ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 10
1.1. Проблема развития творческой активности в современной общей и
музыкальной педагогике 10
1.2. Содержание и формы музыкально-театральной деятельности в
ДОУ 20
1.3. Педагогический потенциал музыкально-театральной деятельности
в развитии творческой активности дошкольников 25
1.4. Теоретические предпосылки развития творческой активности
дошкольников в музыкально-театральной деятельности в
ДОУ 30
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ 38
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы по развитию
творческой активности дошкольников в музыкально-театральной деятельности в ДОУ 38
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию
творческой активности дошкольников в музыкально-театральной деятельности в ДОУ 59
2.3. Итоговый этап опытно-поисковой работы по развитию
творческой активности дошкольников в музыкально-театральной деятельности в ДОУ 67
Выводы по главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 112
Проблема развития творчески активной личности, способной самостоятельно творить, неординарно мыслить, изобретать, является одной из значимых в современной педагогике и остро стоит перед обществом.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость развития различных видов активности детей, а также отмечено, что содержание образования должно быть ориентировано на организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества, реализацию творческой деятельности детей. Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен на главный результат - социализацию ребенка, потребность в творчестве, развитие активности, любознательности, мотивацию в достижении успеха. Посредством развития основного компонента творческих способностей - творческой активности, можно достигнуть данной цели.
В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни детей - эмоциональной сферы, образного мышления, воображения, художественных и творческих способностей.
Психологические аспекты проблемы формирования творческой активности детей дошкольного возраста представлены в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, Д.В. Колесова, Г.А. Урунтаевой и др. Педагогические аспекты художественно-творческого развития дошкольников излагаются в трудах Н.А. Ветлугиной, А.А. Грибовской, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, О.П. Радыновой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флёриной, Н.Б. Халезовой, Т.Я. Шпикаловой и др.
Проблема развития творческой активности детей в музыкальном образовании нашла свое отражение в ряде исследований: в работах Т.А. Жданова, Г.Г. Коломиец, АЛ. Мальцева, М.А. Фадеева обосновывается актуальность творческой активности детей для развития музыкальных способностей; выявляются психологические особенности развития музыкального творчества детей в процессе активной деятельности (Е.В. Леонова, A.B. Поджарая и др.); раскрывается значимость творческой активности для культурного развития детей (В.А. Андреева, И.Е. Байтингер, Т.А. Зайцева, А.И. Карманчиков, Е.Ю. Сафонова и др.); определяется влияние индивидуальных и творческих способностей на общее развитие ребенка и активного проявления творчества в музыкальной деятельности (Е. Вержуцкая, И.В. Епанешникова, С.А. Коновалова и др.).
Но, при всем богатстве и разнообразии исследований творческого развития личности в теории и практике дошкольного образования, недостаточно представлены аспекты, связанные с развитием творческой активности в дошкольной педагогике, в процессе музыкально-театральной деятельности. Между тем, именно музыкально-театральная деятельность обладает большим педагогическим потенциалом в развитии творческой активности детей.
Однако в ходе анализа современной педагогической литературы мы выявили, что данная проблема не нашла в ней должного отражения. Все это позволило выявить следующие противоречия:
• между потребностью современного общества в личности, обладающей творческой активностью, и слабой разработанностью данной проблемы в области музыкального образования дошкольников;
• между педагогическим потенциалом музыкально-театральной деятельности в развитии творческой активности дошкольников и недостаточным методическим обеспечением данного процесса.
Актуальность и выявленные противоречия обозначили проблему настоящего исследования, суть которой заключается в поиске, теоретическом обосновании и осмыслении эффективных путей развития творческой активности дошкольников в музыкально-театральной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить методы и формы, направленные на развитие творческой активности дошкольников в музыкально-театральной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческой активности дошкольников в ДОУ.
Предмет исследования: методы и формы развития творческой активности дошкольников в музыкально-театральной деятельности в ДОУ.
