Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ К ВНЕДРЕНИЮ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ

Работа №94983

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ К ВНЕДРЕНИЮ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ПРИ РАЗРЕШЕНИИ
КОНФЛИКТОВ 12
1.1. Сущность и особенности конфликта в образовательной среде 12
1.2. Характеристика восстановительной медиации при разрешении
конфликтов 23
1.3. Структурная модель формирования готовности обучающихся
педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов 32
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ К ВНЕДРЕНИЮ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ 48
2.1. Анализ образовательной среды, диагностика уровня готовности учащихся педагогических классов к внедрению восстановительного
подхода при разрешении конфликтов 48
2.2. Апробация модели формирования готовности учащихся
педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов 57
2.3. Анализ, оценка эффективности апробации программы формирования
готовности учащихся педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73

Актуальность исследования. Ведущим принципом современного образования является гуманизация и демократизация учебно­воспитательного процесса, который ставит на повестку дня внедрение технологий сотрудничества. Решение актуальных задач современных образовательных учреждений осложняется наличием недостатков и трудностей в педагогическом взаимодействии, что в целом обусловливает рост конфликтности и существенно снижает эффективность всего учебно­воспитательного процесса. В современных условиях конфликты стали одной из самых сложных проблем жизнедеятельности образовательных учебных заведений всех уровней аккредитации. Ученики, взаимодействуя со взрослыми, сверстниками, окружающей социально-культурной средой, довольно часто на различных уровнях и в различных обстоятельствах сталкиваются с межличностными, групповыми, между групповыми конфликтами. Постоянно растет количество конфликтов в системе «ученик- педагог», «ученик-ученик», «педагог-педагог», «педагог-родители». В настоящее время актуальной является проблема формирования готовности учащихся педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов. Так, предоставление квалифицированной помощи и поддержки детям и подросткам в образовательной среде при решении различных конфликтных ситуаций будет способствовать улучшению пространства образовательной среды.
Сейчас из-за обострения конфликтного противодействия можно наблюдать частичное отсутствие положительных взаимоотношений между педагогом и школьниками, растет эмоциональная и духовная дистанция между ними, снижается мотивация учеников к учебно-познавательной деятельности. Длительные, нерешенные конфликты негативно влияют на межличностные отношения, разрушают социально-психологический климат в среде образовательного учреждения, а неумение управлять конфликтами и находить оптимальные пути и способы их предупреждения и решения негативно сказывается на всех участниках педагогического взаимодействия.
Актуальным и значимым является внедрение восстановительного подхода. Восстановительный подход - это системный подход к решению конфликтных ситуаций, который предусматривает восстановление, нарушенного вследствие конфликта, социально-психологического состояния, связей и отношений в жизни его участников и их социального окружения; исправление причиненного конфликтом вреда.
В социально-педагогических исследованиях конфликты воспринимаются основными субъектами педагогического взаимодействия (учителями, учениками, родителями, администрацией) как неизбежное явление школьной жизни, с которым необходимо не только считаться, но и активно влиять на него с целью предотвращения негативных последствий. Однако характер взаимных конфликтных противостояний свидетельствует о том, что не только обучающиеся, но и педагоги общеобразовательной школы не обладают, в достаточной мере, эффективными практическими способами управления конфликтом, поэтому субъектам образовательного процесса необходимо оказывать квалифицированную помощь, что будет способствовать формированию готовности учащихся педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов.
Проблема конфликтов была предметом исследования многих ученых. Сейчас уже выяснены основные закономерности, суть, динамика, прогнозирование и предотвращение конфликтов. К примеру, предупреждение и решение конфликтов изучали А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, М.С. Вершинин, Н.В. Вешняков, И.Я. Герасименко, Н.В. Гришина, О.Н. Громова, A.B. Дмитриев, А.И. Желтухин, Ю.Г. Запрудский, А.Г. Здравомыслов, В.И. Кудрявцев. Возникновение и разрешение конфликтов во время педагогического взаимодействия были в центре внимания Н.В. Гришиной, Н.И. Повякель, Г.В. Ложкина, Е.И. Уткина и др. Психолого-педагогические технологии управления конфликтами рассматривали А.М. Горняк, В.Н. Мясищев, Т.А. Семченко, А.И. Капская и др. Готовность учащихся к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов рассматривалась в работах С.К. Рыженко, Л.М. Марковой, Т.В. Куделькиной, Р.Р. Максудова, А.Ю. Коновалова и др.
