Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Работа №95052

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретике - методологическое обоснование исследования психологических особенностей родителей, ориентированных на _ „ „ ~ 8
раннее развитие детей °
1.1. Теоретические представления о родительстве как интегральном
образовании личности 8
1.2. Психологические особенности родителей, оказывающие влияние
на развитие детей в раннем возрасте
1.3. Анализ специфики феномена раннего развития 33
Выводы по главе 1 41
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей родителей, ориентированных на раннее развитие детей 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Анализ результатов исследования психологических особенностей
родителей, воспитывающих детей раннего возраста 45
2.3. Психологические особенности родителей ориентированных и
неориентированных на раннее развитие детей
Выводы по главе 2 63
Заключение 64
Список литературы 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71

За последние несколько десятилетий изменились условия жизни и развития детей в связи с переходом к информационному, постиндустриальному обществу. Многие авторы отмечают системный кризис детства, его интенсивные изменения, связаны преимущественно с изменением социальной и экономической ситуации в современном российском обществе (Е.О. Смирнова, Д.И. Фельдштейн). Широко обсуждается идея ускоренного развития детей в соответствии со стандартами современного мира (Н.Е. Веракса, Н.С. Варенцова, Т.А. Куликова, В.С. Юркевич). Общество предъявляет высокие требования к системе образования в целом и к уровню образованности молодого поколения в частности, что в последние годы затрагивает и период раннего возраста. Ведется активная пропаганда специального раннего развития ребенка, которая оказывает особое воздействие на родителей с учетом усиления конкурентных отношений в жизни общества. Родители детей раннего возраста могут быть особенно подвержены общественному давлению, поскольку только входят в новую для себя роль (в случае, если ребенок первый). Идеи раннего развития популяризировались множеством авторов в последние десятилетия (М. Ибука, Г. Доман, Б.И. Никитин, П.В. Тюленев), но в современном обществе данная проблематика приобретает совершенно особое значение.
Родители поддерживают идею ускоренного развития ребенка раннего возраста заботясь о его будущем. Однако, некоторые авторы отмечают, что существуют и другие побудительные причины (А.С. Спиваковская, Г.Г. Филиппова, Е.И. Захарова), имеющие отношение к личности самих родителей.
В данной ситуации современные исследователи (Ю.А. Старостина, Р.М. Голинкофф) считают возможным говорить о феномене форсирования развития ребенка родителями, заключающемся в искусственном ускорении развития за счет увеличения количества и продолжительности обучающих занятий, которые стимулируют освоение навыков и познавательных действий, присущих ребенку на более поздней возрастной ступени развития.
Актуальность выбранного периода в исследовании связана с особенностями темпа развития ребенка в младенческом и раннем возрасте. В значительной степени интенсивность развития зависит от различных факторов среды, среди которых отношения с близким взрослым играют ведущую роль. Исследования влияния родительского отношения и стилей воспитания в большей мере сосредоточены на изучении родителей дошкольников и школьников (В.Е. Василенко, Л.А. Головей, С.С. Савенышева). Авторы современных исследований подчеркивают значимость для развития ребенка в раннем возрасте отношений с матерью (Н.Н. Васягина, Р.Ж. Мухамедрахимов, С.С. Савенышева).
В большинстве работ приводятся классификации небезопасных для психического развития ребенка стилей и типов воспитательных стратегий родителей (Е.С. Амелина, О.О. Кузнецова, Т.Л. Кузьмишина, А.А. Пермякова, Е.О. Смирнова, Е.А. Хохлова). В то же время растет число родителей, заинтересованных в раннем развитии детей, об этом свидетельствуют работы, посвященные обзору концепций раннего развития (Л.Н. Галигузова, К. Ландерс). Реализуются специальные программы раннего развития для детей от 0 до 3 лет. Индустрия раннего развития переживает взлеты и падения, находятся сторонники и противники идей раннего развития.
На данный момент для педагогов, психологов и родителей все более очевидным становится положение о том, что раннее развитие - возможность высокоэффективного развития ребенка раннего возраста. Современные авторы (Е.В. Гончарова, Т.Н. Доронова, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн и др.), подчеркивают важность каждого периода детства и ставят задачи амплификации (A.B. Запорожец) развития ребенка. Для этого необходимо способствовать развертыванию определенных, специфических для данного возраста видов деятельности и способов познания мира.
