ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.1. Понятие о чувстве ритма и музыкально-ритмических
способностях 10
1.2. Историко-педагогические аспекты становления музыкальноритмического развития ребенка 17
1.3. Особенности общего и музыкального развития младших
дошкольников 23
1.4. Характеристика педагогической технологии развития
музыкально-ритмических способностей у младших дошкольников 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Условия, организация, диагностический аппарат опытнопоисковой работы 40
2.2. Реализация педагогической технологии развития музыкальноритмических способностей у младших дошкольников 40
2.3. Динамика развития музыкально-ритмических способностей у
младших дошкольников 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Музыкальное развитие детей влияет на их творческий и интеллектуальный потенциал. И чем раньше ребенка начать приобщать к музыкальной деятельности, тем гармоничнее будет проходить его развитие в целом. Но чтобы музыка влияла на ребенка, необходимо научить его воспринимать музыку, уметь слышать и чувствовать в ней содержание, несущее какой-либо смысл, чувства, образы и мысли.
Музыка и музыкальное развитие воздействуют на всестороннее и полноценное развитие ребенка. Исследования многих педагогов в области музыкальной педагоги указывают на то, что развитие музыкальных способностей необходимо начинать в дошкольном возрасте. Оно способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, направлено на совершенствование основ его музыкальности и оказывает благоприятное влияние на общее развитие ребенка.
Именно в дошкольном возрасте дети проявляют неподдельный интерес к музыкальному искусству и с легкостью могут быть вовлечены в музыкальную деятельность, которая учит воспринимать содержание музыки, развивать к ней интерес, пробуждать потребности постоянно общаться с музыкой и активно выражать себя. При непосредственном участии в музыкальной деятельности у детей развиваются разного вида музыкальные способности, одними из которых являются музыкально-ритмические способности. Исследователи отмечают, что ритм является первоначальным музыкальным представлением ребенка, которое он способен воспроизводить.
Теоретическое обоснование сущности музыкально-ритмического чувства в контексте музыкальности и музыкальных способностей представлено в концепции Б. М. Теплова. В работах Д. К. Кирнарской нашли осмысление различные аспекты соотношения ритма и движения, вопросы переживания и осмысления музыкального ритма. Д. К. Кирнарская подчеркивала наличие большого количества работ, посвященных исследованию чувства музыкального ритма, однако обращала внимание на то, что применительно к онтогенезу данные вопросы рассматривались лишь небольшим числом специалистов (Н. А. Ветлугиной, Г. А. Ильиной, М. А. Румер, К. В. Тарасовой).
Концепции музыкально-ритмического воспитания последовательно разрабатывались зарубежными (Э. Жак-Далькроз, К. Орф, Ф. Дельсарт, Ж. Демени, А. Дункан и др.) и отечественными (Н. Г. Александрова, Л. Н. Алексеева и др.) педагогами. Разработкой вопросов музыкальноритмического воспитания младших дошкольников занимались А. И. Буренина, Н. А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе, А. Н. Зимина, И. м. Каплунова, Г. В. Курило, А. Луговская, И. А. Новоскольцева, К. В. Тарасова и др. Тем не менее, вопросы развития музыкально-ритмических
способностей у младших дошкольников, с учетом особенностей их возрастного и музыкального развития, в теоретическом плане остаются недостаточно разработанными.
На протяжении долгого времени как зарубежные, так и отечественные исследователи, в рамках предложенных ими методических систем, разрабатывали упражнения, направленные на развитие музыкально-ритмических способностей детей. Но, при всем многообразии предложенных упражнений, среди них мало тех, которые были бы направлены на детей младшего дошкольного возраста. К тому же, информация о них остается рассредоточенной и нуждается в систематизации.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [44] указано, что в условиях дошкольного образования развитие детей должно быть разносторонним, при этом необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Программы должны быть направлены на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, и на развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка.
Анализируя данные требования, мы приходим к выводу о том, что развитие музыкально-ритмических способностей находит в них свое естественное место. Однако, при реализации в музыкальном образовании младших дошкольников направления, связанного с развитием у них музыкально-ритмических способностей, педагог встречается с рядом проблем: подвижность терминологии; наличие большого количества теоретических и практико-ориентированных работ, недостаточно систематизированных применительно к условиям дошкольного музыкального образования; недостаточное количество работ, структурированных непосредственно с требованиями ФГОС. Помимо сказанного, каждый педагог должен планировать музыкально-образовательный процесс, учитывая особенности контингента детей, в том числе для младшего дошкольного возраста...
В процессе работы над темой исследования и реализации поставленных в исследовании задач мы пришли к следующим выводам.
Изучив опыт отечественных и зарубежных исследователей, которые занимались разработкой вопросов о природе чувства ритма (или музыкально - ритмического чувства), мы пришли к выводу о том, что все они указывают на тесную связь музыкального ритма с телесной моторикой человека. Ученые отмечают, что ритм нужно научиться ощущать и выражать в движениях эмоциональную составляющую. Чувство ритма (музыкально-ритмическое чувство) рассматривается исследователями в контексте понятия о музыкальных способностях и музыкальности. Исходя из этого, нами предложено содержание понятия музыкально-ритмических способностей как индивидуально-психологических особенностей, позволяющих чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Младший дошкольный возраст в педагогике и психологии считается важнейшим периодом в развитии дошкольника: именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром. Характерные особенности проявлений ребенка в данный период нашли отражение в понятии «кризис трех лет», свидетельствующий о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен, ребенку должна быть предоставлена большая самостоятельность, а его деятельность должна быть обогащена новым содержанием. Ребенок младшего дошкольного возраста способен различать характер музыки, простейшие музыкальные образы, у детей формируется музыкальное восприятие. Ритм - это первое музыкальное представление ребенка, которое он способен воспроизводить. В младшем дошкольном возрасте дети проявляют желание организовать собственную жизнедеятельность в определенном ритме путем рифмования слов,
ритмичного проговаривания-пропевания фраз, двигательной импровизации под музыку. Младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для музыкальной деятельности, во время которой закладываются основы музыкально-ритмических способностей.
