ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕПОДАВАНИЕ ОБЖ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ КАК ЧАСТЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА 8
1.1. Культура безопасности жизнедеятельности: понятие и его
составляющие 8
1.2. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в современной общеобразовательной школе: наиболее актуальные
проблемы в свете требований ФГОС 17
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ
СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ 27
2.1. Специфика организации процесса обучения в сельской школе 27
2.2. Особенности формирования культуры безопасности учащихся в
условиях сельской школы 37
2.3. Проблемы формирования культуры безопасности учащихся в условиях
сельской школы и возможные пути их решения 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
В современном мире одной из основных проблем стало формирование культуры безопасности. Состояние современного общества дает возможность утверждать, что любая человеческая деятельность, любого вида производство товаров и/или услуг, обусловливает «производство и распространение рисков» [8], понимаемого, в самом общем смысле как трансформацию целей деятельности под возникновением неопределенных условий [8], вероятность возникновения опасности [3].
Любое законодательство не в состоянии полностью регламентировать деятельность людей, создать условия для безопасной жизнедеятельности в случае, когда у людей «нарушены процессы идентификации опасности и принятия правильных решений, так как формальное соответствие действующим нормам безопасности, зачастую не обеспечивает должного уровня безопасности» [31, с. 2]. Всё это требует высокого уровня безопасности жизнедеятельности российских граждан.
В Российской Федерации распространению культуры безопасности в массах служит преподавание в средней школе специального предмета - основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Для решения актуальных проблем и задач необходимо изменение сознания и культуры общества через обучение безопасности жизнедеятельности. Именно на занятиях по ОБЖ закладывается в сознание молодого гражданина конструктивная концепция развития в сфере культуры безопасности. Необходимо заметить, что проблемы формирования культуры безопасности в условиях мегаполиса достаточно хорошо исследованы, однако в научных публикациях недостаточно раскрываются проблемы этого явления в условиях жизни на российском селе.
Актуальность темы исследования состоит в выявлении специфики формирования культуры безопасности в условиях сельской школы.
Для разрешения этой проблемы в Российской Федерации принимается значительное количество мер по разработке и внедрению программ обучения различных групп населения, особенно учащихся и студентов учреждений общего и профессионального образования.
Возникает противоречие между введенным в 1991 году курсом ОБЖ и недостаточным методическим и педагогическим обеспечением для большинства сельских школ, которые составляют основной массив всех школ РФ. Кроме того, его развитие сталкивается с рядом объективных и субъективных факторов. Определение этих факторов и поиск путей их преодоления и является одной из важнейших задач современного образования, формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Проблема исследования: Какие формы и методы необходимо использовать в сельской школе для формирования культуры безопасности?
Объект исследования - преподавание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в сельской малокомплектной школе.
Предмет исследования - методика формирования культуры безопасности в сельской школе.
Целью исследования является выявление и характеристика традиционных и инновационных форм и методов формирования культуры безопасности в сельской школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование культуры безопасности будет успешным, если:
• будут использоваться как традиционные, так и инновационные формы и методы формирования культуры безопасности с учетом условий сельской школы;
• будет обобщен опыт преподавания курса ОБЖ в современных сельских школах.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Изучить формы и методы формирования культуры безопасности в сельской школе в свете требований ФГОС.
3. Разработать методику формирований культуры безопасности в сельской школе.
Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования: изучение и анализ теоретических и практических методов по теме исследования, анкетирование, опросы, тестирование, математическая обработка и обобщение полученных результатов.
Теоретическая значимость работы: расширение представлений о значимости формирования культуры безопасности жизнедеятельности в условиях современной сельской общеобразовательной школы, а также о возможных путях увеличения эффективности преподавания данной дисциплины с учетом специфики сельской местности.
Научная новизна: В данной работе рассмотрено влияние специфики уклада русского села (близость к природной среде, распространение частных деревянных домов с печным отоплением и приусадебных хозяйств, наличие ферм и конюшен, домашнего скота и пр.) на содержание, методику и формы преподавания ОБЖ. Кроме того, не только выявлено ряд преимуществ и проблем преподавания данного предмета в условиях сельской школы, но и дан ряд рекомендаций по их преодолению.
Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы при изучении студентами специфики процесса формирования культуры безопасности в сельской школе.
Теоретическая основа - научная и методическая литература по теме исследования.
