ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВЕТСКОГО
ПЕРИОДА 11
ГЛАВА 2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
СОВРЕМЕННОСТИ 25
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МНОГОГРАННАЯ ИСТОРИЯ США» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
Список источников и литературы 65
Приложение 80
Наличие у учителя истории четких программных установок, стабильных учебников и методических пособии, дополнительной литературы еще в недавнем прошлом было важнейшим показателем эффективности, надежности и объективности работы школьного учителя. Определенному идеологически отшлифованному базису знаний всеобщей истории, истории Соединенных Штатов Америки соответствовала четкая методическая надстройка в виде рекомендаций, указаний, разработок вплоть до того, как лучше построить и провести урок по той или иной теме, рекомендуемой правительством и министерством образования.
Современные перемены в состоянии отечественной методики обучения истории и ее содержания, в известной мере, порождены пересмотром содержания гуманитарного образования, в целом, и освобождением его от сложившихся стереотипов в осмыслении важнейших исторических событий, процессов и личностей. Учитель истории ежедневно открывал и открывает для себя и своих учеников новые аспекты многообразия прошлого. На уроках истории сегодня можно услышать о геополитике, о заботах, о нравах и развлечениях, о стимулах поведения и моральном выборе. Облики исторических деятелей, столь неподвластные собственным оценкам учителей и учеников в прежние времена, настолько подверглись пристальному вниманию историков, что учитель порой и сам не знает, какую именно точку зрения он исповедует, характеризуя того или иного деятеля, того или иного события.
Процесс непрерывного совершенствования и обновления российского образования актуализирует проблему научно-методического обеспечения полноценной и всеобъемлющей базой знаний относительно истории США (Родригес А.М. (ред.) и др. «Новая история стран Европы и Америки», Согрин В.В. «Политическая история США XVII-XX вв.» Язьков Е.Ф. «История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945)», Язьков Е.Ф. «История стран Европы и Америки в новейшее время (19452000)»). Это особенно актуально для школ и педагогических вузов, так как от них зависит, какое отношение по вопросам истории и политики государства в отношении США, в связи с изменением отношения в историческом развитии, будет у подрастающего поколения и какие моральные, политические ценности будут в приоритете. Таким образом, от уровня и профессиональной направленности изложения истории США в методической литературе зависит развитие своего мышление и постановка объективных точек зрения на историю соединенных штатов Америки у учащихся.
Анализ педагогической, научно-методической и специальной литературы показал, что данная проблема в научном плане может быть рассмотрена как часть более широкой проблемы повествования об истории США, как неполной картины мировой истории.
В трудах и учебных пособиях:
1. Болховитинов Н.Н., Севостьянов Г.Н. и др. «История США в 4-х т.»1. Ведется трансляция, непосредственно, от основания английских колоний до глобальных капиталистических процессов современности. Авторы попытались наиболее четко и достоверно изложить историю соединённых штатов Америки без попыток вмешательства со стороны правительства, насколько это было возможно на период 1985-1987г.
2. В следующей книге авторы попытались показать соединённые штаты Америки с точки зрения её развития, Бурова И.И., Силинский С.В. «Соединенные Штаты Америки»2. Как данное государство смогло стать столь великим и лидирующим на политической мировой арене. в этой книге мы можем рассматривать как государственное устройство, так и политические партии. Авторы нам повествуют об открытии Америки европейцами, как эти самые колонисты боролись за свою независимость с британской империей, что же творилось внутри самих соединенных штатов Америки, как развивается промышленность и как же всё-таки страна вышла на лидирующую позицию мировой промышленности и не только.
3. В труде следующих авторов Козенко Бориса Дмитриевича и Севастьянова Григория Николаевича «История США», так же описана история США, как одной из крупнейших капиталистических держав. При том, что авторы и сами говорят что данная книга может быть полезно для учителей истории и старшеклассников, то есть это своего рода методическая литература на основании которой можно обучать в школе, соответственно она должна быть легко читаемой и достоверной.
