления к 7 летнему возрасту становится словесно-логическое мышление. Данный вид мышления осуществляется путем логической связи конкретных предметов, объектов, процессов и явлений с языкового контекста.
Дети с задержкой психического развития к 7 летнему возрасту не переходят на уровень словесно-логического мышления, остается на предыдущем уровне, то есть на уровне сформированности нагляднообразного мышления.
Проблема развития мышления у детей с задержкой психического развития в специальной психологии и специальной педагогике не теряет своей актуальности и в настоящее время. Особенности развития нагляднообразного мышления у детей с задержкой психического развития изучали: Л. Н. Блинова, Т. В. Егорова, Е. В. Имамиева, В. И. Лубовский, К. Новакова, Т. В. Розанова, С. Я. Рубинштейн, С. К. Сиволапов и другие. Г. И. Щукина отмечает, что проблема развития наглядно-образного мышления, являясь актуальной, тем не менее, остается одной из сложных, однозначно не решенных проблем в современной психолого-педагогической науке [52].
Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития испытывают трудности в процессе оперирования образами предметов и объектов, выделения наиболее существенных свойств, обобщения предметного содержания представлений с окружающей действительностью. Безусловно, от уровня сформированности наглядно- 4
образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития зависит успешность освоения основной образовательной программы начального общего образования в целом, а также каждой учебной дисциплины, в частности.
Объект исследования - наглядно-образное мышление у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс составления и апробации коррекционно-развивающей программы по совершенствованию нагляднообразного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в практике специального психолога.
Цель исследования - составление методических рекомендаций педагогам, направленных на совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по результатам частичной апробации коррекционно-развивающей программы.
В соответствии с целью исследования, определены задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую
литературу и другие источники по проблеме исследования.
2. Спланировать, организовать, провести констатирующий этап психолого-педагогического эксперимента по выявлению уровней сформированное™ наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и проанализировать его результаты.
3. Подобрать и обосновать выбор направлений коррекционноразвивающей работы специального психолога по совершенствованию наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4. Составить и апробировать коррекционно-развивающую
программу, направленную на совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, составить методические рекомендации педагогам.
5. Оформить выпускную квалификационную работу согласно требованиям.
Методы и методики исследования. Теоретический метод, используемый в выпускной квалификационной работе - изучение психологопедагогической литературы и других источников по проблеме исследования. Эмпирические методы такие, как: беседа с испытуемыми, наблюдение за испытуемыми во время учебной и внеучебной деятельности, психологопедагогический эксперимент. Методики исследования: «Цветные матрицы Равена», «Нелепицы», «Исключение четвертого лишнего», «Чего не хватает на рисунках».
База исследования - ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №9, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. Объём работы 67 страниц машинописного текста. Список источников и литературы составляет 52 источника. Количество приложений к выпускной квалификационной работе - 17.
Проанализировав литературные источники по проблеме исследования, можно сделать вывод, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития к 7 летнему возрасту ведущим видом мышления остаётся наглядно-образное мышление. Выявлены следующие особенности наглядно-образного мышления: трудности включения образов предметов, явлений из жизненного опыта, в процессе выделения наиболее существенных свойств, признаков, обобщения предметного содержания представлений с окружающей действительностью, которые послужили основой проведения констатирующего этапа психолого-педагогического эксперимента.
Целью констатирующего этапа психолого-педагогического эксперимента было выявление уровней сформированности нагляднообразного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. После этого, были проанализированы полученные результаты.
На основании результатов констатирующего этапа психологопедагогического эксперимента дан обзор и сделано обоснование направлений коррекционно-развивающей работы специального психолога, составлена коррекционно-развивающая программа, направленная на совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Данная коррекционно-развивающая программа включает 3 блока работы специального психолога: работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития, работа с законными представителями детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, работа с педагогами образовательной организации, которая во время производственной и преддипломной практик на базе исследования была частично апробирована. Проведенный промежуточный мониторинг показал, что динамика после частичной апробации положительная, но до конца мы не можем определить эффективность, так как необходима дальнейшая апробация коррекционно-развивающей программы.
Таким образом, поставленная цель и задачи выпускной квалификационной работы были достигнуты.
Целью констатирующего этапа психолого-педагогического эксперимента было выявление уровней сформированности нагляднообразного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. После этого, были проанализированы полученные результаты.
На основании результатов констатирующего этапа психологопедагогического эксперимента дан обзор и сделано обоснование направлений коррекционно-развивающей работы специального психолога, составлена коррекционно-развивающая программа, направленная на совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Данная коррекционно-развивающая программа включает 3 блока работы специального психолога: работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития, работа с законными представителями детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, работа с педагогами образовательной организации, которая во время производственной и преддипломной практик на базе исследования была частично апробирована. Проведенный промежуточный мониторинг показал, что динамика после частичной апробации положительная, но до конца мы не можем определить эффективность, так как необходима дальнейшая апробация коррекционно-развивающей программы.
Таким образом, поставленная цель и задачи выпускной квалификационной работы были достигнуты.
Подобные работы
- Коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством применения нетрадиционных игровых технологий
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Мышление детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Программа психологической коррекции мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2024 - Логопедическая работа по развитию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений наглядно - образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДЕТЕЙ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая коррекция словесно - логического мышления учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2023 - Формирование словарного запаса у младших школьников с нарушением физического слуха в процессе логопедической работы
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022





