ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Исследование проблемы развития эстетического восприятия у
детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психолого-педагогические условия развития эстетического
восприятия у детей младшего школьного возраста 16
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии
эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста 31
2.2. Содержание работы по развитию эстетического восприятия
младших школьников в изобразительной деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Развитие эстетического восприятия у детей - актуальная проблема педагогики детства. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального образования художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживание персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной изобразительной деятельности людей.
Наиболее благоприятным периодом для формирования личности и обретения эстетического восприятия является младший школьный возраст, так как в этом возрасте имеют богатые предпосылки для развития эстетического восприятия, а именно - повышенная эмоциональная отзывчивость, чувствительность и восприимчивость к красоте, впечатлительность и наличие интуиции. Это отмечают писатели, педагоги, психологи, деятели культуры: Ю.Б. Борев [8], Б.Т. Лихачёв [39; 40], Л.С. Выготский [14], Б.М. Неменский [51; 52], М.С. Коган [29], С.А. Наумов [50], А.В. Разин [56] и др. Яркие эмоциональные состояния способствуют развитию у ребенка чувства красоты природы, окружающих людей, вещей, непосредственного интереса к явлениям окружающей действительности, любознательности, развивают мышление, память, волю и другие психические процессы.
В настоящее время в науке накоплен определённый опыт, позволяющий всесторонне исследовать проблему развития эстетического восприятия.
Уникальные возможности развития эстетического восприятия у младших школьников открываются в процессе изобразительной деятельности. Она является одной из наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии окружающего мира через образы. Изобразительная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое произведение для детей младшего школьного возраста всегда имеют нравственную направленность (добро, смелость, дружба и т.д.) Благодаря изобразительной деятельности ребенок понимает мир не только умом, но и сердцем, таким образом, выражает свое собственное отношение к окружающему миру.
Произведения изобразительной деятельности учат видеть прекрасное в жизни и людях, помогают сформировать высокий уровень эстетического восприятия, повысить общую культуру ребенка, приобщить к духовным ценностям, знакомит с живописью, изобразительным искусством.
Однако сегодняшняя информатизация жизни общества и ряд других факторов привели к тому, что современные младшие школьники ограничены в области эстетических переживаний и представлений. Предметы эстетического цикла стали второстепенными в начальной школе, и даже эти предметы не вполне решают задачи развития эстетической жизни ребенка.
Таким образом, в педагогической практике сложилось противоречие между возможностями изобразительной деятельности в развитии эстетического восприятия у младших школьников и недостаточностью соответствующего методического обеспечения работы в этом направлении.
Выявленное противоречие обусловило выбор и формулировку темы нашего исследования: «Развитие эстетического восприятия у младших школьников в изобразительной деятельности».
Объект исследования: процесс развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка
комплекса занятий по развитию эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.
Для достижения цели мы определили задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «эстетическое восприятие».
2. Рассмотреть психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии эстетического восприятия младших школьников.
4. Провести диагностическое исследование уровня развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста, представить анализ результатов исследования.
5. Описать содержание педагогической деятельности, направленной на развитие эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста.
Теоретической основой исследования явились работы о природе эстетического Ю.Б. Борева [8], В.Н. Шацкой [67], М.М. Рукавицына [59]; труды философов и педагогов, раскрывающие содержательную диалектику «эстетического» и «художественного» (М.С. Каган, Е.Г. Яковлев [72]); работы, посвящённые вопросам формирования эстетического сознания личности в процессе эстетического воспитания (Н.П. Аникеева [5], А.К. Дремов [17], Б.Т. Лихачёв [40], Р.С. Мухаметзянова [49], Б.П. Юсов [71], Е.Г. Яковлев [72]); исследования по проблеме эстетического восприятия (О.А. Бычихина [12], Л.С. Выготский [14], Т.А. Котлякова [32], Е.Н. Новикова [53] и др.); концепции художественно-эстетического развития детей Н.С. Карпинской [26], Г.В. Лабунской [36], Б.Т. Лихачева [39; 40] и др., в которых разные виды искусств понимаются как различные формы единого художественно-творческого освоения мира ребенком; методические подходы к развитию эстетического восприятия у детей в работах Т.С. Комаровой [30], Т.А. Котляковой [32], Е.В. Новиковой, В.Г. Короленко [53] и др.
В работе были использованы методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и
методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирический (тестирование, наблюдение).