Методологической основой исследования являются:
- основные положения научных работ, раскрывающих сущность и специфику современного состояния формирования культуры безопасности в условиях российской школы (Репина Ю. В., Проценко Э.Г., Мирошниченко Д. В. и др. исследователей).
• основные положения научных работ, отражающие современное состояние сельских малокомплектных школ (Тарасов С. В., Глухова М. Е., Обухов В. В. и др.).
• материалы статей научно-методического характера, освещающие проблемы преподавания курса ОБЖ в условиях сельской малокомплектной школы и пути их решения (Хасанов М. Ф., Трегубова Н. Н., Никифоренкова А. М. и др.).
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В настоящее время все очевидней становится тот факт, что деятельность по обеспечению безопасности не должна ограничиваться только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями. Необходимо, чтобы обеспечение безопасности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью каждого человека.
Для этого необходимо развивать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, формировать качества личности безопасного типа, создавать общество и государство и, в конечном итоге, мировое сообщество безопасного типа. Одним из наиболее эффективных путей достижения этого является формирование соответствующей культуры - культуры безопасности жизнедеятельности населения, как основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации.
Для формирования КБЖ ключевым звеном является обучение, наиболее эффективное в детском и юношеском возрасте. При этом, в связи с тем, что в человеке формируется именно культура безопасного поведения КБЖ неразрывно связано с воспитанием и проводится наиболее интенсивно и всеохватывающе в образовательных учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования. Обучение и воспитание подрастающего поколения в этой сфере в российских образовательных учреждениях осуществляется сегодня в рамках курса ОБЖ и дисциплины БЖД.
Требования нового Федерального стандарта отчасти ужесточили и более четко сформулировали требования к результатам школьного полного образования. Кроме того, новый образовательный стандарт, несомненно, поднял планку образования на качественно новый уровень, но при этом выявил целый ряд объективно существующих проблем для его реализации, связанные с чисто педагогическими, а также с социальными, экономическими и культурными проблемами современного российского общества. Решение этих проблем - задача не 2-3 лет, а как минимум десятилетия, в связи с чем реализация ФГОС СПО на сегодняшний день, в том числе в рамках ОБЖ, можно считать лишь началом длинного пути.
Наиболее ярко все проблемы современного преподавания, особенно таких второстепенных на первый взгляд предметов как ОБЖ проявились в сельских школах. А так как они представляют собой подавляющее большинство средних образовательных учреждений в России, то получается, что проблемы, так или иначе выявленные в сельских школах, являются системными и требуют скорейшего решения. Что в свою очередь невозможно, в силу большой территории России и того факта, что модернизация образовательного процесса - длительный и многоуровневый процесс.
Педагог С. Т. Шацкий подчеркивал, что ребёнок развивается в определенной социальной среде, и без учета ее положительных и отрицательных влияний мы не можем управлять этим развитием. Сельская среда, как известно, существенно отличается от городской. Основными социальными факторами, воздействующими на становление ребенка, здесь являются: специфика социально-экономических и культурно-бытовых
условий, семьи и населения, а еще - близость природы. Каждый из этих факторов порождает как положительные, так и отрицательные условия для развития личности ребенка.
На сегодняшний день сельская школа работает в трудных социальноэкономических условиях и нуждается в особом внимании и поддержке со стороны государства и местных структур на селе. Образовательные возможности школы не отвечают всем необходимым требованиям подготовки сельского школьника, так как деятельность школы связана с такими ресурсами, как: ограниченность учебных программ, устаревшая материально-техническая база, безынициативность большего числа учеников и их родителей, сложность разновозрастного бучения в малокомплектной школе; отсутствие специалистов по ряду основных и дополнительный предметов (важных и необходимый в образовании современного школьника); слабое взаимодействие с сельским хозяйством, предприятиями на селе; отсутствие поддержки сельского населения.
Несмотря на это сельская местность, специфика сельского быта, менталитета и времяпровождения обладает и рядом преимуществ и при должном подходе прекрасно может быть использована для повышения эффективности преподавания курса ОБЖ. В частности, близость к природе, малокомплектность сельской школы, практика совмещения, однообразный досуг, более неформальные межличностные связи и пр. при грамотном подходе и доле энтузиазма можно превратить в основу развития специфической, крайне эффективной модели преподавания предмета «Основы выбора профессии», которая будет акцентироваться на практическом постижении экологического, здоровье сберегающего блоков, а используемые практикоориентированные методы будут способствовать повышению интереса детей к предмету, развивать логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.
