Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АВТОРСКОЕ МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ХИП-ХОП ЛИРИКЕ ЭМИНЕМА И КЕНДРИКА ЛАМАРА

Работа №95112

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

музыка

Объем работы186
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Теоретические основы феномена концепта 8
1.2. Теоретические основы феномена дискурса 13
1.3. Теоретические основы концептуальной метафоры 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ПЕСЕННОГО
ДИСКУРСА ЭМИНЕМА И КЕНДРИКА ЛАМАРА 27
2.1. Основные разряды концептуальной метафоры в песенном дискурсе
Эминема и Кендрика Ламара 27
2.2. Ключевые концептуальные модели в сфере антропоморфной
концептуальной метафоры 28
2.3 Ключевые концептуальные модели в сфере концептуальной метафоры природы 59
2.4. Ключевые концептуальные модели в сфере социальной
концептуальной метафоры 72
2.5. Ключевые концептуальные модели в сфере артефактной
концептуальной метафоры 82
Выводы по главе 2 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 159
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 172

Настоящая исследовательская работа посвящена когнитивному исследованию концептуальной метафоры, используемой в англоязычной лирике, в частности в песенном дискурсе Эминема и Кендрика Ламара.
Одним из перспективных научных направлений современности является анализ теории концептуальной метафоры, получивший наиболее активное развитие в рамках когнитивной лингвистики в конце ХХ века.
Современный мир динамичен и непостоянен. Каждый день мы сталкиваемся с процессами изменения и преобразования каких-либо сфер человеческой деятельности: будь то переход от централизованной экономики к рыночной, смена премьер-министра или же реформы в области науки, образования и культуры. Каждое подобное явление находит отклик в сознании людей, что существенным образом сказывается на их мировосприятии, формирует менталитет, характерный для определенного социума, и непосредственно влияет на угол точки зрения.
Руководствуясь исследованиями последних десятилетий, проведенных не только в сфере лингвистики и филологии, но и также в области психолингвистики, психологии, социологии, философии и других научных отраслей, ученые отмечают, что метафорические модели, функционирующие в сознании человека, подобны реакции общества, оказавшегося в эпицентре трансформаций - они так же податливы изменениям мира и так же способны менять свою структуру под действием этих изменений. В свою очередь, метафорические модели оказывают прямое влияние на формирование метафорической картины мира человека и являются основным инструментом в процессе индивидуального миромоделирования.
Коллективный же опыт познания мира обогащается посредством включения в него элементов когнитивного опыта различных слоев общества. Одними и наилучших посредников такого опыта являются представители музыкальной индустрии, в чьих произведениях отражаются злободневные проблемы общественной жизни. Рэп, будучи элементом такого направления, как хип-хоп, исконно называется «музыкой улиц» и считается голосом общественного мнения.
Актуальность данной же исследовательской работы заключается в дальнейшем развитии теории когнитивной метафоры, исследовании многообразных отношений между языком, мышлением и коммуникацией, а также в недостаточной разработанности проблемы метафорического моделирования в художественном тексте, шире - дискурсе, а в частности в авторском песенном дискурсе Эминема и Кендрика Ламара.
Объектом настоящего исследования стали ключевые концептуальные модели, используемые в песенном дискурсе Эминема и Кендрика Ламара.
Предмет - языковые способы оформления ключевых концептуальных моделей, выделенных в песенном дискурсе Эминема и Кендрика Ламара.
Цель исследовательской работы - выявление и сравнение специфики способов языкового оформления ключевых концептуальных моделей, используемых в авторском песенном дискурсе Эминема и Кендрика Ламара. Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. определить оптимальную теоретическую базу и методику исследования ключевых концептуальных моделей, используемых в песенном дискурсе Эминема и Кендрика Ламара;
2. отобрать и систематизировать материал - концептуальные метафоры, которые используются в песенном дискурсе Эминема и Кендрика Ламара;
3. выделить авторские метафорические модели, функционирующие в песенном дискурсе Эминема и Кендрика Ламара, классифицировать их в соответствии с принадлежностью к определенному метафорическому разряду;
4. выделить и описать ключевые концепты и ключевые
концептуальные модели, используемые в песенном дискурсе
Эминема и Кендрика Ламара;
5. проанализировать и сравнить особенности использования исследуемых авторских концептуальных моделей в песенном дискурсе Эминема и Кендрика Ламара.
Основные методы исследования - описательный метод, реализованный через комплекс более частных методик и приемов анализа, среди которых следует выделить когнитивно-дискурсивный анализ, а также элементы компонентного анализа.
Материалом исследования стал корпус примеров, полученных методом сплошной выборки из текстов песен Эминема и Кендрика Ламара.
В качестве материала исследования были использованы тексты песен Эминема и Кендрика Ламара. Необходимо отметить, что состав анализируемых текстов неоднороден. Хронологические рамки рассматриваемого материала охватывают период, который начинается с ранних работ Эминема (2000 год) и Кендрика Ламара (2005) и заканчивается альбомами, выпущенными в 2014 году (Эминем) и 2017 году (Кендрик Ламар).
