Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование патриотизма обучающихся при изучении темы «Великая Отечественная война» в школьном курсе истории

Работа №50852

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
444
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
ГЛАВА I. Понятие и приемы формирования патриотизма у школьников 10
1.1. Процесс патриотического воспитания в России 10
1.2. Особенности и методы формирования патриотизма у школьников на
уроках истории 23
Выводы по первой главе 35
Глава II. Практика формирования патриотиЗМА у школьников в период изучения великой отечественной войны 37
2.1. Формирование патриотизма на уроке истории на тему «Начало Великой
Отечественной войны» 37
2.2. Оценка уровня сформированности патриотизма у школьников в
результате изучения тем Второй Мировой войны 51
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список использованных источников и литературы 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Тема «Формирование патриотизма обучающихся при изучении темы Великая отечественная война в школьном курсе истории» выбрана не случайно. Патриотическое воспитание - это регулярная и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Вопросы образования, до сих пор остававшиеся на периферии государственного интереса, на данный момент оказались в центре внимания не только общественности, но и властных структур: от имени последних заговорили о духовности, патриотическом и даже физическом воспитании подрастающего поколения. Общество заинтересовано в том, чтобы молодежь формировалась с опорой на существующие социальные, культурные, этнические, исторические и нравственные традиции. Духовность является ядром культуры личности. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциалов личности, высоким нравственным развитием, с глубоко развитыми патриотическими чувствами, ведущими к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, жить и работать на благо своей Родины.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 30.10.2001 № 3511 была разработана программа «Патриотическое воспитание граждан». Так же в недавнем указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указывается на то, насколько
важно воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно - нравственных ценностей Российской Федерации, исторических и национально - культурых традиций.
В образовательных стандартах второго поколения в школьном образовании выделена задача социально-культурного развития учащихся - воспитание гражданских, демократических, патриотических убеждений. Эффективность разрабатываемых мероприятий в области изучения истории своей Родины во многом зависит от того, насколько глубок мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Роль школы в этом плане неоценима.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что происходящие в Российской Федерации процессы общественно - политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, обеспечивающего на деле конституциональные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности.
Успешное решение этих задач требует глубокого осмысления гражданами Российской Федерации всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан, прежде всего у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют: патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Данная проблема не может рассматриваться без тесной связи с процессами и явлениями, происходящими не только в нашем обществе, но и в мире в целом, без учета важнейших факторов - социально-политических, духовных, военно-технических, оказывающих воздействие на современную молодежь.
Обзор источников и литературы: данная проблема рассматривалась в трудах философов (Н.А. Бердяева , И.А. Ильина, Л.П. Корсавина , Г.В. Плеханова), психологов (И.Б. Котова , С.Л. Рубинштейна , И.А. Сикорского), педагогов (Л.Р. Болотина, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского), писателей (В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, В.В. Маяковского, Н.А. Островского, Н.Г. Чернышевского, М.А. Шолохова).
Исследованием проблемы патриотического воспитания во второй половине ХХ века занимались В.В. Белорусова, Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров , Н.П. Егоров, В.П. Есипов, Т.А. Ильина, П.В. Конаныхина, Ф.Ф. Королев, И.С. Марьенко, Т.Н. Мальковская, С.Е. Матушкина, Ф.С. Савченко, Л.Ф. Спирин, К.3. Сафиуллина, И.Т. Огородников, И.П. Тукаев, Ф.И. Хвалова, В.И. Шахненко, Д.Н. Щербаков, Г.И. Щукина, А.В. Янковская и др.
Различные аспекты проблемы в 90 — е годы указанного века активно исследовали: Е.П. Белозерцев, З.Т. Гасанов, А.Д. Солдатенков, Т.М. Су-ходолова, М.А. Терентий Ш.Ш. Хайрулин Н.Ф.Харламов Н.Е Щуркова и др.;
Значительный вклад в разработку проблемы по всем ее направлениям, включая ее фундаментальное методологическое обоснование, внесли В. И. Лутовинов, А. К. Быков, А.Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, С. Л. Рыков.
Глубина и разносторонность исследования проблемы патриотизма и патриотического воспитания характеризуют диссертационные исследования 2000-2016-х гг.: М.Л. Афанасьевой, Т.Е. Вежевич , В.В. Гладких, Н.М. Снопко, И.Н. Глазуновой, В.С Горбунова, С.Ю. Ивановой, А.В. Новикова, Микрюкова и др.
Объектом исследования является процесс формирования патриотизма в современной системе образования.
Предметом исследования является процесс формирования патриотизма у школьников в период изучения истории Великой Отечественной войны при изучении предмета «История» в школе.
