ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ
УСЛУГ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 5
1.1 Рынок туристических услуг 5
1.2 Особенности продажи и продвижения туристического продукта в
туристической отрасли 12
1.3 Анализ средств автоматизации процесса подбора и продвижения
туристического продукта в туристической отрасли 15
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АРГО» 20
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Арго» 20
2.2 Анализ бизнес-процессов предприятия 32
2.3 Определение методов и средств решения выявленных проблем, выработка
предложений по их устранению 36
3 ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССОВ
ПРОДВИЖЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ 39
3.1 Обоснование выбора инструментария для продвижения туристических
продуктов 39
3.2 Описание процесса внедрения программного приложения (в соответствующей
программной среде); 44
3.3 Оценка целесообразности внедрения сформулированных предложений с точки
зрения экономической эффективности 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
На сегодняшний день информатизация бизнес-процессов какой-либо организации играет важную роль во всем обществе. Она позволяет облегчить и усовершенствовать работы многих подсистем: производство, управление, наука, финансовая сфера, сфера услуг и другое.
Технической базой информатизации общества является компьютерная и телекоммуникационная техника, такая как персональные компьютеры, сеть Интернет, электронная почта, видеосистемы и другое. Наибольшую популярность за последние годы приобрела всемирная сеть Интернет. В связи с тем, что большая часть аудитории использует Интернет, это стало доступным и эффективным средством для продажи и продвижения каких-либо товаров и услуг различных сфер и отраслей.
Туристический продукт - это туристический комплекс услуг, товаров, необходимых для удовлетворения потребностей туристов при туристической поездке. Сам продукт состоит из нескольких элементов: туристический маршрут, экскурсионные услуги, товары сувенирного характера, услуги бронирования, помощь с оформлением визовых и других документов.
Существует несколько способов продажи туристического продукта. В связи с тем, что общество все больше и больше входит в век информационных технологий, эффективным способом продажи и продвижения туристических продуктов является использование интернет-технологий. Проблема заключается в том, что существует огромный выбор различных туристических интернет-сайтов и платформ, из которых необходимо выбрать оптимальные. Актуальность данной работы заключается в том, что туристическая сфера заинтересована в повышении своей рыночной доли и в информатизации основных бизнес-процессов для повышения эффективности продажи и продвижения своих услуг.
Стоит отметить внутренний туристический кластер Алтайского Края, который активно развивается и увеличивает свою долю в краевом бюджете.
Объектом исследования выступает туристическая компания ООО «Арго».
Предметом исследования является процесс продажи и продвижения туристического продукта.
Целью написания выпускной квалификационной работы является повышение эффективности процесса продажи и продвижения туристических продуктов туристической компании ООО «Арго».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать состояние рынка туристических услуг России в целом, а также Алтайского края;
- проанализировать деятельность туристической компании ООО «Арго»;
- разработать мероприятия по повышению эффективности процессов продажи и продвижения туристического продукта;
- построить имитационную модель по возможному количеству купленных туристических продуктов за 4 месяца, необходимую для принятия обоснованного решения при выборе оптимальной(-ых) туристической(-их) платформы.
При выполнении данной работы использованы следующие методы: моделирование, синтез информации, сравнительный анализ, сбор документов.
Настоящее исследование состоит из введения, трех разделов основной части, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
В первом разделе выпускной квалификационной работы осуществлен анализ туристической сферы в Алтайском крае и в России в целом, а также более детально рассмотрен процесс продажи и продвижения внутреннего туристического продукта. Во втором разделе рассмотрена производственно-хозяйственная деятельность туристической компании ООО «Арго», ее организационная структура, а также смоделированы основные бизнес-процессы, с помощью CASE-средства BPwin Process Modeler r7 и Ramus. В третьем разделе подробно описан анализ процесса продажи и продвижения туристического продукта, а также проанализирована эффективность использования оптимальных туристических платформ.