Гипотеза исследования: развитие творческой активности
дошкольников в музыкально-театральной деятельности в ДОУ будет успешным, если:
• применять методы, направленные на развитие у дошкольников устойчивой мотивации, творческого воображения и эмоциональной отзывчивости дошкольников;
• использовать такие формы, как музыкальные сказки, праздники, конкурсы.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа научной литературы выявить сущность и содержание понятия «творческая активность».
2. Выявить педагогический потенциал музыкально-театральной деятельности в развитии творческой активности дошкольников.
3. Определить методы и формы, способствующие развитию творческой активности дошкольников в музыкально-театральной деятельности в ДОУ.
4. Выявить основные критерии и показатели развития творческой активности дошкольников.
5. В ходе опытно-поисковой работы проверить эффективность выявленных методов и форм, способствующих развитию творческой активности дошкольников в музыкально-театральной деятельности в ДОУ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические положения о ведущей роли деятельности как источнике развития личности (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский); теоретические положения о сущности музыкально-творческой деятельности (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.И. Петрушин, В.Г. Ражников и др.); отечественные и зарубежные концепции музыкального воспитания детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, Э.Жак-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, К. Орф, О.П. Радынова), теоретические положения о педагогическом потенциале музыкально-театральной деятельности в развитии личности (З.А. Гаврилова, Л.Л. Пилипенко, О.Н. Соколова- Набойченко).
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические (изучение и анализ научной литературы по проблеме и теме исследования, обобщение, систематизация, сравнение, сопоставление); эмпирические (опытно-поисковая работа, анкетирование, беседа, наблюдение, тестирование, методы математической и статистической обработки данных).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлена совокупность методов, обеспечивающих успешность развития творческой активности дошкольников в музыкально-театральной деятельности в ДОУ:
• методы, направленные на развитие устойчивой мотивации (метод вовлечения ребенка в активную познавательную деятельность, метод импровизации);
• методы, направленные на развитие творческого воображения (метод ассоциаций, метод моделирования ситуаций);
• методы, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости (игровой метод, метод активного слушания).
2. Определены формы, способствующие развитию творческой активности дошкольников в музыкально-театральной деятельности: музыкальные сказки, праздники, конкурсы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
дошкольников» - это интегральное качества личности, которое проявляется в творческой деятельности, стимулирующее потребность и инициативу ребенка в создании художественного продукта и включающее творческое воображение и эмоциональную отзывчивость;
• выявлен педагогический потенциал музыкально-театральной деятельности в развитии творческой активности дошкольников, который заключается в том, что данная деятельность наиболее полно охватывает личность ребенка, отвечает специфике развития его психических процессов: цельности восприятия, легкости воображения, эмоциональной отзывчивости, логического мышления, творческой активности.
Практическая значимость исследования:
• разработаны сценарии праздников («Праздник осени», «Новый год», «8 Марта»), музыкальной сказки «Кошкин дом», творческого проекта «Все о театре», направленных на развитие творческой активности дошкольников.
Базу исследования составил: МАДОУ «Детский сад № 19», пос. Кедровое Свердловской области.
Апробация основных положений исследования осуществлялась в процессе педагогической деятельности автора в качестве музыкального руководителя МАДОУ «Детский сад № 19» пос. Кедровое Свердловской области. Результаты исследования нашли отражение в научной статье «Развитие творческой активности дошкольников в музыкальнотеатрализованной деятельности», опубликованной в сборнике научных трудов «Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы» /Урал. гос. пед. ун-т; под ред. Л.В. Матвеевой. Екатеринбург, 2019.
Достоверность результатов обеспечивается соответствием содержания опытно-поисковой работы выдвинутой гипотезе и задачам исследования, применением теоретических и эмпирических методов, адекватных по содержанию задачам исследования; многолетним практическим опытом автора в качестве музыкального руководителя в ДОУ.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Теоретический анализ проблемы исследования и результаты опытнопоисковой работы позволили сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам раскрыть такие понятия, как «творчество», «творческая деятельность», «активность» и «творческая активность».
Творческая активность представляет собой интегральное качество личности, которое проявляется в творческой деятельности, стимулирующее потребность и инициативу ребенка в создании художественного продукта и включающее устойчивую мотивацию, творческое воображение и эмоциональную отзывчивость. Степень развитости творческой активности дошкольников выражается в том, как сформированы ее структурные элементы.
