ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 9
1.1. Компьютерная визуализация как современное средство
РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ 9
1.2. Принципы формирования и отбора визуального контента 18
1.3. Структурирование визуального контента по «Истории искусств» 35
Выводы по материалам главы 1 41
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ИСКУССТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО СПРАВОЧНИКА 43
2.1. Методика разработки интерактивного справочника 52
2.2. Методика использования интерактивного справочника в рамках
ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «История искусств» 55
2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
ЛИТЕРАТУРА 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Актуальность исследования. Современный мир включает в себя огромное количество технологий, без которых уже достаточно сложно представить нашу жизнь. Каждый день мы получаем информацию через зрительное восприятие действительности. Через различные изображения в нашей голове выстраиваются образы объектов и после чего формируется целая система понятий, знаний и представлений о мире. Постоянно меняющаяся среда современности, бесконечно заменяющаяся изображениями, которые подготовлены в виде образов нашим сознанием, представляет собой мультимедийную сферу, состоящую из звуковой информации, различного видеоряда, анимированной компьютерной графики и средств сети Интернет [31].
Благодаря новым средствам взаимодействия между людьми - социальным сетям, человеческая коммуникация все больше переходит в стадию потребления графической информации как продуктов. В связи с этим перед художественной деятельностью стоит задача соединить отошедшие друг от друга уровни реальности и обозначить рамки подлинного искусства, формировавшегося многими веками, в огромном потоке графической информации, выраженной в самых различных визуальных форматах [17]. Язык современного искусства использует одинаковые или близкие по своей форме приёмы и средства и в итоге оказывается гораздо более привлекательным для молодого поколения [56].
Необходимость в качественном отборе информации среди огромного пространства сети Интернет является важной частью в подготовке материала для дисциплины «История искусств». Однако, актуальность исследования подтверждается целями освоения дисциплины во многих рабочих программах по предмету. Главным аспектом в преподавании истории искусств является наглядное представление информации, которое предполагает использование средств информационных технологий.
Из вышеперечисленного следует, что существует необходимость в построении методики использования визуальных образов в совокупности с современными информационными технологиями.
Проведенный анализ позволяет выделить ряд противоречий:
• на научно-педагогическом уровне - между необходимостью реализации дидактического принципа наглядности и недостаточной развитостью современных средств компьютерной визуализации в преподавании истории искусств;
• на научно-методическом уровне - между дидактическими возможностями современных средств компьютерной визуализации в учебном процессе и недостаточно развитой методикой их применения.
Необходимость разрешения перечисленных противоречий обусловливает актуальность данного исследования, а также его проблему: каким образом использовать современные средства компьютерной визуализации в учебном процессе по «Истории искусств»? В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Методика применения компьютерной визуализации в преподавании истории искусств»
Объект исследования: компьютерная визуализация в учебном процессе.
Предмет исследования: методика применения компьютерной визуализации в преподавании истории искусств.
Цель исследования: разработать методику применения компьютерной визуализации для дисциплины «История искусств» и обосновать ее результативность.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: реализация использования компьютерной визуализации в обучении истории искусств будет возможна, если разработанная методика будет:
• основана на принципах отбора и создания содержания (научность, качество, полнота, оптимальность, эргономичность, доступность, соответствие);
• содержать этапы формирования визуального контента;
• включать интерактивный справочник с определениями и классификацией и наглядными примерами визуальных объектов;
• содержать предметно-ориентированные примеры визуальных объектов, структурированные по темам «Истории искусств».
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Произвести анализ информационных источников по вопросам наглядности, компьютерной визуализации, визуализации объектов и материал относящийся к использованию средств визуализации в преподавании, а также уточнить терминологический аппарат.
2. Изучить и описать принципы отбора и формирования объектов компьютерной визуализации.
3. Разработать и описать методику применения компьютерной визуализации, включающую в себя принципы отбора и создания содержания, этапы формирования визуального контента и интерактивный справочник.
4. Разработать несколько примеров с использованием средств визуализации в соответствии с тематическим планированием дисциплины «История искусств».