Отдавая должное теоретической и практической значимости работ учёных, констатируем, что состояние научной разработанности современных проблем формирования готовности учащихся педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов нельзя считать удовлетворительным. Сегодня существует немало нерешенных теоретических и практических проблем. В частности, необходимо формирование компетентных обучающихся, владеющих глубокими теоретическими знаниями в области предупреждения, предотвращения и регулирования конфликтов. Поэтому практические аспекты формирования готовности учащихся педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов недостаточно разработаны в содержательном и методическом аспектах.
Анализируя научно-педагогические исследования в области организации формирования готовности учащихся педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов выявлен ряд противоречий между: требованием общества и
образовательной системы у обучающихся с высоким уровнем сложившейся готовности к решению конфликтных ситуаций и недостаточной разработанностью практических механизмов организации их подготовки; некоторой консервативностью формирования готовности школьников к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов и необходимостью внедрения практико-ориентированных технологий, направленных на решение конфликтов, происходящих в образовательной среде; практической потребностью основательной подготовки учеников к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов и ненадлежащим уровнем их теоретических знаний о конфликте и несформированностью практических умений и навыков из-за отсутствия основательного методического обеспечения.
Итак, многоаспектность указанного круга вопросов, обнаруженные противоречия, необходимость и возможность их практического решения, а также социальная значимость и актуальность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования «Формирование готовности учащихся педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов».
Необходимость разрешения вышеизложенных противоречий обусловливает актуальность диссертационного исследования и определяет его проблему: каковы педагогические условия формирования готовности учащихся педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов?
Объект исследования - готовность учащихся педагогических классов в работе к продуктивному разрешению конфликтов.
Предмет - психолого-педагогические условия формирования готовности учащихся педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов.
Гипотеза исследования: заключается в предположении, что
формирование навыков, способов, умений и знаний по готовности учащихся к внедрению восстановительного подхода обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
• стимулирование у обучающихся внутренней мотивации к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов;
• поэтапное усвоение учениками конфликтологических знаний и формирование у них соответствующих умений и навыков;
• обогащение содержания практической подготовки учеников специальными знаниями о сущности, структуре, функций и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов;
- создание благоприятного социально-психологического климата для обеспечения формирования опыта конструктивного решения конфликтных ситуаций).
Цель - выявить, теоретически обосновать и реализовать на практике педагогические условия формирования готовности учащихся педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и особенности конфликта в образовательной среде;
2. Дать характеристику восстановительному подходу при разрешении конфликтов;
3. Разработать модель формирования готовности учащихся педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов;
4. Провести анализ образовательной среды, провести диагностику уровня готовности учащихся педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов;
5. Разработать и апробировать программу формирования готовности учащихся педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов;
6. Провести анализ эффективности апробации программы формирования готовности учащихся педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели и решения задач был использован комплекс взаимосвязанных методов: теоретических - изучение научной психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования; системно-структурный анализ литературных источников и нормативных документов по определению сущности организации учебно-воспитательного процесса по подготовке учащихся педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов; синтез, сравнение, классификация, обобщение научного материала с целью выявления закономерностей и основных подходов к организации учебного-процесса, что будет способствовать повышению психолого-педагогической готовности учащихся педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов; эмпирических - наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, опросы для выявления уровней сформированности готовности учащихся педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов и определения эффективности предложенной методики исследования; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); математических методов обработки экспериментальных данных для определения достоверности полученных результатов, качественной и количественной обработки полученных результатов, методов математической статистики - критерий Манна-Уитни, критерий Вилкоксона.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2017 г. по 2019 г.
