Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Работа №94929

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 9
1.1. Компьютерная визуализация как современное средство
РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ 9
1.2. Принципы формирования и отбора визуального контента 18
1.3. Структурирование визуального контента по «Истории искусств» 35
Выводы по материалам главы 1 41
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ИСКУССТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО СПРАВОЧНИКА 43
2.1. Методика разработки интерактивного справочника 52
2.2. Методика использования интерактивного справочника в рамках
ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «История искусств» 55
2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
ЛИТЕРАТУРА 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 89

Актуальность исследования. Современный мир включает в себя огромное количество технологий, без которых уже достаточно сложно пред­ставить нашу жизнь. Каждый день мы получаем информацию через зритель­ное восприятие действительности. Через различные изображения в нашей го­лове выстраиваются образы объектов и после чего формируется целая систе­ма понятий, знаний и представлений о мире. Постоянно меняющаяся среда современности, бесконечно заменяющаяся изображениями, которые подго­товлены в виде образов нашим сознанием, представляет собой мультимедий­ную сферу, состоящую из звуковой информации, различного видеоряда, ани­мированной компьютерной графики и средств сети Интернет [31].
Благодаря новым средствам взаимодействия между людьми - социаль­ным сетям, человеческая коммуникация все больше переходит в стадию по­требления графической информации как продуктов. В связи с этим перед ху­дожественной деятельностью стоит задача соединить отошедшие друг от друга уровни реальности и обозначить рамки подлинного искусства, форми­ровавшегося многими веками, в огромном потоке графической информации, выраженной в самых различных визуальных форматах [17]. Язык современ­ного искусства использует одинаковые или близкие по своей форме приёмы и средства и в итоге оказывается гораздо более привлекательным для моло­дого поколения [56].
Необходимость в качественном отборе информации среди огромного пространства сети Интернет является важной частью в подготовке материала для дисциплины «История искусств». Однако, актуальность исследования подтверждается целями освоения дисциплины во многих рабочих програм­мах по предмету. Главным аспектом в преподавании истории искусств явля­ется наглядное представление информации, которое предполагает использо­вание средств информационных технологий.
Из вышеперечисленного следует, что существует необходимость в по­строении методики использования визуальных образов в совокупности с со­временными информационными технологиями.
Проведенный анализ позволяет выделить ряд противоречий:
• на научно-педагогическом уровне - между необходимостью реализации дидактического принципа наглядности и недостаточной развитостью со­временных средств компьютерной визуализации в преподавании истории искусств;
• на научно-методическом уровне - между дидактическими возможностями современных средств компьютерной визуализации в учебном процессе и недостаточно развитой методикой их применения.
Необходимость разрешения перечисленных противоречий обусловли­вает актуальность данного исследования, а также его проблему: каким обра­зом использовать современные средства компьютерной визуализации в учеб­ном процессе по «Истории искусств»? В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Методика применения компьютерной ви­зуализации в преподавании истории искусств»
Объект исследования: компьютерная визуализация в учебном процес­се.
Предмет исследования: методика применения компьютерной визуали­зации в преподавании истории искусств.
Цель исследования: разработать методику применения компьютерной визуализации для дисциплины «История искусств» и обосновать ее результа­тивность.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: реализация использования компьютерной визуализации в обуче­нии истории искусств будет возможна, если разработанная методика будет:
• основана на принципах отбора и создания содержания (науч­ность, качество, полнота, оптимальность, эргономичность, до­ступность, соответствие);
• содержать этапы формирования визуального контента;
• включать интерактивный справочник с определениями и класси­фикацией и наглядными примерами визуальных объектов;
• содержать предметно-ориентированные примеры визуальных объектов, структурированные по темам «Истории искусств».
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были сформули­рованы следующие задачи исследования:
1. Произвести анализ информационных источников по вопросам нагляд­ности, компьютерной визуализации, визуализации объектов и материал относящийся к использованию средств визуализации в преподавании, а также уточнить терминологический аппарат.
2. Изучить и описать принципы отбора и формирования объектов компь­ютерной визуализации.
3. Разработать и описать методику применения компьютерной визуализа­ции, включающую в себя принципы отбора и создания содержания, этапы формирования визуального контента и интерактивный справоч­ник.
4. Разработать несколько примеров с использованием средств визуализа­ции в соответствии с тематическим планированием дисциплины «Ис­тория искусств».
