ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
1.1. Сущность и структура валеологической культуры младших
школьников 11
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 21
1.3. Возможности внеурочной деятельности для формирования
валеологической культуры у детей младшего школьного возраста 31
1.4. Основное содержание и формы деятельности по формированию
валеологической культуры младших школьников 42
Выводы по первой главе 52
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 54
2.1. Диагностика уровня сформированности валеологической культуры у
младших школьников 54
2.2. Содержание работы по формированию валеологической культуры у
детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 71
2.3. Анализ эффективности педагогических условий формирования валеологической культуры у младших школьников во внеурочной
деятельности 87
Выводы по второй главе 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 137
Актуальность темы исследования. Воспитание здорового ребенка является важнейшей социально-педагогической задачей, стоящей перед системой образования нашей страны. В то же время мониторинг состояния здоровья первоклассников показывает значительный рост числа детей с изначально низким уровнем здоровья, также существует тенденция его ухудшения в процессе обучения детей в школе. В связи с этим проблема ценностного отношения обучающихся к здоровью, здоровому образу жизни становится все более актуальной.
В таких нормативно-правовых документах, как «Конвенция ООН о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Закон Российской Федерации «Об образовании»; в федеральных целевых программах «Защита нации», «Дети России» находят отражение вопросы, связанные с охраной здоровья подрастающего поколения. Эти документы нацелены на формирование здорового образа жизни и мотивации сохранения здоровья у детей и подростков.
Работу по сохранению здоровья обучающихся необходимо начинать в начальной школе, когда закладываются стереотипные модели поведения и формируется стиль жизни. Важно, чтобы младшие школьники получили элементарные представления о способах укрепления и сохранения здоровья, осознали его как одну из ключевых жизненных ценностей и приобрели здоровые привычки, которые позже превратятся в осознанные поведенческие модели.
Анализ литературы свидетельствует о большом внимании, которое исследователи уделяют проблеме сохранения здоровья детей. В работах М.М. Безруких [7], И.И. Брехмана [9], Э.Н. Вайнера [10], В.В. Колбанова [32], Л.Г. Татарниковой [76], А.Е. Чекалова [90] и других ученых подчеркивается значение формирования здорового образа жизни у обучающихся разного возраста. Особенно остро проблемы здоровья младших школьников рассматриваются в исследованиях М.М. Безруких [7], Н.Ф. Дика [24], Г.К. Зайцева [26], Н.В. Третьяковой [78] и др.
В настоящее время, в период проходящих в нашей стране социально-экономических преобразований, наблюдается резкое ухудшение здоровья обучающихся, образовательный процесс оказывает на детей негативное здоровьеразрушающее действие. Одним из средств решения проблемы является формирование у обучающихся валеологической культуры, которая позволит сохранить и укрепить их здоровье и мотивировать к ведению здорового образа жизни.
Валеология представляет собой научное направление, возникшее на стыке медицины, биологии и педагогики, направленное на изучение физиологических, психологических механизмов, обеспечивающих поддержание, сохранение здоровья человека и профилактику вредных привычек и заболеваний. Педагогическая валеология решает основную задачу: укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения (Э.Н. Вайнер [10], В.П. Казначеев [29], В.В. Колбанов [33], Л.Г. Татарникова [76] и др.). В последние годы активно исследуются проблемы формирования культуры здоровья у детей младшего школьного возраста (Л.И. Баянова [6], Р.Н. Денисенко [23], И.В. Кузнецова [36], М.Г. Маринина [43], А.Н. Митяева [48] и др.).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность обучающихся и ее роль в образовательном процессе рассматривается в работах В.И. Казаренкова [28], Л.Н. Коковиной [31], В.М. Коротова [34], Л.И. Маленковой [42], С.А. Шмакова [82], Н.Е. Щурковой [93] и др. Во внеурочной деятельности значительно расширяются возможности формирования валеологической культуры школьников.
