ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА МЕДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ 8
1.1. Медные духовые инструменты: отличительные особенности, исторические аспекты развития, становление методики
обучения 8
1.2. Строение и музыкально-исполнительские возможности
современных медных духовых инструментов 16
1.3. Базовые навыки исполнительства на медных
духовых инструментах 26
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ПОДРОСТКОВ НАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ИГРЫ НА МЕДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 42
2.1. Подросток как субъект обучения игре на медных
духовых инструментах 42
2.2. Условия и организация опытно-поисковой работы 46
2.3. Организация и содержание процесса формирования
начальных навыков игры на медных духовых инструментах 51
2.4. Динамика сформированности у обучающихся начальных
навыков игры на медных духовых инструмента 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
Актуальность.
Традиции музыкального исполнительства на медных духовых инструментах складывались на протяжении многих веков. Возникнув в глубокой древности, медные духовые инструменты сопровождали человека в бою, на праздниках, торжествах. Медные духовые инструменты прошли длительный путь технического совершенствования, последовательно расширявшего их музыкально-исполнительские возможности. В настоящее время медные духовые инструменты составляют отдельную группу в составе симфонического и эстрадно-джазового оркестров; входят в состав духового оркестра - неотъемлемого элемента армейской жизни, торжественных ритуалов, праздничных мероприятий. Данные традиции необходимо сохранять и развивать на всех уровнях: от профессиональных оркестров до любительских коллективов, а для этого нужна подготовка соответствующих музыкально-исполнительских кадров. Сохранение и преумножение традиций музыкального исполнительства на медных духовых инструментах является важной и актуальной задачей музыкального образования на всех его уровнях.
Обучение игре на большинстве медных духовых инструментов начинается, как правило, в подростковом возрасте, когда физические возможности растущего школьника входят в соответствие с особенностями звукоизвлечения инструментов данной группы. Обучение может осуществляться в различных условиях, в том числе, в детской музыкальной школе. Музыкально-образовательный процесс в детской музыкальной школе регламентируется Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты». Данные требования, в числе прочего, направлены на «приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на духовых инструментах (..., валторна, труба, ... туба, тромбон)», «приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства», «приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям духового и (или) эстрадно-джазового оркестра», а также «формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства» [40].
Совершенно очевидно, что для выполнения перечисленных, а также многих других требований необходимо с самого начала обучения заложить грамотную техническую базу: правильно сформировать у обучающихся основные музыкально-исполнительские навыки.
Вопросы формирования основных (базовых) музыкально -
исполнительских навыков при обучении на медных духовых инструментах находят освещение в основополагающих учебных пособиях, авторами которых являются выдающиеся музыканты-исполнители В. М. Блажевич, Т. А. Докшицер, А. К. Лебедев. Методические аспекты формирования различных музыкально-исполнительских навыков в процессе обучения игре на медных духовых инструментах нашли освещение в работах Б. К. Дикова, А. П. Митронова, А. Селянина, Ю. В. Усова, Ю. О. Ягудина. На данные работы опираются современные авторы, продолжающие разрабатывать методические аспекты формирования базовых навыков игры на медных духовых инструментах: А. Л. Асмоловский, Д. А. Балагур, В. М. Блажевич, Н. В. Волков, С. П. Крылов, Н. Л. Куров, Б. А. Пронин, А. Е. Харитонов и др. Однако следует признать, что методика обучения игре на медных духовых инструментах разработана, по преимуществу, в аспекте подготовки профессионального музыканта-исполнителя в средних профессиональных и высших учебных заведениях искусства и культуры, а также применительно к условиям военных духовых оркестров.
Вопросы обучения подростков игре на медных духовых инструментах нашли освещение в работах О. Т. Нежинского и А. В. Поддубного, однако данные работы выполнены на базе детских духовых оркестров Дворцов творчества и, при общности задач формирования начальных навыков, в них не находят отражения специфические особенности музыкально - образовательного процесса детской музыкальной школы.
Таким образом, возникают противоречия между:
• разработанностью методики обучения игре на медных духовых инструментах применительно к подготовке профессиональных музыкантов- исполнителей и недостаточной разработанностью методики обучения игре на медных духовых инструментах подростков в условиях детской музыкальной школы;
• методической обеспеченностью процесса формирования базовых музыкально-исполнительских навыков при обучении игре на медных духовых инструментах (упражнения, этюды, музыкальные произведения) и недостаточной адаптацией данного материала применительно к обучению подростков в детской музыкальной школе.