Цель работы разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы патриотического воспитания детей на уроке по изучению «Начало Великой Отечественной войны» в процессе обучения предмета «История» в 11 классе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить процесс патриотического воспитания в России;
2. рассмотреть особенности формирования патриотизма у школьников на уроках истории;
3. разработать и опробировать урок по формированию патриотизма на тему «Начало Великой Отечественной войны» в 11 классе;
4. дать оценку уровня сформированности патриотизма у школьников в результате изучения тем о Великой Отечественной войне.
Гипотеза: Успешное формирование патриотизма школьников в
процессе изучения Великой Отечественной войны на уроках станет возможным, если организовать совместную деятельность обучающихся и учителей на основе углубления знаний о событиях Великой Отечественной войны, формирования определенного личностного отношения учащихся, закрепленного гаммой эмоций, к различным явлениям общественной жизни.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретические методы: анализ литературы по исследуемой теме, сопоставление, анализ полученных данных, учебной и научной литературы;
- эмпирические: изучение опыта работы с детьми на базе средней общеобразовательной школы, описательный качественно-количественный анализ; беседа, анкетирование, ранжирование полученных результатов, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования: средняя общеобразовательная школа №13 г. Набережные Челны Республики Татарстан.
Практическая значимость данной работы заключается в том, то выводы и рекомендации, сформулированные в выпускной квалификационной работе, могут быть использованы при изучении тем Великой Отечественной войны в школьном курсе истории в 11 классе для продолжения формирования патриотизма.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
В первой главе рассмотрены понятие и приемы формирования патриотизма у школьников, приведены методы формирования патриотизма у школьников на уроках истории. Во второй главе приводится практика формирования патриотизма у школьников в период изучения Второй Мировой войны, дана характеристика периода Второй Мировой войны, разработан урок по формированию патриотизма на тему «Великой Отечественной войны», дана оценка уровня сформированности патриотизма у школьников в результате изучения тем Великой Отечественной войны.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Проведенное нами исследование проблемы формирования патриотизма позволяет нам сделать следующие выводы:
Целостная характеристика понятия «патриотизм» состоит из
нескольких составляющих. В философском аспекте патриотизм
рассматривается нами как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими
характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих инвариантную и вариативную характеристики данного явления. В социально-педагогическом плане мы рассматриваем патриотизм как социально-нравственную ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения. В психолого-педагогическом аспекте мы считаем правомерным рассматривать патриотизм как сложное нравственное качество.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.
У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить. Проблема заключается в том, что теряются основы патриотизма. Тем не менее, современная методика преподавания гуманитарных предметов содержит большое количество материалов, позволяющих успешно решать задачу патриотического воспитания учащихся.
В этой связи для современной школы становятся наиболее актуальными задачи патриотического воспитания: социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического, правового государства.
Для учителей истории, очень актуальным является обращение к опыту великих педагогов для решения вопросов воспитания патриотических чувств. Так, известные педагоги считали необходимым воспитывать такие качества гражданина как образованность, общественная и политическая активность, умелое и активное участие в государственном управлении и общественной жизни.
Общественно-значимыми и личностно-значимыми ценностями являются чувства гражданственности и патриотизма. Это идеи духовности, гражданской ответственности, что составляют единство социальной активности, чувство неразрывности с Родиной, готовность жертвовать жизнью ради своей Родины. В воспитании патриотизма и
гражданственности уроки истории играют большую роль. На уроках истории, изучая тему, например, можно останавливаться на тех
исторических личностях, которые сыграли выдающуюся роль для истории России, и на их примерах учить детей.
Установили, что задача историка - это способствовать формированию нравственных качеств с помощью своего предмета. При этом необходимо использовать следующие методы воспитания:
1) методы убеждения;
2) методы организации деятельности учащихся;
3) возрастно-оценочные методы.
Патриотизм известных исторических деятелей, писателей, героев Отечественных войн, их гражданский и нравственный опыт учит школьников следовать их примеру, становиться настоящими патриотами своей Родины. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее ынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Научить патриотизму невозможно, но учитель должен и обязан создать все предпосылки для его формирования.
Таким образом, воспитание патриотизма на уроках истории дает возможность школьникам без затруднений ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника...), он формирует у детей уважение к закону, правам других людей и чувство ответственности перед обществом. Именно так становится возможным воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей страны.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что успешное формирование патриотизма возможно только в условиях, если организовано совместная деятельность обучающихся и учителей - подтвердилась.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. -
Ст. 4398.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» // РГ. - № 1 - 3. - 05.01.2000.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»// СЗ РФ. - 13.03.1995. -
№ 11. - Ст. 943.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. - 30.03.1998. - № 13. - Ст. 1475.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 № 122 «О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» // СЗ РФ. - 26.02.2001. - № 9. - Ст. 862.
2. Учебная и специальная литература
6. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002 - 224 с.