Однако анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что практика формирования валеологической культуры младших школьников недостаточно изучена. Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется рядом противоречий между:
- социальным заказом общества на формирование личности, способной ответственно относиться к своему здоровью, и отсутствием условий для формирования такой личности;
- необходимостью формирования валеологической культуры младших школьников и недостаточным методическим обеспечением этого процесса;
- требованием реализации образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность и недостаточным использованием возможностей последней для формирования валеологической культуры обучающихся.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования
валеологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности?
Постановка проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование валеологической культуры у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, и
экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование валеологической культуры у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования валеологической культуры детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования валеологической культуры у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования валеологической культуры у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности будет успешным, если:
- обеспечить систематическое и комплексное формирование
компонентов валеологической культуры: мотивационно-ценностного,
когнитивного, деятельностно-практического, эмоционально-волевого;
- обосновать и разработать модель формирования валеологической культуры у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности;
- определить и реализовать совокупность педагогических условий,
включающих: обеспечение целостности и системности процесса
формирования валеологической культуры обучающихся во внеурочной деятельности; использование разнообразных видов и форм внеурочной деятельности; взаимодействие всех участников образовательного процесса; обеспечение двигательной активности младших школьников во всех формах внеурочной деятельности.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1) осуществить теоретический анализ понятия «валеологическая культура младших школьников» в психолого-педагогической литературе;
2) изучить современные тенденции формирования валеологической культуры у детей младшего школьного возраста, а также определить и охарактеризовать педагогические условия, реализуемые во внеурочной деятельности и способствующие повышению его результативности;
3) обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности, направленной на формирование валеологической культуры учащихся начальной школы;
4) определить критерии, показатели сформированности валеологической культуры у младших школьников, провести диагностическое исследование;
5) опытно-поисковым путем проверить эффективность педагогических условий реализации системы деятельности по формированию валеологической культуры детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования послужили: теоретические знания в области валеологии (И.И. Брехман, В.В. Колбанов,
B. П. Казначеев, Л.Г. Татарникова, А.Е. Чекалов и др.); концепции личностно-ориентированного (Ш.А. Амонашвили, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, Л.Г. Татарникова и др.) и аксиологического (Е.В. Бондаревская, А.А. Деркач,
C. В. Кульневич и др.) подходы в образовании; теория организации и реализации внеурочной деятельности (Д.В. Григорьев, В.А. Караковский, Л.И. Маленкова, П.В. Степанов и др.); исследования, посвященные разработке здоровьесберегающих технологий в образовании (Л.А. Акимова, Н.В. Сократов, Н.К. Смирнов, Л.Г. Татарникова, Н.В. Третьякова и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов:
- теоретические: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ полученных данных, математическая обработка результатов, графическое отображение данных.
Элемент новизны состоит в:
- определении педагогических условий формирования валеологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности;
- разработке модели формирования валеологической культуры детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «валеологическая культура младших школьников» и возможностей внеурочной деятельности для ее формирования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования подобранных диагностических методик и разработанной программы внеурочной деятельности «Путь к здоровью» для формирования валеологической культуры учащихся начальных классов.
База исследования: МАОУ СОШ № 92 г. Екатеринбурга, учащиеся 3-А класса.
Положения, выносимые на защиту:
1. Возможности формирования валеологической культуры младших школьников в урочной деятельности ограничены. Поэтому необходимо активно использовать в этих целях внеурочную деятельность.
2. Формирование валеологической культуры у младших школьников проходит эффективно при создании следующих педагогических условий: обеспечении целостности и системности процесса формирования валеологической культуры обучающихся во внеурочной деятельности; использовании разнообразных форм, методов работы с детьми, разнообразных видов внеурочной деятельности; взаимодействии всех участников образовательного процесса; обеспечении двигательной активности младших школьников во всех формах внеурочной деятельности.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялась посредством личного участия автора в проектировании и проведении опытно-поисковой работы; создания педагогических условий в ходе программы реализации программы внеурочной деятельности; участия в научно-методических конференциях разного уровня и публикаций материалов в сборниках конференций. Всего по теме исследования опубликовано 2 работы:
Морозова, Р. В. Сущность и структура валеологической культуры младших школьников / Р. В. Морозова, И. И. Малоземова // Начальное образование: проблемы и перспективы: III Международная научно¬
практическая конференция. - Наманган, Наманганский государственный университет, 2020. - С. 333-337.