Из данных противоречий вытекает проблема исследования, суть которой состоит в поиске результативных методических путей формирования музыкально-исполнительских навыков у подростков, обучающихся игре на медных духовых инструментах в условиях детской музыкальной школы.
В русле данной проблемы сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Формирование у подростков начальных навыков игры на медных духовых инструментах в условиях детской музыкальной школы».
Объект: процесс обучения подростков игре на медных духовых инструментах в детской музыкальной школе.
Предмет: методы, приемы, упражнения для формирования начальных навыков игры на медных духовых инструментах.
Цель: отобрать методы, приемы, упражнения для формирования начальных навыков игры на медных духовых инструментах у подростков и проверить их результативность.
Гипотеза. Процесс формирования начальных навыков игры на медных духовых инструментах у подростков в детской музыкальной школе будет результативным, если:
• на первом уроке ознакомить обучающегося с историей развития музыкального инструмента, его современной конструкцией и музыкально- исполнительскими возможностями; продемонстрировать начальные навыки и разъяснить их роль в овладении искусством игры на данном инструменте;
• на дальнейших уроках формировать в комплексе умения правильной постановки игрового аппарата, дыхания, амбушюра и управления механизмом инструмента (вентильным или кулисным), последовательно переходя от внешнего контроля педагога к самоконтролю обучающегося и автоматизации освоенного умения;
• использовать методы (наглядные, словесные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, размышлений о музыке) и упражнения: тренировочные без инструмента, тренировочные с мундштуком, базинг, музыкальные упражнения (исполнение звуков, интервалов, гамм, мелодий).
Задачи:
1. Рассмотреть отличительные особенности, исторические аспекты развития, современное строение и музыкально-исполнительские возможности медных духовых инструментов.
2. Охарактеризовать базовые навыки исполнительства на медных духовых инструментах и методические рекомендации по их формированию.
3. Проанализировать особенности возрастного развития подростков, значимые для организации процесса обучения игре на медных духовых инструментах.
4. Отобрать методы, приемы, упражнения, способствующие формированию начальных исполнительских навыков у подростков при обучении игре на медных духовых инструментах в детской музыкальной школе и проверить их результативность.
Теоретико-методологическая основа: теоретические положения исследований в области музыкального исполнительства на медных духовых инструментах (И. А. Барсова, С. С. Газарян, Б. Т. Кожевников, Д. В. Свечков, И. Н. Соллертинский, Ю. В. Усов); теоретические положения о сущности базовых музыкально-исполнительских навыков и особенностях их формирования при обучении игре на медных духовых инструментах (Ж. Арбан, А. Л. Асмоловский, Д. А. Балагур, В. М. Блажевич, Н. В. Волков, А. Ю. Горский, Б. К. Диков, Т. А. Докшицер, С. П. Крылов, Н. Л. Куров, А. П. Митронов, Б. А. Пронин, А. Е. Харитонов, Ю. О. Ягудин);
теоретические положения об особенностях возрастного развития подростков (А. С. Белкин, Л. И. Божович, В. А. Крутецкий, В. С. Мухина); теоретические положения, определяющие последовательность обучения подростков игре на медных духовых инструментах (О. Т. Нежинский, А. В. Поддубный).
Методы исследования:
• теоретические: анализ литературы по проблеме и теме
исследования, сравнение, обобщение, систематизация;
• эмпирические: педагогическое наблюдение, опытно-поисковая
работа, мониторинг.
База исследования:
МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 1» г. Асбеста Свердловской области.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
По результатам выполнения поставленных в выпускной квалификационной работе задач мы пришли к следующим выводам:
1. Медные духовые инструменты зародились в глубокой древности и прошли многовековой путь технического совершенствования. Новые возможности медных духовых инструментов стимулировали развитие музыкального искусства и методики обучения исполнительству на данных инструментах. Рубежным моментом явилось изобретение в начале XIX века вентильного и усовершенствование кулисного механизмов, позволившее исполнять на медных духовых инструментах звуки хроматической гаммы. С этого момента медные духовые инструменты обрели свой современный вид и заняли свое современное место в составе симфонического оркестра.
2. Под базовыми навыками понимаются музыкально-исполнительские навыки, характерные для всех инструментов группы медных духовых. Данные навыки конкретизируются с учетом величины инструмента и особенностей его механизма - вентильного или кулисного. К их числу относятся: навыки правильной (рациональной) постановки корпуса, головы, ног, левой и правой рук на инструменте; навыки дыхания; навыки амбушюра; технические навыки управления механизмом инструмента (вентильным или кулисным). Данные навыки формируются у обучающихся в комплексе, обеспечивая правильное звукоизвлечение, штрихи, фразировку.