На первом этапе - аналитическом - изучено состояние разработанности проблемы формирования готовности учащихся педагогических классов к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов в теоретическом и практическом аспектах (диссертационные работы, монографии, научные статьи, методические разработки, учебные планы, типовые учебные программы); определены объект, предмет исследования, его цели, задачи и программа исследовательской экспериментальной работы; систематизированы базовые понятия по теме исследования; разработан диагностический инструментарий для определения уровня сформированности исследуемого феномена...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В исследовании представлены результаты теоретике-методического обоснования и экспериментальной проверки эффективности педагогических условий формирования готовности обучающихся к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов, что дает основания для формулирования выводов.
Анализ наработок специалистов позволил обобщить, что понятие конфликта включает в себя различные формы и способы противостояния, напряжение в отношениях, скрытой и явной борьбы, предполагает столкновение двух или более разнонаправленных сил, мотивов, позиций сторон с целью реализации коренных интересов в условиях противодействия со стороны каждой из сторон. В основу его возникновения положены противоположные позиции сторон и противоречия во взглядах. К основным типам конфликтов в общеобразовательном учебном заведении отнесены профессиональные конфликты, конфликты ожиданий и конфликты межличностной несовместимости. Установлено, что в зависимости от субъектов взаимодействия в учебных заведениях могут возникать такие виды конфликтов: «ученик-педагог», «ученик-ученик», «педагог-педагог», «педагог-родители», «педагог-администрация». Каждый из
профессиональных конфликтов в социально-педагогической среде может выполнять негативные (деструктивные) и положительные (конструктивные) функции. К основным причинам конфликтов в среде общеобразовательных учебных заведений отнесены социальные, психологические и педагогические. В процессе исследования выделены особенности конфликтов, к которым относятся: личностная ответственность педагога за ход и взвешенное решение конфликтов; целесообразность учета социального статуса участников; жизненный опыт оппонентов, что порождает разную степень ответственности за ошибкой разрешении конфликтов; наличие различных подходов к пониманию причин конфликта (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика»); высокий воспитательный смысл конфликтного противодействия и личный пример педагога в решении споров.
Проанализирована сущность восстановительного подхода в решении конфликтов. Определено, что под ним понимают системный подход к решению конфликтных ситуаций, который предусматривает восстановление, нарушенного вследствие конфликта, социально-психологического состояния, связей и отношений в жизни его участников и их социального окружения; исправление причиненного конфликтом вреда.
Готовность школьников к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов предполагает направленность личности и положительную мотивацию; сформированность личностно и профессионально значимых качеств; наличие фундаментальных конфликтологических знаний и сформированность совокупности
практических умений и навыков урегулирования конфликтов, а также рефлексию поведения. В основу сущностных характеристик содержания готовности положены содержательный, мотивационно-деятельностный, личностный, конструктивный, коммуникативный критерии.
В процессе исследования определены показатели готовности учеников к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов. На основе теоретико-практического анализа выделены низкий, средний, достаточный и высокий уровни готовности. Констатирующий этап исследования показал недостаточный уровень готовности учеников к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов.
Ведущую роль в формировании готовности учеников к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов отведено педагогическим условиям, которые определяем, как совокупность объективных факторов, связанных с организацией учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих его эффективность. Обоснованы четыре педагогических условия: стимулирование развития у школьников внутренней мотивации и конструктивного урегулирования, и разрешения конфликтов; поэтапное усвоение учениками конфликтологических знаний и формирования у них соответствующих умений, и навыков; обогащение содержания практической подготовки учеников знаниями о сущности, структуре, функций и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов; создание благоприятного социально-психологического климата для обеспечения формирования опыта конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Практические механизмы внедрения педагогических условий базируются на: разработке конкретных проблемных управленческих ситуаций, направленных на мотивацию учебной деятельности по изучению теоретических вопросов развития и управления конфликтами в учебном заведении; внедрении комплекса теоретико-практических задач репродуктивного, вариативного, обобщающего, конкретизирующего и рекреационного характера, которые носили конфликтологическую направленность и углубляли теоретические знания учеников; апробации тренинговой программы «Формирование готовности к внедрению восстановительного подхода»; совершенствовании опыта конструктивного разрешения конфликтных ситуаций через отработку и закрепление навыков делового общения, выявления конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия в заведениях образования на основе деловых игр.