По мнению Л.С. Выготского, в раннем возрасте все функции сознания формируются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Таким образом, особо остро встает вопрос способствования совершенствованию сенсорного и перцептивного опыта детей. Зачастую родители задаются этим вопросом, возлагают задачу помощи ребенку на себя.
Изучение особенностей родителей, реализующих программы раннего развития со своими детьми, может способствовать выявлению и описанию существенных характеристик таких родителей. Что позволит повысить качество психологического консультирования и просвещения по вопросам детско - родительских отношений и развития детей раннего возраста.
Таким образом, актуальность исследования определяется:
• отсутствием разработанного и достаточно завершенного гносеологического поля по вопросу раннего развития детей.
• недостаточной дифференциацией понятий «раннего развития» как своевременного развития ребенка раннего возраста (адекватными возрасту способами) и «раннего обучения» или опережающего воздействия на развитие ребенка, а также неопределенностью границ использования конкретных развивающих программ;
• отсутствием данных относительно особенностей родителей,
стремящихся к раннему развитию детей.
Следует отметить, что в силу сложности проблемы, многообразия подходов и измерительного инструментария остается множество вопросов в выяснении влияния психологических особенностей родителей на развитие ребенка раннего возраста.
Более детальное изучение особенностей родителей, ориентированных на раннее развитие детей, может способствовать раскрытию механизмов сознательного выбора образовательного маршрута и развивающей траектории для ребенка, расширить инструментарий специалистов в области диагностики и педагогической практики. Результаты исследования могут быть использованы для психологического просвещения родителей детей раннего возраста, а также в рамках психологического консультирования по проблемам развития и психологического благополучия детей.
Цель исследования: сравнительное изучение психологических
особенностей родителей, ориентированных на раннее развитие детей и родителей, не разделяющих идей раннего развития детей, выявление типов родителей, ориентированных на раннее развитие детей.
Объект исследования: родительство.
Предмет исследования: психологические особенности родителей, ориентированных на раннее развитие детей и родителей, не разделяющих идей раннего развития.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические представления о родительстве как
интегральном образовании личности.
2. Изучить общие тенденции, раскрывающие психологические особенности родителей, которые влияют на развитие детей раннего возраста.
3. Раскрыть специфику феномена раннего развития.
4. Провести исследование психологических особенностей родителей, воспитывающих детей раннего возраста.
5. Выявить различия и описать существенные психологические особенности родителей ориентированных на раннее развитие детей и родителей, не разделяющих идей раннего развития.
Гипотеза исследования: психологические особенности (смысложизненные ориентации, уровень осмысленности жизни, особенности внутрисемейного общения, и степень выраженности патопсихологической симптоматики) родителей, ориентированных на раннее развитие детей, отличаются от таковых у родителей, не разделяющих идей раннего развития. Особенности структуры смысложизненных ориентаций и внутрисемейного общения связаны с выраженностью невротической симптоматики.
Для реализации задач исследования нами были использованы
следующие методики:
• Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика, адаптация Д. А. Леонтьева.
• Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия («ОДРЭВ») Е.И. Захаровой.
• Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера В.В. Юстицкиса.
• Опросник выраженности психопатологической симптоматики
(SLC-90-R) в адаптации Н.В. Тарабриной.
Теоретико - методологическую основу исследования составляют общенаучный системный подход (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов) теория отношений В.Н. Мясищева (Г.Л. Исурина, Б.Д. Карвасарский В.Н. Мясищев), концепция системного подхода в исследовании семьи и семейных отношений (М. Боуэн, А.Я. Варга, С. Минухин, Э.Г. Эйдемиллер), концепция родительства как психологического и социокультурного феномена (Р.В. Овчарова, И.С. Кон), культурно-историческая теория развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б Эльконин., А.Н. Леонтьев).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование выявило, что родители, ориентированные на раннее развитие детей, чаще оценивают себя как успешных родителей, демонстрируют положительное отношение к родительской роли. Родители, занимающиеся со своими детьми ранним развитием, испытывают больше положительных эмоций при взаимодействии с ребенком, нежели родители, не разделяющие идей раннего развития. Особенности развития речи у детей раннего возраста дают ограниченный набор возможностей для четкого понимания того, что именно происходит с ребенком, родители вынуждены справляться с ситуацией неопределенности. В подобных условиях важным является развитие родительских чувств. Показатель недостаточной развитости родительских чувств выше в группе родителей, не ориентированных на раннее развитие. Установлено, что родители, разделяющие идеи раннего развития реже демонстрируют неустойчивость в стиле воспитания. Было выявлено (на уровне статистической тенденции) большее стремление родителей, не разделяющих идей раннего развития к минимальности санкций. Были выявлены обратные связи роста показателя ориентации на состояние ребенка с минимальностью и чрезмерностью запретов. Можно предположить, что для гармоничного выстраивания семейных границ требуется ориентация на состояние ребенка.
