ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 11
1.1. Анализ методов контроля качества знаний 11
1.2. Дидактические основы использования интеллект-карт в учебном
ПРОЦЕССЕ 21
1.3. Обзор сервисов по созданию электронных интеллект-карт и
обоснование выбора 33
1.4. Квалиметрическая модель оценки качества знаний студентов с
помощью электронных интеллект-карт 40
Выводы по материалам главы 1 46
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ 47
2.1. Алгоритм оценивания качества знаний студентов по электронной
интеллект-карте 47
2.2. Методика использования электронных интеллект-карт для
контроля качества знаний 51
2.3. Организация и результаты опытно-поисковой работы 62
ВЫВОДЫ 70
ЛИТЕРАТУРА 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Организация учебного процесса в высшей школе в последнее время претерпевает большие изменения, связанные с повышением доли часов отданных на самостоятельную работу обучающихся от общей трудоемкости учебной дисциплины. Для большинства дисциплин это соотношение составляет 1:1 - 2:1 на очной форме обучения и 6:1 - 9:1 на заочной форме обучения. Одной из основных форм организации учебного процесса становится самостоятельная работа студентов.
В ходе самостоятельной работы обучающийся:
• осваивает учебный материал;
• закрепляет знания;
• учится применять приобретенные умения для решения поставленных задач.
В связи с этим проблема формирования знаний студентов как единой системы выступает на первый план.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» предъявляет требования к результатам освоения образовательной программы - формирования у выпускника комплекса универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [80].
В том числе:
УК-1 - Системное и критическое мышление - способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-6 - Самоорганизация и саморазвитие - способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.
Комплекс профессиональных компетенций формируется на основе Профессионального стандарта Педагога, который предполагает наличие следующих профессиональных функций:
• владение формами и методами обучения, объективного оценивания знаний обучающихся;
• умения разрабатывать (осваивать) и применять современные психологопедагогические технологии, использовать и апробировать специальные подходы к обучению [64].
В результате всего вышесказанного важными составляющими в профессиональной готовности будущего учителя становятся умения работать самостоятельно, добывать знания из разных источников продуктивными методами, направленными на формирование системных, целостных и полных знаний, применяя современные средства структурирования учебной информации [23]. Недостаточная сформированность таких умений у студентов влияет на качество их знаний. Поэтому важными задачами являются:
• обучение студентов целенаправленной работе по обобщению и систематизации информации, применению средств структурирования учебного материала, в том числе и современных информационных технологий.
• контроль качества знаний.
Контроль качества знаний является одним из основных элементов оценки качества образования. От верной постановки проверки качества знаний зависит успех процесса обучения. По мнению Челышковой М.Б., современная система контроля знаний должна отвечать ряду требований:
• интеграции качественной и количественной оценки;
• возможности оценивать системность знаний;
• непрерывности оценки в процессе изучения учебного материала [82].
Результатом такого оценивания должна быть комплексная количественно-качественная многомерная (многоаспектная) характеристика знаний, включающая теоретический и практический компонент, в том числе и системность - понимание целостной структуры знаний о характеристиках изучаемых объектов и взаимосвязи их элементов. На сегодняшний день существует множество разнообразных методов контроля знаний, но до сих пор идет поиск способа проверки качества знаний, который позволяет оценить характеристики знаний как системы: структурность, полноту и целостность.
Вместе с тем, в педагогической теории и практике известен и достаточно широко применяется метод, обеспечивающий визуализацию структуры учебного материала - метод интеллект-карт (ИК). Имеется немало работ, в которых описывается использование интеллект-карт для оптимизации представления и запоминания учебного материала.
В связи с этим становится целесообразным применить метод ИК в качестве средства контроля знаний. При этом для создания интеллект-карт целесообразно использовать электронные сервисы, позволяющие легко тиражировать и распространять карты, включать в них комментарии, графические элементы, ссылки на внешние и внутренние объекты.
Анализ научной, методической и учебной литературы позволил выявить следующие противоречия:
• на научно-педагогическом уровне - между необходимостью контроля качества знаний студентов, которое рассматривается как комплексная характеристика, отражающая различные стороны освоения учебного материала обучаемым, и недостаточностью теоретических оснований использования для этих целей электронных интеллект-карт;
• на научно-методическом уровне - между возможностью использования электронных интеллект-карт для контроля структурной составляющей качества знаний обучаемого и построения комплексной оценки качества знаний и отсутствием соответствующей методики.
Необходимость разрешения перечисленных противоречий обусловливает актуальность данного исследования, а также его проблему: каким образом можно использовать метод электронных интеллект-карт для комплексного оценивания качества знаний студентов. В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Методика использовании электронных интеллект-карт для контроля качества знаний студентов».
Объект исследования: процесс контроля качества знаний студентов.
