Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся 10 классов на примере исторических деятелей

Работа №94978

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы179
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-Х
КЛАССОВ 16
1.1. Гражданско-патриотическое воспитание как педагогическая
проблема 16
1.2. Особенности гражданско-патриотического воспитания
обучающихся 10-х классов 34
1.3. Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания
обучающихся 10-х классов на примере исторических деятелей во внеурочной деятельности 39
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-Х
КЛАССОВ НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 67
2.1. Организация опытно-поисковой работы по гражданско-
патриотическому воспитанию обучающихся 10-х классов на примере исторических деятелей во внеурочной деятельности 67
2.2. Содержание и ход опытно-поисковой работы по гражданско-
патриотическому воспитанию обучающихся 10-х классов на примере исторических деятелей во внеурочной деятельности 72
2.3. Диагностическое исследование по выявлению результативности
внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию на примере исторических деятелей обучающихся 10-х классов на итоговом этапе опытно-поисковой работы 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 152


Формирование гражданско-патриотического воспитания всегда являлось одной из важнейших задач современного общества в России. Гражданственность и патриотизм как общенациональные ценности - способствуют всестороннему развитию личности.
В наши дни в российском обществе происходят перемены на фоне идейного и ценностного кризисов. Патриотизм и гражданственность в постсоветский период оказались подвержены влиянию множества различных мнений и точек зрения, одна из которых повлекла за собой попытку полного отрицания воспитания.
Актуальность данного исследования состоит в том, что сегодня в российском обществе происходят перемены на фоне идейного и ценностного кризисов. «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека. Когда на уровне государственного управления существует дефицит понимания какой цели должно служить образование, культура, ресурсы страны, то все ресурсы будут расходоваться малоэффективно.
Так как государство не может существовать в условиях ценностного хаоса, то в сфере образования в настоящее время совершается серьезная работа, заключающаяся в помощи подрастающему поколению найти необходимые векторы и стратегии, направленные на укрепление государства и любови к Отечеству. В связи с этим необходим анализ и осмысление истоков современного состояния гражданско-патриотического воспитания, а также возрождение гражданско-патриотических ценностей в обществе и выработка научно-обоснованных рекомендаций в этом направлении.
Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования в ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020), определено, что приоритетами образовательной политики
выступают «...гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма.» [54].
В ч. 5 Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [58] указано, что действующий Федеральный Государственный образовательный стандарт ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника: любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества.
Общенациональные ценности в нашей стране формировались веками и всегда основывались на определенной цели или идее. Если нет общей цели, то не может быть и общей идеи. Нет идеи, невозможно объединиться для ее воплощения в жизнь. Но было бы заблуждением считать, что отсутствие общей идеи делает каждого индивида свободным от воздействия господствующей идеологии. Ныне покойный председатель Союза писателей России В. Ганичев говорил: «Сумма идей, имеющих хождение в обществе, является современной идеологией». Исходя из этого, отсутствие общей идеи также оказывает сильное влияние, порою агрессивное на личность, общество и на воспитывающую среду. Суммарный вектор стихийных идей оказывает большое тормозящее воздействие на всякого идущего по пути к личной радости.
Общественная мораль и национальная идея призваны бороться со стихийно возникающими разрушительными для общества и личностного развития подрастающих поколений устремлениями и побуждать к общественной пользе. Таковы, например, получившие распространение идеи потребительства, гедонизма, эгоистической выгоды.
В Российской империи длительный период провозглашалась национальная идея: «Православие, самодержавие, народность». В СССР была выдвинута идеологическая цель - коммунизм: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». В настоящее время в нашей стране преобладает идеология спекулятивного капитала, которая тиражируется коммерциализированными СМИ и ангажированными политическими деятелями. Всем памятен призыв бывшего министра образования и науки РФ воспитывать квалифицированных потребителей, а не творцов.
Доминирующая в обществе идея вообще и национальная идея в частности может быть действенна для личности, а значит и для общества, когда она является принадлежностью внутреннего мировосприятия человека. Она может быть принята посредством убеждения, а не только посредством принуждения, что и возлагается обществом педагогов, на систему образования. Действительно от деятельности педагогов, («детоводительства») зависит жизнь будущих граждан, жизнь общества и будущее страны.
На этом педагогическом пути пример жизни замечательных людей является очень удобным педагогическим средством, которое и усладит, и утвердит, и вдохновит ребёнка на пути саморазвития. Это окажет дополнительное влияние и на развития общества, и на развитие отдельного обучающегося, так как образец для целеполагания в воспитании был взят из числа личностей, послуживших обществу и пользующихся общим признанием.
