ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧЕСКОГО СЛУХА 6
1.1. Понятие «Музыкальный слух». Виды музыкального слуха 6
1.2. Гармонический слух, его значение и роль в музыкальном
обучении 13
1.3. Развитие гармонического слуха в системе музыкального
образования 20
1.4. Педагогические условия эффективности использования компьютерных
технологий в вокальной
практике 30
Глава 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГАРМОНИЧЕСКОГО СЛУХА В МУЗЫКАЛЬНОЙ СТУДИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 41
2.1. Констатирующий этап опытно - поисковой работы по определению
уровня развития гармонического слуха у воспитанников музыкальной студии 41
2.2. Формирующий этап опытно - поисковой работы по развитию гармонического слуха у воспитанников музыкальной студии .. ........................................................................................... ....^5 ^2
2.3. Итоговый этап опытно - поисковой работы по выявлению уровня
развития гармонического слуха у воспитанников музыкальной студии 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Актуальность работы: Одним из наиболее востребованных направлений дополнительного образования является обучение детей музыке. В процессе музыкальной деятельности происходит развитие творческих возможностей человека, формирование исполнительских навыков, развитие способности в полной мере воспринимать и ценить произведения музыкального искусства, а также воспитание лучших человеческих качеств.
Для успешного освоения музыкальной деятельности ребенок (человек) должен обладать рядом специальных способностей, важнейшей из которых является музыкальный слух. А поскольку музыка, которая нас окружает, многогранна и многоголосна, наиболее важной задачей музыкального образования становится развитие слуха гармонического, то есть способности воспринимать множество звуков как единое целое. Как правило, эта способность у ребенка не сформирована и требует специальной системы обучения. Развитие гармонического слуха - это длительный процесс, требующий систематической работы и терпения, как со стороны педагога, так и со стороны обучающегося. Педагогами - музыкантами вопрос развития гармонического слуха изучен достаточно подробно. В литературе освещены теоретические аспекты проблемы и даны практические рекомендации к ее разрешению. Подчеркивается, что наибольшими возможностями для развития гармонического слуха обладают коллективные формы работы, пение и игра в ансамбле.
Проблемой данной работы является обобщение информации о гармоническом слухе, поиск и анализ методических рекомендаций к работе с обучающимися в процессе его развития, в том числе, с использованием современных компьютерных технологий, в коллективе, где приоритетным является пение под «живое» музыкальное сопровождение. Таким образом, тема выпускной квалификационной работы «Развитие гармонического слуха участников музыкальной студии посредством использования музыкально - компьютерных программ».
Цель работы: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить комплекс упражнений, способствующих развитию гармонического слуха у участников музыкальной студии посредством использования музыкально - компьютерных программ.
Объектом исследования выступает процесс обучения в музыкальной студии.
Предмет исследования: упражнения, способствующие развитию гармонического слуха у обучающихся, в том числе основанные на использовании музыкально - компьютерных программ.
Гипотеза исследования: развитие гармонического слуха будет наиболее эффективным, если в учебный процесс уже на начальном этапе будут введены специальные упражнения: как представленные в
методической литературе, так и созданные педагогами студии с использованием музыкально - компьютерных программ, и направленные на формирование всех трех взаимосвязанных сторон гармонического слуха (фонизма созвучий, их ладофункциональных связей и голосоведения).
Задачи:
1. Охарактеризовать музыкальный слух как основное звено музыкальности человека и его виды.
2. Описать гармонический слух и его роль в музыкальном обучении.
3. Рассмотреть развитие гармонического слуха в системе музыкального образования детей.
4. Рассмотреть педагогические условия эффективности
использования компьютерных технологий в вокальной практике.
5. Описать организационные и содержательные основы формирования музыкальной студии, а также особенности работы по развитию гармонического слуха в ней.
6. Разработать комплекс упражнений, направленных на развитие гармонического слуха и выявить наиболее эффективные из них.
7. Провести опытно - поисковую работу по развитию гармонического слуха у участников музыкальной студии.
Методологической основой исследования являются: теоретические основы развития гармонического слуха (Б.М. Теплов, Л.В. Самойлова, Е.В. Давыдова, В.В. Кирюшин), идеи представителей музыкальной педагогики, определяющие особенности развития музыкального слуха на музыкальных занятиях (Н.С. Непомнящая, Т.В. Бушина, Т.В. Беспалова, Е.А. Никифорова), научные труды в области применения компьютерных технологий в процессе обучения музыке занимались О.Н. Пиксаева, С.П. Полозов, Г.М. Коджасписова, К.В. Петров, И.Ю. Тихомиров, В.А. Поздняков.
Методы исследования: теоретические — анализ литературы по проблеме и теме исследования, сравнение, сопоставление, систематизация; эмпирические — педагогическое наблюдение, беседа, опытно-поисковая работа.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе педагогической деятельности автора данного исследования в качестве педагога Государственного автономного учреждения дополнительного образования Тюменской области «Дворец творчества и спорта «Пионер» (г. Тюмень) музыкальной студии «Интервал».
Структура и объем выпускной квалификационной работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка.