4. Так же нам необходимо было ознакомиться с учебными программами университетов занимающихся историей США или международными отношениями. Так мы рассмотрели учебную программу Санкт-Петербургского государственного университета под редакцией доцента и кандидата исторических наук Светланы Владимировны Шершнёвой. Которая, в свою очередь, опиралась на известные труды зарубежных историков и документы.
5. Труд Болховитинова Н.Н. «Очерки новой и новейшей истории США» в 2-х тт. М., 1960г., очень важен для нашей работы, так как непосредственно здесь проанализированы русско-американские отношения в первой половине XIX века. также рассматриваются и анализируются борьба американцев за улучшение их политического и экономического положения и войны за рынки сбыта источники сырья. Также как и выше названные авторы Болховитинов используют обширный фактический и документальный материал3.
6. И наиболее обширная работа закончена в труде Дэниеля Макинерни «США: история страны»4. Это одна из новых работ написанная в 2009 году. Она также описывает историю США с момента его образования и до современного периода. Однако авторы попытался показать не только сухие факты, но и достоверного аргументацию основываясь на документах видеофайлах и отчётах, а это уже способствует доверию данной литературе. Макинерни попытался аргументировано объяснить отношения между Россией и Америкой, между Америкой и Японией, между Америкой и Европой.
Рассматривается история образования соединенных штатов Америки с колониального периода до наших дней. Дается оценка политических, экономических, территориальных действий США. Так же проводится анализ и структура преподнесения учащимся информации об истории и эта информация изменчива в отношении повествования и научности в зависимости от внешнеполитических отношений стран.
Анализ научных трудов по проблеме понимания истории США в методической литературе показал, что на сегодняшний день не нашли достаточного научного обоснования постановки отношений к США, которые учитывали бы специфику деятельности педагогов профессионального обучения.
Таким образом, сопоставительный анализ педагогической теории в аспекте развития учащихся позволил увидеть ряд противоречий.
На социально-педагогическом уровне противоречие проявляется в том, что потребность общества в подготовке молодого поколения к пониманию истории США далеко не полно удовлетворяется в период обучения из-за субъективных взглядов преподавателей, что формирует не достоверную картину мира у учащихся.
Противоречие на научно-теоретическом уровне характеризуется тем, что при смене курса политики власти отношение к США видоизменяется, а как следствие меняется и изложение материала в учебно-методической литературе, тем самым возникает «новая» история, отличная от предыдущей «реальной».
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: как преподавать историю США в условиях современных реалий и выработать у учащихся объективную оценку истории и современного отношения к истории США.
Актуальность, выделенные противоречия и сформулированная проблема исследования обусловили выбор темы диссертационного исследования: «История США в отечественной учебно -методической
литературе».
После определения темы сразу же возникает вопрос - а почему именно Соединённые Штаты Америки? Зачем изучать непосредственно подачу материала об истории США в наших российских учебниках? Отвечая на этот вопрос нужно затрагивать несколько аспектов. Во-первых, это дальнейшие перспективы развития отношений между Россией и США: будут ли они усугубляться или наоборот идти к развитию зависит от восприятия современными гражданами Российской Федерации Соединённых Штатов Америки, через трансляцию исторических фактов. Во-вторых, мы уже четко осознаем структуру развития отношений между государствами, начиная, с советского по современный период и явно понимаем, что непосредственно меняется и подача материала в отечественных учебниках относительно США. И, в-третьих, педагоги и учащиеся на современном этапе, сегодня, здесь и сейчас, должны понимать насколько нужно показать все аспекты изучения истории США в отношении изменчивых международных отношений между странами.
В данной работе будут рассматриваться в учебники с периодичностью со времён СССР до современного периода. Такая хронология из-за того, что мы можем непосредственно в ней посмотреть трансформацию подачи материалы относительно истории США и развитию в умах учащихся отношение к соединенным штатам Америки.