Разработана структурная модель формирования готовности учеников к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов. Под моделью понимаем развернутую программу, которая включала пути достижения поставленной цели и имела определенную структурную организацию. Модель формирование готовности учеников к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов содержит цель; задачи; процесс организации подготовки учеников, основанный на конкретных принципах (системности, научности, мотивации), подходах (компетентностный, коммуникативный, синергетический, акмеологический), этапах (дедуктивный, конструктивный, завершающий), методах (дискуссионные, игровые, тренинг) и формах (групповая дискуссия, дидактические, творческие, ролевые игры, тренировки межличностной чувствительности восприятия себя как психофизического единства); педагогические условия; компоненты и критерии; уровни готовности; ожидаемый результат.
Эффективность внедренных педагогических условий формирования готовности учеников к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов определена по результатам формирующего этапа экспериментального исследования. Проведенный анализ полученных результатов показал, что учебно-воспитательный процесс в экспериментальных группах претерпел положительных статистически достоверных изменений, тогда как у учеников из контрольной группы весомых положительных результатов не наблюдалось.
Существенность и достоверность результатов экспериментального исследования доказана с помощью методов математической статистики, на основе использования критерия Манна-Уитни и критерия Вилкоксона.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования готовности учеников к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов. Дальнейшие научные поиски видим в изучении возможностей внедрения интерактивных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс с целью совершенствования конфликтологических знаний и умений, а также внедрение системного подхода в подготовке учеников к внедрению восстановительного подхода при разрешении конфликтов.


1. Алиева Д. В. Медиация как способ досудебного урегулирования споров в семейных правоотношениях в Российской Федерации и за рубежом // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 98-101. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9749/ (дата обращения: 04.11.2019).
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология : учеб. для вузов / А.Я. Анцупов 5-е изд. - СПб. : Питер, 2013. 551 c.
3. Базелюк, В.В. Технологические основы разрешения педагогических конфликтов / В.В, Базелюк // Наука и школа. : 2005. №5 8­11 с.
4. Бакынина С.В. Современная конфликтология в контексте
культуры мира [Электронный ресурс]. М. : 2001. URL:
http://sbiblio.com/BIBLIO/ аг^Ае/Ьапукта_рейкоп1/ (дата обращения:
13.10.2016).
5. Баныкина, С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // С.В. Баныкина - М. : УРСС, 2011. с. 373-394.
6. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология Учеб. пособие / Н. В. Басова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. 412 с.
7. Белкин, А.С. Педагогическая конфликтология : учеб. пособие / А.С. Белкин. - Екатеринбург : «ГЛАГОЛЪ», 1995. 96 с.
8. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах / Пер. с нем. Н. В. Маловой. Калуга: Духовное познание, 2004. С. 57.
9. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. - М. : 2001. 576 с.
10. Божович, Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности : учеб. пособие / Л.И. Божович, под дер. Д.И. Фельдштейна.- М. : АСТ, 2010. 322 с.
11. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин // Общество и личность. - Новосибирск : 1983. 142 с.
12. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога : учеб. пособие / Ю.В. Василькова. - М. : Академия, 2011. 160 с.
13. Волков, Б.С. Конфликтология : учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Трикста, 2005. 375 с.
14. Ворожейкин, И.Н. Конфликтология : учебник / И.Н.
Ворожейкин, А.Я. Кибанова, Д.К. Захаров. - М. : ИНФРА-М, 2009. 240 с.
15. Воронин, Г.Л. Конфликты в школе. Социологические
исследования / Г.Л. Воронин. : 1994. № 3...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