Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Работа №95791

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Особенности психологического развития детей младшего
дошкольного возраста 7
1.2. Особенности речевого развития детей младшего
дошкольного возраста 11
1.3. Сущность понятия «звуковая культура речи» 15
1.4. Методы и приёмы формирования звуковой культуры речи
у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности 18
1.5. Анализ образовательных программ дошкольного
образования в аспекте формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности 23
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Диагностика сформированности звуковой культуры речи у
детей младшего возраста 32
2.2. Описание комплекса игр, направленного на формирование
звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63

Особенности становления и развития звуковой культуры речи у детей рассматривались разными учёными: физиологами (Н. И. Красногорский), психологами (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин), лингвистами (А. Н. Гвоздев). По их определению, изначально речь осваивается детьми в устном общении, а условием её возникновения у детей становится естественное общение с близкими взрослыми, речь которых - пример для подражания. Кроме того, говорится о необходимости чуткого руководства со стороны взрослых при формировании произносительной стороны речи детей.
Содержание работы по формированию звуковой культуры речи в детском саду изучено и разработано педагогами (М. М. Алексеева, М. М. Кольцова, А. И. Максаков, Е. И. Радина, О.И. Соловьёва, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, Г. А. Тумакова, О. С. Ушакова, М. Ф. Фомичёва и др.), выделяющими становление звуковой культуры речи как приоритетную задачу по речевому развитию.
Формирование звуковой культуры речи тесно связано с всесторонним, гармоничным развитием ребёнка, что подтверждают слова О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной о том, что «полноценное освоение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет пользоваться им в дальнейшем» [46, с. 5].
Овладение родным языком - очень значительное достижение дошкольника. Речь не даётся ребёнку от рождения, чтобы он заговорил, должно пойти время, а взрослым необходимо приложить немало усилий для развития своевременной и полноценной речи у ребёнка. На развитие речи влияет ближайшее окружение, в котором растёт и развивается ребёнок, характер общения со взрослыми, его индивидуальные особенности. К сожалению, всё чаще встречаются дети с нечётким произношением звуков родного языка. Возможно, это связано с тем, что из-за занятости на работе, у современных родителей не хватает времени полноценно общаться с детьми. В домашней обстановке взрослые обычно заняты своими важными делами, а дети просмотром мультфильмов или игрой на компьютере, что далеко не способствует речевому развитию, а наоборот тормозит его. Всё реже родители поют детям колыбельные песни, рассказывают сказки, читают книги, а уж тем более, обсуждают прочитанное.
Хочется отметить, что для современных детей теряют привлекательность фольклорные произведения и игры, образованные на их основе. Как пишет Н. Г. Куприна «дети очень восприимчивы к интонациям голоса, к его окраске, тембру. Голоса и звуки окружающего мира для детей не просто шумы, но краски, образы этого мира, выражение «души», сути вещей, возможного контакта с ними» [20, с. 17]. В период сензитивного усвоения языка, когда ребенок заменяет облегчающие и звукоподражательные слова правильной лексикой, начинает усваивать звуки родного языка, именно детский фольклор вводит детей в форме игры в мир взрослых с помощью потешек, колыбельных, пестушек, прибауток. Вслушиваясь в мелодичность, певучесть родного языка дети овладевают речью, приобщаются к красоте и самобытности слова, к традициям и культуре своего народа.
Как известно, одно из условий успешного обучения в школе - полноценное формирование всех сторон речи, в том числе и звуковой. С развитием речи связано общее интеллектуальное развитие, умение общаться с людьми, а значит и формирование личности в целом. Именно поэтому становление и развитие звуковой культуры речи, овладение детьми младшего дошкольного возраста звуками родного языка является центральным вопросом общей проблемы развития речи, а перед дошкольным образованием стоит задача создать эффективные условия для работы в данном направлении.
На актуальность проблемы формирования звуковой культуры речи указывает Закон об образовании РФ, где подчёркивается, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности...» [48, с. 30].
Значительность становления звуковой культуры речи дошкольников подтверждает и Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, где выделена область «Речевое развитие», одной из основных задач которой является «развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» [47, с. 30].
Таким образом, приведены аргументы, доказывающие важность воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста относительно науки, общества и личности. С учётом обозначенной проблемы была сформулирована тема исследования: «Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Объект исследования: процесс формирования звуковой культуры речи в младшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на
формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость
формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности, и разработать комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у младших дошкольников.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
2. Осуществить отбор методов и приёмов работы по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
3. Выявить критерии и показатели сформированности звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику и выявить уровень сформированности звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
5. Разработать и внедрить в образовательный процесс ДОУ комплекс игр направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
• методы теоретического анализа: анализ методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ дошкольного образования;
• частные эмпирические методы: опрос, педагогическое наблюдение за ходом процесса обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации; анализ продуктов учебной деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
База исследования: диагностическое исследование проходило на базе МБДОУ ПГО «Детский сад №43 общеразвивающего вида». В исследовании принимало участие 15 детей второй младшей группы «Почемучки».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование звуковой культуры речи тесно связано с всесторонним, гармоничным развитием ребёнка.