5. Провести опытно-поисковую работу по проверке результативности ис­пользования интерактивного справочника.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:
• по терминологическому аппарату (Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин);
• по исследованию наглядности и её функциях в обучении (А.П. Усольцев, Т.Н. Шамало, Ы. Балкыбекова, Н.К. Омаров, Г.А. Рысбаева, В.Ю. Давы­дова, А.В. Захарова-Соловьева, Д.Д. Жажева, Л.С. Соколова, А.Б. Соло- моник);
• по исследованию компьютерной визуализации и применении в образова­тельном процессе (И.В. Баландина, В.И. Авербух, О.П. Касымова);
• по исследованию визуальных коммуникаций и визуального контента (А.К. Чухланцева, Л.В. Сардак, Д. Вюббен, В.Э. Шевченко).
• по обработке результатов педагогического исследования (Б.Е. Стариченко [85]).
Методы исследования:
теоретические методы: анализ научных работ по проблеме исследова­ния; анализ осуществление поиска ресурсов сети Интернет, решающих про­блему исследования; анализ календарно-тематических планирований, рабо­чих программ, методических материалов; осуществление педагогического моделирования.
экспериментальные методы: проведение опроса преподавателей по ис­течении срока использования интерактивного справочника и анализ мнения экспертов.
Этапы проведения исследования: ознакомление экспертов с методи­кой применения компьютерной визуализации, включенной в интерактивный справочник; анализ экспертного мнения; определение результатов эксперт­ной оценки и составление вывода.
База исследования: Исследование проводилось на базе Уральского государственного педагогического университета.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и сде­ланных на их основе выводов обеспечивается экспертной оценкой, получен­ной после использования интерактивного справочника.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. В отличие от работы Гавриловой Т.А., Кудрявцева Д.В., Лещевой И.А., Павлова Я.Ю [20], в которой представлен метод классификации визуальных моделей на основе некоторого набора вопросов, в настоя­щем исследовании рассматривается возможность классифицировать ви­зуальные объекты исходя из их наглядных свойств и особенностей.
2. Разработана методика, применение которой обеспечивает форми­рование навыков использования принципов формирования и отбора ви­зуального контента, на основе которых осуществляется дальнейшее со­здание учебных материалов.
3. Приведены используемые решения для формирования визуально­го контента и примеры на базе тем дисциплины «История искусств».
4. Опытным путем подтверждена результативность применения предложенной методики, благодаря экспертному оцениванию компо­нентов разработанного интерактивного справочника и методики.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Определены понятия:
Компьютерная визуализация - это способ представления информации с использованием компьютерных технологий, включающих в себя комплекс различных средств, позволяющих быстро и легко визуализировать необхо­димый материал.
Визуальный контент - это совокупность визуальных объектов, которые обладают наглядностью, интерактивностью и способствуют простому запо­минанию сложных структур и систем.
2. Предложен интерактивный справочник, содержащий схему эта­пов, благодаря которой преподаватели смогут ознакомиться с опреде­лениями визуальных объектов, наглядными примерами и осуществлять рациональный поиск, а также создание качественного визуального кон­тента, используя средства компьютерной визуализации.
3. Выделены и обоснованы принципы отбора и формирования визу­ального контента, благодаря которым поиск и создания материала для преподавателя станет основой в подготовке к занятиям.
4. Обоснованы критерии результативности использования методики, использующиеся при анализе экспертных оценок.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теорети­ческие результаты доведены до уровня практического применения. Разрабо­таны:
• Интерактивный справочник, содержащий библиотеку всех определений визуальных объектов, принципы отбора и формирования визуального контента, схему этапов по использованию разработанного методического пособия, библиотеку с необходимой дополнительной литературой и об­ратную связь.
• Многочисленные примеры визуальных объектов, их различные виды классификаций.
• Методические рекомендации для преподавателей по созданию визуально­го контента используя средства компьютерной визуализации.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась на территории Уральского государственного педагогическо­го университета.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 90 стра­ницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 105 источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволя­ет заключить следующее:
1. Проведен анализ информационных источников по вопросам наглядно­сти, компьютерной визуализации, визуализации объектов и материал относящийся к использованию средств визуализации в преподавании дисциплины «История искусств», вместе с этим уточнен и терминоло­гический аппарат.
2. Изучены и описаны принципы отбора и формирования объектов ком­пьютерной визуализации для изучения «Истории искусств».
3. Разработана и описана методика применения компьютерной визуали­зации, включающую в себя принципы отбора и создания содержания, этапы формирования визуального контента и интерактивный справоч­ник.
4. Разработаны примеры с использованием средств визуализации в соот­ветствии с тематическим планированием дисциплины «История искус­ств».