7. Аверьянова Ю.И. Политология. Энциклопедический словарь. - М.:1993. - 431 с.
8. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. - 2005. - №4. - 25 с.
9. Арифханов Б. А. Уроки Второй мировой войны // Молодой ученый. - 2015. - № 5. - 375 с .
10. Батов П.И. В походах и боях. - М.: Голос, 2000. - 510 с.
11. Бердяев Н.А. Смысл истории — Берлин: Обелиск, 1923. — 268 с.
12. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории: пособие. - М.: Просвещение, 2009. - 286 с.
13. Вежевич Т.Е. Школа лидера - школа патриота. Народное образование. - 2009. - №3. - 255 с.
14. Вяземский Е.Е., Стрелова, О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - 182 с.
15. Василевский А.М. Дело всей жизни. - М.: Политиздат, 1983. - 552 с.
16. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.
17. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. - М.: Новый учебник, 2012. - 198 с.
18. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. - М.: Университет, 2009. - 332 с.
19. Гончаров Н.К. Историко - педагогические очерки М.: Изд- во Академия педагогических наук рсфср, 1963 - 248 с.
20. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2014. - 235 с.
21. Иванов В.М. Одна война. Две судьбы. Война глазами лейтенанта. Пережив войну. - СПб., 2001. - 480 с.
22. Иоффе А.Н. Теоретические основы методики преподавания общественных дисциплин. - М.: Новый учебник, 2009. - 218 с.
23. Исмаилов Ш.И. Патриотическое воспитание гражданина Российской Федерации // Педагогика. - 2004. - № 4.- 257с.
24. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3-х т.: Т. 3. М.: Агенство печати Новости. - 1988 - 351 с.
25. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина?. - М.: Изд-во Сфера, 2005. - 192 с.
26. Корсавин Л. П. Философия истории. Санкт-Петербург: АО «Комплект», 1993. - 351 с.
27. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та 1994. - 290 с.
28. Крайнюков К.В. Оружие особого рода. - М.: Мысль, 1984. - 591 с.
29. Ксензова Т.Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 224 с.
30. Кумарин В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы. М.: Народное образование, 2004. - 624 с.
31. Круглов Ю.Г. Патриотизм в педагогике // Педагогика. - 2001. - №6. - 8 с.
32. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. - 1997. - № 3. - 296 с.
33. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - 225 с.
34. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др., Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия»,
2004. - 144 с.
35. Новикова О. Какой бы век не был на дворе, патриотизм - понятие священное // Взгляд - инфо. - 2017. - № 12. - 30 с.
36. Педагогические технологии / под. ред. В.С. Кукушина. -Ростов-на- Дону: Март, 2012. - 320с.
37. Пятикоп А.И. Воспитание патриота // Педагогика. - 2000. - №4. - 57 с.
38. Провалов К.И. В огне передовых линий. - М.: Воениздат, 1981. - 351 с.
39. Психология детства: учебник / под ред. А.А. Реана- СПб.: Университет, 2013. - 368 с.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1 / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
41. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. -М.: Генезис, 2012. - 198 с.
42. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: АРКТИ, 2012. - 180с.
43. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Учебник истории: старт в новый век. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2013. - 188 с.
44. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: учебник. - М.: Академия, 2013. - 240 с.
45. Сулейманов Р.Б. Развитие патриотического воспитания в образовательном учреждении. - Новосибирск: Наука, 1995. - 159 с.
46. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека М.: Педагогика.1990. - 288 с.
47. Толковый словарь русского языка. В. И. Даль. М.: Изд-во ЭКСМО,
2005. - 736 с.
48. Тюляева Т.И. Настольная книга учителя история. - М.: Астрель, 2009. - 523 с.
49. Узбеков С. С. «Школьный музей в системе патриотического воспитания» // Воспитание школьников. 2011. - №1. - 35 с.
50. Хришкевич Т.Г. Вторя мировая война в восприятии современных немцев: поражение или освобождение // Метаморфозы истории. - 2015. - № 2. - 45 с.
51. Шапалов В.Н. Формирование социально-личностной компетенции учащихся старших классов. - М.: АРКТИ, 2013. - 144 с.
52. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. - М.: Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 808 с.
53. Шкарлупина Г.Д. Преподавание истории и обществознания: пособие. М.: Феникс, 2015. - 188 с.
54. Шмелькова Л.В., Блохина Е.В. Педагогическая диагностика. М.: Академия, 2012. - 184 с.
3. Электронные ресурсы
55. Армен Гаспарян: Вторая мировая война [Электронные ресурсы]. Режим доступа: http://vipvideoclub.ru/video/armen-gasparjan-vtoraja- mirovaja-voina.html (дата обращения: 16.05.2018).
56. Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25677/(дата обращения: 16.05.2018).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