В представленной работе рассмотрена тема «Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности». Работа включает в себя две главы. В первой, теоретической главе были изучены особенности психологического и речевого развития детей младшего дошкольного возраста, рассмотрена сущность понятия «звуковая культура речи», выделены методы и приёмы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Также был проведён анализ образовательных программ «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и «Истоки» Л. А. Парамоновой, рассмотрены направления работы по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Вторая, практическая глава содержит описание проектировочной деятельности, в которой представлено проведение диагностики и включение в образовательный процесс комплекса игр по формированию качеств звуковой культуры речи у младших дошкольников.
Изучение и анализ методической литературы раскрыл сущность понятия звуковая культура речи, как определённую систему по развитию и совершенствованию всех качеств произносительной стороны речи: развитие моторики артикуляционного аппарата; речевого дыхания; слухового внимания; фонематического слуха; интонационной выразительности речи; формирование правильного звукопроизношения; умения контролировать силу голоса, темп речи. Совершенствование всех перечисленных качеств речи взаимосвязано и происходит постоянно, непрерывно, решая определённые задачи в каждом возрастном периоде развития дошкольника.
Сопоставление и сравнительный анализ программ «Детство» и «Истоки» дал возможность уточнить содержание работы в младшем дошкольном возрасте и показал, что обе программы представляют
52
аналогичные задачи, которые определяются особенностями возраста и нацелены на решение следующих задач: преодоление общей смягчённости произношения; воспитание правильной артикуляции и внятного произношения гласных звуков: [а], [у], [и], [о], [э]; уточнение и закрепление произношения согласных звуков [п], [п'], [б], [б'], [м], [м'], [т], [т'], [д], [д'], [н], [н'], [к], [к'], [г], [г'], [ф], [ф'], [в], [в'], свистящих звуков - [с], [с'], [з], [з'], [ц]; развитие у детей правильного речевого дыхания; слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата; подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных звуков [л], [л'], [р], [р']; интонационной выразительности речи.
Основная роль в программах отводится игре, как наиболее доступной и интересной деятельности для детей.
Изучение форм, методов и приёмов в работе с детьми показало, что наиболее продуктивной при организации игр и занятий с детьми младшего дошкольного возраста является фронтальная форма, способствующая повышению заинтересованности, возникновению взаимодействия друг с другом, стремления детей к успеху. Это снижает утомляемость детей, позволяет получить более высокие результаты. Для организации детей, активизации речи, внимания необходимо использовать словесные, практические, к которым относится игра, наглядные методы, а также различные приёмы, повышающие их эффективность. Ведущим методом выделяется игра, как наиболее интересная, увлекательная деятельность для детей. Поэтому в игре лучше всего дети усваивают те качества звуковой стороны речи, задача по развитию которых стоит перед воспитателем. Эффективность игры заключается ещё и в том, что она требует общения, что способствует активизации произносительной стороны речи, её совершенствованию. Таким образом, игра, как ведущая деятельность детей младшего дошкольного возраста становится продуктивным методом в формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
Для определения уровня сформированности качеств речи была проведена диагностика, которая показала, что произношение детей соответствует возрастным особенностям их физического и психического развития. На основании результатов диагностики подобран и применён на практике комплекс игр для преодоления особенностей звуковой стороны речи у детей. Комплекс игр был подобран в соответствии с образовательной программой «Детство» и календарно-тематическим планированием воспитателей. Наблюдение за детьми при проведении игр также показало, что речь детей четвёртого года жизни отличает смягчённость при произнесении звуков, замена одного звука другим, пропуск и перестановка звуков и слогов в словах, сокращение слов. Речь нечёткая, у многих не сформировано умение контролировать силу голоса, понижая или повышая голос по просьбе взрослого, отмечается ускоренный темп речи. Речь детей интонационно выразительна, но требуется работа по обогащению интонациями, выражающими удивление, вопрос, сочувствие, грусть, радость, заботу и т.д. Кроме того, наблюдение за поведением детей показало, что игровая деятельность способствует повышению заинтересованности детей, речевой активности, раскрепощает их, удовлетворяет потребность во взаимодействии друг с другом и со взрослым. В связи с этим, можно утверждать о возможности применения данного комплекса игр в работе с детьми при формировании звуковой культуры речи.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы: цель, поставленная в начале работы, достигнута, задачи решены, проблема формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности изучена подробно, обоснована необходимость применения игры, как практического метода для формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.


1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 20089. - 448 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -400 с.
3. Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г.; под ред. Л. И. Беляковой. - М.: Книголюб, 2004. - 56 с.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1991. - 206 с.
5. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, Мастера психологии, 2008. - 276 с.
6. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: 1981. - 256 с.
7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.
8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. Издательство: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
9. Гвоздев А. Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. М.: Издательство АПН РСФСР, 1948. - 121 с.
10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2012. [Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex.rU/view/0/zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_ vo_vtoroy_mladshey_gruppe_detskogo_sada_plany_zanyatiy (дата обращения: 3.01.2019).
11. Городилова В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. - Изд. 4-е. - Москва: Учпедгиз, 1961. - 120 с.
12. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.:
Мозаика-Синтез, 2015. - 128 с.
13. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
14. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: методическое пособие / Л. А. Ухина. - Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное», 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal. ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/07/16/diagnostika-rechevogo- razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.11.2017)
15. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Основы дошкольной педагогики: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. зав. М.: Просвещение, 1980. - 144 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