5. Провести опытно-поисковую работу по проверке результативности использования интерактивного справочника.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:
• по терминологическому аппарату (Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин);
• по исследованию наглядности и её функциях в обучении (А.П. Усольцев, Т.Н. Шамало, Ы. Балкыбекова, Н.К. Омаров, Г.А. Рысбаева, В.Ю. Давыдова, А.В. Захарова-Соловьева, Д.Д. Жажева, Л.С. Соколова, А.Б. Соло- моник);
• по исследованию компьютерной визуализации и применении в образовательном процессе (И.В. Баландина, В.И. Авербух, О.П. Касымова);
• по исследованию визуальных коммуникаций и визуального контента (А.К. Чухланцева, Л.В. Сардак, Д. Вюббен, В.Э. Шевченко).
• по обработке результатов педагогического исследования (Б.Е. Стариченко [85]).
Методы исследования:
теоретические методы: анализ научных работ по проблеме исследования; анализ осуществление поиска ресурсов сети Интернет, решающих проблему исследования; анализ календарно-тематических планирований, рабочих программ, методических материалов; осуществление педагогического моделирования.
экспериментальные методы: проведение опроса преподавателей по истечении срока использования интерактивного справочника и анализ мнения экспертов.
Этапы проведения исследования: ознакомление экспертов с методикой применения компьютерной визуализации, включенной в интерактивный справочник; анализ экспертного мнения; определение результатов экспертной оценки и составление вывода.
База исследования: Исследование проводилось на базе Уральского государственного педагогического университета.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается экспертной оценкой, полученной после использования интерактивного справочника.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. В отличие от работы Гавриловой Т.А., Кудрявцева Д.В., Лещевой И.А., Павлова Я.Ю [20], в которой представлен метод классификации визуальных моделей на основе некоторого набора вопросов, в настоящем исследовании рассматривается возможность классифицировать визуальные объекты исходя из их наглядных свойств и особенностей.
2. Разработана методика, применение которой обеспечивает формирование навыков использования принципов формирования и отбора визуального контента, на основе которых осуществляется дальнейшее создание учебных материалов.
3. Приведены используемые решения для формирования визуального контента и примеры на базе тем дисциплины «История искусств».
4. Опытным путем подтверждена результативность применения предложенной методики, благодаря экспертному оцениванию компонентов разработанного интерактивного справочника и методики.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Определены понятия:
Компьютерная визуализация - это способ представления информации с использованием компьютерных технологий, включающих в себя комплекс различных средств, позволяющих быстро и легко визуализировать необходимый материал.
Визуальный контент - это совокупность визуальных объектов, которые обладают наглядностью, интерактивностью и способствуют простому запоминанию сложных структур и систем.
2. Предложен интерактивный справочник, содержащий схему этапов, благодаря которой преподаватели смогут ознакомиться с определениями визуальных объектов, наглядными примерами и осуществлять рациональный поиск, а также создание качественного визуального контента, используя средства компьютерной визуализации.
3. Выделены и обоснованы принципы отбора и формирования визуального контента, благодаря которым поиск и создания материала для преподавателя станет основой в подготовке к занятиям.
4. Обоснованы критерии результативности использования методики, использующиеся при анализе экспертных оценок.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические результаты доведены до уровня практического применения. Разработаны:
• Интерактивный справочник, содержащий библиотеку всех определений визуальных объектов, принципы отбора и формирования визуального контента, схему этапов по использованию разработанного методического пособия, библиотеку с необходимой дополнительной литературой и обратную связь.
• Многочисленные примеры визуальных объектов, их различные виды классификаций.
• Методические рекомендации для преподавателей по созданию визуального контента используя средства компьютерной визуализации.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась на территории Уральского государственного педагогического университета.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 90 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 105 источников, приложений.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1. Проведен анализ информационных источников по вопросам наглядности, компьютерной визуализации, визуализации объектов и материал относящийся к использованию средств визуализации в преподавании дисциплины «История искусств», вместе с этим уточнен и терминологический аппарат.
2. Изучены и описаны принципы отбора и формирования объектов компьютерной визуализации для изучения «Истории искусств».
3. Разработана и описана методика применения компьютерной визуализации, включающую в себя принципы отбора и создания содержания, этапы формирования визуального контента и интерактивный справочник.
4. Разработаны примеры с использованием средств визуализации в соответствии с тематическим планированием дисциплины «История искусств».
5. Проведена опытно-поисковая работа по проверке результативности использования интерактивного справочника и разработанной методики экспертами.
Апробация результатов работы проводилась на территории Уральского государственного педагогического университета г. Екатеринбурга показала высокую оценку экспертов.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.