В зарубежной и отечественной педагогике музыкального образования последовательно складывались традиции музыкально-ритмического воспитания и развития детей, которые могут быть рассмотрены в контексте развития музыкально-ритмических способностей. Теоретические положения и результативные методические предложения были положены нами в основу разработки педагогической технологии развития музыкально-ритмических способностей у младших дошкольников на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Разработанная педагогическая технология основана на комплексе подходов (индивидуальный, дифференцированный, здоровьесберегающий, полихудожественный); предполагает развитие музыкально-ритмических способностей в следующей последовательности: от восприятия и воспроизведения пульса (метра) и несложных ритмических рисунков к соблюдению метроритмической организации при раскрытии художественного образа музыкального произведения в различных видах музыкальной деятельности. Технология включает: алгоритм действий, реализующийся на каждом занятии (1 -
организация восприятия пульса (метра) и несложных ритмических рисунков; 2 - организация воспроизведения пульса (метра) и несложных ритмических рисунков; 3 - организация воспроизведения метроритмики при раскрытии художественного образа музыкального произведения); элементы логоритмики и театрализации; комплекс упражнений для различных видов музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, пляска, игра, игра на музыкальных инструментах).
Для выявления уровня развития музыкально-ритмических способностей у младших дошкольников нами был разработан диагностический инструментарий. Были определены критерии развитости музыкально-ритмических способностей: способность определять
метроритмическую организацию музыкального произведения (показатели: 1) умение определять метр (пульс) музыкального произведения, 2) умение определять ритмический рисунок музыкального произведения) и способность воспроизводить метроритмическую организацию музыкального произведения при воплощении художественного образа (показатели: умение воспроизводить метроритмическую организацию музыкального
произведения при перевоплощении в различных персонажей в одном музыкальном произведении; 2) умение воспроизводить метроритмическую организацию музыкальных произведений в различных видах музыкальной деятельности). Для каждого показателя были разработаны диагностические задания и определены характеристики трех уровней развитости музыкальных способностей, проявляющихся при их выполнении: высокого, среднего, низкого.
Опытно-поисковая работа, которая проходила в естественных условиях воспитания и обучения на базе МБДОУ «Детский сад № 497» г.
Екатеринбург, показала, что созданная нами педагогическая технология развития музыкально-ритмических способностей у младших дошкольников оказалась эффективной. В исследовании принимала участие вторая младшая группа № 10, включающая 31 человека: 15 мальчиков и 16 девочек. По итогам реализации нашей педагогической технологии мы увидели, что у каждого ребенка произошло развитие музыкально-ритмических способностей по всем критериям: они стали лучше воспринимать метроритм музыкального произведения, воспроизводить его в разных музыкальных видах деятельности и воплощать разные художественные образы. Итоговое диагностирование развития музыкально-ритмических способностей выявило высокий уровень у девяти обучающихся, средний уровень у двадцати двух детей и ни одного на низком. Наибольшее продвижение у обучающихся наблюдается в восприятии метра музыкального произведения, чего нельзя сказать о ритмической составляющей.
Проанализировав результаты опытно-поисковой работы по развитию музыкально-ритмических способностей младших дошкольников, мы пришли к выводу, что дальнейшая работа еще покажет свои результаты, если педагог будет учитывать специфику младшего дошкольного возраста, особенности их музыкального и общего развития, ведущую деятельность дошкольников и возможности реализации поставленных задач.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в ходе опытно-поисковой работы, поставленные в исследовании задачи выполнены, а цель достигнута.
1. Александрова Н.Г. О ритмическом воспитании. М. : Муз. отдел НКП, 1920. 7 с.
2. Алексеева Л.Н. Мысли о женской гимнастике. М., 1955. 65 с.
3. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб. : Детство-Пресс, 2004. 244 с.
4. Безбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие для студентов. - М.: Флинта, 2013. - 254 с.
5. Буренина А.И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). 2-е изд., испр. и доп. СПб. : ЛОИРО, 2000. 220 с.
6. Бутенко Н.В. Полихудожественный подход в художественноэстетическом развитии детей дошкольного возраста. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2012. С. 29-38
7. Вашкевич Н.Л. Эмиль Жак-Далькроз и его метод (система) музыкального воспитания. Ритмическая гимнастика Эмиля Жак- Далькроза - метод. пособие Твер. обл. учеб.-метод. центр учебных заведений культуры и искусства, Твер. муз. училище имени М. П. Мусоргского. Тверь, 2010. 32 с.
8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1968. 416 с.
9. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М. : Просвещение, 1983. 255 с.
10. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М. : ВЛАДОС, 2002. 272 с.
11. Выготский Л.С. Психология. М. : Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
12. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. М. : Педагогика, 1984. 433 с.
13. Гаврищева Л.Б., Нищева Н.В. Новые логопедические распевки,
музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD: Учебнометодическое пособие для педагогов ДОУ. СПб. : ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. 48 с.
14. Готсдинер А.Л. «Музыкальная психология» М. : «NB Магистр», 1993. 193 с.
15. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология. М. : Просвещение, 1979. 288 с...