Корпоративная социальная ответственность и анализ ее влияния на территорию присутствия (на примере нефтегазовой отрасли)
|
Введение 10
1. Теоретические основы формирования корпоративной социальной
ответственности 13
1.1 Понятие и сущность корпоративной социальной ответственности 13
1.2 Основные международные и российские стандарты в области
корпоративной социальной ответственности 24
1.3 Тенденции развития корпоративной социальной ответственности в нефтегазовой отрасли в России 34
2. Анализ формирования корпоративной социальной ответственности на примере ОАО «Томскнефть» 39
2.1 Краткая характеристика ОАО «Томскнефть» и анализ стратегии корпоративной социальной ответственности 39
2.2 Анализ социальной политики ОАО «Томскнефть» на территории присутствия 46
3. Развитие местных территорий как основа реализации корпоративной социальной ответственности на примере ОАО «Томскнефть» 63
3.1. Роль стейкхолдеров в развитии и реализации корпоративной социальной
ответственности и интересы территорий присутствия компании 63
3.2. Разработка мероприятий по развитию местных территорий присутствия
ОАО «Томскнефть» 73
4. Социальнаяответственность 83
4.1 Определение целей и задач программы КСО
4.2 Определение стейкхолдеров программы КСО 85
4.3 Определение элементов программы КСО 88
4.3.1 Программа по укреплению ответственности компании в качестве
представителя российского сообщества 88
4.3.2 Социальная программа 89
4.3.3 Экологическая программа 90
4.4 Определение затрат на программу 92
4.5 Ожидаемая эффективность программы КСО 93
Заключение 95
Список литературы 97
1. Теоретические основы формирования корпоративной социальной
ответственности 13
1.1 Понятие и сущность корпоративной социальной ответственности 13
1.2 Основные международные и российские стандарты в области
корпоративной социальной ответственности 24
1.3 Тенденции развития корпоративной социальной ответственности в нефтегазовой отрасли в России 34
2. Анализ формирования корпоративной социальной ответственности на примере ОАО «Томскнефть» 39
2.1 Краткая характеристика ОАО «Томскнефть» и анализ стратегии корпоративной социальной ответственности 39
2.2 Анализ социальной политики ОАО «Томскнефть» на территории присутствия 46
3. Развитие местных территорий как основа реализации корпоративной социальной ответственности на примере ОАО «Томскнефть» 63
3.1. Роль стейкхолдеров в развитии и реализации корпоративной социальной
ответственности и интересы территорий присутствия компании 63
3.2. Разработка мероприятий по развитию местных территорий присутствия
ОАО «Томскнефть» 73
4. Социальнаяответственность 83
4.1 Определение целей и задач программы КСО
4.2 Определение стейкхолдеров программы КСО 85
4.3 Определение элементов программы КСО 88
4.3.1 Программа по укреплению ответственности компании в качестве
представителя российского сообщества 88
4.3.2 Социальная программа 89
4.3.3 Экологическая программа 90
4.4 Определение затрат на программу 92
4.5 Ожидаемая эффективность программы КСО 93
Заключение 95
Список литературы 97
Актуальность темы исследования. В современном мире социальная ответственность бизнеса имеет важное значение во взаимоотношениях между компанией и ее стейкхолдерами. Компании соревнуются за места в рейтингах по устойчивому развитию и корпоративной социальной ответственности, за право быть включенными в ведущие фондовые индексы устойчивости и социальные индексы. Все больше компаний в России и мире публикуют нефинансовую отчетность. Растет количество агентств, предлагающих рейтинги в области корпоративной социальной ответственности (далее КСО). В России за последние два-три года было создано более 7 рейтингов, оценивающих различные аспекты КСО.
КСО является показателем реального участия компании в решении социально-экономических проблем общества. В это понятие входит соблюдение организацией требований закона, морально-этических норм и исполнение обязательств перед широким кругом стейкхолдеров.
В настоящее время актуальным является вопрос оценки социальной полезности результатов деятельности организации. Без критериев оценки, характеризующих проявления корпоративной социальной ответственности, невозможно анализировать текущее состояние, делать прогнозы, невозможно сравнивать компании, управлять социально ответственной деятельностью. Отсутствие общих подходов к оценке КСО затрудняет планирование, учёт, контроль средств и мероприятий, связанных с обеспечением социальной ответственности.
Тем не менее, вопросы методов оценки КСО ввиду сложности и многоаспектности изучены недостаточно. Это определило актуальность темы исследования.
Исследованиям в области изучения комплексной оценки
корпоративной социальной ответственности посвящены работы Т.А.
Гороховой, Д.Г. Перекрестова, И.П. Поварича, В.А. Шабашева, Л.С. Шилова,
10
Н.Ю. Лапиной. Авторы выдвигают собственные методики добровольной оценки корпоративной социальной ответственности компаний в отдельных регионах с учетом местной специфики.
