ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ
ИНСТРУМЕНТАХ
1.1.Понятие музыкальных способностей в психолого-педагогической литературе е
1.2.Элементарные музыкальные инструменты на занятиях в дошкольном образовательном учреждении
1.3.Игра на музыкальных инструментах на занятиях в дошкольном образовательном учреждении
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ НА
МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ 26
2.1 Начальная диагностика развитости музыкальных способностей
старших дошкольников
2.2 Методы и приемы развития музыкальных способностей
дошкольников в процессе игры на музыкальных инструментах
2.3 Итоговая диагностика развитости музыкальных способностей
старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Актуальность. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) утвержденном 17 октября 2013 года указывается на необходимость развития одной из важных сфер личности ребенка дошкольного возраста - эмоциональной сферы. В данном стандарте развитие эмоциональной сферы является одной из важнейших составляющих различных направлений, которые прописаны в ФГОС.
Эмоциональная отзывчивость, по словам Б.М. Теплова, как способность эмоционально отзываться на музыку связана с одной из важнейших музыкальных способностей.
Развитие музыкальных способностей всегда было главной задачей, стоящей перед педагогами-музыкантами дошкольных учреждений. Способности позволяют дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности, что обеспечивает осознание особенностей музыкального языка. Эта способность может быть рассмотрена на примере игры на музыкальных инструментах.
Над проблемой развития музыкальных способностей дошкольников в данном виде исполнительства - игре на музыкальных инструментах, совместно с Н. А. Метловым в двадцатые годы работали такие выдающиеся педагоги как Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, М.А. Румер.
Так, Т.С. Бабаджан занималась проблемой развития музыкальных способностей в раннем и младшем возрасте, о чем свидетельствует ее труд «Музыкальное воспитание детей раннего возраста». Ю.А. Двоскина и М.А. Румер работали над разработкой о развитии музыкально-ритмических способностей. Н.А. Метлов был первым педагогом-новатором в России, начавшим вести занятия с детьми по игре на элементарных музыкальных инструментах для развития их музыкальных способностей. Работы этих авторов продолжают совершенствовать современные педагоги-музыканты: Т.Э. Тютюнникова, С.П. Бублей, И.Г. Лаптева и М.С. Трубникова.
Результат успешных исследовательских работ нашел отражение в программе по музыкальному воспитанию в ДОУ. В частности, в парциальной программе по музыкальному воспитанию в детском саду «Ладушки» И.А..Новоскольцевой и И.М. Каплуновой используется, наряду с разными видами музыкальной деятельности, музицирование.
В результате многолетнего экспериментального исследования педагогов Т.Э. Тютюнниковой, С.П. Бублей, И.Г. Лаптевым и М.С. Трубниковой была доказана возможность и необходимость обучения игре на детских музыкальных инструментах по слуху.
Л.Р. Меркулова создала программу «Оркестр в детском саду». Автор сочетает обучение детей игре на музыкальных инструментах с изучением нотной грамоты. В своей программе Л.Р. Меркулова обратила внимание на формирование эмоционального сопереживания и осознания музыки посредством музицирования.
Т. Э. Тютюнникова, продолжающая традиции музыкального образования К. Орфа, разработала программу «Элементарное музицирование с дошкольниками».
Автор программы «Играем в оркестре по слуху» М.С. Трубникова и авторы программы «Ладушки» И.А. Новоскольцева, И.М. Каплунова подчеркивают, что у дошкольников при обучении «достаточно легко формируется деятельность подбора мелодий по слуху при игре на детских музыкальных инструментах» [31. 73с.]. Все выше указанные авторы
доказывают, что в процессе инструментального музицирования идет музыкальное и общее развитие детей.
Авторы указанных программ развивают музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный,
метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический-чувство музыкальной формы.
На разных этапах становления музыкальной педагогики (зарубежной и отечественной) существуют различные подходы к развитию музыкальных способностей. В своих работах отразились исследования по развитию музыкальных способностей у Б.М. Теплова, В.П. Анисимова, Н.А. Ветлугиной, А.К. Гогоберидзе, Д.К. Кирнарской, Т.В. Пчелкиной.
Эти выдающиеся педагоги - музыканты занимались исследованиями развития музыкальных способностей посредством разных видов музыкальной деятельности: восприятия, сольного и хорового пения, музыкально-ритмическая деятельности, игры на детских музыкальных инструментах.
Однако, все-таки, такому важному фрагменту музыкального занятия в дошкольном образовательном учреждении как игра на музыкальных инструментах в программах, методических пособиях, методических статьях уделяется недостаточно внимания.
Вследствие этого возникает противоречие между требованиями ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования по обеспечению эмоционального развития и недостаточностью способов развития эмоциональной сферы дошкольников, в частности при игре на музыкальных инструментах.
Выделенное противоречие позволило определить проблему этой работы: поиск, определение и теоретическое обоснование путей развития эмоциональной сферы у дошкольников посредством игры на музыкальных инструментах.
Наличие противоречия и выявленной проблемы помогло сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Игра на элементарных музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников».
Цель работы: рассмотреть и апробировать методы развития музыкальных способностей старших дошкольников посредством игры на музыкальных инструментах.
Объект исследования: процесс музыкального образования старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: методы развития музыкальных способностей старших дошкольников в процессе игры на музыкальных инструментах.