Научная новизна исследования. В данной работе целенаправленно исследуются ключевые концептуальные модели, функционирующие в песенном дискурсе Эминема и Кендрика Ламара. В ходе исследования выделены наиболее продуктивные концепты, используемые для создания художественной картины мира, а также описаны средства языкового оформления ключевых концептуальных моделей, используемых в дискурсе Эминема и Кендрика Ламара.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что анализ и описание вычлененных концептуальных моделей способствует более глубокому пониманию специфики поэзии Эминема и Кендрика Ламара и более полной инвентаризации фонда концептов, функционирующих в данном дискурсе.
Практическая ценность исследования связана с возможностями использования его материалов при написании учебно-исследовательских работ студентами, специализирующимися в сфере филологии, музыковедения и культурологии.
Методология исследования сложилась под влиянием теории метафорического моделирования (Дж. Лакофф, М. Джонсон, Е.С. Кубрякова, А. П. Чудинов).
Апробация исследования. Основные положения исследовательской работы обсуждались на седьмой и восьмой международных студенческих научно-практических конференциях Уральского государственного педагогического университета, семнадцатой всероссийской научно - практической конференции Российского государственного профессионально - педагогического университета, одиннадцатой международной научно­практической конференции Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.
Результаты исследования получили апробацию в рамках конкурса научно-исследовательских работ студентов высших и средних специальных учебных заведений Свердловской области «Научный Олимп» по направлению «Гуманитарные науки» [Екатеринбург, 2017]. Работа удостоена диплома I степени Конкурсной комиссии.
Структура работы. Композиционно работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Во введении обозначается предмет исследования данной работы, а также формулируется цель и соответствующие ей задачи. Также описывается структура работы, ее теоретическая и практическая ценность. В первой главе рассматриваются общие теоретические вопросы. Во второй главе описываются результаты исследования метафорических моделей, а также проводится их систематизация. В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы по работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования было выявление специфики средств языкового оформления авторских ключевых концептуальных моделей, используемых в песенном дискурсе Эминема и Кендрика Ламара.
В ходе нашего исследования мы стремились определить оптимальную теоретическую базу и методику исследования ключевых концептуальных моделей, используемых в песенном дискурсе Эминема и Кендрика Ламара. Нам удалось установить, что метафора есть главное средство для создания образности, а также ее можно рассматривать в качестве одного из путей развития значения слова, который служит средством пополнения словарного запаса языка. Роль концептуальных метафор связана с тем, что они способны структурировать мировосприятие людей. За основу анализа концептуальных метафор была взята методика, используемая многими учеными, в частности, профессором А.П. Чудиновым.
Нашим следующим шагом был отбор и систематизация материала, а именно концептуальных метафор, используемых в песенном дискурсе Эминема и Кендрика Ламара, а также выделение авторских метафорических моделей и их дальнейшая классификация в соответствии с принадлежностью к определенному метафорическому разряду. В результате нам удалось вычленить 349 концептуальных метафор, далее распределенных по четырем разрядам:
• антропоморфная концептуальная метафора;
• концептуальная метафора природы;
• социальная концептуальная метафора;
• артефактная концептуальная метафора.
Мы также установили, что выявленные метафорические модели характеризуются различными степенями частотности, что обусловлено их
внутренними особенностями. Наиболее продуктивными группами оказались антропоморфная и артефактная метафоры.
Нашей следующей задачей стало выделение и описание ключевых концептов и ключевых концептуальных моделей, функционирующих в дискурсе Эминема и Кендрика Ламара. В результате нам удалось выявить 13 ключевых концептов с относящимися к ним ключевыми концептуальными моделями в рамках антропоморфной концептуальной метафоры; 6 ключевых концептов в сфере концептуальной метафоры природы, среди которых нашли свое отражение ключевые концептуальные модели; 3 ключевых концепта в составе социальной концептуальной метафоры с соответствующими ключевыми концептуальными моделями и 5 ключевых концептов и принадлежащих им ключевых концептуальных моделей внутри группы артефактной концептуальной метафоры.
На заключительном этапе нашего исследование мы стремились проанализировать и сравнить особенности использования исследуемых моделей и песенном дискурсе Эминема и Кендрика Ламара. Нами был проведен анализ контекстуальных данных, в результате которого мы выявили языковые способы оформления авторских ключевых концептуальных моделей, функционирующих в дискурсе Эминема и Кендрика Ламара. Ключевые лексемы, оформляющие наиболее яркие образы, подверглись дальнейшему компонентному анализу их семантической структуры для более точного описания языкового наполнения анализируемых концептуальных моделей.
Ввиду недостаточной разработанности проблемы выявления лингвокультурной специфики текстов новых, современных форм и жанров, нам думается, что результаты проведенной работы могут внести вклад в исследование современных произведений, отражающих блендовый характер ментальности автора.


