РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ПЛАСТИЧЕСКОГО ИНТОНИРОВАНИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
СРЕДСТВАМИ ПЛАСТИЧЕСКОГО ИНТОНИРОВАНИЯ НА
МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ 7
1.1. Проблема развития музыкального восприятия у детей в
педагогике искусства 7
1.2. Понятие «пластическое интонирование» в современной
педагогике 21
1.3. Педагогический потенциал пластического интонирования в
развитии музыкального восприятия у дошкольников 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ПЛАСТИЧЕСКОГО ИНТОНИРОВАНИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЯХ В ДОУ 33
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы по развитию
музыкального восприятия у дошкольников 33
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию
музыкального восприятия у дошкольников средствами пластического интонирования на музыкальных занятиях в ДОУ 49
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по развитию музыкального
восприятия у дошкольников 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Актуальность. Формирование музыкальной культуры дошкольников неосуществимо без развития у них музыкального восприятия, которое формируется в музыкальной деятельности. При условии того, что она будет осуществляться интенсивнее и разнообразнее, процесс музыкального развития будет проходить намного успешнее и плодотворнее, вследствие чего, будет успешно достигнута цель музыкального воспитания. Именно поэтому развитие музыкального восприятия представляет собой важное условие в успешном формировании музыкальной культуры воспитанников. Перед педагогом стоит проблема выбора методов, приемов, технологий для полноценного развития музыкального восприятия у дошкольников.
Поскольку характерной чертой в дошкольном возрасте является малая дифференцированность восприятия, связано оно с действиями, а произвольное внимание еще слабое (Г.С.Тарасов, В.М.Терентьева, В.М.Подуровский, Н.В.Суслова), то оптимальным для детей данного возраста будет применение метода пластического интонирования.
Слушая и исполняя музыку, мы часто видим пластические образы, связанные с ней, то есть ощущаем заложенный в ней образ движений. Жест, движение являются средством раскрытия конкретного музыкального содержания, средством воздействия на исполнителя. Пластическое выражение музыки, прежде всего, проявляется в том, что восприятие музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, передающими временный ход музыкального движения (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский).
С помощью метода пластического интонирования дети глубже воспринимают музыку. Его можно применять в вокально-хоровой работе, в музыкально-ритмических движениях, в слушании музыки, в игре на детских музыкальных инструментах - во всех видах музыкальной деятельности (Т.Е. Вендрова, В. Коэн, Л.В. Школяр, Т.П. Королева).
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию (далее ФГОС ДОО), художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства. Музыкальная деятельность содержит в себе развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства, формирование основ музыкальной культуры, знакомство с элементарными музыкальными понятиями, жанрами, а также воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Однако реализация данных требований осуществляется не в полной мере. Восприятие музыки на музыкальных занятиях в детском саду является важной и неотъемлемой частью музыкального развития дошкольников. Одним из главных компонентов восприятия музыки является эмоциональная отзывчивость, которая главным образом выражается через двигательную активность ребенка. Но, как показывает практика, метод «пластического интонирования», используется на музыкальных занятиях при слушании музыки не так часто, зачастую и вообще не используется, что лишает ребенка более глубоко прочувствовать музыкальный образ, осознать содержание музыкального произведения.
Исходя из этого, возникает противоречие:
• между требованиями ФГОС ДОО к результатам освоения образовательной программы дошкольниками и недостаточной реализацией данных требований в содержании музыкального занятия в дошкольном образовательном учреждении;
• между необходимостью осознанного понимания содержания музыки дошкольниками и недостаточным использованием метода «пластическое интонирование» на музыкальных занятиях как эффективного метода, обладающего необходимым педагогическим потенциалом при восприятии музыки.
Анализ выделенных противоречий позволил сформулировать проблему исследования, суть которой состоит в поиске методических путей развития у детей дошкольного возраста музыкального восприятия в единстве его различных видов и форм средствами пластического интонирования.
