Введение 3
Глава 1. Сущность и структура психолого-педагогической компетентности родителей 6
1.1. Компетентностный подход и понятие «компетентность» 6
1.2. Сущность и структура психолого-педагогической компетентности.... 13
1.3. Психолого-педагогическая компетентность родителей 16
1.4. Факторы и механизмы формирования психолого-педагогической
компетентности родителей 22
1.5. Анализ существующих образовательных программ, направленных на
формирование и повышение уровня компетентности родителей 24
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Диагностика уровня психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников 33
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 33
2.2. Общая характеристика родителей 36
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Программа формирования психолого-педагогической компетентности для родителей дошкольников 45
3.1. Описание программы 45
3.2. Тематический план программы 46
3.3. Результаты апробации 48
Выводы по главе 3 51
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения 64
В нашей стране за родителями на законодательном уровне закреплено преимущественное право на воспитание детей, кроме того, определено обязательство по передаче детям «основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности» [1]. Одной из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [2]. Поэтому современные социальные требования, предъявляемые к родителю, уже способствуют изучению родительской компетентности и в практическом и в научном плане почти на профессиональном уровне.
Вопрос родительской компетентности стоит особо остро в нынешнее время, так как, во-первых, наблюдается увеличение возраста готовности к родительству, и, соответственно, более ответственный подход, во-вторых, прослеживается постепенная утрата преемственности между прародительской и родительской семьей знаний, традиций, ценностей в вопросах воспитания.
Проблема нам видится в том, что родители, желая повысить свою психолого-педагогическую компетентность, оказываются в ситуации обилия широкого спектра информации, как научной, так и популярной в вопросах воспитания детей. Возникает ситуация, когда имеется желание и стремление, и даже знания, но возникают трудности с тем, чтобы это было передано эффективно и чтобы знания «работали». В этой связи необходима соответствующая психолого-педагогическая работа по просвещению и сопровождению родителей, которая, будет соответствовать потребности родителей, и кроме того поможет им самим личностно расти.
Цель исследования: изучить особенности формирования психологопедагогической компетентности родителей, выявить основные механизмы и на основе этого предложить программу психологического сопровождения родительства, способствующую формированию психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников.
Объект исследования: психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования психолого
педагогической компетентности родителей дошкольников.
Гипотезы исследования:
1. процесс формирования психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников станет более эффективным, если будет разработана и реализована программа обучения, которая:
• основана на развитии основных компонентов компетентности;
• ориентирована на родителей дошкольников;
• способствует личностному развитию родителей.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущностные и структурные характеристики психологопедагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста;
2. исследовать существующие теории в вопросе формирования психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников;
3. разработать и реализовать программу обучения родителей по формированию психолого-педагогической компетентности.
Методологическую основу исследования составляют:
• компетентностный подход;
• деятельностный подход;
• личностный подход.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений будет использован комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов: обзорно-аналитический и
теоретический (анализ литературы), эмпирические (психодиагностические и психолого-педагогические, анкетирование) и математике-статистические (шкалирование, корреляционный). В экспериментальной части работы планируется использовать методики для исследования уровня сформированности психолого-педагогической компетентности согласно ее структуре.
Новизна данного исследования заключается в том, что предполагается формирование психолого-педагогической компетентности родителей именно дошкольников, и кроме того, что фокус внимания в обучении родителей смещен с интересов исключительно ребёнка, на самосознания и личностное развитие родителя в русле концепции «воспитания воспитателя».
Практическая значимость исследования состоит в:
• разработке комплекта диагностических методик, позволяющего проанализировать уровень сформированности психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников;
• реализации разработанной программы формирования психологопедагогической компетентности родителей дошкольников в МАДОУ № 47 г. Верхняя Пышма;
• возможности использования результатов и материалов исследования педагогами детского сада для организации взаимодействия с родителями.
В данной работе была проверена и подтверждена гипотеза о том, что процесс формирования психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников является более эффективным, если для этого применяется программа обучения, ориентированная именно на родителей дошкольников, которая основана на развитии основных компонентов компетентности и при этом способствует личностному развитию родителей.
В ходе исследования нами были решены следующие задачи: были выявлены сущностные и структурные характеристики психолого-педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста; было проведено изучение существующих теорий в вопросе формирования психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников, а также на основе полученных и проанализированных эмпирических данных была разработана и реализована программа обучения родителей по формированию психолого-педагогической компетентности.