Морозова, Р. В. Методические особенности формирования валеологической культуры младших школьников / Р. В. Морозова, И. И. Малоземова // Вестник ШГПУ. - 2020. - № 3(47). - С. 66-70.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложений.
Проблема сохранения здоровья детей в наши дни становится все более актуальной. Ее решение тесно связано с формированием валеологической культуры подрастающего поколения, в том числе младших школьников.
Целью нашего исследования было теоретическое обоснование педагогических условий формирования валеологической культуры у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и экспериментальная проверка их эффективности. Для достижения цели было решено ряд задач.
В процессе анализа научной литературы валеологическая культура младших школьников была определена как личностное качество, обеспечивающее формирование, сохранение и укрепление здоровья благодаря знаниям закономерностей здоровьесбережения, системе ценностей здорового образа жизни и умениям систематически и целенаправленно осуществлять здоровьесберегающую деятельность на основе имеющихся знаний. Сущность валеологической культуры определяется через ее функции и структурные компоненты. Функции валеологической культуры таковы: аксиологическая, гносеологическая, регулятивная, коммуникативная, адаптивная. В структуре валеологической культуры детей младшего школьного возраста выделены мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический, эмоционально-волевой компоненты.
Также были выявлены психолого-педагогические особенности младших школьников. Младший школьный возраст представляет собой период интенсивного развития и качественного преобразования психических познавательных процессов: они приобретают опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок учится управлять восприятием, вниманием, памятью, мышлением. Качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы позволяет младшему школьнику руководствоваться сознательными целями, выработанными в обществе нормами и правилами поведения, ценностными ориентациями. Одним из центральных новообразований возраста является развитие нового познавательного отношения к действительности. Развиваются, совершенствуются многие личностные качества ребенка: самостоятельность, трудолюбие, организованность, самоконтроль, нравственные качества; усложняется эмоциональная сфера.
Эти глубокие изменения свидетельствуют о больших возможностях развития младшего школьника. Младший школьный возраст является сензитивным для развития познавательных интересов, навыков самоконтроля и саморегуляции, становления адекватной самооценки, усвоения социальных норм, формирования валеологической культуры.
Анализируя возможности внеурочной деятельности для формирования валеологической культуры младших школьников, мы установили, что она является важной обязательной частью всего педагогического процесса школы. Это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность предоставляет широкие возможности для формирования валеологической культуры младших школьников. В этих целях могут быть использованы такие виды деятельности, как спортивно-оздоровительная, игровая, научно-познавательная, досугово-развлекательная, туристско-краеведческая,
социальное творчество. Формирование валеологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности может осуществляться в различных формах, при этом данный процесс должен быть целостным, системным при сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
Анализ некоторых программ курса «Окружающий мир» и учебников позволяет сделать вывод о том, что возможности формирования валеологической культуры младших школьников в урочной деятельности ограничены. Это приводит к необходимости активно использовать в этих целях внеурочную деятельность. В то же время ощущается недостаток программ внеурочной деятельности, направленных на формирование валеологической культуры учащихся начальных классов.
Практическая часть исследования проводилась на базе МАОУ СОШ № 92 г. Екатеринбурга.