5. Проведена опытно-поисковая работа по проверке результативности ис­пользования интерактивного справочника и разработанной методики экспертами.
Апробация результатов работы проводилась на территории Уральского государственного педагогического университета г. Екатеринбурга показала высокую оценку экспертов.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.


1. Siemens Product Lifecycle Management Software Inc. Анимация сборок / Siemens Product Lifecycle Management Software Inc., 2011. - URL: https://support.industrysoftware.automation.siemens.com/training/se/ru/ST4/pd f/spse01693-s-1040_en.pdf (дата обращения: 26.07.2019). - Текст: элек­тронный.
2. Абарихин, Н.П. Чертежи деталей и приборов / Н.П. Абарихин., Е.В. Бу­равлева., В.В. Гавшин. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2011. - 135 с. - Текст: непосредственный.
3. Авербух, В.Л. Компьютерная визуализация как самостоятельная дисци­плина / В.Л. Авербух // SCVRT’2011 Труды международных научных конференций «Ситуационные центры и информационно-аналитические системы класса 4i (SC-IAS4i-2011) и «Системы виртуального окружения для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений» (VRTerro2011). - Москва-Протвино: Институт фи­зико-технической информатики., 2011. - С. 140-145. - Текст: непосред­ственный.
4. Аверкин, А.Н. Формирование и визуализация 3D-изображений микро­объектов по серии видеокадров, изменяемой фокусировкой. / А.Н. Авер­кин., А.С. Потапов., А.С. Рожков // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. - 2011. - №6. - С. 12-17. - Текст: непосредственный.
5. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Азимов Э.Г., Щукин А.Н. - М.: Издатель­ство ИКАР, 2009. - 448 с. - Текст: непосредственный.
6. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм: пер. с англ. В.Н. Самохина. - М.: Архитектура-С, 1974. - 392 с. - Текст: непо­средственный.
7. Архитектурная визуализация различных объектов // Planvsem.ru: [сайт]. - URL: https: //planvsem.ru/grado stroitel stvo/arhitekturnaya-vizualizaciya.htm (дата обращения: 26.07.2019). - Текст: электронный.
8. Ахмедов, Б.Н. Построение цифровых трехмерных моделей геопростран­ства / Б.Н. Ахмедов // Инженерная графика и трехмерное моделирование. Молодежная научно-практическая конференция: сб. научных докладов / - Новосибирск: СГУГиТ, 2017. - С. 9-13. - Текст: непосредственный.
9. Байыр-оол, А.В. Создание плана внутрихозяйственного землеустройства в среде AutoCAD / А.В. Байыр-оол // Инженерная графика и трехмерное моделирование. Молодежная научно-практическая конференция: сб. научных докладов / - Новосибирск: СГУГиТ, 2017. - С. 13-16. - Текст: непосредственный.
10. Баландина, И.В. Компьютерная визуализация как развитие дидактическо­го принципа наглядности / И.В. Баландина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - №12. - С. 9­13. - Текст: непосредственный.
11. Балкыбекова, Ы. Роль и место наглядности в обучении / Ы. Балкыбекова., Н.К. Омаров., Г.А. Рысбаева // Педагогическое образование в России. - 2016. - №4. - С. 55-56. - Текст: непосредственный.
12. Банько, В.Г. Здания и сооружения туристских комплексов: Учебное по­собие. 2-е изд., Перераб. и доп. / В.Г. Банько. - К.: Дакор, 2008. - 328 с. - Текст: непосредственный.
13. Беленкова, И.В. Визуализация информации средствами сетевых сервисов / И.В. Беленкова // Наука и перспективы. - 2015. - №4. - С. 42-47. - Текст: непосредственный.
14. Бондарев, Э.С. Имитационное моделирование в программе SolidWorks / Э.С. Бондарев // Инженерная графика и трехмерное моделирование. Мо­лодежная научно-практическая конференция: сб. научных докладов / - Новосибирск: СГУГиТ, 2017. - С. 17-21. - Текст: непосредственный.
15. Брыкова, О.В., Смирнова З.Ю., Ээльмаа Ю.В. Рекомендации по оформ­лению и представлению презентации / О.В. Брыкова., З.Ю. Смирнова., Ю.В. Ээльмаа. - СПб.: Государственное образовательное учреждение до­полнительного образовательного учреждения центр повышения квалифи­кации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки ка­чества и информационных технологий», 2008. - 36 с. - Текст: непосред­ственный...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