Погружаясь в духовно-нравственное пространство героев и святых нашего отечества, ребёнок будет сохранять в поле зрения приближенные к идеалу ориентиры и если захочет, то сможет сделать выбор не только правильный, но и из всех правильных наиболее совершенный, а значит более приносящий плод радости для себя и общества. Разумеется, подвиг и жертва во имя общества не могут регламентироваться нормативными требованиями государственного законодательства. Так же недопустимо требовать от другого человека или общества подвига, или усиленного труда в своих корыстных интересах, тем более вводить это силой принуждения как обязанность и норму - аморально. Наполеон говорил: «Александр Македонский, Карл великий, и я построили великие империи, но они разрушились потому, что были основаны на силе. И только империя Христа существует, Его слушают, им руководствуются потому, что она основана на любви».
Педагогические исследования показывают, что не только изучение исторического процесса, но и знакомство с личным опытом исторических деятелей поможет современным старшеклассникам увидеть очищенные от иллюзий цели, к которым внутренне они должны стремиться во имя личного и общественного блага
Ещё более заслуживают педагогического внимания исторические личности, которые были изначально не совершенны, но в течение жизни вели борьбу с самим собой и победили, взрастив в себе потребности к высшим духовным ценностям. Так, Достоевский говорил: «Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла ...».
Принято считать, что Конституция Р.Ф. запрещает идеологию. Но в Конституции написано: «1. В Российской Федерации признается
идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.» Очевидно, что Конституция дает юридическое признание, а значит поддержку идеологиям различных форм коллективной идентичности кроме государственной и насильственной. Духовно сильная идеология рождает веру и собирает, увлекает массы, а противоположная ей духовно слабая идеология или ее отсутствие разрушает общество.
В новой редакции конституции РФ с поправками от 04.07.2020 года, в статье 67.1 п.2 говорится:
- «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» [32].
- п.3 «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».
- п.4 «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим».
Для граждан России, для педагогической общественности очень важно, что в обновленной Конституции Российской Федерации духовное развитие поставлено среди воспитательных задач и жизненных приоритетов на первое место. Конституция утверждает долговременность воспитательной политики, которая начала вырабатываться в последние годы. Так, в Постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в целях и задачах мы обнаружим, такие пункты [47]:
1. Содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважение к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов...
2. Активизация интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества.
3. Популяризация подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Труда, граждан, награжденных за большие заслуги перед государством и обществом, достижений и успехов профессионалов в различных сферах деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны.
Подобные поправки в законы и нормативно-правовые документы вновь призывают и способствуют развитию национальной идеи, с вытекающими из нее возможностями совершенствования педагогического процесса в воспитании гражданственности и патриотизма. Доказательством тому также служат нижеследующие документы. Назовем их: Указ президента РФ от 7мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской федерации на период до 2024года» [48]; Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В ряде документов делается акцент на увеличение доли волонтерской деятельности и вовлечение в нее добровольческих волонтерских организаций.
В рамках проблемы нашего исследования нельзя не сказать об еще одной важном документе, на который нельзя не опираться и который, по нашему мнению, в настоящее время является самым важным в реализации гражданско-патриотического воспитания в РФ. Это - «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ». В ней разработаны методологии и принципы, концептуальные основы, функции, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Однако по разным причинам практика гражданско-патриотического воспитания вызывает много справедливых нареканий. Достаточно напомнить проблему агрессии в школе, количество суицида среди несовершеннолетних, распространенность негативных социальных зависимостей.
Анализируя ситуацию, сложившуюся в реализации гражданско- патриотического воспитания в России, а также деятельность общеобразовательных учреждений можно прийти к выводу о недостаточной эффективности данного воспитания по причине противоречий на разных уровнях.
К ним относятся:
1. На социально-педагогическом уровне - между принятием на государственном уровне «национального воспитательного идеала» и не достаточностью исследований примера жизни исторических деятелей России, которые могли бы соответствовать этому идеалу.
Между потребностью общества в гражданах-патриотах и ограниченностью перечня исторических деятелей, изучаемых в учебных программах, которые могли бы послужить примером для подражания в процессе гражданско-патриотического воспитания в школе.
2. На научно-педагогическом уровне - между востребованностью педагогической теории развития системы воспитания гражданственности и патриотизма у старшеклассников и недостаточной разработанностью теории воспитания гражданственности и патриотизма у старшеклассников на примере отечественных исторических деятелей.
