ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ литературы по проблеме изобразительных навыков у детей 7
1.2. Особенности развития изобразительных навыков у детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Рисование как средство развития изобразительных навыков у детей
старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Содержание работы по развитию изобразительных навыков у детей
старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
На современном этапе очень актуальной является проблема развития детского творчества. В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания ребёнка, как важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Самый благоприятный период жизни, когда творчество может стать универсальным и естественным способом бытия человека - это детство.
Многочисленные научные исследования разных времен нам свидетельствуют о бескрайних творческих возможностях детей дошкольного возраста, следовательно, ведущая психолого-педагогическая задача проявляется в том, чтобы создать благоприятные условия стимулирования и направления развития личности ребёнка. Современная система образования в России ориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний, умений, навыков - не цель, а одно из средств достижения этой главной цели. Одно из важнейших условий развития ребёнка - это проявление и совершенствование его изобразительной деятельности. В своем творческом развитии ребёнок дошкольного возраста проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными
средствами. Движение от простого образа - представления к творческому обобщению, от восприятия цельного образа к осознанию его внутреннего смысла осуществляется под влиянием взрослого, т.е. воспитателя.
В течение очень длительного времени накапливался материал и опыт по исследованию детского творчества. С годами вырабатывался правильный подход к этой проблеме. Психолог Л.С. Выготский [3] отмечал, что любая практика, любой опыт могут быть усвоенный двумя путями. Один из них - воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение ранее выработанных приемов поведения. Другой путь основывается не на воспроизведении готовых способов, а на творческой переработке, создании новых образов и действий. Затрагивая творчество дошкольников, А.А. Волкова писала: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребёнка. Обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими» [3, с. 11].
Актуальность педагогической проблемы сориентировала в выборе темы работы: «Развитие изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию».
Объект исследования: процесс развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по рисованию,
направленный на развитие изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по рисованию, направленный на развитие изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотреть проблему развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить возможности рисования в развитии изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать и провести диагностические задания по выявлению исходного уровня развитости изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования.
5. Разработать содержание комплекса занятий по рисованию, направленный на развитие изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы Н.А. Ветлугиной, М.В. Грибановой, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, Н.В. Шайдуровой, Г.С. Швайко, В.Б. Косминской, Д.Б. Лихачева, В.С. Мухиной, И.А. Лыковой, Л.С. Выготского, Т.Г. Казаковой, Г.А. Урунтаевой, и др.
Тема развития изобразительных навыков детей в рисовании затрагивалась такими учёными как: И.В. Дубровина, А.Г. Ковалев, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, В.С. Кузин, И.А. Лыкова, С.В. Погодина, Н.П. Сакулина и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: наблюдение, беседа, игровые
диагностические методики, анализ и обработка результатов исследования.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; определялись психолого-педагогические особенности развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста; выявлялись возможности занятий по рисованию в развитии изобразительных навыков детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению уровня развитости изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий по рисованию который направлен на развитие изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Определялись этапы организации процесса, а также подбирались и уточнялись методы и приемы развития изобразительных навыков у детей.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного образования при разработке организационно-педагогических условий направленных на развитие изобразительных навыков на занятиях по рисованию у детей старшего дошкольного возраста. Также следует отметить практическую значимость разработанного комплекса занятий, который может использоваться в организации досуговой деятельности, в непосредственной образовательной и самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей в ДОО, в условиях дома.
База практического исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 460 г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, список источников и литературы, приложений.
На основании изученной литературы Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, И.А. Лыкова, Н.В. Шайдурова и др., сделаем следующие выводы:
Изобразительные навыки - это вид специальных умений, обеспечивающее изобразительную деятельность и художественное творчество (В.Б. Косминская).
Развитие изобразительных навыков - это процесс, направленный на совершенствование специальных умений, обеспечивающее успешную изобразительную деятельность и художественное творчество, достигаемый путем выполнения определенных упражнений специально организованных, целенаправленных, повторяющихся действий (Рабочее определение по В.Б. Косминской).
По результатом развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста, будем считать единство трех показателей развитости изобразительных навыков по Л.В. Петуховой:
Таблица 1
Показатели и характеристики развития изобразительных навыков (по Л.В. Петуховой)
Показатели Характеристика показателей развития изобразительных навыков
1.Восприятие и связанное с ним представление Оперирование имеющимися представлениями в совокупности со зрительными образами, полученными через восприятие цвета, формы, величины, пропорциональности и пространственного соотношения и создают полноценный образ, необходимый для реализации его в рисунке.
2.Овладение средствами выразительности Овладение комплексом умений и навыков изображения посредствам, которых происходит передача эмоций и отношений к изображаемому объекту. К ним относятся: цвет, линия, композиция, движение, оригинальность, реализм.
3. Овладение техникой рисунка Владение материалами и инструментами, способами их
использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается также развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придаётся умелому, правильному изображению контура, формы предмета.
2. Изучив основные психолого-педагогические особенности развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок достаточно развит для приобретения новых изобразительных навыков, в этом возрасте происходят изменения психических процессов, меняется его деятельность. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется восприятие окружающих его предметов. В процессе развития восприятия дошкольник теперь использует, в основном, зрительный анализатор. Хотя зачастую он может использовать и другие виды анализаторов, так, при знакомстве с новым для себя предметом, например, такое свойство как форма, может быть анализировано с помощью осязания. Ребёнок способен воспринимать предмет целиком, даже если не видит его полностью и отделять его части. Легко ориентируется в основной цветовой гамме, называя даже характер цвета. Ребёнок может определить величину предмета и его пропорции, а вот определение положения предмета в пространстве все ещё затруднительно.