В рамках данной проблемы была выбрана тема исследования «Развитие музыкального восприятия у дошкольников средствами пластического интонирования на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: выявить методы, приемы, задания и упражнения, базирующиеся на методе пластического интонирования, способствующие развитию музыкального восприятия дошкольников.
Объект исследования: педагогический процесс развития
музыкального восприятия у дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.
Предмет исследования: методы, приемы, задания, упражнения, базирующиеся на методе пластического интонирования, способствующие развитию музыкального восприятия у дошкольников.
Гипотеза содержит предположение о том, что применение пластического интонирования на музыкальных занятиях в детском саду будет способствовать пониманию и выражению детьми смысла музыкальных произведений, способствовать более осмысленному восприятию музыки, если:
• метод пластического интонирования будет систематически использоваться в образовательном процессе, в разных видах музыкальной деятельности;
• обучение будет строиться на комплексе и на взаимосвязи общедидактических и специфических методах музыкального образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «музыкальное восприятие».
2. Раскрыть педагогический потенциал пластического
интонирования в развитии музыкального восприятия у дошкольников.
3. Определить диагностический инструментарий исследования развитости музыкального восприятия.
4. Проверить эффективность методов и приемов пластического интонирования для развития музыкального восприятия у дошкольников.
5. Представить результаты опытно-поисковой работы по развитию музыкального восприятия у дошкольников средствами пластического интонирования на музыкальных занятиях в детском саду.
Методологическая основа исследования: теория музыкальных способностей (Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов); музыкально-педагогические концепции психологии музыкального восприятия (Е.В.Назайкинский, Б.М.Теплов, Д.Б. Кабалевский, Б.В.Асафьев, О.П. Радынова); интонационная теория музыки (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский); концепция музыкального обучения и воспитания детей (К.Орф, Д.Б.Кабалевский); педагогическая концепция эстетического развития детей средствами музыки (Н.А. Ветлугина); концепция о единстве эмоционального и сознательного в восприятии музыки (Б.В. Асафьев); теоретические положения о сущности пластического интонирования (Т.Е.Вендрова, В.Коэн, Э.Жак-Далькроз).
Методы исследования:
• теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по исследуемой проблеме; изучение и обобщение педагогического опыта, сравнение, синтез);
• эмпирические (опытно-поисковая работа, наблюдение, беседа, опрос).
Опытная база исследования: МА ДОУ «Детский сад
комбинированного вида №56» г. Асбеста, Свердловской области.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, результаты опытно-поисковой работы позволили сделать следующие выводы:
1. Аналализ научно-педагогической литературы позволил выбрать и взять за основу исследования следующее понятие «музыкальное восприятие»: это «прочувствованное и осмысленное восприятие, направленное на постижение тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический и художественный феномен» (Е.В. Назайкинский) [30].Также, за основу исследования были взяты идеи Б.М.Теплова о связи восприятия музыки с двигательными реакциями. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее движением, что обостряет музыкальное переживание, делая его более осознанным.
2. В опоре на вышесказанные позиции нами было взято за основу исследования определение «пластическое интонирование» Т.Е. Вендровой, Она определяет пластическое интонирование как «эмоционально-моторный компонент восприятия музыки», полагает, что привлечение движений помогает активизировать восприятие музыки, выражать ее интонационнообразное содержание через жест, характерные движения.
3. Были выделены следующие проблемы музыкального восприятия у детей. Восприятие музыки - сложное многоуровневое явление. Для дошкольников оно представляет большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусств. Это связано со спецификой и сложностью музыкального образа, а также с возрастными особенностями ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте, восприятие отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Оно часто носит импульсивный характер, выражается в спонтанных, сиюминутных моторных реакциях ребенка на звучащую музыку, что иногда мешает ему выразить свои чувства и мысли по отношению к музыке словами. Значительно легче для него выразить это в пластике движений. По этой причине, изначально важно помочь ребенку услышать и осмыслить музыку, погрузиться в мир ее образов.
4. В связи с вышесказанным, на констатирующем этапе был определен диагностический инструментарий исследования. Для этого были разработаны критерии, показатели диагностического инструментария для выявления уровня развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста, направленных на решение задач опытно-поисковой работы.