Между большим потенциалом ценностей отечественной культуры и недостаточностью педагогического осмысления, значения примеров жизни исторических деятелей для подражания обучающихся старших классов.
3. На научно-методическом уровне: между потребностью образовательных учреждений в учебно-методической литературе направленной на воспитание гражданственности и патриотизма у старшеклассников и недостаточностью методических материалов, основанных на раскрытии потенциала примеров исторических деятелей России для достижения целей воспитания.
Проблема исследования заключается в поиске и научном обосновании путей, обеспечивающих гражданско-патриотическое воспитание на примере образов исторических деятелей в условиях внеурочной деятельности.
Анализ актуальности, противоречий и проблемы исследования позволил сформулировать его тему: «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся 10-х классов на примере исторических деятелей».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу внеурочной деятельности, направленную на развитие гражданственности и патриотизма у обучающихся 10-х классов, на примере исторических деятелей.
Объект исследования - процесс гражданско-патриотического воспитания старшеклассников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся 10-х классов на примере исторических деятелей «Наследие и наследники».
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы, охарактеризовать гражданско- патриотическое воспитание как педагогическую проблему и определить понятия «гражданско-патриотическое воспитание» применительно к старшеклассникам.
2. Выявить особенности процесса гражданско-патриотического воспитания обучающихся 10-х классов.
3. Выявить педагогические условия гражданско-патриотического воспитания обучающихся 10-х классов на примере исторических деятелей во внеурочной деятельности.
4. Разработать организацию опытно-поисковой работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся 10-х классов на примере исторических деятелей во внеурочной деятельности.
5. Разработать содержание программы внеурочной деятельности «Наследие и наследники», направленной на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся 10-х классов на примере исторических деятелей.
6. Подобрать средства диагностики для выявления уровня гражданско-патриотической воспитанности обучающихся 10-х классов и провести сравнительный анализ результатов диагностики на исходном и итоговом этапе.
Рабочее определение основного понятия нашего исследования «гражданско-патриотическое воспитание» строится на определении, данном И.А. Полищук: «Гражданско-патриотическое воспитание применительно к старшекласснику представляет собой систематическую, специально организованную деятельность по формированию личности, обладающей активной гражданской позицией, ответственностью за свой нравственный, политический и правовой выбор, социокультурными, духовно¬нравственными ценностями, национальным самосознанием, любовью к своей Родине, стремлением к гражданскому самоопределению; уважением к памяти защитников Отечества и подвигам Г ероев Отечества, человеку труда и старшему поколению, содействующей развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов » [64, с.14].
Внесенные изменения касаются героев Отечества и духовно - нравственных ценностей, которые мы посчитали нужным добавить из понятия «воспитание» в Законе «Об образовании в Российской Федерации» Необходимость этого, на наш взгляд, хорошо обоснована в философии Ивана Ильина. Он писал: «Для того чтобы найти свою родину и слиться с нею чувством, и волею, и жизнью, необходимо жить духом и беречь его в себе; и, далее, необходимо осуществить в себе патриотическое самосознание или хотя бы верно «почувствовать» себя и свой народ в духе. Надо верно ощутить свою духовную жизнь и духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в силах и средствах этой последней, т.е., например, принять русский язык, русскую историю, русское государство, русскую песню, русское правосознание, русское историческое миросозерцание и т.д. как свои 34 собственные. Это и значит установить между собою и своим народом подобие, общение, взаимодействие и общность в духе; признать, что творцы и создания его духовной культуры суть мои вожди и мои достижения. Мой путь к духу есть путь моей родины; ее восхождение к духу и Богу есть мое восхождение. Ибо я тождествен с нею и неотрывен от нее в духовной жизни.»
Гипотеза исследования: Процесс гражданско-патриотического воспитания обучающихся 10-х классов на примере исторических деятелей будет успешен, если:
1. Будет строиться на основе историко-культурологического,
аксиологического, системно-деятельностного подходов.
2. Будет разработана и реализована программа внеурочной деятельности, направленная на гражданско-патриотическое воспитание старшеклассников «Наследие и наследники» на примере исторических деятелей и краеведческом культурно-историческом материале Омской области, где расположена образовательная организация, выступающая базой исследования.
3. Будет обеспечено сотрудническое взаимодействия
старшеклассников, педагогов, родителей, общественных и религиозных организаций как равноправных партнеров, в целях воспитания гражданственности и патриотизма у старшеклассников.
