Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Работа №94980

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
51
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО 7 ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития творческого мышления детей
дошкольного возраста 13
1.3. Особенности развития и формирования игрового
взаимодействия дошкольников со
сверстниками 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Обоснование методик и описание выборки
исследования 30
2.2. Дизайн исследования 34
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 78

В условиях постоянно меняющегося современного мира повышаются требования к различным качествам личности. Все чаще общество требует от человека творческого и креативного подхода к решению поставленной задачи. Сейчас все больше появляется творческих профессий. Дошкольный возраст - возраст, когда начинают активно развиваться все познавательные процессы. В этот период ребенок часто проявляет способность видеть что-то новое и необычное в том, что кажется обыденным для взрослого человека. Способности творчески мыслить развивается у ребенка уже в дошкольном возрасте и влияют на дальнейшую успешность в школьном обучении. Дошкольный возраст является сензитивным, поэтому целенаправленно развивать творческое мышление можно начинать в этом возрасте. Это подчеркивает актуальность в проблеме развития творческого мышления детей дошкольного возраста.
Вопросами развития творческого мышления как инструмента, необходимого для развития личности, проявляли и проявляют отечественные и зарубежные исследователи. Психологи рассматривают творческое мышление не только как ключ к пониманию человека и его потенциала, способностей в области искусства и областей, непосредственно связанных с творчеством, но и как потенциал в других областях жизни. Ведь в современном мире растет конкуренция, уже в дошкольных образовательных учреждениях дети участвуют в различных конкурсах. В различных областях нашей жизни ценится творческих и неординарный подход к решению задачи.
Изучением процесса мышления в отечественной науке занимались такие ученые, как: С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др. В отечественной психологии трактовка мышления связана с представлением мышления как особого вида познавательной деятельности. Представители этого направления (А. Леонтьев, А. Брушлинский) утверждали, что способность мыслить формируется в процессе жизнедеятельности человека. Они связывают внутреннюю психическую жизнь человека с конкретной, внешней, предметной деятельностью. В теории умственных действий (П. Я. Гальперин) утверждается, что между внутренними мыслительными операциями и внешними практическими действиями человека существует генетическая связь, а процесс превращения внешних практических действий с материальными предметами во внутренние мыслительные операции (процесс интериоризации) реализуется поэтапно с опорой на предшествующие действия и результаты.
Проблема творческого мышления освящена во многих научных исследованиях. В отечественной психологии вопросами творческого мышления занимались такие ученые, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин, Е.Е. Туник, В.В. Гагай и др. Среди зарубежных психологов и исследователей, изучающих проблему особенностей и развития творческого мышления, можно выделить Дж.П. Гилфорда, Э.П. Торренса, К. Тэйлора, Г. Грубера и др.
Э. П. Торранс приравнивал понятие творческого мышления к понятию креативность, считая, что она связана с процессом решения проблемы. Рассматривая творческое мышление как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности, Э. П. Торранс предполагал возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, сопровождающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты) [5, с. 81].
Объект исследования: творческое мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования: положения,
выдвинутые в работах российских и зарубежных психологов С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Э.П.Торранса, Н.Вильямса и др.
Методы исследования: теоретические - анализ психолого­-педагогической литературы; эмпирические - диагностика творческого мышления, формирующий эксперимент по развитию творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста, количественный и качественный анализ результатов диагностики творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Методики:
Тест креативности Торренса
Тест креативности Вильямса
Тест Вертега «Круги»
Гипотеза: при целенаправленной организации игрового взаимодействия среди детей старшего дошкольного возраста повысится их уровень развития творческого мышления.
Цель исследования: определить эффективность игрового
взаимодействия при развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• изучить особенности мышления детей старшего дошкольного возраста
• изучить теоретические предпосылки формирования творческого мышления
• изучить особенности игрового взаимодействия в старшем дошкольном возрасте;
• определить исходный уровень творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста;
• разработать программу развития творческого мышления с использованием игрового взаимодействия детей со взрослым и сверстниками;
• опробировать программу развития творческого мышления;
• провести диагностическое исследования контрольного характера для определения эффективности разработанной программы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы было исследовано развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста, а также особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Для определения уровня развития творческого мышления выделяют критерии творческого мышления: беглость (количество решений), оригинальность (количество уникальных идей) и гибкость (количество сменяемости категорий идей). А также дополнительно некоторыми исследователями оценивается разработанность, абстрактность названия, сопротивление замыканию , если говорить о методиках, где используется рисунок для определения уровня развития творческого мышления.
Исследователи и психологи подчеркивают важность развития творческого мышления у детей именно в дошкольном возрасте, так как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом. Именно в это возрасте формируются важнейшие процессы мозга.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Это еще раз подчеркивает актуальность выбранного пути развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Именно в игровом взаимодействии дети перенимают опыт и социальные навыки.
Вся работа по развитию творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста проходит строго с требованиями программного содержания. Работа должна проходить последовательно и систематично, учитывая возрастные и личностные особенности детей старшего дошкольного возраста. Для закрепления умений и навыков, полученных при игровом взаимодействии на занятиях, необходимо включать предложенные нами игры и в другие виды деятельности детей.
При изучении особенностей развития творческого мышления в психологической и методической литературе нами были выделены критерии творческого мышления и социально-психологические условия развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе изучения научной литературы нами были изучены особенности развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста как ведущего вида деятельности. Так же нами были изучены особенности развития игрового взаимодействия.
Это помогло нам сделать выводы, что игровое взаимодействие благоприятно влияет на развитие ребенка дошкольного возраста. Именно в процессе игрового взаимодействия у ребенка формируются умения и навыки, в процессе игры ребенок перенимает опыт у партнёров игрового взаимодействия.
Подобранные по выделенным критериям творческого мышления методики позволили нам определить исходный уровень развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты опытно-исследовательской работы помогли нам разработать программу развития творческого мышления у детей страшего дошкольного возраста. Нами была проведена развивающая работа, в течение которой мы развивали творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия со взрослым и сверстниками. В результате, после повторной диагностики мы увидели положительные результаты в экспериментальной группе.
Полученные положительные результаты проведенной развивающей работы у детей старшего дошкольного возраста позволяют нам сделать вы­вод, что при целенаправленной организации игрового взаимодействия среди детей старшего дошкольного возраста повысится их уровень развития творческого мышления.
Таким образом мы изучили особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста, изучили теоретические предпосылки формирования творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста, изучили особенности игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
В ходе экспериментальной деятельности мы определили исходный уровень развития творческого мышления у детей старшей группы детского сада, разработали программу развития творческого мышления с использованием игрового взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками, опробировали программу на выделенной
экспериментальной группе детей. После проведенной развивающей работы провели диагностику контрольного характера.
Проанализировав и сделав выводы полученных результатов, мы определили эффективность игрового взаимодействия при развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Задачи, поставленные в начале нашего исследования выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.