Дошкольнику важно показать свои эмоции в творчестве и на помощь ему приходят выразительные средства. Ребёнок способен передать своё отношение через цвет, линии, композицию, где у ребёнка начинает появляться новое умение - изображение объекта в действии, движении. Очень важна оригинальность в детском рисунке, в его рассуждениях об увиденном и изображённом объекте. Однако педагоги выделяют и такое качество изобразительной деятельности детей как реализм, в том числе и потому, что дети и сами тяготеют к реалистичным изображениям, а педагоги в свою очередь считают, что только такой стиль деятельности может обеспечить развитие ребёнка. Ещё одним важным изменением в этом возрасте является способность детей к овладению техническими навыками в рисовании.
3. Анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать определение понятия «рисование» - это вид
изобразительной деятельности, основное назначение которого - образное отражение действительности. Такое определение даёт Т.В. Тарасюк. Нами были рассмотрены методики Т.С. Комаровой, С.В. Погодиной, изучены подходы к развитию изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста Н.П. Сакулной, Е.А. Флериной, Л.А. Раевой, и сделан вывод, изобразительные навыки развиваются не стихийно. Это целенаправленный процесс, в котором важны как правильно подобранные методы и приёмы обучения, так и принципы систематичности и интеграции с другими видами деятельности дошкольника. На занятиях по рисованию в старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие изобразительных навыков.
На этих занятиях необходимо развивать главным образом изобразительные навыки дошкольников, что будет способствовать и успешному овладению различных выразительных средств. Наряду с познавательным развитием в рисовании происходит более точное развитие восприятия дошкольника. Через разные виды и техники рисования дети приобретают новый опыт, что даёт толчок развитию их навыков. Возможность развития изобразительных навыков посредством рисования возникает кроме того при условии эмоционального отклика ребёнка. Также непосредственное влияние на развитие изобразительных навыков оказывает личность педагога и грамотно организованный педагогический процесс.
4. Подводя итоги диагностики на исходном этапе проектировочной работы, сделаем следующие выводы:
1) Показателями развитости изобразительных навыков являются:
- восприятие и связанное с ним представление;
- овладение средствами выразительности (средствами графического воплощения образа);
- овладение техникой рисунка (по Л.В. Петуховой).
2) По каждому показателю были применены диагностические задания следующих авторов: И.А. Лыковой, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, В. Кудрявцева, А.Э. Симановского.
По итогам диагностики были получены следующие результаты:
15% детей имеют высокий уровень развития изобразительных способностей, 70% детей имеют средний уровень, 15% детей имеют низкий уровень развития изобразительных навыков.
5. В ходе проектировочной работы нами был разработан, с учётом психолого-педагогических особенностей старшего дошкольного возраста и задач, направленных на развитие изобразительных навыков, и проведён комплекс занятий по рисованию. В содержание комплекса занятий по рисованию вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по теме «природа» - это растительный и животный мир. Выбор содержания, форм и методов организации занятий по рисованию уже на начальном этапе реализации комплекса занятий обеспечил положительный результат в развитии показателей изобразительных навыков, что было выявлено в процессе проектировочной работы и в результате анализа рисунков детей старшего дошкольного возраста.
1. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. - Москва: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 632 с.
2. Большой энциклопедический словарь / Под. ред. А. М. Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2000.
- 1456 с.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
4. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - Москва: «Академия педагогических наук», 1948. - 132 с.
5. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева. - Москва: Академия, 1999. - 344 с.
6. Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников / О. А. Григорьева // Молодой учёный. - 2014. - №20.
- С. 568-569.
7. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка В 4-х т. / В. И. Даль. - Москва: «Рипол Классик», 2007. - 3104 с.
8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - Санкт- Петербург : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
9. Дырда Г. П. Нетрадиционные методы рисования (из опыта работы)
/Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - Москва : Буки-Веди, 2015. - С. 69-70.
[Электронный ресурс] Режим доступа //
https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9036/ (дата обращения: 23.10.2016).
Толковословообразовательный. В 2 т. Т. Ф. Ефремова. - Москва: Русский язык, 2000. Т. 1: А - О - 1213 с., Т. 2: П - Я - 1084 с.
11. Казакова, Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина./ Под ред. Р.Г. Казаковой - Москва: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
12. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова. - Москва: Владос, 2006. - 271с.
13. Канащенкова, В. В. Хрестоматия по теории и методики развития детского изобразительного творчества / В. В. Канащенкова. - Иркутск : ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. - 211 с.
14. Ковалев, А. Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности / А. Г. Ковалев // Проблемы способностей. - Москва : АПН РСФСР, 1962. - 155 с.
15. Кожохина, С. К. Путешествие в мир искусства / С. К. Кожохина. - Москва: ТЦ Сфера, 2002. - 192 с.
16. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова. - Москва: Мозаика- Синтез, 2005. - 117 с.
17. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада / Т. С. Комарова. - Москва: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2008. - 126 с.
...