Также были выявлены предикторы стилей дисгармоничного воспитания.
Низкая способность воспринимать состояние ребенка и низкая способность к сопереживанию своему ребенку, а также недостаток чувств, возникающих у родителя при взаимодействии с ребенком, были установлены в качестве предикторов «Гипопротекции» как стиля воспитания.
Представление родителя о себе как о личности, неспособной в полной мере контролировать события собственной жизни вносит значимый вклад в
реализацию чрезмерно опекающего стиля воспитания. Можно предположить наличие компенсаторного механизма действия.
Выраженность симптоматики паранояльного регистра, а также неудовлетворенность эмоциональным фоном взаимодействия с ребенком были установлены в качестве предикторов такой особенности воспитания как недостаточное удовлетворение потребностей ребенка, а также в качестве предикторов неустойчивости в стиле воспитания.
Симптомы депрессии у родителей детей раннего возраста не позволяют им чувствовать себя уверенно в роли родителя. Удовлетворенность эмоциональным взаимодействием с ребенком, напротив, снижает проявления воспитательной неуверенности.
Проведенное исследование позволило наметить пути поиска различий между родителями, ориентированными на раннее развитие и родителями, не разделяющими идей раннего развития детей.
На следующем этапе планируется дальнейшее изучение связи между переменными. Уменьшение числа переменных с помощью факторного анализа и выявление типов родителей, ориентированных на раннее развитие детей.
Полученные результаты могут быть использованы для расширения инструментария специалистов в области диагностики и психологического консультирования по вопросам детско-родительских отношений.


1. Абабков В.А., Исурина Г.Л., Мизинова Е.Б. Учение о неврозах с практикумом. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. 175 с
2. Барковская Н. В. Роль детской книги в семейном воспитании //
Педагогическое образование в России. 2015. №4. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/rol-detskoy-knigi-v-semeynom-vospitanii (дата
обращения: 06.03.2018).
3. Батова Н.А. История развития семейных отношений в России и США // Социосфера. 2011. № 4.
4. Бондаревская, Е.В., Кульневич, C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие Текст. / Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич. Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999.-560 с.
5. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
6. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: дис. канд. психол. наук. М., 1986. 206 с.
7. Васягина Н.Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей. Педагогическое образование в России, 2013. №1.
8. Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России. Екатеринбург, 2013.
9. Васягина Н. Н., Малина Ю. В., Васягина С. А. К вопросу о
психологических особенностях родителей, ориентированных
на раннее развитие детей // Педагогическое образование в России. 2019 №5.
10. Гапеенкова С. М. Особенности развития детей, оставшихся без
попечения родителей, и их учёт в деятельности службы сопровождения // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2010. №20. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-razvitiya-detey-ostavshihsya-bez- popecheniya-roditeley-i-ih-uchyot-v-deyatelnosti-sluzhby-soprovozhdeniya (дата обращения: 21.04.2018).
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1993
12. Головей Л.А., Василенко В.Е., Савенышева С.С. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 5-18.
13. Гроздова Е.В., Лидере А.Г. Комплиментарность супругов и удовлетворенность браком Ф //Семейная психология и семейная терапия. 1997, № 2
14. Доман Г. Гармоничное развитие дошкольника. — М.:Аквариум, 1996.
15. Евдокимова С. Л., Цветкова Н. А., Цветков А. В. Особенности системы жизненных смыслов у старших школьников в контексте народных традиций семейного воспитания (на примере Республики Казахстан) // СИСП. 2012. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sistemy- zhiznennyh-smyslov-u-starshih-shkolnikov-v-kontekste-narodnyh-traditsiy- semeynogo-vospitaniya-na-primere-respubliki (дата обращения: 07.03.2018)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