В соответствии со структурой валеологической культуры были выделены критерии ее сформированности у младших школьников (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический, эмоционально-волевой), определены показатели, характеризующие каждый из выделенных критериев; подобраны диагностические методики, позволяющие исследовать уровень сформированности валеологической культуры у младших школьников:
- методика «Мои ценности» (автор И.Ю. Абросимова) (модифицированная методика «Ценностные ориентации» М. Рокича);
- методика исследования доминирующих мотивов валеологической культуры (автор М.Г. Маринина);
- анкета «Что ты знаешь об организме человека?»;
- анкета «Правила личной гигиены»;
- методика «Незаконченные предложения» (автор М.Г. Маринина);
- методика «Выявление валеологических умений» (автор И.В. Кузнецова);
- анкетирование родителей;
- рисуночный тест «Изучение отношения ребенка к валеологической культуре» (автор М.Г. Маринина).
Также в качестве методов диагностики использовались: индивидуальная беседа и наблюдение за деятельностью детей.
Результаты проведенной на констатирующем этапе диагностики показали, что уровень валеологической культуры младших школьников недостаточен.
Исходя из педагогических принципов и выделенных особенностей внеурочной деятельности, нами были определены педагогические условия, необходимые для успешного формирования валеологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности: обеспечение целостности и системности процесса формирования валеологической культуры обучающихся во внеурочной деятельности; использование разнообразных форм, методов работы с детьми, разнообразных видов внеурочной деятельности; взаимодействие всех участников образовательного процесса; обеспечение двигательной активности младших школьников во всех формах внеурочной деятельности. Вышеперечисленные условия создавались в процессе реализации разработанной комплексной программы внеурочной деятельности «Путь к здоровью». Результатом работы явилась модель формирования валеологической культуры у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.
Проведение повторной диагностики на контрольном этапе исследования показало, что создание выделенных нами педагогических условий в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Путь к здоровью» привело к положительной динамике в формировании валеологической культуры у младших школьников в целом и каждого ее компонента в отдельности. Это подтверждает правильность выдвинутой гипотезы исследования.
1. Абросимова, И. Ю. Проектирование педагогической модели формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у младших школьников: монография / И. Ю. Абросимова. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. - 74 с.
2. Акимова, Л. А. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в образовательных организациях и деятельности педагога / Л. А. Акимова, Н. В. Сократов, Н. Н. Апрелева. - Оренбург: Издательство Оренбургского педагогического университета, 2016. - 287 с.
3. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
4. Арсеньев, А. Е. Педагогические условия формирования культуры
здорового образа жизни у подростков во внеурочной деятельности: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.02 /
А. Е. Арсеньев; Костромской государственный университет. - Кострома, 2008. - 23 с.
5. Баллер, Э. А. Культура - человек - философия: к проблеме интеграции и развития / Э. А. Баллер, Н. С. Злобин // Вопросы философии. - 1982. - № 1. - С. 33-51.
6. Баянова, Л. И. Формирование валеологической культуры младших
школьников: автореферат диссертации кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Л. И. Баянова; Казанский государственный педагогический
университет. - Казань, 2002. - 23 с.
7. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе / М. М. Безруких. - Москва: Эксмо, 2009. - 464 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва: Просвещение, 1968. - 464 с.
9. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье / И. И. Брехман. - Москва : Физкультура и спорт, 1990. - 208 с.
10. Вайнер, Э. Н. Валеология: учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. - Москва: Флинта: Наука, 2001. - 416 с.
11. Вельтищев, Ю. Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия
профилактики болезней: лекция № 1 / Ю. Е. Вельтищев. - Москва:
Московский научно-исследовательский институт педиатрии Минздрава Российской Федерации, 1994. - 67 с.
12. Винер, И. А. Программа дополнительного образования. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики / И. А. Винер, Н. М. Горбулина, О. Д. Цыганкова. - Москва: Просвещение, 2011. - 24 с.
13. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. Ч. 1.
- Москва: Вентана-Граф, 2018. - 96 с.
14. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. Ч. 1.
- Москва: Вентана-Граф, 2018. - 176 с.
15. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. Ч. 1. - Москва: Вентана-Граф, 2019. - 142 с.
16. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Программа / Н. Ф. Виноградова. - Москва: Вентана-Граф, 2015. - 192 с.
17. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 160 с.
...