На основе анализа методической литературы по проблеме исследования, опыта педагогов - музыкантов, а также собственного опыта по развитию у воспитанников студии гармонического слуха, можно сделать следующие выводы:
Музыкальный слух - это специфическая способность человека, без которой его музыкальная деятельность невозможна. Развитый музыкальный слух способствует правильному восприятию и пониманию музыки, повышает самоконтроль исполнителя, способствует творческой работе с музыкальным материалом. Ориентируясь на сложность структуры музыкального звука и особенности восприятия его человеком, исследователи описывают различные виды музыкального слуха, наиболее важным из которых признают звуковысотный. Звуковысотный слух является основой для восприятия человеком одноголосия и многоголосия, т.е. мелодического и гармонического слуха.
Гармонический слух - это способность человека воспринимать и воспроизводить многоголосную музыку, осуществлять слуховой анализ созвучий. Он проявляется и развивается через музыкально - слуховые представления, слушание и исполнение многоголосия. В учебной музыкальной деятельности гармонический слух обеспечивает эмоционально - образное восприятие музыки, способствует формированию аналитического подхода к материалу и развитию практических музыкальных навыков.
В связи с тем, что гармонический слух в своем развитии может значительно отставать от мелодического, педагоги - музыканты рекомендуют начинать работу над его развитием с самого начала обучения ребенка музыке. Работа должна вестись по принципу «от простого к сложному» и охватывать все три составляющие гармонического слуха: фонизм аккордов, их ладофункциональные связи и голосоведение. В методической литературе описано большое количество приемов и упражнений.
В современном мире все большее значение приобретают обучение с использованием компьютерных программ. В результате этой работы ученик становится не объектом, а субъектом обучения. Организованный таким образом учебный процесс предполагает активную позицию обучающегося, повышение роли его самостоятельной работы, информационную насыщенность и гибкость методики обучения.
Эффективное развитие гармонического слуха при обучении детей в музыкальной студии может быть достигнуто при использовании специально организованного учебного процесса, основанного на коллективном творчестве детей. Применение педагогических методов, предусматривающий синтез слухового и зрительного восприятия, в том числе с использованием компьютерных программ, взаимосвязь теоретических знаний с музыкальной образностью, воспроизведение освоенного учебного материала в музыкально - творческих формах деятельности способствует более быстрому и качественному усвоению материала, делает процесс обучения интересным и увлекательным.
В ходе проведенной опытно - поисковой работы было выяснено, что использование музыкально - компьютерных программ является целесообразным, т.к. позволяет сделать процесс обучения более мобильным и информативным, создает большие возможности для самостоятельной работы обучающегося, способствует развитию творческой активности воспитанников студии.
1. Алексеев Р. О. Компьютерные музыкальные программы [электронный ресурс] /http://www.scienceforum.ru/2015/988/8773/
2. Алехина Т. Б. Гармонический слух и основы методики его развития [электронный ресурс] /http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/
3. Беспалова Т. В. Формы развития гармонического слуха на уроках сольфеджио [электронный ресурс] / http://www.allbest.ru/
4. Бесфамильная Т. Н. Методические рекомендации по развитию музыкального слуха на уроках сольфеджио [электронный ресурс] /http://tnu.podelise.ru/docs/
5. Браславский Д. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров. М. : Музыка, 1974. 392 с.
6. Брылин Б. А. Вокально - инструментальные ансамбли школьников : Книга для учителя. М. : Просвещение, 1990. 109 с.
7. Бушина Т. В. Основы формирования и развития гармонического слуха. Методическая разработка [электронный ресурс] /http://ext.spb.ru/2011-03-29- 09-03-14/118-additional-education/2691-2013-04-10-07-58-52/
8. Володин С. Е. Методика использования мультимедийных технологий в музыкальном образовании школьников [электронный ресурс] /https://multiurok.ru/files/mietodika-ispol-zovaniia-mul-timiediinykh-tiekhnologii- v-muzykal-nom-obrazovanii-shkol-nikov.html/
9. Вотинцев А. В., Самакаева М. Ю. Музыкально - компьютерные
технологии в профессиональной деятельности руководителя вокально - хорового ансамбля. Учебное пособие по дисциплинам: «Управление певческой деятельностью», «Методика обучения и воспитания в области музыкально - компьютерных технологий» для студентов направления «050100.62 - Педагогическое образование» профиль «Художественное
образование» (Музыкально - компьютерные технологии). Екатеринбург : Издательство УМЦ УПИ, 2012. 87 с.
10. Гаранян Г. А. Аранжировка для эстрадных инструментов и вокально - инструментальных ансамблей. М. : Музыка, 1983. 364 с.
11. Давыдова Е. В. Как развить музыкальный слух. М. : Музгис, 1957. 71 с.
12. Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио. М. : Музыка, 1986. 160 с.
13. Евменова С. В. Развитие гармонического слуха в детском хоре [электронный ресурс] /http://numi.ru/fullview.php7id/
14. Егоров А. А. Теория и практика работы с хором. Л. : Музгиз, 1967. 238 с.
15. Егорова Л. В. Информационно - коммуникационные технологии в
музыкальном образовании [электронный ресурс]/http: //wiki. ippk.ru/index .php/...