Научная новизна исследования состоит в уточнении понятия «гражданско-патриотическое воспитание старшеклассников»,
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении педагогических условий результативности гражданско-патриотического воспитания на примере исторических деятелей во внеурочной деятельности;
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы внеурочной деятельности «Наследие и наследники», направленной на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся 10-х классов на примере исторических деятелей и краеведческом материале.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы;
- экспериментальные - опытно-поисковая работа;
- эмпирические - включенное наблюдение, беседа, анализ творческой деятельности старшеклассников, обобщение, систематизация и описание полученных данных, графическая обработка результатов исследования.
База исследования: основные теоретические положения и материалы исследования апробированы на занятиях с обучающимися БОУ «Тарская СОШ №3» в Омской области под руководством автора исследования.
Этапы исследования.
Первый этап исследования заключался в выборе и формулировке темы. Были обоснованы центральные идеи, цели и задачи исследовательской работы. Также были изучены теоретические основы гражданско- патриотического воспитания, сделан анализ психолого-педагогической, методической и научно-педагогической литературы по проблеме исследования, и определена его методологическая и теоретическая база.
Второй этап исследования состоял в уточнении темы, проведении опытно-поисковой работы. В ее процессе осуществлялась проверка эффективности применения в практике программы по воспитанию гражданственности и патриотизма у старшеклассников в условиях классных часов.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, формулировке выводов и выполнении выпускной магистерской диссертационной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования: педагогические методы и подходы по теме гражданско-патриотическое воспитание, предлагаемые в данной работе, внедрялись во внеурочную деятельность десятиклассников, материалы исследования обсуждались на научно-практических конференциях, что отражено в публикациях.
Теоретико-методологической основой исследования служат теоретические положения о воспитании гражданственности и патриотизма труды: Н.М. Карамзина, В.И. Даля, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского, И.А. Ильина, Н.А Бердяева, В.И. Даля, С.Н. Булгакова, М.В. Шкаровского, С.Ф. Поповой, И.А. Полищук, Т.Ф. Пушкиной, М.В. и др.); методологических подходах в воспитании гражданственности и патриотизма у старших подростков (В.А. Сухомлинский, А.Г. Кузнецова, В.Е. Мусиной, М.А. Трифоновой, С.А. Смирнова, В.Е. Пешковой, И.Н. Цимбалюк и др.); педагогических условиях воспитания гражданственности и патриотизма у старших подростков (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, Ю.К. Бабанский, Ю.П. Соколиков, С.В. Акутина и др.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проблема гражданско-патриотического воспитания в
современной России является актуальной, болезненной для общества, государства, семьи и школы. Системой общего образования ее решение должно начинаться с детства до юношеского возраста в союзе с гражданским обществом.
2. Сложившиеся в прошлый истерический период подходы к решению задач гражданско-патриотического воспитания нуждаются в обновлении, а содержание программ гражданско-патриотического воспитания в углублении и использовании тех элементов культуры, которые долгий период игнорировались школой и системой образования и, прежде всего, ценностей православной культуры.
3. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой сердцевину воспитания духовно-нравственного может осуществляться только в единстве с ним.
4. Гражданско-патриотическое воспитание должно строиться преимущественно на образах героев историко-культурных событий России, ее мыслителей, подвижников и святых.
Структура и объем выпускной квалификационной работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В проведенном исследовании нами был рассмотрен процесс гражданско-патриотического воспитания обучающихся 10-х классов на примере деятелей истории.
Основной целью нашей работы было теоретически обосновать, разработать и проверить в опытно-поисковой работе программу внеурочной деятельности, направленную на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся 10-х классов.
В первой главе рассматривались теоретические основы гражданско- патриотического воспитания обучающихся 10-х классов на примере исторических деятелей во внеурочной деятельности. Был проведен анализ научно-педагогической литературы и описаны основные категории исследования такие как «гражданин», «гражданственность», «гражданское общество», «патриот», «патриотизм», воспитание», дано рабочее определение понятия «гражданско-патриотическое воспитание». Предметом нашего рассмотрения являлись особенности гражданско-патриотического воспитания обучающихся 10х классов и педагогические условия этого процесса во внеурочной деятельности.
Далее нами рассматривались методологические подходы и воспитательный потенциал внеурочной деятельности в гражданско- патриотическом воспитании.
В результате рассмотрения теоретических основ гражданско- патриотического воспитания обучающихся 10-х классов на примере исторических деятелей мы пришли к необходимости разработки и опытной проверки программы внеурочной деятельности Наследие и наследники», направленной на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся 10-х классов.