Гипотеза: можно предположить, что применяя разнообразные методы и игровые технологии, можно формировать интерес и положительное отношение к этому виду музыкальной деятельности, что будет способствовать развитию их музыкальных способностей: ритмического и ладового чувства, а также способности к слуховым представлениям.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1) Рассмотреть основное понятие «музыкальные способности» в психолого-педагогической литературе.
2) Выявить набор элементарных музыкальных инструментов, используемых на музыкальных занятиях дошкольников.
3) Рассмотреть игру на музыкальных инструментах как часть
музыкального занятия в дошкольном образовательном учреждении.
4) Провести диагностику развитости музыкальных способностей
старших дошкольников.
5) Определить методы и приемы развития музыкальных способностей дошкольников в процессе игры на музыкальных инструментах.
Теоретическая основа исследования: теория психологии
музыкальных способностей (Б.М. Теплов, Д.К. Кирнарская); теория развития музыкальных способностей дошкольников (Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, К.В. Тарасова); теория развития воображения и творчества у детей (Л.С. Выготский, Л.А. Виноградов); педагогические концепции мотивации и навыков Э.П. Костиной (Г.А. Семячкина, Т.А. Рокитянская, Н.Г. Кононова, Н.А. Ветлугина, С.П. Бублей, Н.Н. Алпарова, Л.И. Шабашов и др.).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке содержания занятий, в составлении перечня музыкального инструментария для использования на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях
Материал работы может быть использован музыкальными руководителями детских садов.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ и синтез идей по развитию музыкальных способностей ребят, моделирования, обобщение через жанр;
• Эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, сравнение, изучение музыкально-педагогического опыта.
Внедрение результатов работы проходило на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №3 «Золотой ключик» города Сысерти Свердловской области, на десяти дошкольниках старшей группы «Ягодка» и десяти дошкольниках старшей группы «Звездочки».
Апробация выпускной квалификационной работы проходила в процессе выступления на методическом объединении в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении №3 «Золотой ключик». А также в процессе публикаций работ автора В.К.Р.:
• «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» // Проблемы и перспективы развития музыкального и художественного образования, Екатеринбург, 2017.
• Снятие зажима и закомплексованности у дошкольников во время выступлений на сцене, опубликованная на сайте «Вестник педагога» http://vestnikpedagoga:ru//servisy/pyblik/publ?id=13796.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Изучение и анализ литературы, результаты опытно - поисковой работы позволили сформулировать следующие выводы:
1. Рассмотреть основные понятия «музыкальные способности» психолого-педагогической литературе.
Было рассмотрено понятие «Музыкальные способности», которое трактуется, как эмоциональная отзывчивость, музыкальное воображение, интеллект, музыкальное мышление, слух, чувство ритма, память.
2. Был выявлен набор следующих элементарных музыкальных инструментов, используемый на музыкальных занятиях дошкольников: буковые палочки, бубны, трещотки, колотушки, барабаны, струнные, духовые и металлические музыкальные инструменты.
3. Игра на музыкальных инструментах является частью музыкального занятия в дошкольном образовательном учреждении. В процессе, который постоянно совершенствуется ритмически.
4. Диагностика включала критерии:
Ладовое чувство
Музыкально - слуховые представления
Чувство ритма
Диагностика включала творческие задания - игры:
Игра «Найди отгадку»
Игра «Что это такое?»
Игра «Паровоз музыку везет»
Игра «Эхо»
Восприятие музыки и отображение ее характера
Каждое задание оценивалось высоким, средним и низким уровнями. Констатирующий этап эксперимента показал преобладание низкого и среднего уровня развития музыкальных способностей детей. А в конце учебного года, после констатирующего этапа результаты музыкальных способностей старших дошкольников намного выросли
Старшим дошкольникам экспериментальной группы нравились тестовые задания - игры, дети с удовольствием играли, результаты заносились в таблицу. Они показали, что уровень музыкальных способностей намного вырос.
5. Методы при этом были:
Наглядный
Слуховой
Практический
Итоговая диагностика проводилась с теми же детьми, она показала улучшение результатов по критерию «Ладовое чувство» и «Музыкально - слуховые представления», а также «чувство ритма».
В начале поисково - исследовательской работы нами была поставлена гипотеза: можно предположить, что применяя разнообразные методы и игровые технологии, можно формировать интерес и положительное отношение к этому виду музыкальной деятельности (игра на элементарных музыкальных инструментах), что будет способствовать развитию их музыкальных способностей: ритмического и ладового чувства, а также способности к слуховым представлениям полностью доказана, что доказывают результаты диагностических исследований.
1. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта. М.: Академия, 2002. 268с.
2. Алпарова Н.Н., Николаев В.А. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Весна идет. М.: Владос, 2004.163с.
3. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. М.: ВЛАДОС, 2004.153с.
4. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 117 с.
5. Артемьева И.В. Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников http://www.albest.ru/e.lanbook.com/element.php?pII/
6. Бублей С.П. Детский оркестр. Л.: Музыка, 1989. 109с.
7. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1957. 184с.
8. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: Просвещение, 1958. 62с.
9. Ветлугина Н.А. Детский оркестр: С методическими указаниями. М.: Музыка. 1975. 95с.
10. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1972, 97с.
11. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Музыка, 1968.146 с.
12. Ветлугина Н.А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Музыка, 1989. 105с.
13. Виноградов Л.А. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. СПб.: Речь, Образовательные проекты, 2009. 91с.
14. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М.: Музыка, 1967. 127с.
15. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр Академия, 2005. 214с...