Туристическая компания ООО «Арго» предоставляет туристические, экскурсионные услуги, а также услуги бронирования для локальных и зарубежных туристов. Одним из главных направлений данной компании является внутренний туризм - туры по Алтаю и Алтайскому краю. В ходе выполнения выпускной квалификационной работы выполнен анализ деятельности туристической компании ООО «Арго»: организационная структура, структура управления, состояние информационно-технической базы, построены модели основных бизнес-процессов предприятия, описана ИТ-инфраструктура предприятия, проанализировано программное и аппаратное обеспечение организации, выявлены проблемы в области информационной поддержки бизнес- процессов организации, а также выработаны предложения по решению выявленных проблем.
В ходе анализа деятельности туристической компании ООО «Арго» выявлены некоторые проблемы неэффективной работы компании. Недостатками информационной поддержки бизнес-процессов компании является отсутствие централизованной базы данных, неэффективность автоматизации процессов продажи и продвижения туристического продукта, процесса консультирования клиентов дистанционно.
Была устранена одна из проблем - неэффективность процессов продажи и продвижения туристического продукта. В целях устранения данной проблемы проанализированы туристические платформы и выбраны оптимальные на основе наблюдений и проведенных исследований, в ходе которых получены данные, для построения имитационной модели.
Также сделаны следующие выводы:
- в результате анализа туристической сферы в России в целом, а также по Алтайскому краю в частности, сделан вывод о том, что туристический кластер активно развивается и увеличивается свою долю и вклад в экономику страны и края;
- в результате анализа деятельности туристической компании ООО «Арго» было выявлено, что основной бизнес-процесс - продажа и продвижение туристического продукта - имеет проблемы и функционирует неэффективно.
В соответствии с выявленной проблемой разработан ряд мероприятий по повышению эффективности процесса продажи и продвижения туристического продукта: - переход с туристической платформы Атом-S на две более
эффективные платформы - RusAdventures и Adventure Compass;
По результатам оценки эффективности удалось выяснить следующее:
- компания сократит свои ежемесячные затраты на использование туристических платформ на 800 рублей;
- временные затраты на загрузку и редактирование туристических продуктов сократятся в два раза;
- число приобретенных туристических продуктов увеличится на 17% по сравнению с прошлым периодом (4 месяца);
- выгода от продажи туристических продуктов компании увеличится на 17%.
Кроме того, проведена оценка использования данных платформ с экономической точки зрения и показаны плюсы их внедрения. Также разработана имитационная модель по нахождению количества откликов на туристические продукты при условии использования двух выбранных платформ. В результате использования данной модели рассчитано возможное количество приобретенных туристических продуктов за 4 месяца при использовании платформ RusAdventures и Adventure Compass.
Туристическая компания ООО «Арго» приняла все рекомендации и сменила ранее использовавшуюся туристическую платформу Атом -S на две другие оптимальные платформы - RusAdventures для работы с русской аудиторией, и Adventure Compass для работы с иностранными туристами.
1. Путрик, Ю.С. История туризма : учебник / коллектив авторов ; отв. ред. и сост. Ю. С. Путрик. — М. : Федеральное агентство по туризму, 2014 — 256 с.
2. Морозова Н.С., Морозов Н.А. Информационное обеспечение туризма: Учеб. пособие/ Н.С. Морозова, Н.А. Морозов. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 288 с.
3. Жиделева, В.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие/ В.В. Жиделева, Ю.Н. Каптейн. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 133 с.
4. Елиферов В. Г. Бизнес-процессы. Регламентация и управление: Учеб. пособие/ В. Г. Елиферов, В.В. Репин. М.: Инфра-М. 2015. 319 с.
5. Гончарова И.В., Розанова Т.П. Маркетинг туризма: Учеб. пособие/ И.В. Гончарова, Т.П. Розанова. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 224 с.
6. Жохова, В.В., Римская, Т.Г.. Туроперейтинг: учебно-методическое пособие / В.В. Жохова, Т.Г. Римская. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. - 144 с.
7. Боголюбов, В. С. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве : учебник для академического бакалавриата / В. С. Боголюбов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с.
8. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы : учеб. пособие для СПО / В. П. Бугорский. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 165 с.
9. Ветитнев, А. М. Информационные технологии в туристской индустрии : учебник для академического бакалавриата / А. М. Ветитнев, В. В. Коваленко, В. В. Коваленко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт,
2018. — 340 с.
10. Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
11. Ветитнев, А. М. Информационно-коммуникационные технологии в туризме : учебник для СПО / А. М. Ветитнев, В. В. Коваленко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 340 с.
12. Морозов, М. А. Экономика туризма : учебник для СПО / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт,
2019. — 291 с.
13. Морозов, М.А. Информационные технологии в туристской индустрии : учебник / М.А. Морозов, Н.С. Морозова. — М. : КНОРУС, 2016 — 276 с.
14. Джанджугазова, Е. А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий : учеб. пособие для СПО / Е. А. Джанджугазова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с.
15. Колодий, Н. А. Маркетинговые технологии в туризме: экономика ощущений и впечатлений : учеб. пособие для СПО / Н. А. Колодий. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 326 с.
16. Феденева, И. Н. Организация туристской индустрии : учеб. пособие для СПО / И. Н. Феденева, В. П. Нехорошков, Л. К. Комарова ; отв. ред. В. П. Нехорошков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 205 с.
17. Шубаева, В. Г. Маркетинг в туристской индустрии : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Шубаева, И. О. Сердобольская. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 120 с.
18. Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства : учебник для СПО / Л. Г. Березовая. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 477 с.
19. Мотышина, М. С. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебник для академического бакалавриата / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 282 с.
20. Севастьянов, Д. В. Страноведение и международный туризм : учебник для академического бакалавриата / Д. В. Севастьянов. — 2-е изд., перераб. и доп.
— М. : Издательство Юрайт, 2019. — 317 с.
21. Шубаева, В. Г. Маркетинговые технологии в туризме : учебник и практикум для СПО / В. Г. Шубаева, И. О. Сердобольская. — 2-е изд., испр. и доп.
— М. : Издательство Юрайт, 2019. — 120 с.
22. Ширяев, В.И. Управление бизнес-процессами: Учебно-методическое пособие / В.И. Ширяев, Е.В. Ширяев. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 464 с.
23. Громов, А.И. Управление бизнес-процессами: современные методы. Монография / А.И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 с.
24. Скобкин, С. С. Стратегический менеджмент в индустрии гостеприимства и туризма : учебник для СПО / С. С. Скобкин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 442 с.
25. Труды ИСА РАН: Математическое моделирование. Математические модели в экономике. Численные методы. Оценка эффективности инвестиционных проектов. / Под ред. С.В. Емельянова. - М.: Красанд, 2014. - 112 с.
26. Волков, А.С. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Учебное пособие / А.С. Волков, А.А. Марченко. - М.: Риор, 2018. - 144 с.
27. Гуськов, С.В. Оценка эффективности производственно -хозяйственной деятельности организаций / С.В. Гуськов. - М.: Academia, 2017. - 136 с.
28. Иванова, С. Поиск и оценка линейного персонала. Повышение эффективности и снижение затрат / С. Иванова. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 147 с.
29. Иконников, В. Ф. Информационные технологии в индустрии туризма : учеб.-метод. пособие / В. Ф. Иконников, М. Н. Садовская. - Минск : РИПО, 2014
— 78 с.
30. Минько, Э.В. Оценка эффективности коммерческих проектов: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Э.В. Минько, А. Минько. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.
31. Николаева, И.П. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / И.П. Николаева. - М.: Дашков и К, 2015. - 328 с.
32. Агеева, О.А. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник для
академического бакалавриата / О.А. Агеева, Л.С. Шахматова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 509 с.
33. Акопов, А.С. Имитационное моделирование: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.С. Акопов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 389 с.
34. Алпатов, Ю.Н. Моделирование процессов и систем управления: Учебное пособие / Ю.Н. Алпатов. - СПб.: Лань, 2018. - 140 с.