Во второй главе нами были подобраны и описаны диагностические методики выявления уровня гражданско-патриотической воспитанности, которые использовались на констатирующем и итоговом этапе опытно- поисковой работы.
Полученные результаты диагностики на констатирующем этапе выявили недостаточный уровень сформированности гражданско- патриотической воспитанности по всем трем критериям: когнитивному, эмоциональному и деятельностному с преобладанием среднего и низкого уровня обследованных обучающихся 10-х классов. С учетом сделанных выводов была разработана программа «Наследие и наследники», которая была реализована на развивающем этапе. Диагностика, осуществленная на итоговом этапе, подтвердила ее результативность.
В целом проведенное исследование подтвердило основные положения гипотезы, что дает основания для следующих выводов:
1. Гражданско-патриотическое воспитание применительно к старшекласснику представляет собой систематическую, специально организованную деятельность по формированию личности, обладающей активной гражданской позицией, ответственностью за свой нравственный, политический и правовой выбор, социокультурными, духовно¬нравственными ценностями, национальным самосознанием, любовью к своей Родине, стремлением к гражданскому самоопределению; уважением к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, к человеку труда и старшему поколению, содействующей развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов.
2. Выбор в качестве методологической основы исследования аксиологического, личностно-ориентированного и деятельностного подходов позволил успешно справиться с решением поставленных задач.
3. Успешность гражданско-патриотического воспитания обеспечивается партнерским взаимодействием школы, обучающихся, родительской и церковной общественности, педагогического коллектива,
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, задачи решены, цель достигнута, исследование завершено.



1. Азбелев, С.Н. Историзм былин и специфика фольклора/ С.Н Азбелев. - Ленинград: Наука., Пушкинский дом: Ленинградское отделение. - 1982. - 325с.
2. Бабанский, Ю.К. Педагогика: курс лекций/ Ю.К. Бабанский. - Москва: Владос, 2009. - 348 с.
3. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества/ Н.А Бердяев. - Москва: Правда, 1989. - 608 с.
4. Большой российский энциклопедический словарь. Воспитание
[электронный ресурс] Золотой фонд: Репр.изд. - 2012. - URL:
https://slovar.cc/enc/bolshoy-rus/1702323.html// (дата обращения
06.01.2020)
5. Булгаков, С.Н.Героизм и подвижничество (из размышлений
религиозной природы русской интеллигенции): библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы [электронный ресурс] / С.Н. Булгаков// Вехи. - 2000. - URL:
http://vehi.net/vehi/bulgakov.html (дата обращения: 07.01.2020)
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1991. - 378с.
7. Добрынина Г.А. Проблемы и пути модернизации системы
дополнительного образования: управленческий аспект / Г.А.
Добрынина// Вестник ТГПУ. 2013. № 1. С.125-131
8. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений в пятнадцати томах/ Ф.М. Достоевский. - СПб.: Наука, 1996. Т. 15. 861с.
9. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений/ Ф.М. Достоевский. - Москва: Азбука, 2012. - Изд. 6-е: Т.12. 800 с.
10. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ И.В. Дубровина. - Москва: Варгус, 2007. 356 с.
11. Головкова, Н.А. Формирование системы творческих и социальных проб, практик в условиях Модели сетевого социального партнёрства// Современные проблемы дополнительного образования и технологии их решения: сборник материалов III научно-практической конференции./ Н.А. Головкова, Г.Б. Струкова, Н.Б. Мотырева// / Главный редактор В.В. Кузнецова. - Ульяновск 2016. - с.41-47.
12. Голованов, А.П. Исторические уроки становления и развития Отечественной системы дополнительного образования детей /А.П Голованов. - Вестник ПСТГУ. - IV: Педагогика. Психология, 2009. - № 12. С. 69-84.
13. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов: пособие для учителя. - Москва: Просвещение, 2010. — 223 с.
14. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-Т./ В.И. Даль. - Москва: Директ-Медиа, 2014, Т. - 1. 3696 с.
15. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - Москва: Просвещение, 2008. 23с.
16. Добрынина, Г.А. Проблемы и пути модернизации системы дополнительного образования (управленческий аспект)/ Г.А. Добрынина. - Вестник ТГПУ. - №1, 2013. С.125-131.
17. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Т. 15.// гл.редактор Фридлендер Г.М. - СПб.: Наука, 1996. 624с.
18. Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ И.В. Дубровина Москва: Варгус, 2007. 356 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