Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ

Работа №95179

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

музыка

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ
ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ 6
1.1. Теоретические подходы к формированию дикции у подростков в
педагогической и научно-методической литературе
1.2. Психолого-педагогические особенности детей в подростковом
возрасте
1.3. Методика проведения занятий эстрадным вокалом по формированию дикции у подростков
Глава 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ НА
ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ 23
2.1. Диагностика начального уровня сформированности дикции у
23 подростков на занятиях эстрадным вокалом
2.2. Упражнения и задания, направленные на формирование дикции
34 подростков в процессе занятий эстрадным вокалом
2.3. Итоговая диагностика опытно-поисковой работы по
формированию дикции подростков в процессе занятий эстрадным 40 вокалом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

Актуальность исследования. Интерес к эстрадному искусству наиболее активно проявляется с подросткового возраста. Интерес этот не случайный, он связан с изменениями в психологи и физиологии подростка.
Ученые отмечают, что музыка воздействует на развитие подростка: формирует эмоциональную сферу, развивает воображение, фантазию, обостряет восприятие, активирует творческие силы. В певческой деятельности у подростка формируется весь комплекс музыкальных способностей, а владение голосом дает возможность выразить свои чувства в современном, интересном для подростов, эстрадном пении.
Особенностью эстрадного пения является необходимость произносить трудные для выпевания фразы, которые требуют от исполнителя быстрой смены дыхания и хорошей дикции. Ясность и чистота произношения, четкость и разборчивость речи лежат в основе хорошей дикции певца. Важно именно в подростковом возрасте сформировать навыки эстрадного пения, так как формируется голосовой аппарат. К основным навыкам относится дикция. Для обеспечения дикции требуется четкая артикуляция. Для достижения этой цели необходимо использовать систему упражнений для артикулярного аппарата, которые создают нервно-мышечный фон для звучания полноценного голоса, ясную и четкую дикцию, снимают излишнюю напряженность, вырабатывают необходимые мышечные движения артикуляционного аппарата. При проведении музыкальных занятий следует учитывать физиологические особенности подросткового возраста, так как в подростковом возрасте приблизительно с 12-13 лет начинается мутация голоса, голос начинает вести себя непредсказуемо. Педагогу требуется обеспечить максимально комфортную обстановку на занятиях.
Изучение педагогической и научно-методической литературы по проблеме формирования дикции у подростков на занятиях эстрадным вокалом, позволили установить противоречия на занятиях эстрадным вокалом между изученностью вопроса формирования дикции в вокальной педагогике и недостаточностью методик в формировании дикции подростков на занятиях эстрадным вокалом.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: как развить певческий навык подростка - дикцию, подобрав упражнения, способствующие формированию дикции на занятиях эстрадным вокалом.
Актуальность и интерес к проблеме обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование дикции у подростков на занятиях эстрадным вокалом».
Цель работы - теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность упражнений, способствующих формированию дикции у подростков на занятиях эстрадным вокалом.
Объект исследования - процесс формирования дикции у подростков на занятиях эстрадным вокалом.
Предмет исследования - упражнения по формированию дикции у подростков на занятиях эстрадным вокалом.
Гипотеза исследования: эффективное формирование дикции у подростков будет, если в учебный процесс будут введены специальные упражнения, направленные на формирования дикции у подростков на занятиях эстрадным вокалом и учтены индивидуальные особенности детей .
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы были определены задачи исследования:
1. Изучить педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить психолого-педагогические особенности подросткового возраста.
3. Обобщить методические рекомендации для музыкальных занятий эстрадным вокалом при формировании дикции у подростков.
4. Систематизировать упражнения по формированию дикции у подростков на занятиях эстрадным вокалом.
5. Провести опытно-поисковую работу по внедрению в практическую деятельность подобранных упражнений.
Методологической основой исследования являются: основные положения теории и методики развития голоса детей и подростков И.Б. Бархатовой, Н.А.Ветлугиной, А.Е Варламова, А.М.Вербова.
Н.Б. Гонтаренко, Н.Дилецкого, В.В. Емельянова, И.И.Левидова, А.И. Морозова, И.Незайнинского, Л.В. Романовой; психологические исследования процесса перестройки всего организма ребенка в период его подросткового возраста Л.С. Выготского, Ю.В. Котеловой, В.С. Мухиной, диагностические методики А.И.Фотеевой.
Методы исследования: теоретические: анализ литературы по проблеме и теме исследования, сравнение, сопоставление, систематизация; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, опытно-поисковая работа.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в
общеобразовательной МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 5» п. Троицкий Талицкого района Свердловской области в процессе деятельности школьной вокальной студии для подростков «Сияние».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Правильная речь, разговаривающего или поющего подростка, имеющая четкую дикцию, играет особую роль в становлении личности подростка. Язык и речь всегда рассматривались в психологии, философии и педагогике вместе, так как они влияют на психическое развитие подростка: мышление, воображение, память, эмоции. Хорошее вокальное исполнение песен, всегда привлекало слушателей. В его основе ясность и чистота произношения, четкость и разборчивость речи. Они лежат в основе хорошей дикции певца. «Дикция» - произношение, манера выговаривать слова.
Важно в подростковом возрасте сформировать дикцию, когда подросток находится еще в возрасте ребенка, но физиологически и психологически его организм перестраивается в юношу. В этот период подростков интересует эстрадные песни, и он хочет петь. Особенностью эстрадного пения является необходимость произносить трудные для выпевания фразы, которые требуют от исполнителя быстрой смены дыхания и хорошей дикции. Можно сделать следующий вывод: формирование дикции - актуальная и сложная проблем, которая должна решаться сегодня педагогами на основе интегративного подхода.
В ходе исследования установлено, что правильная дикция - один из показателей развития подростка. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения у подростков возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «подросток - взрослый», закомплексованность подростка будет мешать в учебе, и в полной мере раскрывать свои природные способности.
Подростковый возраст - это период мутации (изменения) голоса. В период мутации голоса педагогу необходимо организовать занятия таким образом, чтобы не допустить перегрузки голосового аппарата подростка. Объяснить подростку, что изменения голоса - это результат его взросления.
Современные педагогические исследования и практический опыт подтверждают, что в мутационный период есть индивидуальные различия в правильном произношении звуков у подростков, и есть пути их коррекции.
Для подтверждения теоретического исследования в выпускной квалификационной работе, проведена опытно-поисковая работа, определён диагностический инструментарий, поставлены цели и задачи дальнейшего исследования.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе деятельности школьной вокальной студии для подростков «Сияние МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 5». п. Троицкий
Талицкого района Свердловской области.
Для формирования дикции использовались специальные упражнения, направленные на восстановление дикции, на произносимость звука [р]. В ходе анализа и подбора упражнений рассмотрены различные методики вокально-исполнительской работы голосового аппарата: методика развития голоса, созданная В.В. Емельяновым, методика Н.Б. Гонтаренко, предложившей использовать методы и приёмы работы с певческим голосом, - упражнения для работы языка. Упражнения подобраны таким образом, чтобы не торопиться формировать взрослый голос, чтобы создать условия, для спокойного и естественного развития, без особого напряжения голосового аппарата.
Диагностики (первичный и вторичный замеры) проведены индивидуально у каждого подростка, у 15 человек: у 9 девочек и 6 мальчиков. По результатам выполнения каждого задания сделаны выводы. Диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной работы по формированию дикции у подростков на занятиях эстрадным вокалом. Специальные упражнения дали возможность восстановить дикцию одного подростка, так как при тренировке исчезли недостатки речевого развития, вызванные психологическим и физиологическим ростом подростка, изменением голосового аппарата. Таким образом, подтверждена гипотеза исследования. Действительно, в результате организации работы по формированию дикции подростков посредством занятий эстрадным вокалом, использованию специальных упражнений для улучшения дикции, дикция у подростков улучшилась.
Результаты опытно-поисковой работы показали, что у обследуемых подростков в основном, сформирована дикция: выше среднего у 40% подростков (6 человек); соответствует норме у 53,4% (8 подростков), один подросток имеет уровень ниже среднего (6,6%); этот подросток еще продолжает работать над формированием дикции, хотя в результате индивидуальной работы педагога с подростком, его речь улучшилась.
Выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что эффективное формирование дикции у подростков будет, если в учебный процесс, будут введены специальные упражнения, направленные на формирования дикции у подростков на занятиях эстрадным вокалом и учтены индивидуальные особенности детей, подтвердилась.
Таким образом, поставленные в настоящей выпускной работе задачи были выполнены, а цель достигнута.
Данная работа дает возможность для дальнейшего изучения проблемы, эффективности применения упражнений, направленных на формирование навыков дикции у подростков при обучении эстрадным вокалом, а также поиска новых возможностей и упражнений для улучшения дикции.