Практическая значимость исследования: разработанный комплекс занятий по изобразительному искусству может быть эффективно использован в работе учителя начальных классов для развития эстетического восприятия младших школьников.
База исследования: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Камышлова. В исследовании приняло участие 17 обучающихся младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В результате исследования были решены поставленные задачи. Для решения первых трех задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
1. На основе анализа литературы раскрыто понятие «эстетическое восприятие». Это психологический процесс приема и преобразования эстетической информации, предполагающий способность человека чувствовать красоту окружающих предметов, различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенные и низменные черты в реальной действительности и произведениях искусства и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия.
2. Выявлены психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста:
- создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям;
- формирование на основе полученных знаний таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими;
- формирование творческой способности - ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.
3. Раскрыты возможности изобразительной деятельности в развитии эстетического восприятия у детей.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического восприятия ввиду того, что такая деятельность относится к художественной деятельности. Художественная деятельность - это деятельность, в которой создается и воспринимается произведение искусства. Восприятие произведения искусства как носителей художественной ценности - это тоже деятельность, которой нужно учиться. Младших школьников нужно учить эстетическому оцениванию художественного произведения (объекта искусства), способствовать развитию эстетических переживаний при восприятии художественного произведения и формировать познавательный интерес к восприятию художественных произведений.
Занятия изобразительным искусством способствуют развитию эстетического восприятия младших школьников, являются важным средством всестороннего развития личности детей. Они способствуют развитию способности эстетически оценивать художественное произведение (объект искусства), эстетически переживать при восприятии художественного произведения и помогают развитию интереса к восприятию художественных произведений.
4. Выделены показатели эстетического восприятия:
- эстетическое оценивание художественного произведения (объекта искусства),
- эмоциональная отзывчивость на художественные произведения;
- художественно-творческая активность и познавательный интерес к художественным произведениям.
Под эстетическим оцениванием художественных произведений мы понимаем способность воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, действительности, ориентироваться в мире эстетических и художественных ценностей.
Показатель «эмоциональная отзывчивость на художественные произведения» рассматривается как способность эмоционально переживать и оценивать художественные образы.
Показатель «художественно-творческая активность и познавательный интерес» - это готовность к творчеству, способность создавать прекрасное в жизни и искусстве, преобразовывать действительность по законам красоты, способность к творчеству в области искусства.
На основании выделенных показателей выбраны диагностические методики.
Для диагностики уровня развития эстетического восприятия у младших школьников мы использовали адаптированную методику Н.В. Шайдуровой. Она позволяет измерить все выделенные нами показатели. Также для диагностики художественного восприятия (показатель Эмоциональная отзывчивость на художественные произведения) мы взяли тест «Лица».
Результаты диагностического исследования по методике Н.В. Шайдуровой показали, что из 17-и 7 детей имеют средний уровень развития эстетического восприятия, что составляет 41%, 10 детей - уровень высокий - 59%, с низким уровнем детей нет. Таким образом, большинство детей показали высокий уровень развития эстетического восприятия.
Наихудшие результаты (средний балл - 24) получены по показателю №2 - «Эмоциональная отзывчивость при восприятии художественного
произведения» (рис. 2). Это означает, что у детей недостаточно развита способность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления и наслаждаться ими, не достаточно сформирован эстетический опыт личности. Значит, именно в этом направлении и должна вестись работа по развитию эстетического восприятия младших школьников.
Диагностическое исследование по методике «Лица» (показатель Эмоциональная отзывчивость) позволил нам сделать вывод о том, что высокий уровень имеют большинство, а именно - 3 человека, что составляет 18% детей, средний - у 10 детей (59% младших школьников), низкий имеют 4 человека - 23%
Итак, на основании сопоставления результатов диагностики по двум методикам было установлено, что уровень развития эстетического восприятия детей младшего школьного возраста в изучаемом нами классе оказался недостаточно высокий. Большинство детей (47%) имеют средний уровень эстетического восприятия и уровень развития выше среднего (35%). Только 12 % младших школьников показали высокий уровень и 6% - низкий уровень. Это объясняется тем, что в данном классе недостаточно систематически осуществляется работа по эстетическому восприятию и развитию эстетического восприятия детей. Кроме того, анализ результатов исследования позволил нам установить, что есть показатели, на которые нужно обратить особое внимание. Мы выявили, что у детей недостаточно развит показатель «Эмоциональная отзывчивость при восприятии художественных произведений». Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по развитию эстетического восприятия детей младшего школьного возраста с помощью изобразительной деятельности.