Предмет исследования: методика использования электронных интеллект-карт для построения комплексной оценки качества знаний студентов.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику использования электронных интеллект-карт для комплексного контроля качества знаний студентов...
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1) Результаты анализа научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования доказывают актуальность построения методики использовании электронных ИК для контроля качества знаний, позволяют уточнить терминологический аппарат, определить понятие «качество знаний», выявить формы, методы и подходы к описанию контроля качества знаний.
2) Анализ литературы по теме исследования позволил выявить технологические и дидактические основы использования электронных ИК в учебном процессе, на основании выделенных требований определить и обоснован выбор электронных сервисов по созданию ИК: MindMeister, Mindomo, Coggle.
3) Разработанная квалиметрическая модель контроля качества знаний позволяет комплексно использовать тестирование, метод контент-анализа и метод ИК для оценки усвоения теоретического, практического компонентов и структурной составляющей качества знаний, которая устанавливается на основе анализа контрольных интеллект-карт по алгоритму, построенному на теории древовидных графов.
4) Использование разработанной методики дает возможность применения электронных ИК для контроля и оценки структурной составляющей качества знаний студентов и последующего построения его комплексной оценки.
5) Проведенная опытно-поисковая работа показала возможность и целесообразность использования электронных ИК для оценки структурной составляющей качества знаний и последующей его комплексной оценки. Разработанная методика обеспечила успешное освоение дисциплины.
Таким образом, следует считать, что гипотеза подтверждена, задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
1. Абраменко, О.В. Интеллект-карты как средство визуализации в обучении русской грамматике иностранных студентов начального этапа обучения / О.В. Абраменко, С.Э. Надха // Наука и Школа, 2017. - №6. - С. 100-106. - Текст: непосредственный.
2. Азгальдов, Г.Г. О квалиметрии. / Г.Г. Азгальдов, Э.П. Райхман / Под. ред. А.В. Гли- чева - М.: Издательство стандартов, 1973. - 172 с. - Текст: непосредственный.
3. Асауленко, Е.В. Тестирование знаний учащихся на основе машинного анализа ментальных карт / Е.В. Асауленко // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2013. - № 4 (26). [сайт] URL: http://cyberleninka.ru/ arti- cle/n/testirovanie-znaniy-uchaschihsya-na-osnove-mashinnogo-analiza- mentalnyh-kart (дата обращения: 10.10.2019). - Текст: электронный.
4. Баум, В.В. Система зачетных единиц (кредитов) как один из инструментов признания квалификаций: учеб. пособие. / В.В. Баум, В.Н. Чистохвалов,
B. М. Филиппов. - М.: РУДН, 2008. - 166 с. - Текст: непосредственный.
5. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)./ В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 2000. - 937 стр. - Текст: непосредственный.
6. Бершадская, Е.А. Технология обучения взрослых на основе метода интеллект-карт / Е.А. Бершадская // Педагогический опыт: теория, методика, практика, 2015. - Т.2. - №3(4). - С. 216-223. - Текст: непосредственный.
7. Бершадский, М.Е. Теоретико-практические аспекты работы с картами ин- теллект-понятий / М.Е. Бершадский // Народное образован, 2012. - №6. -
C. 203-212. - Текст: непосредственный.
8. Бершадский, М.Е. Представление знаний учащихся в виде фреймов на основе метода интеллект-карт / М.Е. Бершадский, Е.А. Бершадская // Профильная школа, 2015. - Т.3. - №5. - С. 49-63. - Текст: непосредственный.
9. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В.П. Беспалько - М.: Педагогика, 1989. - 192 с. - Текст: непосредственный.
10. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. / Ред.-сост. С. Медведев, К. Пурсиайнен. - М.: РЕЦЭП, 2005. - 199 с. - Текст: непосредственный.
11. Бьюзен, Т. Научите себя думать. / Т. Бьюзен / Пер. с. англ. Ю.И. Гера- симчик. - Минск: Поппури, 2014. - 224 с. - Текст: непосредственный.
12. Бьюзен, Т. Супермышление. 4 изд./ Т. Бьюзен, Б. Бьюзен - Мн.: Попурри, 2007. - С. 54-55. - Текст: непосредственный.
13. Ваджибов, М.Д. Современные технологии обучения риторике дагестанской студенческой аудитории / М.Д. Ваджибов // Наука. Мысль, 2015. - Т.5. - №11. - С. 25-29. - Текст: непосредственный.
14. Ван, Юй. Концепция развивающего обучения как основа применения активных методов обучения дошкольников в России и Китае / Юй Ван // Наука и Школа, 2016 г. - № 2. - С. 84-90. - Текст: непосредственный.
15. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход./ А.А. Вербицкий - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с. - Текст: непосредственный...