ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1 Литература постмодернизма: эстетика и терминология 8
1.1.1 Новый тип культуры как отражение изменений в современном
обществе 8
1.1.2 Общие характеристики постмодернизма 10
1.1.3. Постмодернизм в литературе 13
1.1.4 Массовая и элитарная литература в эпоху постмодернизма 19
1.2 Прецедентность как характерная особенность литературы
постмодернизма 21
1.2.1. Интертекстуальность - одна из основных характеристик литературы
эпохи постмодернизма 21
1.2.2. Прецедентность и типы прецедентных феноменов 25
1.2.3. Прецедентные феномены религиозного происхождения 28
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ В РОМАНАХ «CHOCOLATE» И «HEADLONG» 34
2.1 Прецедентные феномены в романе Майкла Фрейна «Headlong» 34
2.1.1 Прецедентные имена в романе 35
2.1.2 Прецедентные ситуации в романе 41
2.1.3 Прецедентные высказывания в романе 45
2.1.4 Прецедентные тексты в романе 48
2.2 Прецедентные феномены в романе Джоан Харрис «Шоколад» 51
2.2.1 Прецедентные имена в романе 52
2.2.2 Прецедентные ситуации в романе 57
2.2.3 Прецедентные высказывания в романе 61
2.2.4 Прецедентные тексты в романе 65
Выводы по главе 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 92
Любое произведение художественной литературы, а в особенности литературы постмодернизма, - в той или иной мере способ восприятия и отражения автором той реальности, которая окружает его. Литературное произведение служит основой для обсуждения насущных проблем во взаимоотношениях между человеком и другим человеком, обществом, наукой, культурой и т.п. Для емкости, но в то же время краткости описания героев или ситуаций многие авторы прибегают к использованию прецедентных феноменов в своих текстах. Использование прецедентных феноменов в литературном произведении помогает достаточно коротко, но наглядно описать проблемы, с которыми сталкивается автор в окружающем его мире и которые волнуют его, и, возможно, найти решение для некоторых. В данном исследовании проводится попытка сравнения одной группы прецедентных феноменов (прецедентные феномены религиозного истока) в двух романах, которые относятся к литературе постмодернизма и отражают восприятие мира разными авторами современности: «Шоколад» Дж. Харрис (Chocolate by Joanne Harris, 1999) и «Одержимый» М. Фрейна (Headlong by Michael Frayn, 1999).
Актуальность нашего исследования обусловлена, во-первых, широким потенциалом такого феномена, как прецедентность, который часто используется писателями при создании произведений различных жанров, а также все более возрастающим интересом к проблеме изучения креолизованного текста как нового типа текста. Во-вторых, необходимостью дальнейшего исследования прецедентности религиозного истока, которой на данный момент посвящено незначительное количество исследований.
Объектом данного исследования послужили прецедентные феномены в романах Джоанн Харрис «Шоколад» и Майкла Фрейна «Одержимый».
Предметом исследования являются функции прецедентных феноменов в произведениях Джоанн Харрис «Шоколад» и Майкла Фрейна «Одержимый».
Целью нашей работы является выделение, описание, классификация и сравнительный анализ прецедентных феноменов в романах Джоанн Харрис «Шоколад» и Майкла Фрейна «Одержимый».
В соответствии с целью исследования в данной работе ставятся следующие задачи:
1. обратиться к теоретическим аспектам феномена «прецедентность»;
2. рассмотреть теоретическую составляющую понятия «прецедентный феномен религиозного истока»;
3. проанализировать выбранные произведения как постмодернистские тексты и выделить основные прецедентные феномены;
4. провести их описание, классификацию и анализ;
5. сделать выводы по результатам исследования.
Теоретической базой исследования послужили работы по когнитивной лингвистике И.В. Арнольд, Дж. Лакоффа и М. Джонсона, постмодернизму Н.Л Лейдермана, Н.В. Киреевой, Р. Барта и Ж. Женетта, а также исследования по интертекстуальности: М.М. Бахтина, Ю. Кристевой, Ю.Н. Караулова, Д.Б. Гудкова, И.В. Захаренко, В.В. Красных, Д.В. Багаевой, Н.А. Фатеевой, Г.Г. Слышкина и А.П. Чудинова.
В ходе работы в качестве основных в исследовании были использованы сравнительный, описательный и рецептивный методы, реализованные через комплекс более частных методик и приемов анализа, таких как прием контекстуального анализа и методика классификации прецедентных феноменов Д.Б. Гудкова, И.В. Захаренко, В.В. Красных и Д.В. Багаевой.
Материал исследования был получен методом сплошной и репрезентативной выборки и составил 93 проанализированных нами
прецедентных феноменов, связанных с религиозной тематикой, в романах Джоанн Харрис «Шоколад» и Майкла Фрейна «Одержимый».
Научная новизна данной работы состоит в том, что исследование проблемы прецедентности на выбранном нами материале осуществляется впервые. Впервые в рамках одного исследования анализируется романы Джоанн Харрис «Шоколад» и Майкла Фрейна «Одержимый». А также впервые проводится сравнительный анализ религиозной тематики в исследуемых романах.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты являются вкладом в изучение феномена прецедентности и могут быть использованы для дальнейшей разработки вопросов, связанных с ним.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал данного исследования может быть использован на занятиях по интерпретации текста, стилистике и зарубежной литературе в школе и ВУЗе.
