Введение 3
Глава 1. Обзор литературы по проблеме исследования 6
1.1. Понятие физической активности 6
1.2. Возрастные особенности и возраст 16-18 лет 7
1.3. Формирование физической активности студентов СПО
средствами легкоатлетических упражнений
1.3.1 Система физического развития в условиях колледжа 17
1.3.2 Функции физической культуры 20
1.3.3 Характеристики мотивов к занятиям физической культурой 25
1.3.4 Инновационные технологии организации физического
36 воспитания среди студентов
Глава 2. Организация и методы исследования 45
2.1. Организация исследования 45
2.2. Использования легкоатлетических упражнений для повышения
физической активности студентов в рамках внеклассных 47
занятий физической культурой
2.3. Методика исследования 56
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения 62
Заключение 74
Список литературы 76
Актуальность. Повышение физической активности студентов для сохранения и улучшение здоровья. В настоящее время медико-биологические исследования здоровья детей показывает, что обучение в колледже носит стрессовый характер, сопровождается снижением адаптационных возможностей организма, развивая целый ряд заболеваний.
Физическая активность - это деятельность человека, направленная на формирование физических кондиций, необходимых и достаточных для достижения и поддержания высокого уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности. Главное в достижении физической активности является системное использование физических упражнений, в основе которых лежит достижение и повышение интереса к двигательной. Исследования в области физической активности основываются исключительно при помощи средств и методов, организации занятий при помощи двигательных компонентах. Данный подход не является основным в отношении физической активности, среди студентов именно по этому актуальной научной задачей исследования - это поиск и разработка ценностного отношения к физической активности в студенческом возрасте.
Проблема недостаточной физической активности и способов ее повышения стала предметом изучения ряда научных исследований. Однако анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что исследуемое направление не раскрыто и требует дополнительных разработок. Не имеется данных об учете типовых особенностей структуры физической активности подростков в процессе занятий физическими упражнениями, отсутствует информация о возможности интегрирования интересов студентов в физкультурно-спортивную деятельность в рамках средне профессионального физического воспитания.
Проведенное нами исследование позволило выявить ряд противоречий в системе физического воспитания студентов СПО, которые не позволяют в полной мере повысить уровень физической активности студентов:
• осознание юношеского возраста о необходимой потребности в ведении здорового образа жизни и низкий уровень целенаправленной двигательной деятельности;
• необходимость в разработке новых методик повышения физической активности студентов и недостаточная научная обоснованность подхода к формированию этой активности;
• потребность в формировании физической активности детей, но отсутствие комплексного контроля и системы оценивания ее уровня.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс студентов 1618 лет.
Предмет исследования: процесс формирования физической активности студентов среднего профессионального образования.
Цель исследования: формирования физической активности юношеского возраста с учетом типовых особенностей ее структуры на внеклассных занятиях физической культурой.
Гипотеза настоящего исследования заключается в предложении, что применение физической активности учащихся среднего профессионального образования основано на мотивационной, двигательной и оценочнорезультативной деятельности, позволит повысить физическую подготовленность и физическое развитие.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности структуры физической активности юношеского возраста и способы ее оценивания.
2. Разработать классификацию и определить уровень физической активности студентов среднего профессионального образования.
3. Обосновать методику формирования физической активности, построенную с учетом типовых особенностей ее структуры, используя легкоатлетические упражнения на специально организованных внеклассных занятиях.
Теоретическая значимость исследования:
Выявлено, что для повышения физической активности студентов необходимо мотивировать занимающегося с помощью индивидуальных достижении в условиях контрольных результатов.
Практическая значимость исследования:
Разработан комплекс упражнений с использованием легкоатлетических упражнений для увеличения уровня подготовки спортсмена, а также метод контрольных испытаний в виде тестирования.
Структура работа: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы из 48 наименования, приложений. Текст иллюстрирован 3 таблицами и 2 рисунками. Общий объем работы 82 страниц.
На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы, для определения индивидуальных особенностей взяты следующие категории:
1. Мотивация. Это та самая категория, которая мотивирует к физической активности, достижению цели, личные улучшения не только в результатах, но и здоровосберижение. Отражает интерес студента к физическим нагрузкам.
2. Двигательный компонент. Включает в себя целенаправленность к физкультурно-спортивной деятельности студента, а также средства и методы, создающую основу физического развития.
3. Результат. Определяет уровень физического развития, степень развития, формирование устойчивого интереса к физической активности.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что физическая активность является важным фактором для достижения высоких личных результатов спортсменов в возрасте 16-18 лет. Эффективность подбора средств, методик и мотивации всегда является актуальной темой в современном мире. Мы постаралась выбрать наилучший метод работы с спортсменами для мотивации к занятиям легкой атлетикой и улучшению результата.
2. Разработан экспериментальный комплекс упражнений, направленный для улучшения результата.
3. Доказана эффективность предложенной методики физической активности, которая была выявлена в достоверном увеличении итогового контроля.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что применяемый нами комплекс упражнений оказывает положительный рост спортсмена, дает динамику, мотивацию, увеличивает физическую активность и вырабатывает стремление быть лидером.
1. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие - М.: Академия, 2000.-484 с.
2. Управление физическим движением / Учебник для институтов физической культуры. Под об. ред. В.В. Ивонина и К.А. Куликовича. - М.: Физкультура и спорт, 1997.-287 с.
3. В.П. Зинченко, Б.Т. Мещеряков, 1999.
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=654593
4. Лубышева, Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. - Москва : НИЦ «Теория и практика физической культур и спорта», 2006. - 174 с.
5. Алаев, М.А. Письмо педагога / М.А. Алаев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 3. - С. 62-63.
6. Аллянов, Ю.Н. Технология формирования мотивации
самообразовательной деятельности у студентов экономических вузов по дисциплине "Физическая культура" : дис. ... канд. пед. наук / Аллянов Юрий Николаевич ; Смол. гос. акад. физ. культуры, спорта. - Смоленск, 2007. - 202 с.
7. Аминов, Р.Х. Разработка системы соревнований с оздоровительной направленностью : (на примере бокса) / Р.Х. Аминов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 8. - С. 42-44.
8. Ананьев, В.А. Реализация концептуальной модели мониторинга психического и психосоматического здоровья школьников / В.А. Ананьев, Н.К. Малиновская., Е.А. Горская // Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы : Матер. рос. научно-практ. конф. Екатеринбург, 14 апреля 2004 г. - Екатеринбург, 2004. - С. 40-43.
9. Апанасенко, Г.Л. Валеология: первые итоги и ближайшие перспективы / Г.Л. Апанасенко // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 6. - С. 2-8.
10. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 248 с.
11. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Т.1 / Г.П. Артюнина, Н.Т. Гончар, С.А. Игнатькова ; Псков. гос. пед. ин-т им. С.М. Кирова. - Псков : ПГПИ, 2003. - 304 с.
12. Ахтемзянова, Н.М. Школьный спортивный клуб в условиях спортизации физического воспитания школьников / Н.М. Ахтемзянова ; Сургутский гос. ун-т // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 3. - С. 86.
13. Базовые виды спорта : легкая атлетика : учебное пособие / С.Е. Войнова [и др.] ; Мин-во спорта, туризма и молодежной политики РФ, Нац. гос. ун-т физ.
14. Бака, Р. Оценка уровня физической подготовленности как фактор формирования положительной мотивации студентов к физической активности / Роман Бака ; Ин-т народ. образования, Белосток, Польша // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 5. - С. 52-55.
15. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - Москва : Теория и практика физической культуры, 2000. - 274 с. : ил...