Для полного раскрытия темы будут использоваться несколько подходов. Исследование располагает принципом историзма. Любое явление необходимо изучать с точки зрения того когда оно происходило, где оно происходило и вследствие каких причин, также и историю США необходимо рассматривать только с точки зрения объективности исторических событий - принцип историзма, как раз помогает раскрыть объективную сторону истории, полагаясь на достоверную информацию. Подобную функцию играет и принцип объективности, который определяет закономерности истории в целом. Принцип углубленного изучения истории подразумевает не только необходимость в полной и точной информации, но и необходимость учитывать всю информацию, которая влияет на создание истории нужной государству, созданию «новой» истории. Данные принципы являются базисными в диалектико-материалистической методологии изучения всех исторических процессов.
Объект исследования - отечественная учебно-методическая литература по истории США.
Предмет исследования - специфика преподавания и отражения материала по истории США.
Цель исследования - выявить и проанализировать проблемы исследований и информации по истории США в методической литературе, и как следствие, разработать учебный курс по истории США в условиях современной политики государств.
Исходя из научного осмысления цели, объекта, предмета были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ учебно-методической литературы по теме исследования, определить сущность, проблематику и специфику ее активизации в образовательном процессе советского периода
2. Провести анализ учебно-методической литературы по теме исследования, определить сущность, проблематику и специфику ее активизации в образовательном процессе современности.
3. Выявить проблемы изложения материала в методической литературе.
4. Разработать элективный курс по истории США и апробировать его в старших классах общеобразовательной школы.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
1. Нормативно-правовые документы (ФГОС, ГОС, Законы об
образовании и т.д.)
2. Методическая литература (учебники, пособия, методички)
3. Рабочие программы.
В значительной степени диссертационная работа опирается на результаты исследований по проблеме.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ специальной литературы по изучаемой проблеме, педагогическое наблюдение, анализ результатов учебной деятельности учащихся. Вместе с данными методами применяется и историкогенетический метод для рассмотрения трансформации повествования. Для анализа учебнометодическая литература использован сравнительный метод, также необходимо учитывать и концепцию исторической памяти. в данной концепции мы будем активно рассматривать рефлексии о событиях прошлого, непосредственно через передачу его, его какого-либо негативного опыта, взлетов и падений, через трансляцию в учебно-методической литературе.
Хронологические рамки исследования относительно истории США 1492 - 2016 гг.
Хронологические рамки изучаемой литературы охватывают период советского и современного пространства до 2016 года.
Территориальные рамки магистерской работы относительно истории США - территория колониальной Америки - территория США.
Научная новизна исследования заключается в создании и применении на практике разработки элективного курса в объеме 12 академических часов по истории Соединенных Штатов Америки.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сбор и анализ литературы, представленной в работе отразили закономерность изменения подачи материала в учебниках по темам истории США.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе диссертационного исследования результаты, выделенные условия, предложенные методы, средства и организационные формы активизации учебной деятельности учащихся, учебно-методические пособия по ее применению могут быть включены в образовательную практику.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются применением современной методологии научного исследования, полидисциплинарным подходом к разработке проблемы активизации учебной деятельности студентов и учащихся.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
В процессе проделанной работы мы пришли к следующим выводам.
В формировании представлений советских граждан о Соединенных Штатах период 20-30-х гг. XX в. занимает особое место. В данный период, в отличие от периода «холодной войны», советские граждане имели более широкие возможности в получении объективной информации об экономическом, политическом и культурном развитии Соединенных Штатов.
Интерес к США в 20-е гг. был вызван практической необходимостью. Советское государство нуждалось в передовой технике и технологиях, в практическом опыте организации производства. Америка, будучи самой передовой и могущественной страной мира, стала не только источником опыта в самых разных областях развития экономики, но и торговым партнером. В связи с этим на всем протяжении 20-х гг. происходило расширение связей между СССР и США в области торговли, финансовых отношений, налаживалось совместное производство по разработке сырьевой базы (концессии), росло научно-техническое взаимодействие.
