Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе коррекционно-развивающей работы специального психолога

Работа №95203

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: НОРМАЛЬНО
РАЗВИВАЮЩИХСЯ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 7
1.1. Понятие «мышление». Виды мышления 7
1.2. Понятие «задержка психического развития». Психолого­
педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 10
1.3. Анализ литературных источников об особенностях наглядно­
образного мышления у детей младшего школьного возраста: нормально развивающихся и задержкой психического развития 13
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 17
2.1. Обзор и обоснование диагностического инструментария,
направленного на выявление уровней сформированности наглядно­образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 17
2.2. Характеристика образовательной организации и группы
испытуемых, задействованных в констатирующем этапе психолого­педагогического эксперимента 21
2.3. Выявление уровней сформированности наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в экспериментальных условиях и анализ
результатов 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА, НАПРАВЛЕННАЯ НА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 39
3.1. Обзор и обоснование направлений коррекционно-развивающей
работы специального психолога, направленной на совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 39
3.2. Коррекционно-развивающая программа, направленная на
совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 42
3.3. Апробация коррекционно-развивающей программы, направленной
на совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и промежуточный мониторинг результатов 50
3.4. Методические рекомендации педагогам, направленные на
совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Мышление - это высшая психическая функция, процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов, явлений объективного мира. В процессе онтогенеза выделяют три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
У нормально развивающихся детей ведущим видом мышления к 7 летнему возрасту становится словесно-логическое мышление. Данный вид мышления осуществляется путем логической связи конкретных предметов, объектов, процессов и явлений с языкового контекста.
Дети с задержкой психического развития к 7 летнему возрасту не переходят на уровень словесно-логического мышления, остается на предыдущем уровне, то есть на уровне сформированности наглядно­образного мышления.
Проблема развития мышления у детей с задержкой психического развития в специальной психологии и специальной педагогике не теряет своей актуальности и в настоящее время. Особенности развития наглядно­образного мышления у детей с задержкой психического развития изучали: Л. Н. Блинова, Т. В. Егорова, Е. В. Имамиева, В. И. Лубовский, К. Новакова, Т. В. Розанова, С. Я. Рубинштейн, С. К. Сиволапов и другие. Г. И. Щукина отмечает, что проблема развития наглядно-образного мышления, являясь актуальной, тем не менее, остается одной из сложных, однозначно не решенных проблем в современной психолого-педагогической науке [52].
Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития испытывают трудности в процессе оперирования образами предметов и объектов, выделения наиболее существенных свойств, обобщения предметного содержания представлений с окружающей действительностью. Безусловно, от уровня сформированности наглядно- 4
образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития зависит успешность освоения основной образовательной программы начального общего образования в целом, а также каждой учебной дисциплины, в частности.
Объект исследования - наглядно-образное мышление у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс составления и апробации коррекционно-развивающей программы по совершенствованию наглядно­образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в практике специального психолога.
Цель исследования - составление методических рекомендаций педагогам, направленных на совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по результатам частичной апробации коррекционно-развивающей программы.
В соответствии с целью исследования, определены задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую
литературу и другие источники по проблеме исследования.
2. Спланировать, организовать, провести констатирующий этап психолого-педагогического эксперимента по выявлению уровней сформированное™ наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и проанализировать его результаты.
3. Подобрать и обосновать выбор направлений коррекционно­развивающей работы специального психолога по совершенствованию наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4. Составить и апробировать коррекционно-развивающую
программу, направленную на совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, составить методические рекомендации педагогам.
5. Оформить выпускную квалификационную работу согласно требованиям.
Методы и методики исследования. Теоретический метод, используемый в выпускной квалификационной работе - изучение психолого­педагогической литературы и других источников по проблеме исследования. Эмпирические методы такие, как: беседа с испытуемыми, наблюдение за испытуемыми во время учебной и внеучебной деятельности, психолого­педагогический эксперимент. Методики исследования: «Цветные матрицы Равена», «Нелепицы», «Исключение четвертого лишнего», «Чего не хватает на рисунках».
База исследования - ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №9, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. Объём работы 67 страниц машинописного текста. Список источников и литературы составляет 52 источника. Количество приложений к выпускной квалификационной работе - 17.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав литературные источники по проблеме исследования, можно сделать вывод, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития к 7 летнему возрасту ведущим видом мышления остаётся наглядно-образное мышление. Выявлены следующие особенности наглядно-образного мышления: трудности включения образов предметов, явлений из жизненного опыта, в процессе выделения наиболее существенных свойств, признаков, обобщения предметного содержания представлений с окружающей действительностью, которые послужили основой проведения констатирующего этапа психолого-педагогического эксперимента.
Целью констатирующего этапа психолого-педагогического эксперимента было выявление уровней сформированности наглядно­образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. После этого, были проанализированы полученные результаты.
На основании результатов констатирующего этапа психолого­педагогического эксперимента дан обзор и сделано обоснование направлений коррекционно-развивающей работы специального психолога, составлена коррекционно-развивающая программа, направленная на совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Данная коррекционно-развивающая программа включает 3 блока работы специального психолога: работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития, работа с законными представителями детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, работа с педагогами образовательной организации, которая во время производственной и преддипломной практик на базе исследования была частично апробирована. Проведенный промежуточный мониторинг показал, что динамика после частичной апробации положительная, но до конца мы не можем определить эффективность, так как необходима дальнейшая апробация коррекционно­-развивающей программы.
Таким образом, поставленная цель и задачи выпускной квалификационной работы были достигнуты.