1. Антология концептов / под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. - Волгоград: Парадигма, 2005. - 352 с.
2. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1990. - С.136-137.
3. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. - М.: Academia, 1997. - С. 267-279.
4. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора: Материалы к словарю. - М.: Ин-т русского языка АН СССР, 1991 - 193 с.
5. Будаев Э.В. Становление когнитивной теории метафоры // Лингвокультурология (Екатеринбург). - 2007. - №1. - С. 16-32.
6. Будаев Э.В. Метафорическое моделирование постсоветской действительности в российском и британском политическом дискурсе: дис. ... к-та филол. наук. - Екатеринбург, 2006. - 232 с.
7. ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. - / Т.А. ван Дейк, пер. с англ. В.В. Петрова; Под ред. В.И. Герасимова. - М.: Прогресс, 1989. - 310 с.
8. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. - М.: Гнозис,
2004. - 192 с.
9. Демьянков В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие / Отв. ред. М.Н. Володина. - М.: Изд-во Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 2003. - С.116-133.
10.Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: Изд- во Воронеж. ун-та, 2001. - С.36-44.
11. Карасик В.И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 331с.
12. Колесов В.В. Язык и ментальность. - СПб.: Петербургское
востоковедение, 2004. - С.19-20.
13. Комкова А.Н. Динамика норвежского политического дискурса: ключевые концепты: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Москва: Фед. гос. бюдж. уч-е науки ИЯз РАН , 2012. - 5 с.
14. Костомаров В.Г., Бурвикова Н.Д. Изучение и преподавание русского слова от Пушкина до наших дней: Материалы конф. и семинаров. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 1999. - С.7-14.
15. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? - М.: Гнозис, 2003. - 375 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