В 20-е гг. некоторые граждане СССР получили возможность лично познакомиться с жизнью американцев, с их экономикой, политикой, культурой и бытом. Образ Америки формировался в процессе восприятия, через конкретный опыт каждого человека на уровне школьных учебников в детстве, зависел от трансляции материала учителем на уроках. Уровень образования и культуры, имевшие место идеологические стереотипы не только накладывали на это восприятие отпечаток, но и во многом его определяли, решающим образом воздействуя на оценочно-аналитическую часть этого образа. Следует отметить, что представления о стране в определенной мере складывались еще до ее посещения, а в ходе увиденного они переходили от абстрактно-обобщенных очертаний к более конкретным, приобретая глубоко личностную, эмоциональную окраску.
На формирование образа Америки в 20-30-е гг. оказали существенное влияние условия и обстоятельства восприятия. Во-первых, советские граждане не обладали возможностью детального изучения страны и ее народа из-за короткого пребывания в ней, а во-вторых, наиболее значительный вклад в формирование у советских людей представлений об Америке вносила политическая элита, которая через механизм пропаганды и средства массовой информации прививала советской общественности подчеркнуто политизированные образы США. В течение 1920-30-х гг. эволюция сталинского режима проходила параллельно с формированием системы органов партийно-политической пропаганды, а это, в свою очередь, приводило к тому, что образ Запада сводился к набору зачастую далеких от реальности стереотипов, а позднее сознательно фальсифицировался в угоду режиму. Доминирующими стали оценки советского партийного руководства и Коминтерна, который в ходе своего развития трансформировался в инструмент советской внешней политики.
В целом, в 40-е гг. экономические успехи США вызывали у большинства советских людей только удивление и любопытство, в которых нельзя было заметить ни зависти, ни восхищения. Причина такого положения дел заключалась в том, что большинство советских граждан было убеждено в непрочности и недолговременности американского процветания.
К концу 50-х гг. окончательно завершилось расслоение целостного образа США на чуждую социально-политическую систему с порочными буржуазными ценностями, с одной стороны, и заслуживающую заимствования и присвоения технологию - с другой. К этому же времени большую актуальность приобрели социальные проблемы. Советские публицисты сместили центр своего внимания на состояние рабочего и негритянского движений. Статьи газет и журналов, посвященные экономическим и социальным проблемам США, носили больше пропагандистский, нежели научный характер...
1. Алейникова М.А. Как преодолеть скуку на уроках истории. / Преподавание истории в школе, № 9, 2001. 316 с.
2. Аристова Л. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968. 360 с.
3. Баранова Н. Б. Власть и воздействие на массовое сознание в 30-е гг. XX век (на материалах Среднего Поволжья). Дис. на соиск. уч. степ. докт. ист. наук, - М., 1997. 213 с.
4. Баранов П.А. О тенденциях развития современного школьного исторического образования. / Преподавание истории и обществознания в школе, № 3, 2001. 450 с.
5. Бирюков А. М. Советскр-американские торгово-экономические отношения в 1923-1929 гг. М., 1996. 502 с.
6. Болховитинов Н. Н.Становление русско-американских
отношений, 17751815 гг. -М., 1966. 692 с.
7. Болховитинов Н. Н. Русско-американские отношения, 1815 1832 гг. - М., 1975. 589 с.
8. Болховитинов Н. Н.США: проблемы истории и современная историография.-М., 1980. 518 с.
9. Болховитинов Н. Н. Новый взгляд на историю США. М., 1993. 520 с.
10. Борков А. В. Создание и деятельность основных советских органов внешнеполитической пропаганды и информации (1917-1945 гг.). Дис. соиск. уч. степ. докт. ист. наук, Нижн. Новгород, 1998. 280 с.
11. Блюм А. В. Советская цензура в эпоху тотального террора. 19291953. -СПб., 2000. 780 с.
12. Бурин С. Н. Взгляд на Америку из советской России. //Восприятие США по обе стороны Атлантики. М., 1997. 360 с.
13. Бурстин Д. Американцы: в 3-т. Перевод с англ./ Под ред. В. Г. Олейнина. -М., 1993. 580 с.
14. Васильева Т. Е. Стереотипы в общественном сознании. М., 1989. 325 с.
15. Валюженич А. В. Американский либерализм: иллюзии и реальность. М., 1976. 623 с...