Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Работа №94926

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 11
1.1. Анализ методов контроля качества знаний 11
1.2. Дидактические основы использования интеллект-карт в учебном
ПРОЦЕССЕ 21
1.3. Обзор сервисов по созданию электронных интеллект-карт и
обоснование выбора 33
1.4. Квалиметрическая модель оценки качества знаний студентов с
помощью электронных интеллект-карт 40
Выводы по материалам главы 1 46
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ 47
2.1. Алгоритм оценивания качества знаний студентов по электронной
интеллект-карте 47
2.2. Методика использования электронных интеллект-карт для
контроля качества знаний 51
2.3. Организация и результаты опытно-поисковой работы 62
ВЫВОДЫ 70
ЛИТЕРАТУРА 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 82

Организация учебного процесса в высшей школе в последнее время претерпевает большие изменения, связанные с повышением доли часов от­данных на самостоятельную работу обучающихся от общей трудоемкости учебной дисциплины. Для большинства дисциплин это соотношение состав­ляет 1:1 - 2:1 на очной форме обучения и 6:1 - 9:1 на заочной форме обуче­ния. Одной из основных форм организации учебного процесса становится самостоятельная работа студентов.
В ходе самостоятельной работы обучающийся:
• осваивает учебный материал;
• закрепляет знания;
• учится применять приобретенные умения для решения поставленных задач.
В связи с этим проблема формирования знаний студентов как единой системы выступает на первый план.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего об­разования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогиче­ское образование» предъявляет требования к результатам освоения образова­тельной программы - формирования у выпускника комплекса универсаль­ных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [80].
В том числе:
УК-1 - Системное и критическое мышление - способность осуществ­лять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-6 - Самоорганизация и саморазвитие - способность управлять сво­им временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на ос­нове принципов образования в течение всей жизни.
Комплекс профессиональных компетенций формируется на основе Профессионального стандарта Педагога, который предполагает наличие сле­дующих профессиональных функций:
• владение формами и методами обучения, объективного оценивания знаний обучающихся;
• умения разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого­педагогические технологии, использовать и апробировать специальные подходы к обучению [64].
В результате всего вышесказанного важными составляющими в про­фессиональной готовности будущего учителя становятся умения работать самостоятельно, добывать знания из разных источников продуктивными ме­тодами, направленными на формирование системных, целостных и полных знаний, применяя современные средства структурирования учебной инфор­мации [23]. Недостаточная сформированность таких умений у студентов вли­яет на качество их знаний. Поэтому важными задачами являются:
• обучение студентов целенаправленной работе по обобщению и систематизации информации, применению средств структурирования учебного материала, в том числе и современных информационных технологий.
• контроль качества знаний.
Контроль качества знаний является одним из основных элементов оценки качества образования. От верной постановки проверки качества зна­ний зависит успех процесса обучения. По мнению Челышковой М.Б., совре­менная система контроля знаний должна отвечать ряду требований:
• интеграции качественной и количественной оценки;
• возможности оценивать системность знаний;
• непрерывности оценки в процессе изучения учебного материала [82].
Результатом такого оценивания должна быть комплексная количе­ственно-качественная многомерная (многоаспектная) характеристика знаний, включающая теоретический и практический компонент, в том числе и си­стемность - понимание целостной структуры знаний о характеристиках изу­чаемых объектов и взаимосвязи их элементов. На сегодняшний день суще­ствует множество разнообразных методов контроля знаний, но до сих пор идет поиск способа проверки качества знаний, который позволяет оценить характеристики знаний как системы: структурность, полноту и целостность.
Вместе с тем, в педагогической теории и практике известен и достаточ­но широко применяется метод, обеспечивающий визуализацию структуры учебного материала - метод интеллект-карт (ИК). Имеется немало работ, в которых описывается использование интеллект-карт для оптимизации пред­ставления и запоминания учебного материала.
В связи с этим становится целесообразным применить метод ИК в ка­честве средства контроля знаний. При этом для создания интеллект-карт це­лесообразно использовать электронные сервисы, позволяющие легко тира­жировать и распространять карты, включать в них комментарии, графические элементы, ссылки на внешние и внутренние объекты.
Анализ научной, методической и учебной литературы позволил вы­явить следующие противоречия:
• на научно-педагогическом уровне - между необходимостью контроля качества знаний студентов, которое рассматривается как комплексная ха­рактеристика, отражающая различные стороны освоения учебного мате­риала обучаемым, и недостаточностью теоретических оснований использования для этих целей электронных интеллект-карт;
• на научно-методическом уровне - между возможностью использования электронных интеллект-карт для контроля структурной составляющей качества знаний обучаемого и построения комплексной оценки качества знаний и отсутствием соответствующей методики.
Необходимость разрешения перечисленных противоречий обусловли­вает актуальность данного исследования, а также его проблему: каким обра­зом можно использовать метод электронных интеллект-карт для комплексно­го оценивания качества знаний студентов. В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Методика использовании электронных интеллект-карт для контроля качества знаний студентов».
Объект исследования: процесс контроля качества знаний студентов.
Предмет исследования: методика использования электронных интел­лект-карт для построения комплексной оценки качества знаний студентов.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику использования электронных интеллект-карт для комплексного контроля ка­чества знаний студентов...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволя­ет заключить следующее:
1) Результаты анализа научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования доказывают актуальность построения методики использовании электронных ИК для контроля качества знаний, позволяют уточнить терминологический аппарат, определить понятие «качество знаний», выявить формы, методы и подходы к описанию контроля качества знаний.
2) Анализ литературы по теме исследования позволил выявить технологические и дидактические основы использования электронных ИК в учебном процессе, на основании выделенных требований определить и обосно­ван выбор электронных сервисов по созданию ИК: MindMeister, Mindomo, Coggle.
3) Разработанная квалиметрическая модель контроля качества знаний позволяет комплексно использовать тестирование, метод контент-анализа и метод ИК для оценки усвоения теоретического, практического компонентов и структурной составляющей качества знаний, которая устанавливается на основе анализа контрольных интеллект-карт по алгоритму, построенному на теории древовидных графов.
4) Использование разработанной методики дает возможность применения электронных ИК для контроля и оценки структурной составляющей качества знаний студентов и последующего построения его комплексной оценки.
5) Проведенная опытно-поисковая работа показала возможность и целесообразность использования электронных ИК для оценки структурной составляющей качества знаний и последующей его комплексной оценки. Разработанная методика обеспечила успешное освоение дисциплины.
Таким образом, следует считать, что гипотеза подтверждена, задачи ис­следования полностью выполнены, цель достигнута.