1. Алмазова, О. В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / О. В. Алмазова. - Екатеринбург, 1997. - 227 с.
2. Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учеб. пособие / О. В. Алмазова. - Екатеринбург : Издатель Калинина Г. П., 2007. - 227 с.
3. Белопольская, Н. Л. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития [Текст] : автореф. дис. ... канд. псих. наук. / Н. Л. Белопольская. - Моск. ун-т.
• Москва, 1976. - 21 с.
4. Белькович, В. Ю. Развитие наглядно-образного мышления младших школьников в учебном процессе при ознакомлении с природой [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Ю. Белькович. - Омск. гос. ун-т.
• Омск, 2005. - 22 с.
5. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие. - М. : Изд-во «НЦ ЭНАС», 2001. - 136 с.
6. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития [Текст] / Т. А. Власова, К. С. Лебединская // Дефектология. - 1975. - № 6. - С. 8-17.
7. Галанжина, E. С. Некоторые аспекты развития образного
мышления младших школьников [Текст] / Е. С. Галанжина // Искусство в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы. - Курский
государственный ун-т. - Курск, 2001. - С. 46-47.
8. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 9, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» [Электронный ресурс]. - URL : http://ekb-school18.ucoz.ru/ (дата обращения: 18.09.2018 г.).
9. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М. : Педагогика, 1984. - 256 с.
10. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] : пособие для учит. и спец. коррекционно-развивающего обучения / под ред. С. Г. Шевченко. - М. : АРКТИ, 2001. - 224 с.
11. Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития [Текст] : метод. пособие /
З. М. Дунаева. - М. : Советский спорт, 2006. - 143 с.
12. Емелина, Д. А. Задержки темпа психического развития у детей [Текст] / Д. А. Емелина, И. В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 2011. - № 3. - С. 11-16.
13. Иванов, Е. С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе [Текст] / Е. С. Иванов // Дети с временными задержками развития / под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М. : Педагогика, 1971. - С. 63-66.
14. Имамиева, Е. В. Изучение взаимосвязи учебной мотивации и уровня сформированности наглядно-образного мышления у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Е. В. Имамиева // Специальное образование. - 2010. - № 1. - С. 119-122.
15. Калинина, Ю. А. Особенности формирования наглядно-­образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Ю. А. Калинина, О. В. Алмазова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. - Екатеринбург, 2013. - С. 215-217...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