Основными условиями развития эстетического восприятия являются: создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, способность творчески преобразовывать окружающий мир.
На основании данных, полученных в ходе диагностики, нами был разработан комплекс занятий по развитию эстетического восприятия у младших школьников в изобразительной деятельности, который будет способствовать реализации необходимых условий.
Разработанные нами развивающие занятия во внеурочной деятельности направлены на создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений у школьников.
Участники развивающих занятий - дети младшего школьного возраста. Форма занятий - групповая. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Всего разработано нами 10 занятий.
В нашем комплексе занятий представлено 3 блока - занятия по рисованию, лепке и аппликации.
1 блок - рисование. Нами выбраны темы: «Какие бывают художественные стили», «Натюрморт. Цветы и фрукты», «Иллюстрация к сказке Царевна-лягушка».
2 блок - лепка. Темы: «Кляксография. Освоение техники работы «от пятна» и «по-сырому». Рисунок-пейзаж на тему «Краски осени: вид из окна», «Лепка из пластилина. Натюрморт из фруктов», «Пластилинография. «Картинка пластилином по стеклу».
3 блок - аппликация. Темы: «Лепка магнитов из соленого теста. Бабочки», «Аппликация «Яблоко», «Обрывная аппликация «Березка», «Аппликация из крупы «Матрешка».
Особенностью разработанного нами комплекса занятий является то, что на каждом уроке дети знакомятся с различными художественными произведениями, стилями, техниками, приемами. Это обогащает знания детей, способствует развитию эстетического восприятия, способствует развитию познавательного интереса и творческой активности.
В результате проведения занятий во внеурочной деятельности по
изобразительному искусству школьники пополнят свои знания о
художественных произведениях, техниках в рисовании, аппликации, в лепке. Станут более уверенно отвечать на вопросы о том, какое настроение вызывает то или иное произведение, какие цвета этому способствуют.
Анализ работ художников поможет в развитии эмоциональной отзывчивости при восприятии художественных произведений. Выполнение работ в различных техниках позволит развить познавательный интерес к изобразительной деятельности, повысит творческую активность ребенка.
1. Аксенова, О. Н., Муева, А. В. Реализация принципа историзма в процессе исследования проблемы эстетического восприятия // Электронный научно - образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания»/ О. Н. Аксенова, А. В. Муева. - № 1. - Январь. - 2016.
2. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство : Художник. Школа. Книга для учителя / А. Д. Алехин. - М. : Просвещение, 1984. - 160 с.
3. Антонова, А. В. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой и др. - М. : Мозаика - Синтез, 2007.
4. Артемова, Л. В. Театрализованная деятельность / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1996.
5. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой : Кн. для учителя Н. П. Аникеева. - М. : Просвещение, 1987.
6. Бездухов, В. П. Культура и образование / Кулюткин Ю. Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара : СГПУ, 2002.
7. Богословский, В. В. Общая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов / В. В. Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др. 3-е издание, перераб. И доп. - М. : Просвещение, 1981. - 281 с.
8. Борев, Ю. Б. Эстетика : Учебник Ю. Б. Борев. - Москва :
Издательство политической литературы, 1981 - с. 399 с. URL: http://etika- estetika.ru/books/item/f00/s00/z0000004/ (дата обращения: 20.08.2020).
9. Буева, Л. П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений / Л. П. Буева. - М., 1972.
10. Буров, А. И. Эстетическая сущность искусства / А. И. Буров. - М. : Искусство, 1956. - 292 с.
11. Бычков, В. В. Эстетика В. В. Бычков. - М. : Гардарики, 2004.
12. Бычихина, О. А. Психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия младших школьников : дис. ... канд. пед. наук : 19.00.07 / О. А. Бычихина ; 2006.
13. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты : Иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - М. : Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. - 160 с.
14. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1997.
15. Горбачев, И. А. Театральные сезоны в школе / И. А. Горбачев. - М., 2003.
16. Дивненко, О. В. Методическое пособие по эстетике / О. В. Дивненко. - М. : Издательский центр АЗ., 1995.
17. Дремов, А. К. Основы эстетического воспитания. Высшая школаА. К. Дремов. - М., 1975. - 327 с.
18. Добрынин, Н. Ф. Искусство и проблемы прекрасного / Н. Ф. Добрынин. - М. : Просвещение, 1993.
...