1. Альтов Г. И тут появился изобретатель. [Текст]/Г.Альтов. - М.: Детская литература, 1989. - 167 с.
2. Альтшуллер Г. С. Изобретатель и рационализатор. [Текст]/ Г.С.Альтшуллер. М.: 1981. № 1, 3, 4, 5, 9.// Патентное бюро фантастики.
3. Альтшуллер Г. С. К истории курса по РТВ. [Текст]/ Г.С.Альшуллер. М.: 1982. -127 с.
4. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7лет: Игровые технологии. [Текст]/ Е.А.Алябьева - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 131 с.
5. Амнуэль П. Р. Удивительный мир фантазии. [Текст]/
П.Р. Амнуэль. Новосибирск, 1991. - 254 с.
6. Анастази А. Психологическое тестирование. [Текст]/
А. Анастази. - М., Педагогика, 1982, т. 2. - 345 с.
7. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества [Текст]/ В.И. Андреев, Казань, 1998. - 267 с.
8. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. [Текст]/ А.В. Антюхина М.: Иммапресс, 1999. - 96 с.
9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. [Текст]/ Р.Арнхейм. - М.: Прогресс, 1974. - 386 с.
10. Бабаева, Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: методическое пособие [Текст]/ Бабаева, Ю.Д. -М. 1998 - 385 с.
11. Барташникова И.Я. Барташников А.А. Учись играя: Тренировка интеллекта. Игра и тесты для детей 5-7 лет[Текст]/ Барташникова И.Я., Барташников А.А. -Харьков 1997. -412 с.
12. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. [Текст]/ Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. -СПб.: издательство Буковского, 1994. - 60 с.
13. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). [Текст]/Богат В., Нюкалов В. // Дошкольное воспитание. 1994 №1, С. 17-19.
14. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст]/ Венгер Н.Ю. // Дошкольное воспитание. 1982, №11, С. 32-38.
15. Воробьева М. В. Активация творческого мышления на
занятиях графической композицией (в специальной подготовке художников-педагогов): дис канд. пед. наук. [Текст]/ М.В.Воробьева -
М., 2006. - 257 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