1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. СПб. : Питер, 2001.
2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе : Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Музыка и пение».// О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1983.
3. Ахутина Т. В.Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие /Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. 3-е изд., испр. и доп. М. : «Юрайт», 2018. (Серия: Образовательный процесс).
4. Бархатова И. Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Метод диагностики проблем. Тюмень, РИЦ ТГАКИСТ, 2013.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008.
6. Большой толковый словарь правильной русской речи : 8000 слов и выражений / Л. И. Скворцов. М. : «Издательство Оникс», 2009.
7. Васильева Г.И. Упражнения по дикции. Согласные звуки. М. : ГИТИС, 1988.
8. Варламов А.Е. Полная школа пения [Электронный ресурс]. URL: V arlamov_A_E_Polnaya_shkola_penia. pdf
9. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания. М., 2012
10. Вербов А.М. Техника постановки голоса [Электронный ресурс]. URL: A_M_Verbov__Tekhnika_postanovki_golosa.pdf
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 2008.
12. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып. 2/ ред. - сост. В.И.Руденко. М.,1980.
13. Воронович О.Е., Тихомирова А.В. Работа над дикцией и артикуляцией в детском вокальном ансамбле // Академия педагогических идей
«Новация». 2016. № 11 (ноябрь). АРТ 40-эл. 0,2 п. л. [Электронный
ресурс]. URL: http://akademnova.ru/page/875548
14. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н. Б. Гонтаренко. Ростов: Феникс, 2007.
15. Емельянов В. В. Фонопедический метод формирования голосообразования. Новосибирск : Наука, 1991...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