Цель исследования состоит в развитии концепции корпоративной социальной ответственности на основе углубления разработки её практических аспектов на примере ОАО «Томскнефть».
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность корпоративной социальной ответственности;
- изучить основные международные и российские стандарты в области корпоративной социальной ответственности;
- рассмотреть тенденции развития корпоративной социальной ответственности в нефтегазовой отрасли в России;
- представить краткую характеристику ОАО «Томскнефть» и анализ стратегии корпоративной социальной ответственности;
- провести анализ социальной политики ОАО «Томскнефть» на территории присутствия;
- выявить роль стейкхолдеров в развитии и реализации корпоративной социальной ответственности и интересы территорий присутствия компании;
- разработать мероприятия в развитии местных территорий присутствия ОАО «Томскнефть».
Объект исследования - корпоративная социальная ответственность в нефтегазовой отрасли России.
Предметом исследования являются факторы и условия формирования корпоративной социальной ответственности, а также показатели, характеризующие результаты деятельности в сфере социальной ответственности компании, подходы и методы их оценки.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты, а также информация, содержащаяся в научной, монографической и периодической литературе, материалах научных конференций, данные статистической отчетности ОАО «Томскнефть» ВНК за 2012-2014 гг.
В процессе исследования применялись такие методы научного познания как: диалектический, логический, исторический, системный, методы анализа и синтеза, сравнительно-аналитический, абстрактнологический и математический методы.
Цель и задачи исследования определили структуру данной работы, она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы.
КСО является показателем реального участия компании в решении социально-экономических проблем общества. В это понятие входит соблюдение организацией требований закона, морально-этических норм и исполнение обязательств перед широким кругом стейкхолдеров.
В настоящее время актуальным является вопрос оценки социальной полезности результатов деятельности организации. Без критериев оценки, характеризующих проявления корпоративной социальной ответственности, невозможно анализировать текущее состояние, делать прогнозы, невозможно сравнивать компании, управлять социально ответственной деятельностью. Отсутствие общих подходов к оценке КСО затрудняет планирование, учёт, контроль средств и мероприятий, связанных с обеспечением социальной ответственности.
Тем не менее, вопросы методов оценки КСО ввиду сложности и многоаспектности изучены недостаточно. Это определило актуальность темы исследования.
Исследованиям в области изучения комплексной оценки
корпоративной социальной ответственности посвящены работы Т.А.
Гороховой, Д.Г. Перекрестова, И.П. Поварича, В.А. Шабашева, Л.С. Шилова,
10
Н.Ю. Лапиной. Авторы выдвигают собственные методики добровольной оценки корпоративной социальной ответственности компаний в отдельных регионах с учетом местной специфики.
Цель исследования состоит в развитии концепции корпоративной социальной ответственности на основе углубления разработки её практических аспектов на примере ОАО «Томскнефть».
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность корпоративной социальной ответственности;
- изучить основные международные и российские стандарты в области корпоративной социальной ответственности;
- рассмотреть тенденции развития корпоративной социальной ответственности в нефтегазовой отрасли в России;
- представить краткую характеристику ОАО «Томскнефть» и анализ стратегии корпоративной социальной ответственности;
- провести анализ социальной политики ОАО «Томскнефть» на территории присутствия;
- выявить роль стейкхолдеров в развитии и реализации корпоративной социальной ответственности и интересы территорий присутствия компании;
- разработать мероприятия в развитии местных территорий присутствия ОАО «Томскнефть».
Объект исследования - корпоративная социальная ответственность в нефтегазовой отрасли России.
Предметом исследования являются факторы и условия формирования корпоративной социальной ответственности, а также показатели, характеризующие результаты деятельности в сфере социальной ответственности компании, подходы и методы их оценки.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты, а также информация, содержащаяся в научной, монографической и периодической литературе, материалах научных конференций, данные статистической отчетности ОАО «Томскнефть» ВНК за 2012-2014 гг.
В процессе исследования применялись такие методы научного познания как: диалектический, логический, исторический, системный, методы анализа и синтеза, сравнительно-аналитический, абстрактнологический и математический методы.
Цель и задачи исследования определили структуру данной работы, она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы.
На основе проведенного анализа, необходимо подвести следующие итоги.
Следование принципам КСО в повседневной деятельности позволяет компаниям добиваться таких конкурентных преимуществ, как: привлечение креативных и компетентных кадров; улучшение системы управления нефинансовыми рисками, в первую очередь социальными и экологическими; умение мотивировать и сохранять опытных экспертов; достижение статуса надежного партнера, совершенствование репутации компании через этичное поведение и обеспечение доверия и как следствие расширение потенциальных возможностей и стабильный инвестиционный поток и пр.