5. Для реализации задач, поставленных на формирующем этапе
исследования, были определены и использованы следующие методы. Общедидактические: наглядно-слуховые, наглядно-зрительные (карточки,
иллюстрации, игрушки, рисунки), словесные (рассказ, беседа, пояснения, загадки), практические (игровые, метод упражнений). Методы музыкальной педагогики такие как: метод контрастных сопоставлений, методы уподобления характеру звучания музыки (моторно-двигательное уподобление
эмоционально-образному содержанию музыки, словесное уподобление, вокальное уподобление и т.д.), метод активного слушания музыки, метод обогащения музыкального опыта детей, метод проблемного обучения, концентрический метод.
6. Были определены и использованы приемы пластического интонирования: пластические этюды, «свободное дирижирование», прием «музыкальных зеркал» (В.Коэн), инсценировка песни, имитация игры на музыкальных инструментах, пластические импровизации, танцевальные движения, моделирование жестами ритмической выразительности музыки. Для их реализации был разработан комплекс творческих заданий, упражнений, игр, направленных на решение задач опытно-поискового исследования.
7. С целью выявления динамики развития музыкального восприятия была проведена начальная диагностика (констатирующий этап) и итоговая диагностика (контрольный этап) развитости музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Сравнительный анализ результатов начальной и итоговой диагностики показал, что у старших дошкольников по всем трем критериям были положительные изменения. На контрольном этапе работы были зафиксированы следующие результаты: высокий уровень поднялся на 35% (с 34% до 69%), средний уровень был 44%, снизился до 31%, низкий уровень был 22%, снизился до 0%. Данные результаты доказывают эффективность и результативность используемых методов, приемов, заданий, упражнений, которые были разработаны и апробированы в ходе работы.
8. Таким образом, гипотеза исследования доказана, а метод пластического интонирования, на основе которого разработаны приемы, задания, упражнения, является эффективным для развития музыкального восприятия дошкольников.
Исследование может быть продолжено в изучении возможностей метода пластического интонирования у детей дошкольного возраста других возрастных групп.
1. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога - музыканта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. пед. заведений. М. : Академия, 2002. 272 с.
2. Акишина Е.М. Содержание музыкального произведения в
социокультурном контексте: педагогические возможности изучения. [Электронный ресурс]: сетевой электрон. науч. журн. «Педагогика искусства». М. : 2015.: http://www.art-
education.ru/sites/default/files/journal pdf/akishina 243-249.pdf.
3. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1983. 224 с.
4. Арановский М.Г. Концепция Б.В.Асафьева // Искусство и музыка. Вып.6. М. : Просвещение, 2012. С.61-85.
5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л. : Музыка, 1971. 376 с.
6. Белобородова В.К. Развитие музыкального восприятия младших школьников // Музыкальное воспитание в школе. Вып.13. М. : Музыка, 1978. С. 54-66.
7. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. М. : Академия, 1996. 496 с.
8. Вендрова Т.Е. Интонационное учение Б.В. Асафьева как одна из основ новой программы по музыке для общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М. : Академия, 1981. 153 с.
9. Вендрова Т. Е. «Пластическое интонирование» музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе. Вып.1. М. : Академия, 1997. С. 61 - 64.
10. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы:
программа для детей дошкольного возраста по музыкальному
воспитанию. М. : Мозаика-Синтез, 2014. 240 с.
11. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду М. : Просвещение, 1989. 270 с.
12. Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособие для студ. пед. институтов. М. : Просвещение, 1983. 276 с.
13. Власенко Н.А. Пластическое интонирование на уроке // Музыка в школе. Вып.3. М. : Музыка, 2014. С. 4-10.
14. Выготский Л. С. Восприятие и его развитие в детском возрасте: в 6 т. М. : Педагогика, 1982. Т. 3. 295 с.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском саду. Психологический очерк: книга для учителя. М.: Просвещение, 1981. 168 с...