В качестве апробации некоторые положения данной работы были представлены на X международной научно-практической конференции- форуме «Языковое образование сегодня - векторы развития» (УрГПУ, 2018) в виде доклада на тему «Религиозные прецедентные феномены в романе Д.Харрис «Шоколад», а также на XVIII международной научнопрактической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы филологии» (УрГПУ, 2019) в виде доклада на тему «Прецедентные имена религиозной сферы в романе Майкла Фрейна «Одержимый».
Структура выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, двух глав, посвященные исследованию феномена прецедентности, выводов по главам, заключения и библиографии, включающей 64 источника. Во введении обосновывается актуальность поставленной проблемы, обозначается цель и сопутствующие задачи, определяются материал, объект, предмет и методы исследования. В первой 6
главе раскрываются теоретические основы понятия «прецедентность» и описываются различные классификации прецедентных феноменов, а также рассматриваются теоретические основы прецедентных феноменов религиозного истока. Во второй главе описываются, анализируются и классифицируются исследуемые прецедентные феномены, выделенные в романах. В заключении подводятся итоги исследования и намечаются перспективы дальнейшей работы по проблеме прецедентности.
Как было отмечено во введении данной работы, любое литературное произведение есть способ восприятия и переработки реальности, а прецедентные феномены помогают автору составить короткое, но емкое сообщение, а читателю затем успешно раскодировать это сообщение. Также стоит отметить тот факт, что сложность кодировки этих сообщений может варьироваться. Какие-то прецедентные феномены способен раскодировать каждый человек, который даже может не знать, откуда взят тот или иной прецедентный феномен, в то время как другие прецедентные феномены требуют знания их источников. Одним из текстов, который является частым «ресурсом» для создания прецедентных феноменов, является Библия, также как и другие сакральные тексты.
По результатам проделанной работы, стоит сказать, что мы достигли поставленной цели, выделив, описав, и проанализировав прецедентные феномены религиозного истока в романах Джоанн Харрис «Шоколад» и Майкла Фрейна «Одержимый». Для достижения этой цели мы выполнили ряд таких задач, как:
1. рассмотрели теоретические аспекты таких феноменов как «постмодернизм», «интертекстуальность» и «прецедентность»;
2. выделили два основных типа литературы эпохи посткультуры: постмодернистская литература и массовая литература;
3. проанализировали теоретические основы такого понятия как «прецедентный феномен религиозного истока».
В результате анализа, нам удалось выделить:
• 62 прецедентных феномена сферы «религия» в романе
«Headlong» (36 прецедентных имен, 5 прецедентных высказываний, 17 прецедентных ситуаций и 4 прецедентных текста);
• 31 прецедентный феномен сферы «религия» в романе «Chocolate»
(14 прецедентных имен, 7 прецедентных высказываний, 1 прецедентный текст и 9 прецедентных ситуаций).
Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что выбор и узнаваемость прецедентных феноменов религиозного истока зависит от таких параметров, как возраст читателей, их социальный статус, уровень образования, а также общая культурная просвещенность
(«квалифицированный читатель»). Также выбор и количество прецедентных феноменов значительно отличается в произведениях постмодернизма и массовой литературы. В постмодернистском произведении их больше, а выбор их не всегда очевиден. Количество узнанных прецедентных феноменом также будет варьироваться, что является одной из отличительных черт романа эпохи постмодерна, где элитарная литература смешивается с массовой культурой.
В качестве заключения стоит отметить, что сакральные тексты обладают большим потенциалом к созданию различных прецедентных феноменов, которые становятся популярными и используются большим количеством людей, а исследование проблемы прецедентных феноменов религиозного истока оказывается перспективной областью для изучения с позиций различных гуманитарных дисциплин.
1. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. - М.: Флинта, Наука, 2002. — 384 с.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Изд-во Советская Энциклопедия, 1969. - 608 с.
3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. — М.: Прогресс, 1989. — 616 с.
4. Бахтин М.М. Эстетика Словесного Творчества. - М.: Искусство, 1979. - 445 с.
5. Баянова Л.Е. Формирование представлений о художественной культуре постмодернизма у студентов-культурологов в педагогическом ВУЗе: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2010. - 165 с.
6. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - СПб.: Паритет, 2007. - 320 с.
7. Бирюкова Н.С. Восприятие студентами прецедентных феноменов, используемых в современной политической коммуникации: дис. ...канд. филол. наук. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2005. — 197с.
8. Бирюкова Н.С. О типах прецедентных феноменов // Известия УрГПУ. Лингвистика: сборник. - 2005. - № 15. - С. 60-66.
9. Большой толковый словарь русского языка / Ред. Кузнецов С.А. СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
10. Бранзило Л.Ю. Постмодернизм: Сущностные идеи и их представители // Вестник МГИМО Университета. - 2010. - № 3. С. 97-105. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/postmodernizm-suschnostnye-idei-i-ih-predstaviteli (дата обращения: 14.12.2018)
11. Воскресенская, Е. Г. Интертекстуальные включения в произведениях И. Во: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.04 / Е. Г. Воскресенская. Баранаул, 2004. -18 с.
12. Гориянова О.И. Культура против «Посткультуры»: место традиционности в современной культуре // Культура и образование. - 2015. - № 3. - С. 48-55.
13. Господа нашего Иисуса Христа святое евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. На славянском и русском наречии. - Спб.: Синодальная типография, 1875. - 425 с.
14. Гришаева Л.И. Прецедентный текст как универсальное средство передачи и хранения культурной информации // Политическая лингвистика. - 2008. - № 1(24). - С. 118-123.
15. Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Красных В.В., Багаева Д.В. Некоторые особенности функционирования прецедентных высказываний // Вестник МГУ, Сер.9. Филология. - 1997. - № 4 - С. 106-118...