В российской практике весьма популярным методом оценки КСО компаний является проведение опроса стейкхолдеров на степень их удовлетворенности и поиск информации о деятельности компании в открытых источниках. Как показал анализ, в российской практике мало используются комплексные интегральные показатели оценки КСО, требующие сложного математического аппарата и тщательного подхода к экспертной группе. Чаще используются упрощенные методики оценки, состоящие из небольшого количества показателей. Для полноты представления предложено объединять экспертные и комплексные методики оценок.
В работе предложена усовершенствованная методика самооценки деятельности компании на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности». В 2013 году комитет РСПП по корпоративной социальной ответственности и демографической политике предложил проводить самооценку и представил методику, которая не содержит подробных рекомендации по самооценке. В работе предложено провести анализ соответствия бизнес-процессов организации по 87-ми пунктам рекомендаций стандарта. В большинстве случаев предлагается проводить проверки выполнения того или иного пункта соответствующим документом. Главное назначение самооценки - помочь применить принципы КСО во всех бизнес-процессах организации.
В работе предложен комплекс мер по совершенствования КСО компаний: разрабатывать политику компании в области КСО; в крупных компаниях создавать отделы по КСО и устойчивому развитию; использовать систему КПЭ в отношении топ-менеджмента компании и сотрудников соответствующих служб; проводить ежегодную оценку КСО и самооценку на соответствие стандарту ИСО 26000; проведение самооценки гармонизировать с составлением нефинансового отчета. Это позволит повысить качество социальной деятельности и эффективность социальных и экологических расходов компаний.
Таким образом, предложения по развитию методов оценки КСО направлены на обеспечение устойчивого развития компаний в современной российской экономике.
Следование принципам КСО в повседневной деятельности позволяет компаниям добиваться таких конкурентных преимуществ, как: привлечение креативных и компетентных кадров; улучшение системы управления нефинансовыми рисками, в первую очередь социальными и экологическими; умение мотивировать и сохранять опытных экспертов; достижение статуса надежного партнера, совершенствование репутации компании через этичное поведение и обеспечение доверия и как следствие расширение потенциальных возможностей и стабильный инвестиционный поток и пр.
В российской практике весьма популярным методом оценки КСО компаний является проведение опроса стейкхолдеров на степень их удовлетворенности и поиск информации о деятельности компании в открытых источниках. Как показал анализ, в российской практике мало используются комплексные интегральные показатели оценки КСО, требующие сложного математического аппарата и тщательного подхода к экспертной группе. Чаще используются упрощенные методики оценки, состоящие из небольшого количества показателей. Для полноты представления предложено объединять экспертные и комплексные методики оценок.
В работе предложена усовершенствованная методика самооценки деятельности компании на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности». В 2013 году комитет РСПП по корпоративной социальной ответственности и демографической политике предложил проводить самооценку и представил методику, которая не содержит подробных рекомендации по самооценке. В работе предложено провести анализ соответствия бизнес-процессов организации по 87-ми пунктам рекомендаций стандарта. В большинстве случаев предлагается проводить проверки выполнения того или иного пункта соответствующим документом. Главное назначение самооценки - помочь применить принципы КСО во всех бизнес-процессах организации.
В работе предложен комплекс мер по совершенствования КСО компаний: разрабатывать политику компании в области КСО; в крупных компаниях создавать отделы по КСО и устойчивому развитию; использовать систему КПЭ в отношении топ-менеджмента компании и сотрудников соответствующих служб; проводить ежегодную оценку КСО и самооценку на соответствие стандарту ИСО 26000; проведение самооценки гармонизировать с составлением нефинансового отчета. Это позволит повысить качество социальной деятельности и эффективность социальных и экологических расходов компаний.
Таким образом, предложения по развитию методов оценки КСО направлены на обеспечение устойчивого развития компаний в современной российской экономике.
Подобные работы
- Корпоративная социальная ответственность в управлении нефтегазовым бизнесом
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2023 - ГУМАНИТАРНОЕ ВЛИЯНИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИИ
В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ В XXI ВЕКЕ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021 - Оценка эффективности использования основных фондов нефтегазового предприятия (на примере ОАО «Стройтрансгаз Сибирь»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий методом реальных опционов на примере ПАО «Газпром»
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Актуализация стратегии развития вертикально интегрированной
нефтяной компании в условиях нестабильности нефтяных рынков
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2016 - Банки с государственным участием в развитии реального сектора экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОНТРОЛЛИНГ: СУЩНОСТЬ, ИНСТРУМЕНТЫ И УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ В ПРАКТИКУ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Коммуникации ресурсодобывающих предприятий с локальной общественностью
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2018