В результате проведенного теоретического анализа мы сделали следующие выводы: на сегодняшний день наиболее полно понятие психолого-педагогической компетентности родителей раскрывается в русле компетентностного подхода; вопрос определения понятий «компетентность» и «психолого-педагогическая компетентность родителей» остается открытым до сих пор; определено, что и то, и другое понимается как индивидуальная интегральная личностная характеристика, состоящая из трех компонентов, относящихся к самой личности, к уровню ее знаний, и связанная непосредственно с деятельностью; важность представляет не только уровень родительской компетентности, но и структура компонентов внутри нее. Результаты представленного теоретического анализа легли в основу разработки программы диагностического обследования родителей с целью выявления содержательных особенностей и уровневых характеристик психолого-педагогической компетентности.
Для достижения цели исследования нами была разработана и реализована программа по формированию и повышению уровня психологопедагогической компетентности родителей, адаптированная для родителей детей дошкольного возраста, которую отличают компактность, простота, опора на самообучение и привлекательность для родителей.
Анализ данных, полученных в результате осуществления программы, показал, что произошла значительная положительная динамика в структуре психолого-педагогической компетентности большинства родителей дошкольников, прошедших программу. Изменения наблюдались в разной мере, однако во всех компонентах компетентности, это говорит об результативности программы.
Таким образом, цель данной работы была достигнута, а именно исследовалась специфика формирования психолого-педагогической
компетентности родителей, выявились основные связи внутри компетентности, и на основе этого была предложена и успешно реализована программа психологического сопровождения, способствующая формированию психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников.
1. ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации", ст. 44
2. ФГОС ДО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) п.1.6 п/п.9
3. Алмазова, Ольга Владимировна. Психолого-педагогическая
диагностика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по спец. 050712 - Тифлопедагогика, 050713 - Сурдопедагогика, 050714 -
Олигофренопедагогика, 050715 - Логопедия, 050716 - Спец. психология, 050717 - Спец. дошк. педагогика и психология / О. В. Алмазова; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец. образования. — Екатеринбург: [б. и.], 2010. — 306 с. 5 экз.
4. Андронникова О.О., Евдокимова М.А. Методические основы организации и проведения программы психолого- педагогической поддержки формирования родительской компетентности // Вестник КемГУ. 2018. №2 (74). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metodicheskie-osnovy-organizatsii-i- provedeniya-programmy-psihologo-pedagogicheskoy-podderzhki-formirovaniya- roditelskoy
5. Анисимова А. В. Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения // Молодой ученый. — 2014. — №17.1. — С. 7-8. — URL https:ZZmoluch.ru/archive/76Z13019Z
6. Ассанович, М.А. Интегративная система диагностики методом Роршаха / М.А. Ассанович. - Москва: Когито-Центр, 2011. - 400 с. - (Психологический инструментарий). - ISBN 978-5-89353-295-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZbiblioclub.ru/index.php?page=book&id=56568 (17.07.2018).
7. Бурлачук, Леонид Фокич. Психодиагностика: Учеб.для вузов:
Учеб.пособие для студентов вузов по направлению и спец.психологии / Л.Ф.Бурлачук. — СПб.: Питер, 2005. — 351с. 14 экз.
8. Бурменская, Г. В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до
подростка: Учеб.-метод.пособие / Рос.акад.образования; Моск.психол.-
социал.ин-т; Ред.-сост.Г.В.Бурменская. — 2-е изд., расш. — М.: Моск.психол.- социал.ин-т, 2005. — 656с. 5 экз.
9. Варшал А.В., Слободская Е.Р. Оценка эффективности тренинга родительской компетентности при проблемах поведения у детей // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 1. С. 80-96. doi: 10.17759/cpp.2016240106
10. Васягина Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России: монография. -Екатеринбург: [б.и.], 2013. -364 с.
11. Володько Наталия Валерьевна, Суворова Ирина Григорьевна Развитие психолого-педагогической компетенции родителей младших школьников как показателя их субъектной позиции в системе деятельности центра детского развития // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-psihologo-pedagogicheskoy-kompetentsii- roditeley-mladshih-shkolnikov-kak-pokazatelya-ih-subektnoy-pozitsii-v-sisteme
12. Глевицкая Вера Сергеевна, Полякова Наталья Анатольевна Алгоритм и модели психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/algoritm-i-modeli- psihologicheskogo-soprovozhdeniya-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-doshkolnoy- organizatsii
13. Глоссарий ФГОС (http://mosmetod.ru/metodicheskoe-
prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/ekonomika/fgos/glossarij-fgos.html)
14. Дарвиш О.Б., Возрастная психология https://psyera.ru/4763/zrelost- vzroslost
15. Жукова Е.Н., Бычаева Е.В., Лошманова А.П., Кочеткова У.А
«Программа по повышению родительской компетентности «Искусство быть родителем»», 30.01.2018 11:42, https://multiurok.ru/files/proghramma-po-povyshieniiu-roditiel-skoi-kompietie.html,)...