1. Абраменко, О.В. Интеллект-карты как средство визуализации в обучении русской грамматике иностранных студентов начального этапа обучения / О.В. Абраменко, С.Э. Надха // Наука и Школа, 2017. - №6. - С. 100-106. - Текст: непосредственный.
2. Азгальдов, Г.Г. О квалиметрии. / Г.Г. Азгальдов, Э.П. Райхман / Под. ред. А.В. Гли- чева - М.: Издательство стандартов, 1973. - 172 с. - Текст: непосредственный.
3. Асауленко, Е.В. Тестирование знаний учащихся на основе машинного анализа ментальных карт / Е.В. Асауленко // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2013. - № 4 (26). [сайт] URL: http://cyberleninka.ru/ arti- cle/n/testirovanie-znaniy-uchaschihsya-na-osnove-mashinnogo-analiza- mentalnyh-kart (дата обращения: 10.10.2019). - Текст: электронный.
4. Баум, В.В. Система зачетных единиц (кредитов) как один из инструментов признания квалификаций: учеб. пособие. / В.В. Баум, В.Н. Чистохвалов,
B. М. Филиппов. - М.: РУДН, 2008. - 166 с. - Текст: непосредственный.
5. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педаго­га)./ В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 2000. - 937 стр. - Текст: непосредственный.
6. Бершадская, Е.А. Технология обучения взрослых на основе метода интел­лект-карт / Е.А. Бершадская // Педагогический опыт: теория, методика, практика, 2015. - Т.2. - №3(4). - С. 216-223. - Текст: непосредственный.
7. Бершадский, М.Е. Теоретико-практические аспекты работы с картами ин- теллект-понятий / М.Е. Бершадский // Народное образован, 2012. - №6. -
C. 203-212. - Текст: непосредственный.
8. Бершадский, М.Е. Представление знаний учащихся в виде фреймов на ос­нове метода интеллект-карт / М.Е. Бершадский, Е.А. Бершадская // Про­фильная школа, 2015. - Т.3. - №5. - С. 49-63. - Текст: непосредственный.
9. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В.П. Беспалько - М.: Педагогика, 1989. - 192 с. - Текст: непосредственный.
10. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего об­разования в Европе. / Ред.-сост. С. Медведев, К. Пурсиайнен. - М.: РЕЦЭП, 2005. - 199 с. - Текст: непосредственный.
11. Бьюзен, Т. Научите себя думать. / Т. Бьюзен / Пер. с. англ. Ю.И. Гера- симчик. - Минск: Поппури, 2014. - 224 с. - Текст: непосредственный.
12. Бьюзен, Т. Супермышление. 4 изд./ Т. Бьюзен, Б. Бьюзен - Мн.: Попурри, 2007. - С. 54-55. - Текст: непосредственный.
13. Ваджибов, М.Д. Современные технологии обучения риторике дагестан­ской студенческой аудитории / М.Д. Ваджибов // Наука. Мысль, 2015. - Т.5. - №11. - С. 25-29. - Текст: непосредственный.
14. Ван, Юй. Концепция развивающего обучения как основа применения ак­тивных методов обучения дошкольников в России и Китае / Юй Ван // Наука и Школа, 2016 г. - № 2. - С. 84-90. - Текст: непосредственный.
15. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход./ А.А. Вербицкий - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с. - Текст: непосредственный...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