То есть при должном подходе и правильном выборе форм и средств обучения и воспитания, соответствующих физическому и интеллектуальному развитию сельских школьников, а также с учетом их познавательных интересов можно воспитать в условиях сельской школы личностные качества, а также обеспечить выпускников таким конгломератом знаний, которые станут их «козырями» и необходимым активом при выборе дальнейшей профессиональной стези, а также просто станут подспорьем в обыденной жизни.
1. ГОСТ Р 22.3.07-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200109440 (дата обращения: 11.07.2019). - Текст: электронный.
2. ГОСТ Р 22.3.08-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Термины и определения. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200111612 (дата обращения: 11.07.2019) - Текст: электронный.
3. Об особенностях преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28 июня 2018 г. № 1213/6651 в 2018-2019 учебном году. - URL: http://www.minobr74.ru/Upload/files/ОБЖ.pdf (дата обращения: 1.10.2019) - Текст: электронный.
4. Общие положения обеспечения безопасности атомных станций
ОПБ - 88/97 НП-001-97 (ПНАЭ Г-01-011-97). - URL:
https://files.stroyinf.ru/Data1/8/8253/ (дата обращения: 21.07.2019) - Текст:
электронный.
5. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ. -
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546 (дата
обращения: 21.07.2019) - Текст: электронный.
6. Федеральный закон «О техническом регулировании» от
27.12.2002 № 184-ФЗ. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ (дата обращения: 21.07.2019) - Текст: электронный.
7. Федеральный стандарт общего образования по основам
безопасности жизнедеятельности (ФГОС ОО, ФГОС СПОО). - URL:
https://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2019/03/
23/federalnyy-standart-obshchego (дата обращения: 21.07.2019) электронный.
8. Абанкина, Т. В. Оценка результатов внедрения вариативных
моделей реструктуризации сети сельских школ в экспериментальных регионах // Вопросы образования. 2007. №1. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-rezultatov-vnedreniya-variativnyh- modeley-restrukturizatsii-seti-selskih-shkol-v-eksperimentalnyh-regionah (дата обращения: 07.10.2019) - Текст: электронный.
9. Абрамова, С. В., Бояров Е. Н. Общие закономерности развития
образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» //
Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-3. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-zakonomernosti-razvitiya- obrazovatelnogo-prostranstva-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti (дата обращения: 11.07.2019) - Текст: электронный.
10. Анохина, Н. В. Введение федерального государственного
образовательного стандарта в малокомплектных школах // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №5. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vvedenie-federalnogo-gosudarstvennogo- obrazovatelnogo-standarta-v-malokomplektnyh-shkolah (дата обращения: 15.08.2019) - Текст: электронный.
11. Атутова, Е. Н. Здоровый образ жизни как основное условие здоровья и безопасности жизнедеятельности в курсе ОБЖ // Научные исследования. 2016. №9 (10). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovyy- obraz-zhizni-kak-osnovnoe-uslovie-zdorovya-i-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-v- kurse-obzh (дата обращения: 11.07.2019) - Текст: электронный.
12. Аюбов, Э.Н., Твердохлебов Н.В., Хоруженко А.Ф. Комплексный подход МЧС России к формированию культуры безопасности жизнедеятельности. - URL: https://studfiles.net/preview/3590043/ (дата обращения: 18.07.2019). - Текст: электронный.
13. Байбородова, Л. В., Степанова Т. А. Особенности введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе // Ярославский педагогический вестник. 2011. №4. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-vvedeniya-federalnyh- gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov-obschego-obrazovaniya-v-selskoy- shkole (дата обращения: 28.08.2019). - Текст: электронный.
14. Байгулова, Н. В. Педагогические условия эффективного
функционирования сельских малокомплектных школ // Вестник ТГПУ. 2016. №1 (166). - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/pedagogicheskie-usloviya-
effektivnogo-funktsionirovaniya-selskih-malokomplektnyh-shkol (дата
обращения: 18.08.2019). - Текст: электронный.
15. Безопасность деятельности: Энциклопедический словарь / Под ред. О.Н. Русака. - СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2003. - Текст: непосредственный...