Раскрыли педагогический потенциал музыкально-театральной деятельности в развитии творческой активности дошкольников, который заключается в том, что данная деятельность позволяет решать большинство педагогических задач, которые касаются развития творческой активности детей дошкольников, художественно-эстетического и интеллектуального воспитания. Театрализованные представления, сказки формируют у детей богатое воображение и фантазию, вырабатывают выразительность и четкость движений и речи, улучшают зрительное восприятие и творческую самостоятельность. Данная форма работы с дошкольниками поможет удачно осуществить многочисленные задачи, направленные на развитие творческой активности. В процессе наблюдения выявлялось, что у детей начала вырабатываться самостоятельность при создании новых образов в музыкально-театральной деятельности, которые возникали вследствие словесного описания, а также они с легкостью находили средства для воплощения этого образа. В результате у детей развивается выразительность, способность более чувственно воспринимать переживания и настроения персонажей и героев художественных произведений, лучше их определять и характеризировать, а так же стимулировать с помощью мимики и жестов. У детей проявляется заинтересованность к музыкально-театральной деятельности, они начинали самостоятельно искать и подбирать способы и средства для создания нового образа на основе словесного описания. Так же немаловажно то, что дети стали более эмоционально и чувственно реагировать и откликаться на музыкальные произведения.
Определили формы и методы, которые необходимы для эффективного развития у дошкольников творческой активности в музыкально-театральной деятельности. Активно использовали методы: метод вовлечения ребенка- дошкольника в активную познавательную деятельность; метод импровизации; игровой метод; метод активного слушания; метод моделирования ситуации. Применялись такие формы, которые способствовали развитию творческой активности дошкольников в музыкально-театральной деятельности в ДОУ: музыкальный спектакль, праздники и конкурсы.
К основным показателям развитости творческой активности были отнесены:
• устойчивая мотивация (основа развития творческой активности);
• эмоциональная отзывчивость (способность к сопереживанию и сочувствию другим людям, осмыслению их внутренних состояний «вживания» в её образы, напряженность, углубленность и благополучие психологических волнений в ходе её восприятия);
• творческое воображение (когда дошкольник самостоятельно продуцирует новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности).
Доказательством эффективности разработанного комплекса методов и приемов, а также выявленных форм работы с дошкольниками, является высокий уровень показателей развитости творческой активности в процессе музыкально-театральной деятельности на итоговом этапе. В результате формирующего обучения произошли не только количественные, но и качественные изменения в музыкальном развитии детей исследуемой группы.
В результате исследования решены все поставленные задачи и подтверждена выдвинутая гипотеза.
Таким образом, можно сделать вывод, что музыкально-театральная деятельность эффективно развивает творческую активность, однако вопрос о развитии творческой активности у детей дошкольного возраста остается актуальными и требует дальнейшего изучения.
1. Акулова О. Театрализованные игры / О. Акулова. Дошкольное воспитание, 2005. 32 с.
2. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж : НП "МОДЕК", 1998. 352 с.
3. Антипина Е. А. Театрализованные представления в детском саду: теория и практика / Е.А. Антипина. М. : Сфера, 2009. 128 с.
4. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : Просвещение, 1991. 124 с.
5. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000. 774 с.
6. Безрукова В. С. Педагогика: учебник / В. С. Безрукова. Екатеринбург : СИПИ, 1994. 340 с.
7. Березина В. Г. Детство творческой личности. СПб. : издательство Буковского, 1994. 60 с.
8. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. М. : Знание, 1981. 96 с.
9. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. Ульяновск, ИПКПРО, 2013. 213 с.
10. Бурно М. Л. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 364 с.
11. Венгер Н. А. Путь к развитию детского творчества /Дошкольное воспитание. 1983. 32 с.
12. Ветлугина H. A. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1968. 415 с.
13. Ветлугина Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н.А. Ветлугиной. М. : Педагогика, 1980. 280 с.
14. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. М. : 2009. 24 с.
15. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк /Л.С. Выготский. М. : Просвещение, 1991. 216 с...