3. Подростковый возраст с точки зрения физического развития является
благоприятным для включения в процесс обучения игре на медных духовых инструментах: растет и развивается опорно-двигательный аппарат,
наращивается мышечная масса, увеличивается объем легких, развиваются координационные способности. Однако в процессе обучения подростка игре на медных духовых инструментах следует помнить о том, что физическое развитие отдельных частей растущего организма осуществляется неравномерно, сердечно-сосудистая система находится в стадии формирования, позвоночный столб подвижен, недостаточно развита способность задерживать дыхание, - и учитывать данные особенности при организации занятий. В общении с обучающимся следует учитывать характерные особенности психики подростка: повышенную возбудимость, резкие перепады эмоциональных состояний и настроений, резкость и непримиримость в высказывании мнений и суждений, чувство взрослости, склонность к рефлексии, ориентация на молодежную субкультуру, стремление к самореализации в каком-либо важном деле.
4. Процесс формирования начальных навыков у подростков при обучении игре на медных музыкальных инструментах будет результативным, если: на первом уроке ознакомить обучающегося с историей развития музыкального инструмента, его современной конструкцией и музыкальноисполнительскими возможностями, продемонстрировать начальные навыки и разъяснить их роль в овладении искусством игры на данном инструменте; на дальнейших уроках формировать в комплексе умения правильной постановки игрового аппарата, дыхания, амбушюра и управления механизмом инструмента (вентильным или кулисным), последовательно переходя от внешнего контроля педагога к самоконтролю обучающегося и автоматизации освоенного умения на уровне навыка; использовать методы (наглядные, словесные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, размышлений о музыке) и упражнения: тренировочные без инструмента, тренировочные с мундштуком, базинг, музыкальные упражнения (исполнение звуков, интервалов, гамм, мелодий).
5. Сопоставительный анализ результатов четырех оцениваний, проведенных в процессе опытно-поисковой работы, показал результативность выбранных способов организации процесса обучения подростков игре на медных музыкальных инструментах в детской музыкальной школе, отобранных методов, приемов, упражнений. Начальные навыки игры на медных духовых инструментах формировались первоначально как умения с переходом от внешнего контроля педагога за правильностью выполнения действия к самоконтролю обучающегося и автоматизации освоенного умения на уровне навыка.
Перспективы исследования связаны с разработкой методических аспектов формирования более сложных музыкально-исполнительских умений и навыков у обучающихся игре на медных духовых инструментах в последующих классах в опоре на начальную базу, заложенную в первый год обучения.
1. Арбан Ж. Н. Школа игры на трубе. М. : Музыка, 1970. 264 с.
2. Асмоловский А. Л. Артикуляционный метод обучения игре на медных духовых инструментах с использованием фонем русского языка. Методическая разработка. - Астрахань : Издательство ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2013. 68 с.
3. Балагур Д. А. Методические рекомендации по обучению игре на тубе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13823.
4. Барсова И. А. Книга об оркестре. М. : Музыка, 1978. 208 с.
5. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2000. 192 с.
6. Блажевич В. М. Школа игры на тубе. М. : Музыка, 1989. 66 с.
7. Божович Л. И. Подростковый возраст // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М. : Академия, 2003. С. 214-219.
8. Валторна [Электронный ресурс] // Энциклопедия музыкальных
инструментов. URL: eomi.ru/brass/french-horn/.
9. Волков Н. В. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах: методическое пособие для детских музыкальных школ, детских школ искусств, средних специальных музыкальных школ / Министерство культуры Российской Федерации. Научно-методический центр по художественному образованию. М., 2002. 80 с.
10. Волков Н.В. Современные понятия «губной аппарат» и «амбушюр» в исполнительском процессе музыканта-духовика // Вестник МГУКИ. 2009. № 5. С. 154-159.
11. Газарян С. С. В мире музыкальных инструментов. М. : Просвещение, 1989. 192 с.
12. Горский А. Ю. Роль базинга в совершенствовании амбушюра исполнителей на медных духовых инструментах // Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски: Материалы четвертой научнопрактической конференции студентов и молодых ученых музыкально - педагогического факультета УрГПУ, 14-15 апреля 2005 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. С. 21-23.
13. Диков Б. К. О дыхании при игре на духовых инструментах. М. : Музгиз, 1956. 101 с.
14. Докшицер Т. А. Система комплексных упражнений трубача. М. : Музыка, 1985. 116 с.
15. Кожевников Б.Т. Инструменты духового оркестра. М.: Музыка, 1984. 142 с...